Исследование и анализ рынка клубники
Резюме проекта Актуальность данного проекта отражена в указе Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Продовольственная безопасность напрямую влияет на здоровье населения. Цель проекта: Улучшить здоровье населения, предоставив возможность приобретать по доступным ценам экологически чистую и более полезную свежую продукцию круглый год, а так же сократить долю импортных поставщиков на рынке. Данный проект позволит городскому населению Тульской области приобретать качественные и свежие ягоды отечественного производства по доступным ценам для своего рациона. Для достижения поставленной цели, потребуется: 1. Организовать крестьянское фермерское хозяйство (КФХ), по адресу: Тульская обл. Плавский р-н пос. Горбачево. 2. Построить круглогодичную автоматизированную теплицу, производственной мощностью 10 500 кг ягод в год; 3. Использование технологию выращивания в закрытом грунте; 4. Использование микробиологических удобрений; 5. Создание сети сбыта. Городское население Тульской области численностью около 1 220 000 человек получит возможность приобретать свежие ягоды по доступной цене. Срок реализации проекта составляет 62 месяца, инициатором проекта является КФХ в лице его главы Тарасова Максима Сергеевича. Члены КФХ имеют опыт в организации и строительстве подобных комплексов, селекционной работы, знание агротехники и собственным участком с коммуникациями для реализации проекта. Для реализации проекта потребуются инвестиции в размере 2 400 000 рублей, которые будут потрачены на приобретение необходимых материалов и оборудования.
Основные показатели представлены в Таблица1. Таблица 1 Финансовые показатели
Производственная мощность теплицы не позволит перекрыть потребности городского населения в ягодах, что потребует увеличение количества подобных теплиц, расчет дополнительных инвестиций планируется на 2-й год реализации проекта и для развития проекта планируется использовать собственные и заемные средства. Описание товара Продуктом является свежая клубника сорта «Вима Рина», экологически чистый продукт, выращенные без применения ядохимикатов, расфасованная в прозрачные контейнеры весом 250 грамм. Продукция соответствует требованиям ГОСТ 33953-2016 «Земляника свежая. Технические условия». Клубника содержит витамины С, В1, В2, минеральные соли железа, кальция, марганца, фосфора, магния, фитонциды и множество полезных фруктовых кислот. Отличное противораковое средство и надежный щит от холестерина. Клубника используются в свежем виде, для приготовления десертов, консервирования, сушки, украшения блюд. В России клубника является популярными продуктом. В нашей стране клубника в основном является продуктом импортным и поставляется из таких стран, как Сербия, Белоруссия, Египет и Китай. С каждым годом потребление клубники в стране растет. Для сохранения качества планируется соблюдать агротехнику, свести человеческий фактор к минимуму позволяет высокая автоматизация теплицы и проводить постоянную селекцию сорта, данные обязанности возложены на технолога. Также планируется при сборе ягод проводить их осмотр на их соответствие форме, размера, цвета и проверке партии на вкусовые качества Приложение 1. Описание отрасли
Российский рынок фруктов и ягод характеризуется низким уровнем самообеспеченности. В основном клубника поставляются в Россию из-за рубежа. Собственное производство в большинстве своем представляет выращивание клубники в открытом грунте, которое не может обеспечить население ягодами круглый год, а существующие мощности тепличного хозяйства РФ недостаточно. Согласно, указу Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». Сложившиеся за последнее время положительные тенденции наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции российскими товаропроизводителями позволят в перспективе обеспечить продовольственную независимость России по основным продуктам питания. Но в системе формирования продовольственной безопасности РФ в настоящее время очевидны следующие основные проблемы представлены в Таблица 2. Таблица 2 Уровень самообеспечения РФ по основных видам сельскохозяйственной продукции в динамике за 2010-2015 гг., %
Как видно из таблицы пороговое значение Доктрины продовольственной безопасности РФ по фруктам и ягодам, составляет >70%, а фактически обеспеченность за последние 5 лет реализации Доктрины составляет 33,7% это средние показатели по РФ. Точные данные по субъектам РФ, показывает, что обеспеченность и потребность в плодах и ягодах по Центральному ФО куда входит и Тульская область, составляет 22% Таблица 3. Таблица 3 За последние десять лет рациональные нормы потребления, разработанные РАМН, были несколько раз пересмотрены по следующим направлениям: снижение норм потребления мяса, молока и яиц; увеличение норм потребления фруктов; уменьшение норм потребления картофеля, хлебных продуктов и сахара. Сокращение в рекомендованных нормах потребления углеводных продуктов и увеличение овощей и фруктов соответствует тенденциям здорового образа жизни. А рекомендация существенно сократить потребление основных белковых продуктов (молока и мяса) свидетельствует скорее о стремлении приблизиться к многолетней тенденции недопотребления этих продуктов по причине низкой платежеспособности населения Таблица 4.
