Продольный срез стебля Поперечный срез стебля
Новоазовская общеобразовательная школа I - III ступеней № 1 Администрации Новоазовского района Тетрадь Для лабораторных, Практических и самостоятельных работ По биологии обучающегося (щейся) ________ класса Новоазовской ОШ I-III ступеней № 1 _________________________________ Практическая работа № 1 Тема: Изготовление временного препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под световым микроскопом.
Цель: научиться самостоятельно изготавливать микропрепарат; ознакомиться со строением клетки с помощью светового микроскопа. Оборудование и материалы: микроскоп, препаровальный набор, предметное и покровное стёкла, раствор йода, пипетка, фильтровальная бумага, вода, чешуя луковицы (сочная), учебник.
Ход работы. 1.На рисунке в учебнике рассмотрите последовательность приготовления временного микропрепарата. 2.Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло. 3.С помощью препаровальной иглы осторожно снимите кусочек прозрачной эпидермы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите его в каплю воды и расправьте кончиком иглы. 4.Окрасьте микропрепарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло рядом с объектом каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор. 5.Накройте эпидерму покровным стёклышком. 6.Рассмотрите приготовленный препарат с помощью микроскопа, определив степень увеличения. 7.Зарисуйте 7-8 клеток эпидермы чешуи лука. Пользуясь учебником, обозначьте цифрами оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль. 1.Оболочка; 2.Цитоплазма; Клетки эпидермы 3.Ядро; сочной чешуи лука 4.Вакуоль.
8.В выводе впишите названия органелл и структур клетки, функции которых указаны. Ответьте на вопросы: «Во всех ли клетках ядро находится в центре? Почему?»
Вывод: Под микроскопом хорошо видна _______________, защищающая содержимое клетки от воздействия неблагоприятных условий существования и связывающая клетку с внешней средой. При окрашивании более тёмным цветом выделяется ____________, которое является носителем наследственной информации. Весь объём клетки заполнен полужидким содержимым - _________________, в которой располагаются органеллы. Клеточный сок находится в _________________________________________. Увеличение моего микроскопа равно ________________________________. Ядро находится в _________________________________________________.
Самостоятельная работа Тема: Ткани растительных организмов.
Пользуясь учебником, впишите типы ткани растительного организма и их функции. Используя рисунки, микроскоп, изобразите клетки ткани. Обратите внимание на размеры, форму, размещение клеток.
Ткань ________________________________________ Функция _____________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Ткань ________________________________________ Функция _____________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Ткань ________________________________________ Функция _____________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Ткань ________________________________________ Функция _____________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Ткань ________________________________________ Функция _____________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
Лабораторная работа № 1 Тема: Внутреннее строение корня в связи с его функциями.
Цель: ознакомиться с микроскопическим строением корня; объяснить особенности строения покровной ткани. Оборудование и материалы: микроскоп, лупа, постоянные микропрепараты «Корень пшеницы» и «Эпидерма лука», учебник.
Ход работы. 1.Рассмотрите при помощи микроскопа микропрепарат «Корень пшеницы». Найдите на конце корешка корневой чехлик и выросты в виде пушка – корневые волоски. 2.Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком и подпишите корневой чехлик, корневой волосок. 3.Рассмотрите с помощью микроскопа постоянный микропрепарат «Эпидерма лука».
4.Результаты исследований внесите в таблицу.
5.В выводе ответьте на вопросы: 1)К какой ткани относятся корневые волоски и эпидерма лука? 2)Чем отличаются корневой волосок и клетка эпидермы лука? 3)С какой функцией связана особенность строения корневого волоска?
Вывод: ___________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Самостоятельная работа Тема: Корень.
Дайте определение. Корень - __________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Основные функции и видоизменения корня.
Прочитав учебник, заполните схему. Между отдельными функциями и связанными с ними видоизменениями проведите соединительные линии.
Подумайте. Водное цветковое растение – ряска – имеет своеобразное строение. Её сплющенный зелёный стебелёк лежит на поверхности воды. Листьев нет, а корень, отходящий вниз от центра стебля, имеет на конце утолщение. Попытайтесь выяснить функцию корня у ряски. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Лабораторная работа № 2 Тема: Внутреннее строение стебля в связи с его функциями.
