Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет экономической теории

Практическое занятие № 3

Функциональные стили. Научный стиль-1

Цель занятия: практическое знакомство обучающихся с коммуникативными особенностями и лексико-грамматической спецификой научного стиля; развитие навыков создания текстов указанного стиля, умения передачи содержания текста с различной степенью его компрессии.

 

Приобретение компетенции ОК-5: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

Вопросы для обсуждения:

1. Научный стиль. Стилевые черты. Выбор лексических и грамматических средств.

2. Создание вторичного текста. Реферирование, аннотирование.

3. «Межстилевой» перевод текста.

 

Методические материалы

Образец реферирования и аннотирования текста

 

1. Прочитайте текст, проанализируйте строение абзацев, выделите ключевые слова в каждом из них.

Из истории охраны окружающей среды

 

Под охраной природы понимается система мер, направленная на под­держание рационального взаимодействия между деятельностью человека и ок­ружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, пре­дупреждающая прямое и косвенное влияние результатов деятельности общест­ва на природу и здоровье человека. Такая формулировка обусловлена истори­ческим ходом развития взаимодействия человека и природы, что наложило свой отпечаток на формирование научных взглядов на эту проблему в различ­ное время.

Во многих литературных источниках можно найти данные об охране природы: указы, приказы и запрещения царственных особ различных истори­ческих эпох, начиная с XI в., издавались в целях охраны природы. Многие про­грессивно настроенные ученые высказывались об отрицательном влиянии че­ловеческой деятельности на природу. Жан-Жак Руссо (1712-1778) писал, что «деятельность человека в ряде случаев наносит вред окружающей среде». Именно под влиянием передовых ученых и мыслителей в прошлом веке стали создаваться заповедники, что явилось первой формой охраны природы.

Изменения в природе под воздействием человека стали настолько оче­видны и очень часто негативны, что взаимодействие человека и природы пере­росло в одну из важнейших проблем современной науки. Однако эта проблема возникла не вдруг. По словам К. Маркса, процесс, совершающийся между че­ловеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельно­стью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, есть не что иное, как труд, который создал человека, а значит, и пре­допределил возникновение этого взаимодействия. Таким образом, вся история развития общества и есть история воздействия человека на окружающую среду.

Новый толчок природоохранной деятельности дал XX в., когда резко возросла производственная деятельность человечества. Наступление на приро­ду было столь стремительным, что наука не успела разработать каких-либо це­лостных рекомендаций, это отставание теории охраны природы от практиче­ской деятельности человека остается и на сегодняшний день. Ответной реакци­ей наступления на природу явилось создание в первые десятилетия XX в. об­щественных организаций. В 1912 г. при Русском географическом обществе по инициативе академика И.П. Бородина была создана специальная «Постоянная природоохранительная комиссия». В 1913 г. в Берне состоялась первая между­народная конференция по охране природы, на которой многие прогрессивные ученые в своих докладах обращали внимание на последствия хищнической экс­плуатации природы человеком.

Реальной основой, на которой базируется охрана природы, стало уче­ние о биосфере Земли. Оно создавалось усилиями ученых многих стран. Но ос­новная заслуга в становлении учения о биосфере принадлежит выдающемуся естествоиспытателю академику В.И. Вернадскому. Основная идея учения В.И. Вернадского о биосфере состоит в том, что высшая форма развития мате­рии на Земле — жизнь — определяет и подчиняет себе все другие процессы. Она оказывает постоянное воздействие на неорганический мир, на химические и другие процессы в атмосфере, гидросфере, в верхних слоях литосферы и формирует облик нашей планеты. В последнее время наука о биосфере обога­тилась математическим подходом, кибернетическими идеями и методами, гео­физической концепцией развития.

