Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация видов контроля




Сущность, роль и значение контроля

Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов.

Контроль в переводе с французского (contrôle) означает список, ведущийся в двух экземплярах, пересмотр, проверку чего-либо.

Контроль, являясь одной из функций управления, представляет собой контрольную деятельность уполномоченных на то структур по выполнению экономическими субъектами своих хозяйственных функций и соблюдению финансовой дисциплины, выявлению возникших отклонений по центрам ответственности, причинам и виновникам, а также устранению неблагоприятных ситуаций и доведению о них соответствующим органам.

В научной литературе можно встретить упоминание экономического, хозяйственного, административного, технического (технологического, процедурного) и финансового контроля.

Экономический контроль изучает факты потерь и нерационального использования ресурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлениям.

Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению цели.

Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномоченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.

Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др.

Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Контроль играет значительную роль в технологии управленческого процесса. При этом он выполняет четыре функции: информационную, профилактическую, мобилизующую и воспитательную.

Информационная функция заключается в том, что информация, полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта.

Профилактическая функция заключается в том, что контроль призван, не только выявит недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе.

Мобилизующая функция контроля заставляет экономические субъекты обеспечивать рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов.

Воспитательная функция способствует появлению у работников организации неукоснительного соблюдения законности и четкого выполнения своих обязанностей. Таким образом, соблюдается дисциплина, воспитывается сознательное отношение к труду и собственности организации.

Перед контролем стоят следующие основные задачи:

- укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;

- обеспечение сохранности и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении экономического субъекта;

- выявление и использование резервов роста и эффективности производства;

- выявление путей совершенствования работы экономического субъекта

Классификация видов контроля

В зависимости от того, кто осуществляет контроль (его субъект), что контролируется (его объект) и каковы его цели, различают следующие виды контроля:

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль проводят органы государственной власти и управления. Общегосударственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе РФ, так и в каждом субъекте РФ. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль обеспечивает интересы государства и общества, служит инструментом проверки выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством и соблюдения законности. Непосредственно государственный контроль, осуществляют ревизионные службы Министерства финансов РФ, органы государственной власти, налоговые инспекции. Контроль специализированных инспекций (экологической, санитарной, торговой и др.) обеспечивает интересы общества (защиту здоровья и других прав населения и отдельных личностей). Например, контроль за качеством товаров входит в компетенцию торговой инспекции, а не налоговой.

Правовой контроль как вид общегосударственного контроля осуществляется в интересах всего общества правоохранительными органами в форме проверок, ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные подразделения министерств, ведомств, головных организаций предприятий различных форм собственности. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных объектов. Ведомственный контроль возможен в рамках государственного сектора, акционерных организаций и т. п., когда организация имеет вертикальную структуру управления и взаимоотношений между вышестоящей и подчиненной инстанциями. Ведомственный контроль осуществляется путем систематического проведения комплексных плановых документальных ревизий, проверок; отчета руководителей организации перед вышестоящими по подчиненности органами; тематических проверок производственной, хозяйственной и финансовой деятельности; анализа бухгалтерской отчетности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами, внутренними аудиторами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Внутрихозяйственный контроль (бухгалтерский и общественный) защищает интересы предприятия и коллектива от злоупотреблений, хищений и бесхозяйственности, а также обеспечивает повышение эффективности его хозяйственной деятельности.

Общественный финансовый контроль проводят отдельные физические лица или их объединения на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудитор - не государственный служащий, а независимый контролер, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Аудит — сравнительно новый вид контрольной деятельности в России. Поэтому здесь еще много нерешенных вопросов и даже противоречий. Например, заключения аудиторов должны быть независимы, но их работа оплачивается теми, кого они проверяют; аудиторы несут ответственность за достоверность своих заключений, но ввиду сложности и массового характера объектов контроля проверка их деятельности крайне затруднена.

По характеру субъектов контроля различаются

· внутренний контроль

· внешний контроль.

Первый проводится внутренними службами предприятия (внутренними ревизионными подразделениями, бухгалтерией, общественными организациями), а второй — государственными финансовыми органами, правоохранительными органами, ведомственными вышестоящими инстанциями, аудиторскими службами, банками.

По срокам проведения финансово-хозяйственный контроль делится на:

· предварительный контроль

· текущий контроль

· последующий контроль

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организации, проектов бюджетов и т. д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван предотвратить нерациональное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов организаций. Целью менеджера при проведении предварительного контроля является предупреждение нарушений и не целесообразности, необычности действий и решений.

Текущий финансовый контроль осуществляется в ходе самих финансово-хозяйственных операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки и злоупотребления. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и документальных ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами является выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

По источникам данных контроль подразделяют на:

· документальный контроль

· фактический контроль

Документальный контроль — это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных). Разновидностью этого вида проверок является камеральный контроль, когда исследуется документация (балансы, формы отчетов о прибылях, расчетов по налогам), периодически представляемая организациями в органы контроля и статистики по месту регистрации.

Фактический контроль — это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания.

По обследуемым периодам выделяют

· оперативный контроль

· периодический контроль.

Оперативный контроль представляет собой документальную проверку, которая осуществляется внутри отчетного месяца (например, за каждую декаду, за каждый день) по завершении контролируемого процесса, операции или действия. Источниками данных для оперативного контроля служат оперативно-техническая статистическая и бухгалтерская информация.

Периодический контроль - это проверка за определенный отчетный период (месяц, квартал, год) по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, производственных, материальных и других отчетов, по записям в учетных регистрах и другим источникам. Главная задача такого контроля — вскрыть нарушения и недостатки в работе проверяемого объекта (юридического или должностного лица) и принять меры к их устранению.

По объему деятельности, охватываемой ревизиями и обследованиями, различается полный (охватывает всю финансово-хозяйственную деятельность изучаемого объекта) и частичный контроль.

Существенный эффект дают сквозные проверки, когда по единой тематической программе проверяется ряд предприятий или организаций по признаку их однотипности или взаимной связи.

По методу проверки документов различают выборочные и сплошные проверки. Выборочность может осуществляться в двух формах: либо охватываются проверкой все документы, например в отдельные месяцы в пределах года, либо — часть документов в пределах каждого месяца. Сплошной проверке обычно подлежат наиболее ответственные и уязвимые с точки зрения нарушений операции, например, денежные операции (кассовые, банковские) и др. Выборочная проверка применяется чаще всего для массовых документов неденежного характера.

Основные тенденции изменения названных форм контроля следующие: осуществление текущего контроля в форме бездокументального наблюдения со стороны заинтересованных лиц (субъектов управления и собственников); ограничение количества ревизий и повышение оперативности контроля в форме разовых, частичных и узкотематических проверок.

Выбор формы и сроков проведения проверок должен зависеть от самостоятельных решении субъектов контроля, основанных не на формальных признаках (например, периодичности мероприятий), а на оценке деятельности и отчетной информации объекта контроля.

Реорганизация и частичная ликвидация сложных вертикальных управленческих структур существенно сужают базу ведомственного контроля.

Низкую эффективность ведомственного контроля можно объяснить стремлением скрыть действительное финансовое положение объекта, а в ряде случаев и непосредственным участием работников вышестоящих органов во вскрываемых злоупотреблениях. Недостатки ведомственного контроля обусловлены спецификой «ничейной» собственности, бюрократизмом и во многом формальным характером проведения ревизионной работы. В условиях коллективной и частной собственности пересматривается порядок организации контроля, внимание сосредоточивается на узловых вопросах работы, шире применяются выборочные кратковременные проверки, возрастает заинтересованность ревизоров в выявлении недостатков и их ответственность за качество работы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...