Цель: ознакомиться с внутренним строением стебля; выяснить функции коры и древесины. Оборудование и материалы: лупа, препаровальный набор, фрагмент ветки дерева (простоявшей 2-4 суток в закрашенной воде), учебник.
Ход работы. 1.Рассмотрите внешний вид ветки. Найдите чечевички.
2.Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. 3.С помощью лупы рассмотрите на срезах слои стебля, определите название каждого слоя. Обратите внимание, какой слой приобрёл цвет закрашенной воды. 4.Сравните ваши образцы с рисунком и впишите названия слоёв на продольном и поперечном срезах.
__________________ __________________ __________________
Продольный срез стебля Поперечный срез стебля
5.Иглой отделите кору. Попробуйте её согнуть, сломать, растянуть. Попробуйте на прочность каждый слой. 6.В выводе ответьте на следующие вопросы: 1)Выдержала ли кора ваши механические воздействия и почему? 2)Какой слой окрасился и почему? 3)Какой слой стебля оказался наименее прочным?
Вывод: ___________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Самостоятельная работа Тема: Обмен веществ.
Дайте определение. Обмен веществ - ________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Ассимиляция – __________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Диссимиляция - _________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Сравнение основных процессов обмена веществ растительного организма
Подумайте. 1.За 300 лет растения суши и морового океана могут использовать для фотосинтеза весь углекислый газ, содержащийся в атмосфере. Почему этого не происходит? _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
________________________________________________________________
2.Докажите неразрывную связь процессов обмена веществ. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Лабораторная работа № 3 Тема: Внутреннее строение листа в связи с его функциями.
Цель: ознакомиться с микроскопическим строением листа; объяснить особенности строения покровной, основной (Ассимиляционной) тканей во взаимосвязи с функциями листа. Оборудование и материалы: микроскоп, микропрепараты: «Лист камелии», «Эпидерма герани», учебник.
Ход работы. 1.Рассмотрите микропрепарат «Эпидерма герани» с помощью микроскопа и найдите бесцветные клетки эпидермы и устьице, состоящее из зелёных замыкающих клеток и щели. 2.Сравните изучаемый с помощью микроскопа объект с рисунком и подпишите, какими цифрами обозначены бесцветные клетки эпидермы, устьичная щель и замыкающие клетки. 3.Рассмотрите микропрепарат «Лист камелии». Найдите верхнюю и нижнюю эпидермы, устьице, столбчатую и губчатую ткани, межклетники, сосуды и ситовидные трубки. 4.Сравните микропрепарат с рисунком и подпишите, какими цифрами обозначены все вышеперечисленные структуры листа. Ассимиляционные клетки раскрасьте их естественным цветом. Под рисунком впишите название растения, лист которого вы рассматривали.
1.______________________ 2.______________________ 3.______________________ 4.______________________ 1.______________ 5.______________________ 2.______________ 6.______________________ 3.______________ 7.______________________ Эпидерма листа 8.______________________ Поперечный срез листа ___________________
5.В выводе ответьте на вопросы: 1)Какая особенность строения покровной ткани листа? 2)Клетки какой ткани имеют хлоропласты? 3)Какой процесс происходит в клетках этих тканей? 4)Какая ткань имеет межклетники? 5)Какую функцию обеспечивает губчатая ткань?
Вывод: __________________________________________________________ ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Лабораторная работа № 4 Тема: Строение и разнообразие цветков.
Цель: ознакомиться со строением цветка; доказать, что он является органом размножения. Оборудование и материалы: гербарные коллекции цветков растений, цветки комнатных и декоративных растений, учебник.
Ход работы. 1.Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, главные части цветка. 2.Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков. 3.Определите тип околоцветника, чашечки, венчика.
4.Рассмотрите строение тычинки, пыльника с помощью лупы. 5.Рассмотрите строение пестика. Разрежьте завязь поперёк, рассмотрите её под лупой. 6.Изученный вами цветок опишите по приведённому в таблице плану. Для этого достаточно подчеркнуть признак, характерный для вашего цветка.
Цветок _________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Самостоятельная работа Тема: Соцветие.
