Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как проявляется кризис дошкольного детства?

Вопросы к статье Е.О. Смирновой «Современная детская субкультура»

· Назовите противоречия и парадоксы социокультурной ситуации современного детства.

· Как выше обозначенные тенденции отражаются на особенностях развития современных детей?

· Какие причины данных тревожных явлений называет автор?

Какие новообразования дошкольного возраста возникают именно в ролевой игре?

4. Ниже приводятся данные лонгитюдного исследования о свя­зи типа родительско-детских отношений и уровня социальной приспособленности этих детей, когда они стали взрослыми. Приведите примеры теорий детского развития, которые согласу­ются с этими эмпирическими фактами.

«Кэрол Франц, Дэвид Мак-Клелланд и Джоэл Вайнбергер про­вели исследование, продолжающее исследование Сирса, Маккоби и Левина, начатое в 1951 году и посвященное практике воспитания детей (в нем участвовали 379 матерей, живших в окрестностях Бостона и имевших пятилетних детей). В этом исследовании, охватившем тридцать шесть лет (1951 —1987), анализировалось “долговременное воздействие тепла, подаренного родителями, на со­циальные навыки взрослого человека”; авторы пришли к понима­нию гой роли, которую матери и отцы могут играть в благополучии и жизнестойкости своих детей; согласно результатам исследования, это влияние сохраняется на протяжении взрослой жизни.

Из 379 пятилетних детей, составлявших исходную выборку, во втором исследовании участвовали 94 человека, достигших к этому моменту возраста 41 года. Объединив результаты этого исследования с интервью, проводившимися в течение тридцати­шестилетнего периода, исследователи пришли к выводу: если хотя бы один из родителей проявлял к ребенку, когда ему было пять лет, эмоционально теплое отношение (посредством объятий, поцелуев, держания за руку, прижимания к себе), то дети демонстрировали более высокое самоуважение в двенадцать лет, лучшее умение со­трудничать с другими людьми в двадцать три года и более высокие социальные достижения в сорок один год. Отличие детей, у которых были эмоционально теплые мать или отец, от тех, у кого их не было, проявлялось в середине жизни в их способности “поддерживать длительные и относительно счастливые браки, воспитывать детей и иметь друзей за пределами своей семьи”. В противоположность этому холодность родителей ассоциировалась в этом исследовании с пятилетними детьми, для которых были характерны “проблемы с едой, энурез, большая агрессивность и более медленное разви­тие сознания”. Вопреки тому, что предсказывалось некоторыми исследователями, связь гармонии во взаимоотношениях между родителями с социальными достижениями их детей во взрослом возрасте обнаружена не была.

5. Какие способности ребенка описывает Монтессори? Как вы понимаете мысль автора о том, что интеллект «начинает свое шествие вперед, прежде чем маленькие ножки ребенка сделают первые шаги»? Какие психические функции дошкольников на­ходятся в сензитивном периоде своего развития?

«Известно также, что мы считаем чувственные впечатления основополагающими. Различие между устаревшими представления­ми о пассивности ребенка и истинными обстоятельствами состоит, тем не менее, во внутренней восприимчивости ребенка. Длительные, протекающие почти до пяти лет сензитивные периоды наделяют детей по-настоящему чудесной способностью овладевать окружаю­щим миром. Ребенок — активный наблюдатель, посредством своих чувств он впитывает впечатления извне.

Будучи активным существом, ребенок шагает вперед в абсолют­ном одиночестве. Центром, вокруг которого сензитивные периоды ребенка разворачивают свое внутреннее воздействие, является разум. Интеллект зарождается и разворачивается в ребенке как естественная творческая функция. Ребенок растет и питается под влиянием чувственных впечатлений, которые он заимствует из окружающего мира.

Первоначальная энергия ребенка — это непреодолимая сила. Картины из окружения ребенка упорядочиваются и служат разуму, который жадно и ненасытно впитывает их. Мы всегда можем на­блюдать, как ребенка активно притягивают свет, краски и звуки и какое он видит в этом наслаждение. Но хотелось бы обратить ваше внимание на внутренний процесс, а значит, на роль разума как фундамента мышления, который пребывает еще в зачаточном состоянии. Не следует говорить о том, какое восхищение это должно в нас вызвать. В то время, когда ребенок делает первый шаг, начиная с нуля, в нем проявляется великое дарование, на котором основано превосходство человеческого рода над природой, — его интеллект. Он начинает свое шествие вперед, прежде чем маленькие ножки ребенка сделают первые шаги, а его тело движение».

6. Как изменяются сообщения ребенка о себе на протяжении дошкольного возраста и почему это происходит?

Разговор трех-четырехлетних детей:

— Я домик для куклы строю.

— А я кубики на стройку вожу, дж-дж-дж...

— А у меня вон какой домик вышел, смотри!

— Это моя кукла!

— А у меня сегодня новые тапочки...

Разговор четырех-пятилетних детей:

— А я у себя порядок навожу.

— Я буквы умею писать.

— Вот что я сам сделал.

— Смотри, как надо писать.

— Надо куклу одевать вот так, как я.

Разговор старших дошкольников:

— Я с мамой в цирке был и живого медведя видел.

— А я мультик смотрел про кота Матроскина'

— Я летом в деревню поеду...

- Вырасту — буду солдатом или милиционером.

 

Почему дошкольный возраст называют возрастом первого рождения личности?

Как проявляется кризис дошкольного детства?

9. Какие симптомы кризиса семи лет описываются в приведенных ниже отрывках? Приведите примеры поведения ребенка в период кризиса семи лет. В чем основное отличие данного возрастного кризиса от других кризисов детского развития?

«Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребенок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем из­менения, которые наблюдаются при кризисе трех лет. Было бы очень долго перечислять всю симптоматику рассматриваемого кризиса, настолько она многообразна. Достаточно указать на общее впечат-ление, которое обычно передают исследователи и наблюдатели. Поясню на двух чертах, с которыми часто приходится сталкиваться почти у всех семилеток, особенно имеющих трудное детство и в сгу­щенном виде переживающих кризис. Ребенок начинает манерни­чать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шуга. Ребенок и до 7 лет может паясничать, но никто не скажет о нем того, что я сейчас говорил. Почему бросается в глаза такое немо­тивированное паясничанье? Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, он просто забавляется. Но когда ребенок входит изломанной походкой в комнату, говорит пискля­вым голосом — это не мотивировано, это бросается в глаза. Никто не станет удивляться, если ребенок дошкольного возраста говорит глупости, шутит, играет, но если ребенок строит из себя шута и этим вызывает осуждение, а не смех, это производит впечатление немо­тивированного поведения. <...>

Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обоб­щенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к семи годам воз­никает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Есть типические формы трудновоспитуемости, которые в дошкольном возрасте еще не могут встретиться. Сюда относятся конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия. По сути дела там, где возможно это внутреннее раздвоение пере­живаний, где впервые ребенок понимает свои переживания, где воз­никает внутреннее отношение, там и совершается такое изменение переживаний, без которого школьный возраст был бы невозможен. Сказать, что в кризисе семи лет дошкольные переживания изменя­ются на школьные, — значит сказать, что возникло новое единство средовых и личностных моментов, которые делают возможным новый этап развития — школьный возраст»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...