Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 5. Русская азбука, русская икона, русский храм.




План занятия

  1. Создатели славянской азбуки
  2. Устав, полуустав, скоропись
  3. Введение гражданского алфавита и переход к современному письму
  4. Истоки древнерусской живописи
  5. Становление русской иконописной школы
  6. Современная иконопись
  7. Начало русского храмового зодчества
  8. Русские архитектурные стили

Литература для подготовки

  1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Изобразительное искусства, 1978.
  2. Балакина Т.И. История русской культуры. М, 1995.
  3. Голицын С.М. Сказание о белых камнях. Повесть. М: Молодая гвардия, 1969.
  4. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.
  5. Карпушина С.В., Карпушин В.А. мировая художественная культура 10 класс. М., 2002.
  6. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Книга для учащихся и студентов. М.: Просвещение, 1994.
  7. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., Просвещение, 1974.
  8. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре. М.: ВЛАДОС, 1995.
  9. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М.: Вече, 2000.
  10. Смирнов А.Н. Древние славяне. М., 1990.
  11. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. / Журнал московской патриархии № 8 1987.
  12. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М.: Издательство Российского открытого ун – та, 1995.
  13. Шелов Д.Б. Славяне. Заря цивилизации. М., 1972.
  14. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта, 1999.

Вопросы для проверки

1. Кто создал славянскую азбуку?

2. Чем кириллица отличается от глаголицы?

3. Когда и кем был введен гражданский алфавит?

4. Что в древности служило материалом для письма?

5. Чем писали древние летописцы, ученики, писари и дьяки?

6. Из чего изготавливались в древности чернила?

7. Когда в России появились металлические перья?

8. Что такое икона? Чем она отличается от мозаики и фрески?

9. Что служило основой для изображения?

10. Из чего изготовлялись краски?

11. Что такое «грунтование»?

12. Что предпринималось для наилучшего сохранения изображения?

13. Какие вы знаете сюжеты древнерусской живописи?

14. Как происходило обучение учеников-иконописцев?

15. Что явилось образцом храма для русских зодчих?

16. Где находится и как называется главный храм России?

17. Из каких материалов сооружался русский храм?

18. Каково внутреннее устройство и убранство православного храма?

19. Какие вы знаете стили русского храмового зодчества?

20. Какая церковь считается самой красивой на Руси и в России?

Задания для закрепления изученного материала

1. Найдите в указанной литературе образцы кириллица, глаголицы, устава, полуустава, скорописи и гражданского алфавита. Проследите процесс изменения и упрощения письма, сокращения устаревших знаков.

2. Пользуясь найденными образцами, попытайтесь прочитать приведенные в учебнике образцы древнерусских грамот и берестяные надписи.

3. Попытайтесь разобраться, что такое минеральные краски – темпера. Сведите полученные знания в таблицу, где напротив каждого основного цвета напишите минералы, из которых они изготавливаются, а также новые названия их – кармин, картуш, лазурь, кадмий, кобальт и т.д.

4. Разберитесь и установите, как происходило обучение юного иконописца. Используйте для этого художественную литературу, а также собственный опыт, вынесенный из стен школы, кружка рисования или изостудии. Проверьте себя, внимательно просмотрев художественный фильм А.Тарковского «Андрей Рублев»

5. Воспользуйтесь дополнительной литературой и наработанным материалом и подготовьте сообщение на тему: «Икона Богоматери Владимирской – чудотворная спасительница Земли Русской».

6. Воспользуйтесь дополнительной литературой и наработанным материалом и подготовьте сообщение на тему: «Творчество Андрея Рублева – вершина русской религиозной живописи».

7. Пользуясь указанной литературой, опишите процесс изготовления строительного кирпича для храмов, подготовки строительного камня, сооружения клетей и стен, возведения куполов и украшений.

8. Воспользуйтесь дополнительной литературой и наработанным материалом и подготовьте сообщение на тему: «Успенский собор в Московском Кремле – главная святыня Земли Русской».

Семинар 6. Церковный раскол. Староверы.

План занятия

1. Реформы патриарха Никона

2. Церковный раскол

3. Ревнители древнего благочестия

4. Современное состояние старообрядчества

Литература для подготовки

1. Богданов АП. Перо и крест, Русские писатели под церковным судом. М., 1990.

2. Богданов Н.С. Никониане. Наука и религия. 1994. № 11.

3. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси 17 – 18 вв. М.: Издательство МГУ, 1988.

4. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. М.: Политиздат, 1989.

5. Гиббенет. Историческое исследование дела патриарха Никона. 2т. Санкт – Петербург, 1882 – 1884.

6. Ершова О.П. документы по истории старообрядчества. М., 1993.

7. Каптырев. Патриарх Никон и его противники в деле направления церковных обрядов. Изд. 2-е, Сергиев Посад, 19133.

8. Костомаров Н.И. Раскол. М., 1995.

9. Лихачев Д.С. Предварительные итоги тысячелетнего опыта // Огонек. 1988. № 10

10. Лихачев Д.С. Прошлое – к будущему. Л., 1985.

11. Мяло К. Оборванная нить. Крестьянская культура и культурная революция // Новый мир. 1988. № 8.

12. Накамура Е. Романовка – поселок староверов в Маньчжурии (1936 – 1945) / Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск: Наука, 1992.

13. Николаевский. Жизнь патриарха Никона в ссылке. Санкт – Петербург, 1886.

14. Очерки русской культуры 17 века. Ч. 2., М., 1979.

15. Распутин В.Г. Смысл давнего прошлого. \\ Россия древняя и вечная. Иркутск, 1992.

16. Русское православие: вехи истории. Щапов Я.Н., Волков М.Я.. и др.М.: Политиздат, 1989.

17. Савельев Л. Записки по русской философии. \\ Москва, № 5 1993.

18. Субботин. Дело патриарха Никона.

19. Флоровский Г. Пути русского богословия. 3 –е изд. Париж, 1982.

20. Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970.

Вопросы для проверки

1. Чем были вызваны реформы церкви в 17 веке?

2. Какую цель преследовал патриарх Никон и чего он добивался от царя?

3. Чего с помощью реформы хотел добиться государь Алексей Михайлович?

4. Почему русское верующее общество так отреагировало на реформу церкви?

5. Чего хотели «ревнители древнего благочестия»?

6. Кого представлял протопоп Аввакум?

7. Чего хотел от реформы церкви простой народ, бедные верующие люди?

8. Что такое собственно «Раскол» и в чем его историческое значение?

9. Как относились друг к другу раскольники и государство?

10. Какие последствия имел раскол в русском обществе?

11. Чем характеризуется современное состояние старообрядчества?

Задание для закрепления изученного материала

1. На основании изученной литературы охарактеризуйте состояние православной церкви перед реформами.

2. Сформулируйте весь комплекс нововведений патриарха Никона

3. Проанализируйте сословный состав раскольников.

4. Охарактеризуйте современное состояния раскола.

5. Просмотрите фильм «Староверы» и найдите в нем максимум ответов на вышеперечисленные вопросы.

Семинар 7. Казачество.

План занятия

1. Исторические условия зарождения казачества

2. Возникновение казачества

3. Становление и развитие казачьего войска

4. Казачество в эпоху революций и в гражданской войне

5. Историческая роль казачества

6. Современное состояние казачества

Литература для подготовки

1. Воскобойников Г.Л. Казачество в первой мировой войне 1914 – 1918 гг. М., 1994.

2. Галушко Ю. Казачьи войска России. Краткий историко – хронологический справочник казачьих войск до 1914 года. Москва. Информ. – издат. «Русский мир» 1993.

3. Жигунова МА., ЗолотоваТ.Н. Характерные черты праздничной культуры сибирских казаков // Русский вопрос: история и современность; сб. научн. Трудов/ Под ред. В.М. Бельдиян – Омск: ОмГПУ, 2000.

4. Зуев А.С. Русское казачество Забайкалья во второй четверти 18 – первой половине Х1Х века – Новосибирск: ИНФОЛИО – Пресс, 2000.

5. Ивонин И.Р. Городовое казачество Западной Сибири в 18 – первой четверти Х1Х в. – Барнаул: Наука, 2000.

6. История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1995.

7. Казин Х.В. Казачьи войска. СПб. 1912.

8. Мухин А. Прибыловский В. Казачье движение в России и странах ближнего зарубежья (1988 – 1994). М., 1994.

9. Путинцев Н.Г. Хронологический перечень событий из истории Сибирского казачьего войска. Омск, 1991.

10. Хорошкин М.П. Казачьи войска. Опыт военно–статистического описания. СПб., 1881.

Вопросы для проверки

1. Когда и при каких обстоятельствах появились первые казаки?