В настоящее время в нашей стране и за рубежом разработке теоретиче­ских основ охраны природы уделяется значительное внимание. Предложены термины, определяющие концепцию этой науки: натурсоциология, геотехноло­гия, природопользование, ноология, геология социосферы, социоэкология, геотехния и ряд других. Сделана попытка разработать научные основы охраны природы, дать основные термины и определения, увязать теорию охраны при­роды со смежными науками. Активно развивается экологическое направление в охране природы, основой которого является экология — наука о взаимоот­ношении организмов со средой обитания. Развитие этого направления принимает все более широкий размах и ведет к экологизации большинства техниче­ских наук.

 

2. Составляем вторичный текст

Реферат

В первой фразе необходимо отразить общее содержание текста.

 

«В статье дается определение и рассматриваются основные этапы развития науки об охране природы, приводятся примеры природоохранительных мероприятий. Излагая содержание природоохранительной деятельности человека в разные времена, автор выделяет следующие основные мысли».

 

Этих основных мыслей — три (соответственно трем группам ключевых слов в исторической ретроспективе текста). Запишем их:

 

«Во-первых, воздействие человека на природу носит негативный харак­тер. Во-вторых, невозможность не воздействовать на природу...». Если хо­рошо подумать, то можно найти более точное слово с обобщенно-абстрактным значением: «...неизбежность воздействия человека на приро­ду». Далее можно привести высказывание К. Маркса: «...так как взаимодей­ствие человека и природы есть не что иное, как труд, который создал челове­ка. Таким образом, вся история развития общества и есть история воздейст­вия человека на окружающую среду». В-третьих, отставание теории охраны природы от практической деятельности человека, сложившееся к началу XX века и существующее по сегодняшний день».

 

Этим завершается первая часть реферата, переходим ко второй — со­временному состоянию проблемы. Таково логическое развитие текста. Сфор­мулировать начало этой части нетрудно, если использовать ключевые слова пятого абзаца:

«Далее автор указывает, что в настоящее время разработка теорети­ческих основ охраны природы базируется на учении В.И. Вернадского о био­сфере Земли» (кратко можно отразить основную идею этого учения).

 

Переходим к завершающей части реферата. Обычно ее начинают сло­вами: «В заключение автор...». Но самое главное в ней — вывод. Подумаем, какие слова с обобщенно-абстрактным значением наиболее точно назовут то, о чем сообщает в выводе автор. Например, возможен вариант:

«В заключение автор кратко останавливается на основных направлени­ях современной науки, занимающихся вопросами охраны природы. Наиболее перспективным из них является экологическое направление. Экология понима­ется как наука о взаимоотношении организмов со средой обитания, В связи с этим возникает новая большая задача: необходимость... (или лучше, сильнее — требование) экологизации большинства технических наук».

Вторичный текст составлен. В нем кратко изложено (но не пересказа­но) содержание первоисточника и вместе с тем названы все его основные мысли.

 

Аннотация

Аннотация статьи значительно короче, чем реферативное изложе­ние, которое показано выше. Она обычно состоит из двух частей: в первой формулируется основная тема книги, статьи; а во второй — перечисля­ются (называются) основные положения.

 

Статья посвящена проблеме взаимодействия человека и природы и рас­крывает причину неизбежности негативного воздействия человека на окру­жающую среду. В статье рассматриваются основные этапы развития науки об охране природы, указываются ее теоретические основы и направления, разви­вающиеся в настоящее время.

Обратите внимание, что в плане, тезисах, аннотации и при рефери­ровании для называния основных положений текста используются или ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-абстрактным значением, которые необходимо определить самостоятельно.

 

Практические задания

 

Задание 1. Составьте реферат и аннотацию к данному тексту.

 

Предмет экономической теории

 

Экономика, вопреки иным утверждениям, – одна из самых древних наук. Как только человек стал использовать природные ресурсы, он стал задумываться над их более рациональным применением. В противном случае происходили экологические катастрофы. Первые представления об экономике как науке связаны с именами Ксенофонта, Платона, Аристотеля. В качестве само­стоятельной научной дисциплины экономика оформилась лишь в XVI—XVII вв. Развитие и усложнение хозяйственных связей внутри предприятий и между ними, формирование местных, нацио­нальных и международных рынков обусловили необходимость широких экономических знаний. На первых порах на поверхности оказались процессы в области торговли, обращения товаров и денег.

