Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационно-методическая часть

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор УО «БГСХА»

 

____________________________

 

__________ 2014 г.

 

Регистрационный № __________

 

ПРОГРАММА

ПРАКТИКИ

Для специальности

Управление в социальных

И экономических системах»

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:

Фрейдин М.З., к. э. н., профессор

Петрович Э. А., к. с.-х. н., профессор

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой агробизнеса

(протокол № 8 от 03.04.2014 г.)

Заведующий кафедрой агробизнеса

 

_______________ М. З. Фрейдин

Методической комиссией факультета бизнеса и права

(протокол № от)

Председатель методической комиссии

 

____________________ Л. И. Дулевич

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета бизнеса и права УО «БГСХА» (протокол № от )

Председатель Совета факультета

_________________ Н. А. Глушакова

Руководитель производственной практики академии

_______________ А. Н. Куриленко

Научно-методическим Советом академии

(протокол № от)

 

Зам. председателя НМС

______________ О.А. Поддубный

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе профессиональной подготовки на II ступени высшего образования (магистратуре), с углубленной подготовкой, по специальности 1—26 80 01 «Управление в социальных и экономических системах» важная роль принадлежит практике, которая является необходимым этапом в подготовке магистров к научно-исследовательской; педагогической и учебно-методической, инновационной деятельности. Прохождение практики магистрантами является обязательной частью учебного плана. Этот вид учебных занятий ориентирован на углубленную профессионально-практическую подготовку обучающихся, обеспечивает соединение теоретической подготовки будущих преподавателей и научных работников в области экономики с формированием у магистров педагогических и исследовательских навыков в ходе практической деятельности в учреждениях образования или научных организациях.

Цель практики состоит в получении магистрантами первичных навыков проведения лекционных и семинарских занятий по экономическим дисциплинам, выполнения другой учебно-методической работы, а также в овладении необходимыми исследовательскими приемами и методами научной деятельности.

Данная цель реализуется путем решения следующих задач:

- закрепление теоретических знаний, полученных магистрантами в академии, их углубление и конкретизация в процессе научной и педагогической и деятельности;

- приобретение и развитие необходимых профессиональных качеств научного сотрудника и преподавателя экономических дисциплин;

- формирование склонностей к научной работе и педагогического мышления, совершенствование педагогических способностей;

-усвоение новых методических технологий, в том числе активизирующих познавательную деятельность;

- социально-психологическая адаптация в научном и педагогическом коллективе;

- комплексный анализ, обобщение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта решения проблем в агропромышленном комплексе (на базе системно-аналитического исследования и использования информационных технологий).

Практика проводится в научно-исследовательских учреждениях, обладающих кадровым и научно-техническим потенциалом, необходимым для углубления профессионально-практических навыков обучающегося, согласно учебному плану и учебным программам изучаемых им дисциплин, или по месту учебы магистранта.

В результате прохождения практики магистрант должен закрепить и развить следующие академические (АК), социально-личностные (СЛК) и профессиональные компетенции, предусмотренные в образовательном стандарте ОСВО 1-25 80 04-2012.

Магистр должен иметь:

АК-3. Способность к постоянному самообразованию.

Магистр должен быть способным:

АК-4. Проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя ответственность, разрешать проблемные ситуации.

АК-5. Формировать цели и задачи принятия решений.

АК-6. Самостоятельно изучать новые методы проектирования, исследований, изменять научный и производственный профиль своей профессиональной деятельности.

АК-9. Использовать основные законы экономики, фундаментальные экономические знания в профессиональной деятельности.

Магистр должен:

СЛК-2. Быть способным к сотрудничеству и работе в команде.

Магистр должен быть способным.

СЛК-6. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

СЛК-8. Использовать в практической деятельности основы трудового законодательства и правовых норм.

СЛК-10. Проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях.

СЛК-12. Адаптироваться к новым ситуациям социально-профессиональной деятельности, реализовывать накопленный опыт, свои возможности.

Магистр должен быть способен:

Научно-исследовательская деятельность:

ПК-3. Обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы.

Педагогическая и учебно-методическая деятельность:

ПК-4. Разрабатывать и использовать современное учебно-методическое обеспечение.

ПК-5. Осваивать и использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии.