Таблица 4 Потребление основных продуктов питания на душу населения в год в динамике за 2005-2015 гг.,кг
По данным таблицы видно, что потребление дешевых продуктов (картофель и хлебобулочные изделия) растет и устойчиво превышает рациональные нормы, это характерно для культуры потребления в результате усугубления проблемы «бедности» россиян. Таким образом, достижение продовольственной безопасности России предполагает решение двух основных проблем путем импортозамещения и повышения экономической доступности качественных продуктов питания, что улучшает здоровье населения. Описание проекта Данный проект позволит достижению таких целей как: Появление на рынке Тульской области экономически доступной и качественной продукции местного производства;
Создание тепличного комплекса, для эконмического развития Тульской области. В рамках поставленных целей определены такие задачи: Задача 1. Организация собственного производства: - Для этого регистрируется юридическое лицо с организационно правовой формой КФХ, глава Тарасов М. С., на общей системе налогообложения; - Строительство круглогодичной теплицы площадью 384 м2 и установка необходимого оборудования; Задача 2. Повышение качества продукции: - Отказ от пестицидов; - Постоянный контроль качества на уровне главы КФХ, через отзывы на сайте, на протяжении всего времени реализации проекта. Задача 3. Повышение рентабельности тепличного хозяйства: Повышение урожайности за счет применения микробиологических удобрений, повышающие урожайность и стойкость к заболеваниям, и снижение операционных затрат. Задача 4. Создание сети сбыта: Организация продаж через сайт проекта непосредственно потребителям, заключение договоров на поставку продукции местным компаниям, розничные продажи на ярмарках. Задача 5. Стабильное получение продукции в течение круглого года: - Ярусная посадка в закрытый грунт для получения запланированного объема продукции на малых площадях; - Создание идеальных условий для роста при помощи системы климат контроля и освещения; - Методом разнесения посадки по времени, согласно вегетативному периоду растений. Реализация всех запланированных методов позволит в течение года: Предоставить населению возможность приобрести качественный продукт местного производства, объемом 10 400 кг в год и реализовывать продукцию в 100% объеме; Увеличить производство клубники на 10-30% от запланированного объема; Даст возможность населению напрямую приобретать продукцию в объеме 10-80% от всего годового производства; Позволит поддерживать запланированный уровень урожайности независимо от времени года и условий внешней среды. Расчетная мощность проекта представлена в Таблица 5. Таблица 5 Расчетная мощность проекта
Контроль за результатами проекта возложен на главу КФХ Тарасова М. С., и планируется осуществлять по средствам финансовой отчетности, количественными и качественными характеристиками реализованной продукции. Исследование и анализ рынка клубники Агробизнес в России является перспективным направлением, что объясняется растущим спросом на свежие фрукты и ягоды, модой на здоровое питание, государственным приоритетом развития сельского хозяйства в стране. На сегодняшний день государство все больше концентрирует внимание на развитие отрасли, помогая начинающим и действующим фермерам, выделяя земельные участки по льготным ставкам, субсидируя процентные ставки по кредитам и предоставляя гранты на развитие тепличного хозяйства. Однако главной проблемой, сдерживающей развитие отрасли, остаются высокие тарифы на коммунальное обеспечение.
