Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнейшие государственно-политические объединения.

В III – начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные пока народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации. Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро и Хараппа) и, очевидно, переживали время социального расслоения и формирования надобщинных властных структур. Процесс их дальнейшего развития прервался в средине II тыс. до.н.э., и последующее государственное развитие Древней Индии будет проходить на другой культурной и даже этнической основе.

С середины II тыс. до н. э. на территорию Северной Индии началось вторжение индоарийских племен (из нагорий Ирана и Прикаспия); с ними в Индию приходит другая культура, названная по основному памятнику религии и фольклора индоариев «Ригведы» - ведийской. Ведийское общество во время освоения Индии стояло накануне формирования в нем протогосударств. Население объединялось по большим патриархальным семьям. Ведийское общество подошло и к стадии подчинения общему правителю нескольких племен. Его звали раджа. Главной функцией раджи была защита подданных. Для этого, по ведийским легендам, и избирали первых царей. Усиление власти царя постепенно приводило к сокращению влияния собраний, они превращаются в сходки знати и в судебные органы. Дружина племени становится постоянным войском во главе с сенапати (армия, особенно колесницы, играла особую роль в завоевании ариев). Власть царей к расцвету ведийской культуры становится уже не избираемой, а наследственной. В зависимости от соотношения влияния раджи и племенных собраний первые государства становились то монархиями, то республиками.

В середине VI в. известно до 16 протогосударств – «великих стран», центром которых постепенно становится г. Магадха. К IV в. до н. э. эти образования объединяются в подобие державы с организацией, типичной для раннего государства. С VI в. до н. э. в культуре индоариев распространяется буддизм, который много способствовал политической централизации и распространению новых представлений об отношении к власти и правителям. В правление династии Нандов магадхская держава отразила поход на Индию Александра Македонского, выставив устрашающих размеров армию. С конца IV в. до н. э. в Магадхе воцаряется новая династия Маурьев, которые распространяют свою власть на значительную часть Индостана и при которых государство превращается в централизованную монархию, известную своим могуществом далеко за пределами Индии. Но уже наследники Ашоки не смогли сохранить единство ранней державы, потеряли власть. Во II в. до н. э. Северная Индия пережила новое вторжение греко-бактрийцев – завоевание способствовало быстрой децентрализации. В конце I в. до н. э. прежняя держава Маурьев распалась на десятки небольших княжеств.

 

Отношения с соседями.
На протяжении IV века до н. э. Индия установила тесные связи с Западной Азией. Походы Александра Великого и Селевка, за которыми последовало учреждение греческого представительства в Патали-путре, открыли путь для миссионерской деятельности Ашоки в Западной Азии, Северной Африке и Юго-Восточной Европе. Бактрийские греки принесли эллинизм в Индию и сами подчинились индийскому влиянию в области религии и культуры. Рим оказывал влияние на Индию в век Кушанов; около 26 года до н. э. правитель Пандьев направил миссию к Августу. В I веке н. э. автор дал яркое описание торговых отношений между Индией и западными странами. В те времена на некоторых островах Аравийского моря, включая Сокотру, находились поселения индийских купцов. Когда принявшие ислам арабы утвердили свое политическое господство, они стали вести активную торговлю с Индией. После завоевания Синда они многое заимствовали у индийской науки и культуры, а также у индийской медицины; десятичная система в арифметике была перенесена ими из Индии в Европу. Буддизм, равно как и индийская культура, сохранился в Центральной Азии вплоть до периода Сюань Цзана. Монголы, подходившие к юго-восточным границам Индии в XIII веке, исповедовали буддизм в видоизмененной форме. Быстрое развитие буддизма в Китае началось около середины V века. Многие китайские ученые и ревностные буддисты отправлялись в Индию – как по суше, так и по морю – для того, чтобы собирать буддийские рукописи и изображения, а также для изучения буддизма у индийских учителей. Индийские ученые также отправлялись в Китай в качестве миссионеров и помогали своим китайским единоверцам разбирать и переводить индийские тексты. Между Индией и Китаем было постоянное сообщение морским путем. Существовала также политическая связь между этими странами.
Буддизм был введен в Тибете в VII. Также был введён индийский алфавит, применявшийся в Хотане. Так началась новая эра в истории культуры Тибета. Правители династии Палов в Бенгалии поддерживали тесные дружественные отношения с Тибетом. Примерно за тысячу лет до установления власти таев страна в значительной мере была населена индийскими поселенцами. Однако индийские религиозные и священные тексты, равно как и язык и литература, оказали самое значительное влияние на раннюю цивилизацию Таиланда. Правители и народ обоих этих государств были буддистами, и их священным языком был пали. Искусство Сиама вдохновлялось индийскими идеями и техникой.