ГТК-6. Руководить научно-исследовательской работой обучающихся.

ГТК-7. Проводить учебные занятия в учреждениях среднего специального и высшего образования.

ПК-8. Управлять самостоятельной работой обучающихся, организовывать их учебно-исследовательскую деятельность.

Экспертно-консультационная деятельность:

ПК-11. Готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности.

ПК-12. Принимать участие в проведении экспертизы инвестиционных, инновационных и венчурных проектов.

Инновационная деятельность:

ПK-14. Осваивать и реализовывать инновации в профессиональной деятельности.

ПК- 16. Обосновывать и реализовывать инновационные и венчурные проекты.

При разработке настоящей программы была использована «Программа практики для магистрантов по специальности 1-25 80 04 «Экономика и управление народным хозяйством».

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Основанием для прохождения практики является приказ ректора академии. Проект приказа готовится директором высшей школы агробизнеса на основании предложений кафедр.

Основным организационно-методическим документом, регламентирующим деятельность магистрантов и руководителей их практики, является программа практики.

Сроки прохождения практики определяются учебным планом и составляют 108 часов.

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» обеспечивает:

- учебно-методическое руководство практикой;

- назначение в качестве руководителей опытных преподавателей,

- осуществление контроля за проведением практики магистрантов непосредственно в учреждениях образования или научно-исследовательских учреждениях, соблюдение программы и сроков ее проведения и содержания.

Высшая школа агробизнеса:

- осуществляет общее организационное руководство практикой;

- информирует магистрантов о сроках, продолжительности и месте прохождения практики;

- готовит проект приказа согласно заключенных договоров о направлении магистрантов на практику и закрепляет их за кафедрами, ответственными за проведение практики;

- оформляет и выдает магистрантам учебно-методическую документацию (дневники, программы и др.);

- организует проведение инструктажа магистрантов по охране труда и соблюдению техники безопасности во время практики;

- контролирует своевременность сдачи отчетной документации после завершения практики, назначение комиссий по приему отчетов о практике и защиты отчетов;

- заслушивает итоги практик по отчетам кафедры на совете факультета бизнеса и права, принимает решение о совершенствовании практического обучения магистрантов факультета с учетом предложений кафедр.

Выпускающая кафедра:

- назначает руководителей практики;

- проводит консультирование о порядке прохождения практики;

осуществляет руководство и контроль за ходом практики магистрантов;

- обсуждает итоги и анализирует выполнение программы практики на заседаниях кафедры.

В качестве руководителей практики от кафедры выступают, как правило, научные руководители магистрантов. Ими, обычно, назначаются профессора и доценты выпускающей кафедры.

В функции преподавателя, назначенного руководителем практики магистранта от кафедры, входит:

- выдача магистрантам индивидуальных заданий на прохождение практики;

- посещение мест практики и поддержание связи с руководителями практики на местах ее прохождения;

- консультирование магистрантов по различным вопросам организации и прохождения практики;

- проверка отчета магистранта о прохождении практики, написание отзыва о его работе;

- участие в работе комиссии при защите отчета о прохождении практики;

- обсуждение на заседании кафедры итогов работы практики и внесение предложений по ее совершенствованию.

Руководитель практики магистранта от организации:

- обеспечивает необходимые условия для прохождения практики;

- консультирует магистрантов по всем вопросам прохождения практики;

- организовывает перемещение магистрантов по рабочим местам;

- контролирует соблюдение производственной дисциплины и сообщает в академию обо всех случаях нарушения магистрантами правил внутреннего трудового распорядка.

Магистрант при прохождении практики обязан:

- прибыть на практику и закончить ее точно в сроки, установленные приказом ректора;

- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- подчиняться действующим в учреждении и (или) организации правилам внутреннего трудового распорядка;

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

- нести ответственность за выполнение заданий, наравне со штатными работниками;

- выполнять указания руководителя практики;

- представить своевременно руководителю практики полностью оформленный дневник о прохождении практики, письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать зачет по практике.

Практика магистрантов проводится в рамках общей концепции магистерской подготовки. Основная идея практики, которую должно обеспечить ее содержание, заключается в формировании технологических умений, связанных с педагогической деятельностью, а также коммуникативных умений, отражающих взаимодействия с людьми. Виды деятельности магистра в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие стратегического мышления, панорамного видения ситуации, умение руководить группой людей. Кроме того, она способствует процессу социализации личности магистранта, переключению на совершенно новый вид – педагогическую деятельность, усвоению общественных норм, ценностей профессии, а также формированию персональной деловой культуры.