2. Кто по своему составу и социальному происхождению были первые казаки?

3. В каких исторических условиях происходило становление казачества?

4. Где появились первые казачьи поселения?

5. Что означает «Дикое поле»? Где оно находится?

6. Где находилась Запорожская Сечь?

7. Откуда взялись на Дону украинские и белорусские казаки?

8. Кто привлек казаков на государственную службу?

9. Когда казачество окончательно превратилось в замкнутую служилую корпорацию?

10. Какова роль казачества в открытии и освоении новых земель?

11. Почему рядовые казаки и их дети поначалу стремились из служилого сословия?

12. Почему верхушка казачества в свою очередь не стремилась выйти и дорожила положением служилого человека?

13. Что следует понимать под «казенной надобностью»?

14. Как вы можете охарактеризовать отношения между казачеством и самодержавным государством?

15. Какие вы знаете казачьи войска?

16. Как и для какой надобности было создано Сибирское казачье войско?

17. Какие существовали источники пополнения сибирского казачества?

18. Чем характеризуется современное состояние казачества?

Задания для закрепления изученного материала

1. Объясните, почему самодержавное государство вынуждено было воспользоваться таким беспокойным и ненадежным элементом как казачество.

2. Подготовьте сообщение на тему: «Основание казачьего поселения».

3. Определите, исходя из прочитанной литературы, основные мирные занятия казачества и дайте им экономическую оценку.

4. Попытайтесь охарактеризовать и систематизировать весь комплекс взаимоотношений служилого казачества и российского самодержавного государства.

5. Просмотрите художественные фильмы «Дикое поле» и «Казачья быль». Ответьте, по мере возможности, на следующие вопросы:

А) Где жили казаки? (Необходимо дать исторический термин, а не географический пункт или место на карте).

Б) Как относилась к ним Москва?

В) Какая существует главная отличительная черта в характере казаков?

Г) Что требовали при принятии в казаки?

Д) Казаки – это нация или нет?

Е) Для чего царь Иван Грозный просил их пойти на Казань?

Ж)Были ли у казаков семьи?

З) Что такое «побратимство»?

И) Как становятся атаманом?

К) Почему у них так много татарских фамилий?

Семинар 8. Купечество.

План занятия

1. Зарождение и развитие купеческого сословия

2. Становление предпринимательства

3. Появление гильдий.

4. Появление купеческих династий. Первые купцы - капиталисты

5. Быт купечества

6. Перспективы развития купечества

Литература для подготовки

1. Большая советская энциклопедия. Т. 14. - Москва: Советская энциклопедия, 1973.

2. История Европы. Т. № - От средневековья к новому времени. Москва: «Наука», 1993.

3. Карамзин Н.М. Предания веков. Москва: Правда, 198.

4. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. Москва: Терра, 1996.

5. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск, 1994 – 1996.

6. Предприниматели и предпринимательство в Сибири (18 – начало Х1Х вв.). Барнаул, 1995

7. Резун Д.Я. Сибирское купечество (60 – е гг. 18 – начало Х1Х в.) // ЭКО: экономика и организация производства. №3 1993.

8. Скубневский В.А. Барнаул купеческий // Алтай. №4 1994

9. Скубневский В.А. Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Предприниматели Алтая.1861 – 1917 гг.: Энциклопедия. Барнаул, 1996

10. Торговля и купечество в Енисейской губернии. Вып.. (17 – первая половина Х1Х в.). Красноярск, 1999.

Вопросы для проверки

1. В чем особенности торгово–ремесленных занятий населения Сибири и, в особенности, Приенисейского края в отличие от Урала и Москвы?

2. Какие товары вывозились из России?

3. Какие товары ввозились в Россию с Запада и какие с Востока?

4. Что означает исторический термин «гости»?

5. Какие товары объявлялись «заповедными»?

6. Кто первым из европейских стран начал торговлю с Россией?

7. Являлся ли повышенный удельный вес торгово – ремесленных сословий проявлением капиталистических отношений?

8. Почему возникали социальные конфликты между представителями труда и капитала? Какие признаки «дикого капитализма проявлялись в Сибири?

9. На какие гильдии делилось купечество? Что такое «имущественный ценз»?

10. Как вы считаете, являлось ли купечество привилегированным неподатным сословием?

11. Что такое «винный откуп»? Откуда произошла так называемая «откупная система»?

12. Почему поначалу купечество было столь немногочисленным?