Дайте определение соцветию. Выпишите из учебника его биологическое значение. Соцветие - _______________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Биологическое значение: 1.______________________________________________________________ ________________________________________________________________ 2.______________________________________________________________ ________________________________________________________________
Типы соцветий. 1.Подпишите типы соцветий. ____________ ___________ ___________ ___________ ___________ ____________ ____________ ____________ ___________ ___________
2.Определите типы соцветий у данных растений и подпишите их. Одуванчик Кукуруза Вишня Черёмуха Клевер _____________ _____________ ____________ __________ ___________ Подумайте. Религии разных народов по – своему объясняли значение цветков и соцветий в природе, приписывая им божественное происхождение. Считалось, что боги одели растения в яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного, чистое от порочного. Сладкий нектар в цветках считался божественным напитком. Чтобы люди не похитили нектар, боги «спрятали» его в глубине венчиков. А как яркую окраску венчиков в цветках и наличие нектара и соцветий объясните вы? ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Самостоятельная работа Тема: Плод.
Дайте определение. Плод - ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Типы плодов. 1.Впишите в данную схему следующие типы плодов, характеризующиеся определённым строением околоплодника, количеством семян и степенью самораскрываемости: костянка, ягода, боб, стручок, коробочка, зерновка, семянка.
Нераскрывающиеся
Односеменные Многосеменные
Сочные характер околоплодника Сухие Односеменные Многосеменные
Нераскрывающиеся Раскрывающиеся
2.Используя учебник и дополнительную литературу, определите и подпишите типы плодов у данных растений.
Помидор Крыжовник Слива Горох Вишня Капуста Мак __________ _________ _______ _______ ________ _________ _______
Лабораторная работа № 5 Тема: Строение и разнообразие плодов.
Цель: ознакомиться со строением плода на примере костянки или ягоды; научиться определять типы плодов в зависимости от строения околоплодника, количества семян. Оборудование и материалы: сухие и сочные плоды и гербарии, натуральные, муляжи, препаровальный набор, учебник.
Ход работы. 1.Рассмотрите предложенный сочный плод. Обратите внимание на кожистый внешний слой (экзокарпий) околоплодника. 2.Разрежьте плод на две половины. 3.Рассмотрите средний (мезокарпий) и внутренний (эндокарпий) слои. 4.Выясните, мясистые они или деревянистые. Подсчитайте количество семян. 5.Нарисуйте в разрезе сочный плод, с которым ознакомились. Подпишите слои цифрами, под которыми они перечислены. Впишите название типа плода.
1.-Внешний (экзокарпий) 2.-Средний (мезокарпий) 3.-Внутренний (эндокарпий) ________________________
6.Рассмотрите плоды. Найдите сочные и сухие. 7.Разделите сочные плоды на односеменные и многосеменные. Определите их типы. 8.Разделите сухие плоды на односеменные и многосеменные. Определите их типы. 9.Результаты ваших исследований занесите в таблицу.
Вывод: ___________________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Самостоятельная работа Тема: Строение Хламидомонады.
Пользуясь учебником, подпишите на схематическом рисунке части и органеллы одноклеточного организма водоросли. Хлоропласт раскрасьте в соответствии с его естественным цветом.
1.____________________________ 2.____________________________ 3.____________________________ 4.____________________________ 5.____________________________ 6.____________________________
Проверьте себя. 1.Какая особенность хлоропласта Хламидомонады? 2.Наличие каких органелл отличает клетку Хламидомонады от типично растительной клетки? 3.Какая функция пиреноида? 4.Какая функция жгутиков и светочувствительного глазка? __________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Подумайте. Докажите, что Хламидомонада – целостный организм. __________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Лабораторная работа № 6 Тема: Строение водорослей.
Цель: ознакомиться со строением клетки водорослей; научиться распознавать виды с помощью микроскопа; выяснить различия в строении изученных видов. Оборудование и материалы: микроскоп, постоянный микропрепарат «Спирогира», рисунок «Хламидомонада», учебник.
Ход работы. 1.Рассмотрите рисунок хламидомонады и постоянный микропрепарат спирогиры с помощью микроскопа при увеличении в 300 раз. Найдите в клетках оболочку (1), ядро (2), хлоропласт (3), жгутики у хламидомонады. 2.Попишите части и органеллы клеток цифрами на рисунке.