Практика в НИИ

Магистранты проходят практику в научно-исследовательских учреждениях. Практика осуществляется в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения и темы магистерской диссертации с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится.

Содержание практики определяется руководителями программ подготовки магистров и отражается в индивидуальном задании.

Работа магистров в период практики организуется в соответствии с логикой работы над магистерской диссертацией: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования; теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, подбор необходимых источников по теме (научные отчеты, экономическая документация и др.), составление библиографии, формулирование рабочей гипотезы, выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования; анализ данных; оформление результатов исследования. Магистранты работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертационными исследованиями, консультируются с научным руководителем и преподавателями.

За время практики магистрант должен сформулировать в окончательном виде тему магистерской диссертации по профилю своего направления подготовки из числа актуальных научных проблем, разрабатываемых выпускающей кафедрой, и согласовать ее с руководителем программы подготовки магистров.

Важной «оставляющей содержания практики являются сбор и обработка фактического материала и статистических данных.

Магистрант, участвуя в трудовой деятельности научного коллектива, изучает мероприятия в рамках менеджерской деятельности низшего и среднего уровня управления; по исследованию систем управления, стратегическому и инновационному менеджменту, организационному поведению и другим областям знаний. Происходит его ознакомление с решением вопросов научной организации труда (работа на различных типах ЭВМ, использование стандартного математического обеспечения, пакетов прикладных программ и баз данных, средств машинной графики) и охраны труда.

По результатам практики магистранты предоставляют к печати подготовленные ими статьи и тезисы докладов, готовят выступления на научные и научно-практические конференции и семинары.

Содержание практики магистрантов в научно-исследовательских учреждениях представлено в таблице 1.

Таблица 1- Структура и общая трудоемкость практики

 

№п/п Разделы (этапы) практики Часы
  Подготовительный этап  
  Исследование теоретических проблем  
  Исследовательский этап  
  Обработка и анализ полученной информации с подготовкой отчета по практике  
  Итого  

1 Подготовительный этап. Организационное собрание. Назначение руководителя практики от кафедры (научного руководителя), а также руководителя от базы практики. Инструктаж по технике безопасности.

2. Исследование теоретических проблем. Выбор и обоснование темы исследования. Составление рабочего плана и графика выполнения исследования. Постановка целей и конкретных задач. Формулировка рабочей гипотезы. Обобщение и критический анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов по теме исследования. Составление библиографии по теме научно-исследовательской работы.

3. Исследовательский этап. Описание объекта и предмета исследования. Сбор и анализ информации о предмете исследования. Изучение отдельных аспектов рассматриваемой проблемы. Анализ процесса управления с позиций эффективности производства. Изучение экономико-финансовых показателей конкретного объекта, аналогичных систем в регионе, республике. Статистическая и математическая обработка информации. Изучение математических и компьютерных моделей сложных экономических систем, а также прогнозов на основе этих моделей, прогнозирование развития объектов народного хозяйства и управления ими на научной основе; анализ эффективных и надежных программ для решения прикладных задач экономики и бизнеса с использованием современных методов и моделей. Информационное обеспечение для управления объектом исследования Анализ научной литературы с использованием различных методик доступа к информации: посещение библиотек, работа в Интернет и др.

4. Обработка и анализ полученной информации с подготовкой отчета по практике. Обобщение собранного материала. Определение достаточности и достоверности результатов исследования. Оформление результатов проведенного исследования и их согласование с научным руководителем магистерской диссертации. Отчет по результатам прохождения практики включает в себя описание проделанной работы.

 

Практика в ВУЗе

Магистранты также могут проходить практику в высших учебных заведениях.

В процессе практики магистранты участвуют во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедр и (или) подразделений факультета вуза. Магистранты в процессе практики:

1. Изучают:

- содержание, формы, направления деятельности кафедры: документы планирования и учета учебной нагрузки; протоколы заседания кафедры; планы и отчеты преподавателей; документы по аттестации студентов; нормативные и регламентирующие документы кафедры;

- учебно-методические материалы и комплексы;

- программы учебных дисциплин, курсы лекций, содержание лабораторных и практических занятий;

- научно-методические материалы: научно-методические разработки, тематику научных направлений кафедры, научно-методическую литературу.