13. Какие вы знаете известные фамилии? Какие здания они построили в столицах?

14. Какие центры товарного обращения Европейской России вы знаете?

15. Почему основная масса товаров проходил не через ярмарочную торговлю, а через городские и сельские лавки, а также развозную и разносную торговлю?

16. Как сказалось на торговле в России проведение железной дороги?

Задания для закрепления изученного материала

1. Охарактеризуйте историческую роль купечества в деле освоения и социально – экономического развития России.

2. Пользуясь литературой, нанесите на карту важнейшие торговые пути России.

3. На основании изучения представленной литературы дайте оценку благотворительной и меценатской деятельности столичного купечества.

4. На основании изученной литература раскройте понятия: «монопольный характер крупной оптовой торговли», режим «порто – франко», «торговля в кредит на кабально – ростовщических условиях под высокие проценты».

5. Охарактеризуйте внешнеторговую деятельность купечества в XVIII – XIX вв.

6. Как сказалось на деятельности купечества появление банков?

7. Чем, по-вашему, объясняется общая неразвитость государственной банковско–кредитной системы в Сибири: умышленной политикой государства, происками финансового капитала из Европейской России или отсталостью сибирской буржуазии.

Семинар 9. В.И. Ленин

План занятия

1. Детство, юность, годы учения

2. Знакомство с марксизмом и начало революционной деятельности

3. Годы эмиграции

4. Революция и гражданская война

5. Последние годы жизни

6. Судьба ленинского учения

Литература для подготовки

  1. Авторханов А. Ленин в судьбах России // «Новый мир», 1991, №1.
  2. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективные заметки об итории советского общества, М.: «Политиздат».
  3. Владимир Ильич Ленин. Под рук. П.П.Поспелова. М.: «Политиздат», 1964.
  4. Волобуев П.В. Политические деятели России (биографический словарь – справочник). М., 1999.
  5. Волкогонов Д.А. Ленин. – Политический портрет. В 2-х книгах. М.: Издательство «Новости», 1994.
  6. Гречко С.Е. Ленин: человек – мыслитель – революционер. М.: «Прогресс», 1990.
  7. Карр Э. История Советской России. М., «Прогресс», 1990.
  8. Мясников А.Л. Страницы истории Советского общества. Л.: «Смарт», 1993.
  9. Плимак Е.Г. Воспоминания о В.И.Ленине. М.: «Политиздат», 1988.
  10. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997.
  11. Щукин А.Н. «Знаменитые Россияне» (биографический словарь – справочник). М., 1999.

Вопросы для проверки

1. Каково социальное происхождение Ленина?

2. Кто оказал решающее влияние на формирование его личности?

3. Как вы можете охарактеризовать и оценить его способности?

4. Где и когда Ленин познакомился с марксизмом?

5. В чем Ленин разошелся с Плехановым?

6. Что такое большевики и меньшевики?

7. Каким образом Ленин предполагал создать партию нового типа?

8. Какую роль сыграл Ленин в первой русской революции 1905 – 1907 гг.?

9. Чем занимался Ленин во второй эмиграции?

10. Как можно охарактеризовать отношения Ленина и Троцкого?

11. Почему Ленин был убежден в неизбежности в России социалистической революции?

12. Как Ленин рассчитывал придти к власти?

13. Почему Ленин так категорически настаивал на заключении Брестского мира с Германией?

14. Как отнесся Ленин к захвату земли крестьянами в революционные годы?

15. В чем Ленин видел залог победы в гражданской войне?

16. Почему Ленин придавал столь большое значение наступлению на Польшу в 1920 г.?

17. Для чего Ленин предложил создать Дальневосточную республику?

18. Почему Ленин настоял на немедленном прекращении политики «военного коммунизма»?

19. Почему Ленин в конце концов пришел к выводу, что НЭП – это «всерьез и надолго»?

20. Почему Ленин был против Сталина как преемника на посту главы партии и государства?

Задания для закрепления изученного материала

1. Пользуясь учебной и дополнительной литературой, проследите процесс проникновения марксизма в Россию. Установите имена первых русских марксистов.

2. Пользуясь первоисточниками и учебной литературой, выведите и раскройте основные положения классического марксизма, в первую очередь – теорию социальной революции.

3. На основе изученной литературы раскройте понятие «харизматический вождь».

