Метод контрольных вопросов
Введение Нам всем приходится постоянно принимать в своей жизни различные решения, важность и сложность которых мы далеко не всегда осознаем, поскольку не можем предугадать всех возможных последствий этих решений. Поэтому нередко наши решения оказываются ошибочными и приводят нас не к желаемому результату, а к неприятным последствиям. Однако если подойти к процессу принятия решений более серьезно, с, так сказать, научной точки зрения, то качество и правильность принимаемых человеком решений существенно возрастет. Психология принятия решений, о которой пойдет речь в этой статье, позволяет нам понять – как мы принимаем решения, что нами движет в тот момент, когда мы делаем выбор в пользу одной из альтернатив, во время принятия того или иного решения. Это очень важно понимать, чтобы видеть, на чем основываются наши решения и к чему они нас могут привести. Так что я уверен, что эта статья окажется полезной для абсолютного большинства людей, так как мы все без исключения постоянно принимаем в своей жизни те или иные решения и хотим, чтобы они были правильными.
Основная часть Принятие решения — это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Следовательно, процесс принятия решения — это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив. Стадии процесса принятия решений Типовые процессы принятия решений, реализуемые в самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типовая» схема процесса принятия решения, устанавливающая наиболее целесообразный набор и последовательность действий. Данную схему следует рассматривать не как жесткий алгоритм выработки и принятия управленческого решения, а как логическую и наиболее приемлемую схему действий менеджера в часто встречающихся проблемных ситуациях.
Типовой процесс принятия решений включает: 1) предварительное формулирование проблемы; 2) определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности; 3) выявление и установление ограничений; 4) составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных; 5) сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем; 6) точное формулирование поставленной задачи; 7) анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения; 8) разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы; 9) оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных; 10) принятие решения; 11) доведение решения до исполнителей; 12) выполнение решения и оценку результата. Методы принятия решений На этом этапе необходимо выявить все возможные варианты решения проблемы, сформировать так называемое «поле альтернатив». На уровне решения государственных проблем так и поступают. На более низких уровнях практика показывает, что руководители не располагают достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу, поэтому они, как правило, ограничивают число вариантов сравнения несколькими альтернативами, которые представляются наиболее подходящими. С этой целью применяются следующие методы генерации альтернатив: 1) Метод «Мозговой атаки» 2) Морфологический анализ 3) Методы ассоциаций и аналогий. 4) Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота 5) Метод матриц открытия
6) Синектику Метод мозговой атаки при генерации альтернатив В основе метода мозговой атаки лежит психологический эффект интеллектуального взрыва. Группе в 5-8 человек предлагается каждому высказать идеи и предложения по решению поставленной задачи. В результате получается N идей. Если группа будет высказываться по поставленной задаче коллективно, то получится N * K идей. Во время сеанса мозговой атаки происходит цепная реакция, при которой одна идея порождает несколько других идей, что приводит к интеллектуальному взрыву. Метод мозговой атаки предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Он широко применяется в управленческой практике с целью получения максимального количества оригинальных идей за короткий промежуток времени. 30-40 минут. При мозговой атаке группа делится на генераторов и критиков. Генераторы высказывают как можно больше идей, а критики эти идеи оценивают. Все высказанные идеи записываются на бумагу или на аудионоситель. Правила проведения мозговой атаки: Краткость изложения идеи (менее 1 минуты) Отсутствие на 1 этапе критики высказывания предложений Возможность развития идеи, высказанной ранее;
Метод контрольных вопросов Данный метод применяется для психологической активизации творческого процесса. Суть метода состоит в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Метод может применяться как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы, например при мозговой атаке.
С помощью Кругов Эйлера определится отношение студентов к лекции Тест будет состоять из трех кругов- 1) осознание, 2) интерес,3)результат Студентам останется начертить плюс там где они считают нужным
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|