Российский рынок фруктов и ягод характеризуется низким уровнем самообеспеченности. В основном клубника поставляются в Россию из-за рубежа. Собственное производство в большинстве своем представляет выращивание клубники в открытом грунте. Статистика Росстата свидетельствует о том, что в последние годы потребление фруктов и клубники на душу населения только росло рис. 1. Рисунок 1 Потребления фруктов и ягод на душу населения, 1990-2016 гг. Источник: Росстат В последние несколько лет импорт клубники имеет устойчивую тенденцию к снижению на фоне ослабления курса рубля и взятого государством курса на импортозамещение. Данный факт положительно сказывается на инвестиционной привлекательности агробизнеса, однако в то же время негативно отражается на поставках импорта семян для посева, которых в России не производят, а также некоторых видах материалов и оборудования. По итогам 2016 года основным поставщиком стали представители Сербии 62,3% (15,14 тыс. тонн) и Белоруссия 14,2% (3,45 тыс. тонн), Египет 9% (2,19 тыс. тонн), Китай 6,6% (1,6 тыс. тонн). Общий оборот импорта клубники за 2016 год составил 29,3 млн. долларов, общий импорт составил 24,3 тыс. тонн динамика поставок отражена на Рисунок 2. Рисунок 2 Импорт клубники в Россию в 2016 г. Источник: Ru-Stat Хоть тепличное хозяйства в Тульском регионе активно развиваются, но в основном они нацелены на выращивание таких культур как помидоры, огурцы, картофель и другие распространение сельхоз культуры. Хозяйство "Плава" в Тульской области Щекинского района – единственное на территории Тульской области, которое выращивает ягоды в промышленном масштабе. Здесь используют особый дорогостоящий посадочный материал под названием "фриго". Несмотря на новейшие технологии, хорошая урожайность во многом зависит и от качества ручного труда, так как ягоды требуют прополки, удаления усов, и представлена посевными площадями открытого грунта. В период сезона сбора клубники конкурентами являются мелкие фермерские хозяйства открытого грунта и дачники. Задача, которых реализовать клубнику по любой цене, так как отсутствуют условия для хранения. Так же проблема в селекции, что приводит к снижению плодоношения и качества ягод. И данные конкуренты сезонные с июня-июль. Уникальностью проекта является: 1. Теплица с идеальными условиями для выращивания клубники с высокой урожайностью; 2. К минимизации человеческого труда и его трудоемкости; 3. Не зависимости от внешних условий среды; 4. Минимальное время от сбора клубники, упаковки и сохранения, так как все объединено в один комплекс; 5. Круглогодичное выращивание клубники. Что позволит проекту стабильно развиваться. Маркетинговый план проекта Для продвижения проекта используется интернет. Создан сайт проекта (https://kfx-rp.wixsite.com/mysite), через который можно узнать о проекте, что сделано, какую продукцию можно приобрести с доставкой на дом. Создана страница проекта в социальной сети «В Контакте» (http://vk.com/id445995680), с возможности подписки и рассылки информации о проекте. Данные ресурсы планируется, для получения отзывав о продукции и анализа, для повышения качества. Так же планируется разместить рекламные плакаты в точках продаж с разрешения владельцев. Для информирования покупателей о данных ресурсах, предлагается вкладывать в упаковку визитки с указанием информации о них. Расходы на данные мероприятия запланированы в размере 2 000 рублей в месяц. Ответственный за маркетинг глава КФХ Тарасов М. С. Команда проекта Для обеспечения деятельности предприятия предлагается привлечь лиц из членов КФХ, в число которых входят технолог, рабочий и глава КФХ. Технолог, Корниенко Светлана, образование профессионально-техническое, более 10 лет занималась селекцией и разведением плодовых культур, клубники, малины, смородины и т.