4. Пользуясь предоставленной литературой, разберитесь в ленинском понимании марксизма, постарайтесь понять, как Ленин применил марксистское учение к российской действительности.

5. На основе изученной литературы проследите путь большевиков к власти, обоснуйте неизбежность их победы.

6. Разобравшись в литературе, объясните, почему большевики победили в гражданской войне, докажите, что их победа была исторически обоснована.

Семинар 10. Л.Д.Троцкий

План занятия

  1. Детство, юность, годы учения
  2. Знакомство с марксизмом и начало революционной деятельности
  3. Годы эмиграции
  4. Революция и гражданская война
  5. Жизнь в изгнании
  6. Современное состояние троцкизма

Литература для подготовки

  1. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективные заметки об итории советского общества, М.: «Политиздат».
  2. Валентинов Н.В. Наследники Ленина / Ред – сост. Ю.Фельштинский. М: Терра,1991.
  3. Васецкий Н.М. Троцкий. Опыт политической биографии. М., 1992.
  4. Волкогонов Д.А. Троцкий. – Политический портрет. В 2-х книгах. М.: Издательство «Новости», 1992.
  5. Дойчер И. Троцкий в изгнании. Пер. с английского. М.: Политиздат, 1991.
  6. Исторические портреты / В.А.Артемов, Н.А.Васецкий, В.Л.Генис и др.; Под. общ. ред. Г.Н.Севостьяова. М.: «Просвещение», 1993.
  7. Кораблев Ю.И. в кн.: Политические деятели России 1917 г. Биографический словарь. М., 1993.
  8. Никулин Н.М. Троцкий Л.Д. Отступление в историю. М., 1993.
  9. Троцкий Л.Д. Дневники и письма. Нью–Йорк, 1986.
  10. Троцкий Л.Д. Как вооружалась революция. М., 1991.
  11. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М.: Политиздат, 1990.
  12. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии. М.: Панорама, 1991.
  13. Троцкий Л.Д. Сталинская школа фальсификаций. Поправки и дополнения к литературе эпигонов. М.: Наука, 1990.
  14. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997.

Вопросы для проверки

1. Каково социальное происхождение Троцкого?

2. Кто оказал решающее влияние на формирование его личности?

3. Как вы можете охарактеризовать и оценить его способности?

4. Где и когда Троцкий познакомился с марксизмом?

5. Как вы можете охарактеризовать отношения Троцкого и Плеханова?

6. Как вы можете охарактеризовать отношения Троцкого и Сталина?

7. Чем можно объяснить такую противоречивую позицию Троцкого в российской социал-демократии?

8. Какую роль сыграл Троцкий в первой русской революции 1905 – 1907 гг.?

9. Существовали в действительности разногласия между Лениным и Троцким в понимании марксизма?

10. Являлся ли Троцкий харизматическим вождем?

11. Какую роль сыграл Троцкий в Великой Октябрьской социалистической революции?

12. Какую роль сыграл Троцкий в гражданской войне?

13. Почему Троцкий проиграл аппаратную борьбу Сталину?

14. В каких странах Троцкий побывал в изгнании?

15. Как относились к Троцкому правительства этих стран?

16. Чем занимался Троцкий в изгнании?

17. Почему его идеологическая борьба в изгнании со Сталиным не принесла ожидаемого успеха?

18. Что такое современный троцкизм?

19. Каких современных лидеров троцкизма вы можете назвать?

20. Можно ли назвать Ленина и Троцкого вождями планетарной мировой революции?

Задания для закрепления изученного материала

1. Пользуясь первоисточниками, учебной литературой и наработанным материалом, выведите основные положения троцкизма и сопоставьте его с классическим марксизмом.

2. Проследите внимательно деятельность Троцкого в обеих дореволюционных эмиграциях попытайтесь объяснить причины поведения его и политическую позицию.

3. Пользуясь переработанным материалом, дайте идеологическое и психологическое объяснение столь быстрому и неожиданному сближению и союзу Ленина и Троцкого после февральской революции.

4. На основе всего прочитанного сделайте сообщение на тему: «Ленин и Троцкий – главные организаторы победы большевиков в гражданской войне».

5. Дайте развернутую характеристику деятельности Троцкого в последней третьей эмиграции, покажите результаты и достижения, а также объясните ошибки и неудачи.

6. Попытайтесь на современном материале вывести основные положения современного троцкизма. Объясните, почему он столь популярен среди молодежи и в определенных странах.