2. Выполняют следующую педагогическую работу:

- посещают занятия преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам (не менее трех посещений);

- посещают "занятия научного руководителя (не менее двух посещений);

- проводят наблюдение и анализ занятий по согласованию с преподавателем учебной дисциплины (не менее одного наблюдения);

- проводят взаимопосещение занятий с другими магистрантами с целью обсуждения возникающих педагогических проблем, обмена опыта подготовки методических разработок к лабораторно-практическим, семинарским занятиям и лекциям, использования целесообразных и эффективных приемов и методов проведения занятий;

- самостоятельно проводят фрагменты (части) лекций по согласованию с научным руководителем и (или) преподавателем учебной дисциплины;

- самостоятельно проводят лабораторно-практические занятия по плану учебной дисциплины (не менее двух занятий);

- разрабатывают конспекты лекций по отдельным темам учебных дисциплин;

- разрабатывают тестовые задания по дисциплине, определяемой научным руководителем (не менее одного комплекта компьютерного тестирования);

- формируют методический пакет по избранной учебной дисциплине.

3. Принимают участие в работе выпускающей кафедры:

- активно участвуют в научно-практических конференциях, методических семинарах и заседаниях;

- участвуют во всех мероприятиях кафедры по созданию УМК дисциплин кафедры;

- принимают участие в воспитательной и профориентационной деятельности кафедры, направленной на привлечение наиболее подготовленных выпускников школ и других учебных заведений к получению высшего образования;

- выполняют отдельные поручения в рамках программы практики.

Магистранты проходят практику в высших учебных заведениях в соответствии с её содержанием (таблица 2).

 

Таблица 2. – Структура и общая трудоёмкость практики.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики Часы
  Подготовительный этап  
  Учебная, воспитательная и научно-исследовательская работа  
  Обработка и анализ полученной информации  
  Подготовка отчета по практике  
  Итого  

 

1. Подготовительный этап. Разработка индивидуального плана прохождения практики, который должен быть согласован с руководителем. Знакомство с методиками подготовки и проведения 'лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования. Изучение содержания, формы, направления деятельности кафедры, документы планирования и учета учебной нагрузки; протоколы заседания кафедры; планы и отчеты преподавателей; документы по аттестации студентов; нормативные и регламентирующие документы кафедры. Выбор учебной дисциплины для проведения анализа занятий, а также самостоятельного проведения занятий. Освоение инновационных образовательных технологий. Знакомство с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т.д.

2. Учебная, воспитательная и научно-исследовательская работа. Магистрант присутствует в качестве наблюдателя на нескольких занятиях опытных педагогов. Самостоятельно анализирует занятия, на которых он выступал в роли наблюдателя, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и студентов, формы проведения занятия и т.д. Формирует методический пакет по избранной учебной дисциплине, включающий в себя: лекции по теме избранной учебной дисциплины с указанием списка использованных источников; специальные тесты по темам курса; публикации по разделам учебной дисциплины за последние годы (книги, журналы, статьи и пр.). В соответствии с направлением своего педагогического исследования он самостоятельно проводит: лекцию (семинар, практическое занятие, лабораторную работу, консультацию); демонстрацию разработанных мультимедийных продуктов по экономическим дисциплинам; презентацию изготовленных наглядных пособий; психолого-педагогическое тестирование и анкетирование; деловые игры и другие инновационные формы занятий и т.д.- Знакомится с системой воспитательной работы кафедры вуза, овладевает основными методиками и приемами изучения учебных групп и методами для осуществления индивидуальной работы со студентами. Изучает опыт научно-исследовательской работы кафедры, участвует в разработке и реализации планов научно-исследовательской "работы студентов.

3. Обработка и анализ полученной информации. Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие. Руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистра по прохождению практики. При наличии замечаний магистрант немедленно принимает меры к их устранению. Сбор материалов для отчета по практике.