д., на собственном участке, применяла различные технологии выращивания сельхоз культур, Технолог, несет ответственность за весь технологический процесс выращивания клубники и селекцию; ежедневно следит за состоянием растений, климатическими условиями и исправностью оборудования; контролирует процесс ухода за растениями, в случаи необходимости совмещает обязанности главы КФХ и рабочего. Рабочий теплицы, Зуйков Владимир, осуществляют работы по сбору и упаковку клубники, подготовке к посадке, посадку и уход за растениями, содержат теплицу и прилегающую к ней территорию в образцовом санитарном состоянии. Глава КФХ, Тарасов Максим, образование неоконченное высшее по специальности «Проектирование технических и технологических комплексов» и «Менеджмент организаций», опыт работы заместитель директора 8 лет, генеральный директор 1 год, глава КФХ 1 год. Глава КФХ выполняет все управленческие и бухгалтерские функции, также занимается поиском и наладкой каналов сбыта, ведет переговоры с партнерами и доставкой, а так же совмещает обязанности рабочего. Общий фонд оплаты труда составляет 50 700 рублей и представлен в Таблица 7. Таблица 7. Штатное расписание и фонды оплаты труда
Начало работы Для реализации проекта необходимо выполнить план мероприятий представленный в Таблица 8: Таблица 8 План мероприятий
Предпринимательская деятельность регистрируется в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства. Вид деятельности согласно ОКВЭД-2 Выращивание прочих плодовых и ягодных культур, рассады: 01.25.1 – Выращивание многолетних прочих плодовых и ягодных культур. 01.30 – Выращивание рассады. Форма собственности - частная. Собственником проекта является Тарасов Максим Сергеевич. Монтаж теплицы и установка оборудования производится собственными силами. Декларация на клубнику является обязательным документом и позволяет осуществлять розничную и оптовую реализацию продукции. Код на продукцию, согласно классификатору ТН ВЭД Декларация на клубнику Группа продукции: 0810 — Прочие фрукты, свежие: Конечный код продукции: 0810100000 — земляника (клубника) Требования технических регламентов соблюдаются в результате применения на добровольной основе стандарта ГОСТ 6828-89 «Земляника свежая. Требования при заготовках, поставках и реализации», ГОСТ Р 53884-2010 «Земляника, реализуемая в розничной торговле. Технические условия», распространяется на свежие плоды землянику, поставляемые потребителю и не предназначены для промышленной переработки. Помимо обязательного декларирования по техническому регламенту Таможенного союза, пищевая продукция может также пройти добровольное подтверждение соответствия качества с последующим оформлением добровольного сертификата в системе ГОСТ Р или аналогичных системах добровольной сертификации. Получив сертификат соответствия на клубнику, заявитель тем самым еще раз подтверждает качество своей продукции, что является весомым преимуществом при выборе поставщика. Первый сбор урожая планируется на 6 месяц после начала проекта и соответственно и первые продажи. Ответственность за соблюдение этапов реализации проекта является Тарасов М. С. Оценка риска Риск нехватки финансовых средств, для поддержания производства на начальном этапе, снижен путем закладки резервного фонда из собственных средств в размере 400 000 рублей. Также предусмотрен вариант добровольного участие в реализации проекта членов КФХ, для выхода проекта на самоокупаемость. Для выявления рисков, был проведен анализ чувствительности проекта по NPV на финансовой модели, были выявлены приоритетные факторы, которые влияют на рентабельность проекта. Ключевыми факторами явилась цена на продукцию и валовый сбор продукции Таблица 9. Таблица 9 Анализ чувствительности NPV
Как видно из таблицы проект не способен существовать при падении валового сбора в месяц на 25% и снижение цены на 25%. Среди внутренних рисков можно выделить: - Качество продукта, не соответствующее заявленным требованиям и требованиям рынка: необходим постоянный мониторинг качества и выявление отклонений (несоблюдение технологии либо некачественная рассада). - Ошибки в оценке объемов реализации, что может привести к утилизации продукции, которая относится к категории скоропортящихся товаров. Избежать этого возможно при создании четко отлаженной системе сбыта продукции и увеличения срока хранения. - Ошибки в процессе выращивания клубники, от которых зависит качество продукции и урожайность. Снизить риск позволит постоянный мониторинг, качественная работа технолога. И разработка оптимальных условий для выращивания клубники. - Не качественный посадочный материал. Этот риск является наиболее вероятен, покупка рассады у проверенных хозяйств. - Поломки