Семинар 11. И.В.Сталин

План занятия

  1. Детство, юность, годы учения
  2. Знакомство с марксизмом и начало революционной деятельности
  3. Революция и гражданская война
  4. Борьба за лидерство в партии
  5. Построение нового общества
  6. Великая Отечественная война
  7. Послевоенная деятельность

Литература для подготовки

  1. Авторханов А. Загадка смерти Сталина: заговор Берия. М., 1976.
  2. Аллилуева С.И. Только один год. New York, Prinston, 1968.
  3. Белади Басло, Крааус Тамаш. Сталин. М.: Политиздат, 1990.
  4. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективные заметки об итории советского общества, М.: «Политиздат».
  5. Валентинов Н.В. Наследники Ленина / Ред – сост. Ю.Фельштинский. М.: Терра, 1991.
  6. Волкогонов Д.А. Сталин: политический портрет. М.: «Новости», 1992.
  7. Волкогонов Д.А. Сталинизм: Сущность генезис, эволюция. Вопросы истории, № 3, 1990.
  8. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. В 2-х книгах. М., 1989.
  9. Грей Я. Сталин. Личность в истории. М.:»ИнтерДайджест», 1995.
  10. Исторические портреты / В.А.Артемов, Н.А.Васецкий, В.Л.Генис и др.; Под. общ. ред. Г.Н.Севостьяова. М.: «Просвещение», 1993.
  11. Залеский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. М.: «Вече», 2000.
  12. Карр Э. Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917 – 1929. М.: «Питер – Ворса», 1990.
  13. Конквест Р. Большой террор. Рига: «Ракстниекс», 1991.
  14. Троцкий Л.Д. Сталин. М.: «ИнтерДайджест», 1995.
  15. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997.

Вопросы для проверки

1. Каково социальное происхождение Сталина?

2. Кто оказал решающее влияние на формирование его личности?

3. Как вы можете охарактеризовать и оценить его способности?

4. Где и когда Сталин познакомился с марксизмом?

5. Почему Сталин присоединился именно к Ленину?

6. Как можно охарактеризовать предреволюционную деятельность Сталина?

7. Какую роль сыграл Сталин в Великой Октябрьской социалистической революции?

8. Какую роль сыграл Сталин в гражданской войне?

9. Где и как Сталин начал выстраивать свою кадровую структуру, свою систему власти?

10. Кто и как сделал Сталина генеральным секретарем ЦК партии?

11. Почему Сталин победил Троцкого в аппаратной борьбе?

12. Была ли другая альтернатива Сталину в эту эпоху?

13. Как Сталин понимал роль рабочего класса и роль крестьянства в новом государстве?

14. Можно ли считать Сталина революционным вождем?

15. Можно ли говорить о сталинизме в отрыве от ленинизма?

16. Каковы окончательные цели массовых репрессий, террора и ГУЛАГа?

17. Какую роль сыграл Сталин в Великой Отечественной войне?

18. Почему Сталин был недоволен результатами второй мировой войны?

19. Для чего Сталин готовил новую волну террора после войны?

20. Для чего был арестован министр госбезопасности Абакумов, создано «дело врачей», расширен состав политбюро, началась война в Корее?

21. Как вы понимаете культ личности? Что необходимо сделать для преодоления его?

Задания для закрепления изученного материала

1. Пользуясь первоисточниками и указанной литературой, обоснуйте неосновательность всех легенд о происхождении Сталина.

2. Докажите, исходя из изученного материала, что Сталин неотвратимо шел к большевикам и Ленину, что только с ним ему было по пути.

3. На основании прочитанного материала попытайтесь дать Сталину психологическую характеристику и оцените его способности во всех сферах партийно-государственной и политической деятельности.

4. Проследите, исходя из прочитанной литературы, все этапы борьбы Сталина за высшую власть и обоснуйте неизбежность его победы над всеми политическими противниками.

5. Проанализируйте наработанный материал и определите изменения, произошедшие после войны в сознании Сталина в отношении:

А) религии и православной церкви

Б) национального государства

В) государственного патриотизма

Г) Коминтерна

Д) неприсоединившихся государств (стран «третьего мира»)

6. Пользуясь проработанным материалом, выделите основные составляющие понятия «сталинизм» и соотнесите его с «ленинизмом».

7. На основании прочитанной литературы подготовьте сообщение на тему: «Сталин – эпоха в российской и мировой истории».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...