4. Подготовка отчета по практике. Отчет по результатам прохождения практики включает в себя описание проделанной работы. В качестве приложения к отчёту должны быть представлены тексты и планы лекций и лабораторно-практических занятий, составленные задачи, тесты т. д. Согласование отчета с руководителем.

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

По итогам практики в НИИ и вузах магистрант предоставляет на кафедру отчет, на оформление которого отводится 2-3 дня в конце практики.

Отчет должен быть составлен в соответствии с программой практики и отражать фактически выполненную магистрантом работу.

Отчет по практике оформляется в следующей последовательности

- дневник практики;

- отчет о выполнении программы практики. -

Дневник практики используется установленного образца.

Отчет о выполнении программы практики должен содержать следующие структурные элементы (с учетом содержания индивидуального задания):

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3 Введение (указываются цели и задачи практики, кратко описывается ее содержание - какие виды деятельности осуществлялись, дается общая характеристика базы практики).

4 Характеристика базы практики. Должны быть описаны цели и задачи деятельности высшего учебного заведения или научного учреждения — базы практики; их организационная структура, ресурсы и результаты деятельности.

5. Учебная, воспитательная и научная деятельность магистранта В данном разделе описывается деятельность магистранта, осуществляемая им во время прохождения практики. Приводятся данные относительно прочитанных лекций, проведенных семинарских занятий - темы занятий, названия курсов, специальностей студентов и т д. Кроме того, в данном разделе приводится анализ достоинств и недостатков лекций и семинаров других практикантов, на которых присутствовал автор отчета Описывается информация о посещении библиотек, дается оценка позиций отечественных и зарубежных ученых по исследуемым проблемам.

6. Выводы и предложения по практике (самооценка, трудности в ее прохождении) Возможно изложение магистрантом собственных предложений по улучшению учебного и научного процесса, по совершенствованию структуры и содержания преподаваемых1 учебных курсов. В качестве приложений отчет может содержать планы-конспекты проведенных магистрантом лекций л семинарских, занятий, презентации отдельных тем, тестовые задания, подготовленные и опубликованные научные статьи, материалы конференций и тезисы докладов.

Объем отчета - 20 страниц, оформленных в соответствии с требованиями стандартов оформления студенческих работ.

Магистрант, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, повторно направляется на практику в свободное от учебы время. При этом сохраняется предусмотренная учебным планом продолжительность практики.

Если магистрант-практикант по болезни или другим уважительным причинам не успел выполнить программу практики в отведенные сроки, практика должна быть продолжена или перенесена на другое время.

При нарушении трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка организации по представлению руководителя практики от организации магистрант-практикант может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается декану экономического факультета. В связи с этим по предложению деканата ректор может рассматривать вопрос об отчислении магистранта из вуза.

 

Основная литература

 

1. Андреев, Г. И. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности [Текст]: учебное пособие / Г. И. Андреев, С. А. Смирнов, В. А. Тихомиров. - М.: Финансы и статистика, 2003. -272с.

2. Общие требования, порядок выполнения и правила оформления студенческих работ и магистерских диссертаций. Под общ. ред. А.М.Каган. - Горки, 2011. - 90 с.

3. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб, пособие / С.Д. Смирнов.- 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 395 с.

4. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований [Текст]: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр.- 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 244 с.

Дополнительная литература

1. Борытко, fL М. Педагогика: учеб, пособие для вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков.- 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009 - 493 с.

2. Гасанов, Э. Э. Теория хранения и поиска информации / Э. Э. Гасанов, В. Б. Кудрявцев. - М.: Физматлит, 2002. - 288 с.

3. Папковская, П.Я. Методология научных исследований: курс лекций / П.Я. Папковская. - Минск: Информпресс, 2006. - 182 с.

4. Сабитов, Р.А. Основы научных исследований: учебное пособие / Р.А. Сабитов. -Челябинск: Челяб.гос. ун-т, 2002. - 138 с.

5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб, пособие для вузов / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.-256 с.

Содержание

1. Пояснительная записка............................................. …………………...3

2. Содержание практики....................................................... ………………5

2.1. Практика в НИИ…………………………………………………..…7

2.2. Практика в ВУЗе……………………………………………………..9

3. Информационно-методическая часть………………………….……11

4. Приложения........................................................................... …………….15

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рекомендуемая форма оформления титульного листа к отчету

о прохождении практики

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...