1.-Оболочка 2.-Ядро 3.-Хлоропласт 4.-Жгутики
3.В выводе заполните таблицу сравнения строения хламидомонады и спирогиры.
Вывод:
________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Самостоятельная работа Тема: Отделы водорослей. (сравнительная таблица)
Пользуясь учебником, заполните таблицу.
Подумайте. Экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступала на всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть экипажа погибла, погиб и сам Беринг. В живых осталась группа, которая употребляла в пищу водоросли. Что спасло людей? _________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Лабораторная работа № 7 Тема: Строение мохообразных.
Цель: ознакомиться со строением кукушкиного льна; выявить признаки приспособленности к жизни на суше. Оборудование и материалы: гербарные образцы мха кукушкин лён, микроскоп, микропрепарат «Спорогоний кукушкиного льна», учебник.
Ход работы. 1.Рассмотрите зелёный мох кукушкин лён. Найдите у него ризоиды, стебель и листья. Запишите, какими цифрами обозначены на рисунке ризоиды и стебель с листьями. 2.На верхушке стебля мха найдите спорогоний, состоящий из длинной, тонкой ножки и коробочки. Запишите, какими цифрами обозначены на рисунке ножка и коробочка. 3.С помощью микроскопа рассмотрите продольный разрез коробочки на микропрепарате «Спорогоний кукушкиного льна». Внутри найдите споры. Увиденное зарисуйте. 4 1._____________________ 3 2._____________________ 3._____________________ 4._____________________
1
Внешнее строение Коробочка кукушкиного льна кукушкиного льна со спорами (продольный разрез)
4.В выводе ответьте на вопросы: 1)Как мох крепится к почве? 2)Из каких частей состоит вегетативное тело кукушкиного льна? 3)Почему появляется стебель с листьями? 4)Какое приспособление существует для защиты спор?
Вывод: __________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Лабораторная работа № 8 Тема: Сравнение хвоща, плауна и папоротника.
Цель: ознакомиться с внешним строением хвоща полевого, плауна булавовидного, щитника мужского или мужского папоротника; выявить признаки отличия; объяснить преимущества папоротникообразных в приспособлении к жизни на суше. Оборудование и материалы: гербарные образцы хвоща полевого, плауна булавовидного и папоротника, микроскоп, микропрепарат «Сорус папоротника», лупа, учебник.
Ход работы. 1.Рассмотрим внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите корни, стебель с зачаточными листками, спороносный колосок на верхушке побега. 2.Рассмотрите внешнее строение летнего побега. Найдите главный стебель с узлами и межузлиями, боковые зелёные побеги. 3.Сравните натуральный объект с рисунком. Запишите, какими цифрами обозначены корни, стебель, спороносный колосок (стробил). 4.Рассмотрите внешнее строение плауна булавовидного. Найдите корни, стебель, листья, стробил. 5.Сравните натуральный объект с рисунком. Запишите, какими цифрами обозначены корни, стебель, листья, стробил. 1._____________________________ 2._____________________________ 3._____________________________ 4._____________________________
6.Рассмотрите спороносное растение папоротника. Найдите корневище с отходящими от него корнями, лист. На нижней поверхности листа найдите бурые бугорки – сорусы. 7.Сравните натуральные объекты с рисунком и запишите, какими цифрами обозначены корни, корневище (видоизменённый побег), листья, сорус.
1._______________________ 2._______________________ 3._______________________ 4._______________________
8.На микропрепарате «Сорус папоротника» рассмотрите спорангии с помощью микроскопа при увеличении в 56 раз и споры – при увеличении в 300 раз. Зарисуйте увиденное.
Спорангий Споры
9.В выводе ответьте на вопросы: 1)Чем отличается внешнее строение папоротникообразных от мохообразных и плаунов? 2)Какие преимущества эти отличия дают в связи с выходом на сушу?
Вывод: ___________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Лабораторная работа № 9 Тема: Строение и разнообразие голосеменных.
Цель: ознакомиться с внешним строением хвои, шишек, пыльцы и семян хвойных; выявить главный признак растений отдела Голосеменные. Оборудование и материалы: микроскоп, лупа, микропрепарат «Микростробил сосны», пинцет, гербарные образцы разных видов хвойных, набор шишек, учебник.
