Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 19. Особенности психологических методов управления




Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования относят:
> формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников;
> комфортный психологический климат в коллективе;
> формирование личной мотивации людей исходя из философии предприятия;
> минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
> разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;
> рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования
> формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников. Рассмотрим, чем отличается психологическая структура управленческой деятельности, в чем ее особенности. В общем виде эта структура выглядит следующим образом:

цель => мотив => задача => действия (делегирование) => контроль => результат => рефлексия.
Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.
Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива. Психология является экспериментальной наукой, изучающей отношения психических процессов в жизни человека. В центре внимания психоанализа психические процессы и мотивации влечений человека, прежде всего душевных и сексуальных. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата. Психотерапия изучает способы психического воздействия словом, поступками, обстановкой на человека с определенными расстройствами психики с целью лечения. Такие способы, как самовнушение (аутогенная тренировка), внушение (гипноз), медитация постепенно входят в практику управления.
Социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.

Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга, предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека.

Способы психологического воздействия относят к числу важнейших психологических методов управления.
Эффект психологического воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение.

1.Заражение — это самый древний механизм воздействия. Представляет передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.).

2.Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Основано, главным образом, на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Люди с мало сбалансированными установками сильнее.

3.Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.

4.Подражание является способом воздействия на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства.

5.Вовлечение является психологическим приемом, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса.

6.Побуждение — позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника на предприятии.

7.Принуждение — крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют выполнять определенную работу.

8.Осуждение — прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны.

9.Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом.

10.Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия: принуждения и убеждения.
11.Плацебо — это пример поведения авторитетного лица, когда работникам с легкостью демонстрируют какие-либо действия, превозмогая боль, чрезмерную усталость, страх высоты и т. п. Эффект плацебо удерживается лишь до первой неудачи.
12.Порицание обладает убеждающей силой только в условиях, когда собеседник идентифицирует себя с руководителем: «он один из нас».
Командование применяется тогда, когда требуется быстрое и точное исполнение без каких бы то ни было критических реакций.
13.Обманутое ожидание эффективно в ситуации напряженного ожидания. Предшествующие события должны сформировать у собеседника строго направленный ход мыслей. Собеседник оказывается в растерянности и без возражений воспринимает предлагаемую ему идею.
14.«Взрыв» — прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний.
15.Метод Сократа основан на стремлении оградить собеседника от того, чтобы тот сказал «нет».
16.Намек — прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии и аналогии,он апеллирует не к сознанию, а к эмоциям.
17,18.Комплимент, Похвала, нередко смешивают с лестью. Лесть приятна далеко не каждому, хотя часто люди не отмахиваются от нее. Комплимент никого не обижает, он всех возвышает.
19.Просьба руководителя является эффективным методом руководства, т.к. воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважение к его личности.
20.Совет — психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения.

Степень эффективности воздействия информации на установки человека зависит и от параметра первичности-вторичности информации (первая поступившая информация о каком-либо новом событии, факте воспринимается легче, доверчивее, без влияния предыдущих предубеждений, но информация о каком-либо давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может перечеркнуть имеющееся ранее отношение к этому человеку)


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...