Вопрос 6. Культурное и религиозное развитие данного общества. Наивысшие достижения в области жизни и искусства.

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях -- литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений.
Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».
Третью важную черту индийской культуры составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги.
Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность.

Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной.

Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».
Веды составляют основу всей последующей духовной культуры Индии: теологии, философии и науки. Они содержат сведения о всех сторонах жизни древних индийцев.

 

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа.
Главным религиозным течением был индуизм. Корни этой религии уходят в глубокую древность. В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма -это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов,деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли сложившейся в I веке нашей эры.

Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни к 40 годам достиг просветления и стал называться Буддой. Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии. Появление буддизма было обусловлено объективными социальными процессами и подготовлено идейно. Буддизм не был порожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду форма религиозного поведения, углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией.

Наивысшие достижения в области жизни и искусства.
Искусство Древней Индии в своем развитии было связано с другими художественными культурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. В изобразительных искусствах и архитектуре Индии (особенно в первые века н.э.) проявились черты связи с искусством Древней Греции, а также с искусством стран Средней Азии; последние в свою очередь восприняли многие достижения индийской культуры. Первые известные нам произведения индийского искусства относятся к периоду неолита. Археологические находки, сделанные в долине Инда, открыли древнейшие культуры, восходящие к 2500 - 1500 гг. до н.э.; важнейшая из них обнаружена в поселениях Мохенджо-Даро (в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) и относится к бронзовому веку. Общество этого времени находилось на уровне раннеклассовых отношений. Найденные памятники свидетельствуют о развитии ремесленного производства, наличии письменности, а также и о торговых отношениях с другими странами. Большим разнообразием отличаются найденные в Мохенджо-Даро керамические изделия. Блестящие лощеные сосуды покрывались орнаментом, в котором сочетались животные и растительные мотивы: условно выполненные изображения птиц, рыб, змей, коз и антилоп среди растений. Обычно роспись наносилась черной краской по красному фону. Многоцветная керамика встречалась реже.
Брахманы занимались визуальными искусствами. Они проектировали храмы, создавали живописные и скульптурные изображения богов. Это привлекает внимание не только благочестивых индийцев, но и всех, кто приезжает в Индию и знакомится с несравненными по красоте дворцами и храмами.

Весь мир знает гигантские статуи Будды возле храмов и изображения пророка, выбитые в скалах. Кроме того, у индусов большим почетом пользуются статуэтки различных воплощений Вишну, которые они расставляют в своих домах и алтарях. Однако четкого понятия скульптуры как искусства, лишенного религиозной направленности, потомки ариев не имеют.
Изобразительное искусство Древней Индии дошло до нас благодаря пещерам-монастырям. Местные жители никогда не пользовались холстом и бумагой для живописи, избирая для этого каменные стены. Основой его были притчевые истории из буддийской и индуисткой мифологии.

Жизнь в Древней Индии была настоящим испытанием смиренности духа. Дело в том, что те самые арийские «Веды» создали уникальное правило социального распределения благ и прав внутри культуры. Эта система получила название кастовой. Всего в этом делении присутствует четыре группы.
К первой и наиболее почитаемой группе относятся жрецы. Вторыми по важности становились воины.К третьей группе относились простые люди. К четвертой группе относились рабы и военнопленные, которые были в каждом древнем государстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...