Ход работы. 1.Рассмотрите хвою предложенных вам растений. Определите её форму, расположение на стебле. Измерьте длину, обратите внимание на окраску. Данные внесите в таблицу.
2.Рассмотрите мужские (микростробилы) и женские шишки. Найдите их на рисунке и подпишите. 3.Рассмотрите микропрепарат «Микростробил сосны» под микроскопом при увеличении в 56 раз. Найдите в микростробиле пыльцу. 4.Рассмотрите пыльцу под микроскопом при увеличении в 300 раз. Найдите её на рисунке и подпишите. 5.Рассмотрите зрелую шишку сосны. Отогните пинцетом одну чешуйку и выньте семя. 6.Рассмотрите семя сосны с помощью лупы. Найдите его на рисунке и подпишите. 7.В выводе ответьте на вопросы: 1)Какие приспособления к распространению имеют пыльца и семя сосны обыкновенной? 2)По какому изученному вами признаку сосну относят к отделу Голосеменные?
Вывод: __________________________________________________________ ________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Практическая работа № 2 Тема: Морфологический анализ растений класса двудольные по гербарным образцам.
Цель: ознакомиться с принципом строения определителей растений; определить видовые названия предложенных растений класса Двудольные. Оборудование и материалы: гербарные образцы растений класса Двудольные, определительные карточки, лупа, учебник.
Ход работы. В определительной карточке под каждой цифрой и знаком «0» перечислена пара признаков. Признаки, перечисленные под цифрой, составляют тезис – положение. Признаки, перечисленные под знаком «0», составляют антитезис – антиположение. Вместе тезис и антитезис составляют ступень.
1.Прочитайте тезис и антитезис первой ступени и решите, что отвечает признакам растения, которое вы определяете. 2.В конце выбранного тезиса или антитезиса стоит цифра новой ступени, на которую нужно перейти. 3.На новой ступени продолжайте такое же сравнение тезиса и антитезиса с признаками растения, которое определяете. 4.На какой – то ступени выбранный вами тезис закончится не цифрой, а названием растения. Название растения состоит из двух слов. Первое слово – это родовое название, вместе со вторым оно составляет название вида. 5.В выводе укажите номер гербарного образца, с которым вы работали, и видовое название растения.
Вывод: Видовое название растения: __________________________________. 1.№ _______________, ____________________________________________. 2.№ _______________, ____________________________________________. 3.№ _______________, ____________________________________________. 4.№ _______________, ____________________________________________.
_________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Практическая работа № 3 Тема: Морфологический анализ растений класса однодольные по гербарным образцам.
Цель: ознакомиться с принципом строения определителей растений; определить видовые названия предложенных растений класса Однодольные. Оборудование и материалы: гербарные образцы растений класса Однодольные, определительные карточки, лупа, учебник.
Ход работы. В определительной карточке под каждой цифрой и знаком «0» перечислена пара признаков. Признаки, перечисленные под цифрой, составляют тезис – положение. Признаки, перечисленные под знаком «0», составляют антитезис – антиположение. Вместе тезис и антитезис составляют ступень.
1.Прочитайте тезис и антитезис первой ступени и решите, что отвечает признакам растения, которое вы определяете. 2.В конце выбранного тезиса или антитезиса стоит цифра новой ступени, на которую нужно перейти. 3.На новой ступени продолжайте такое же сравнение тезиса и антитезиса с признаками растения, которое определяете. 4.На какой – то ступени выбранный вами тезис закончится не цифрой, а названием растения. Название растения состоит из двух слов. Первое слово – это родовое название, вместе со вторым оно составляет название вида. 5.В выводе укажите номер гербарного образца, с которым вы работали, и видовое название растения.
Вывод: Видовое название растения: __________________________________. 1.№ _______________, ____________________________________________. 2.№ _______________, ____________________________________________. 3.№ _______________, ____________________________________________. 4.№ _______________, ____________________________________________.
_________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Лабораторная работа № 10 Тема: Сравнительная характеристика низших и высших грибов.
Цель: ознакомиться со строением низших грибов на примере мукора и со строением высших шляпочных грибов; определить особенности строения низших грибов и особенности строения плодового тела; научиться распознавать трубчатые и пластинчатые грибы. Оборудование и материалы: микроскоп, микропрепарат мукора, кусочек хлеба с плес
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|