Подлинно научный характер экономическая теория — этот термин в научный оборот был введен Антуаном Монкретьеном (1575-1621) — приобрела, когда предметом ее интереса стали, главным образом, закономерности сферы производства материальных благ и услуг: наступала эпоха промышленного переворота, на революционной основе которого буржуазия упрочивала свое экономическое и политическое могущество, значительный толчок получило развитие рынка.

С позиций современности многие научные сентенции так называемых экономистов-классиков выглядят безнадежно устарев­шими. Но имена Уильяма Петти (1623-1687), Адама Смита (1723-1790), Давида Рикардо (1772-1823) всегда будут сиять на экономическом небосклоне как звёзды первой величины. Их заслуга состояла в том, что они первыми рассмотрели с научных пози­ций процесс развития экономики как закономерный процесс со своими внутренними законами. Их научные исследования были посвящены по преимуществу содержанию таких категорий, как товар, деньги, заработная плата, прибыль, рента, воспроизвод­ственные процессы.

Проблема предмета исследования экономики является одной их спорных, и дискуссии по этому вопросу продолжаются до сих пор. От решения этой проблемы зависят методы анализа, практи­ческие предложения и даже ответы на общие теоретические воп­росы. Например, периодизация истории человеческого общества. К. Маркс разработал периодизацию истории человечества на ос­нове смены способов производства (единство производительных сил и производственных отношений) и формаций: первобытно­общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический (коммунистический). В настоящее время этот подход многими экономистами переосмысливается, предлагает­ся другой подход — цивилизационный.

В основе цивилизационного подхода лежит следующая идея: существуют общие закономерности деятельности и развития че­ловека как индивида и члена общества. Это подтверждается зна­чительной идентичностью результатов исторического развития в ряде индустриально развитых стран. Исходным материалом для исследований цивилизаций являются обусловленные человечес­кой жизнью потребности, деятельность людей и ценности, со­здаваемые ими в результате этой деятельности. Тем самым во гла­ву угла ставится человек как индивид и как член общества в отли­чие от традиционной марксистской политической экономии, где во главу угла ставятся объективные экономические законы, сто­ящие над человеком.

В соответствии с тем или иным подходом к форме производ­ства существуют различные определения предмета экономичес­кой теории. По К. Марксу и В.И. Ленину (хотя в работах отсутству­ют специальные определения), предметом политический экономии являются экономические отношения производства, распределе­ния, обмена и потребления на различных этапах развития обще­ства. Соответственно цивилизационному подходу предметом эко­номической теории является поведение людей в процессе произ­водства благ в мире ограниченных ресурсов и управление им. Целью здесь выступает достижение максимального удовлетворения без­граничных потребностей человека на основе обеспечения прибы­ли.

Под потребностями понимается отношение человека к есте­ственным и созданным им условиям его жизнедеятельности. Следовательно, удовлетворение и развитие потребностей — постоян­ный и возобновляемый процесс, в котором развитие цивилизации идет вслед за ростом потребностей. Развитие существующих потребностей и возникновение новых — результат взаимоотношений человека и условий его жизнедеятельности. Это положение существенно отличается от традиционной схемы взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

 

Задание 2. Передайте средствами научного стиля содержание пословицы «То, что написано пером, не вырубить топором».

 

Вопросы для проверки усвоенного материала

1. Назовите коммуникативные качества научного стиля.

2. Охарактеризуйте лексические особенности НС.

3. Опишите специфику синтаксиса НС.

4. С каким из стилей больше всего сходствует научный стиль и почему?

5. Опишите процедуру создания вторичного текста научного стиля.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...