оборудования, в особенности отопления, риск снижен путем дублирования оборудования. - Отключения электричества или воды. Предусмотрен бензогенератор мощностью 6 кВт автоматического включения и запас воды. - Наличие разнообразных вредителей, которые способны не только испортить, но и полностью уничтожить урожай. Избежать этого возможно, если обеспечить постоянную защиту от вредителей и соблюдения норм и правил СЭС. К внешним факторам можно отнести: - Появление на рынке прямых конкурентов - устраняется за счет формирования базы лояльных покупателей в кратчайшие сроки; - Климатические условия, которые усложняют процесс выращивания продукции и несут за собой дополнительные расходы (в случае холодной зимы – на утепление помещения). Этот риск является наиболее специфичным для данного вида бизнеса и почти не подлежит управлению. Единственное, что в таком случае возможно сделать – иметь запас денежных средств, чтобы своевременно среагировать на проблему и устранить ее. - Прекращение сотрудничества, влекущее за собой финансовые потери (снижение прибыли, рост расходов на поиск новых партнеров и т.д.) Возникновение этой проблемы может произойти по причине ненадлежащего качества продукции, нарушение поставок, появлением конкурента, готового предложить более выгодные условия. Планируется всегда учитывать этот риск и создавать лояльные условия сотрудничества, которые были бы выгодны обеим сторонам. Финансовый план проекта Финансовый план учитывает все планируемые доходы и расходы проекта, горизонт планирования составляет 5 лет и 2 месяца. Проект требует привлечения инвестиционных средств в размере 2 000 000 рублей и резервного фонда из собственных средств в размере 400 000 рублей. Основная часть требуемых инвестиций приходится на приобретение оборудования –39%, доля расходов на строительство – 18%, посадку – 18%. а на остальные затраты – 25%. Проект финансируется за счет привлеченных средств. Для реализации проекта планируется использованы заемные средства с отсрочкой оплаты по телу кредиту на 1 год, срок возврата кредита в течении 3 лет с момента начала проекта поквартально равными суммами по 250 000 рублей. Выплаты процентов по кредиту ежеквартально с момента начала проекта при процентной ставке 13% годовых. Переменные затраты включают расходы на приобретение удобрений, упаковку продукции, воду и электроэнергию, затраченную на производство, из расчета проектной мощности оборудования Для финансовых расчетов величина переменных расходов рассчитывается, исходя из заявленных технических характеристик оборудования. Цена на клубнику принятая в расчетах отражает динамику цен помесячно по спросу с сайта «Агробазар», площадка по продаже сельхоз продукции. На основе этих данных была создана финансовая модель Приложение 6. Перечень затрат на реализацию проекта представлен в Таблица10. Таблица 10 Перечень затрат на строительство
Перечень затрат рассчитан из средней суммы расходов на производство и отражен в Таблица11. Таблица 11 Перечень затрат на производство
Текущие расходы на проект отражены в Таблица12. Таблица 12 Текущие расходы на проект
План реализации рассчитан из проектной мощности теплицы и средней цены на клубнику и отражен в Таблица 13. Таблица 13 Средняя выручка в месяц
В соответствии с расчетами, начальные инвестиции окупятся на 31 месяц работы после начала проекта. Интегральные показатели эффективности проекта представлены в Таблица 14. Таблица 14 Финансовые показатели проекта
Так как организационная форма КФХ, а все сотрудники являются членами семьи, то согласно статья 217 НК РФ, доходы всех членов КФХ освобождены от уплаты НДФЛ в течении 5 лет. Планируется получить освобождение от уплаты НДС согласно Ст.145 НК РФ ч.2 после 3-го месяц начала проекта, для упрощения розничной торговли и возможности работы с плательщиками НДС. В 2020 году участие в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. Утвержденной распоряжением Правительства от 14 июля 2012 года №717. Для субсидирования заемных средств. Все эти показатели говорят об инвестиционной привлекательности проекта. Приложение 1 Упаковка клубники
Приложение 2 План размещения теплицы на участке
Приложение 3 Участок для реализации проекта
Приложение 4 Смета расходов на проект
|