Особенности детей с задержкой психического развития
Примечание к гостандарту общего образования в отношении детей с ЗПР Особенности детей с задержкой психического развития Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой первого класса массовой школы. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.
Характерным признаком семилетних детей с ЗПР является недостаточная готовность к школе. Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование. 2. Основы базисного плана. Специальная школа (школа-интернат), специальные классы для детей с ЗПР при школе общего назначения или при школе для детей с недостатками интеллекта осуществляют образование учащихся в объеме начальной и основной общеобразовательной школы. Продолжительность обучения 9-10 лет, в начальной школе – 4 года (с подготовительным классом – 5 лет), в основной школе – 5 лет. Базисный учебный план специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с ЗПР включает распределение учебной часовой нагрузки между общеобразовательными предметами, курсом трудовой подготовки, коррекционными курсами, обязательными предметами по выбору, факультативными занятиями (школьной компонент). Региональный базисный план разрабатывается региональными органами управления образования, исходя из специфики местных экономических, социальных условий на основе Республиканского базисного плана. Региональный базисный план носит рекомендательный характер. Специальная школа (школа-интернат) для детей с ЗПР имеет право составлять собственный оригинальный план на основе Республиканского базисного плана с учетом специфики региона, возможностей школы, контингента учащихся и пожеланий родителей.
Базисный план начальной школы для детей с ЗПР составлен с учетом решения следующих задач: - обеспечить овладение чтением, счетом, письмом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля, учебных действий, культурой речи и поведения. Дети должны усвоит обязательный минимум содержания начального общего образования; - преодолеть отставание детей в развитии, восполнить пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, корригировать и развивать их пространственную ориентировку, моторику, речь и мыслительную деятельность. Базисный план V-IX классов школы (школы-интерната) для детей с ЗПР предусматривает овладение основным объемом знаний, умений, навыков, предусмотренных базисным планом школы общего назначения. Кроме этого включается трудовая подготовка по разным профилям, выбираемым в соответствии с местными условиями, социально-бытовая ориентировка, а также индивидуально-групповая коррекционная работа по искоренению трудностей усвоения отдельных предметов и преодолению недостатков развития. Выпускники неполной средней школы получают свидетельства об окончании учебного заведения установленного для общеобразовательных школ Республики Казахстан образца. 3. Специальные образовательные условия. В зависимости от степени выраженности задержки психического развития и индивидуальных особенностей школьное обучение этих детей может быть организовано по-разному. Дети с легкой степенью задержки психического развития могут обучаться в обычной (общеобразовательной) школе при условии индивидуального подхода к ним учителя начальных классов, знакомого с особенностями психического развития детей этой категории. Дети с выраженной ЗПР могут успешно обучаться в специальных классах или школах (школах-интернатах) для детей этой категории, а также в специальных классах при школах (школах-интернатах) для детей с недостатками интеллекта.
Для детей с грубыми нарушениями поведения и психотическими реакциями может быть организовано обучение на дому. Обучение детей в каждой из перечисленных организационных форм предполагает осуществление к ним индивидуального подхода с целью преодоления недостатков развития отдельных функций (речи, моторики, зрительно-пространственных представлений и др) и личности в целом. Он осуществляется как во фронтальной работе с классом, так и на индивидуально-групповых коррекционных занятиях. Обучение в специальной школе (школе-интернате) может ограничиваться начальными классами. В начальную школу этого типа могут переводиться учащиеся из школы общего назначения на основании заключения городской (областной, республиканской) ПМПК. По окончании начальных классов ПМПК рассматривает вопрос о переводе учащегося в школу общего назначения по месту жительства или, в случае тяжелых форм ЗПР, о продолжении обучения в данной специальной школе. Структура образования детей с ЗПР может иметь следующие варианты: - при обучении с 6 лет – подготовительный класс и обучение в 1-4 классах; - при обучении с 7 лет – четырехлетняя начальная ступень, а при более выраженном отставании в развитии – подготовительный класс и 1-4 классы; - при переходе их школы общего назначения после безуспешного годичного (и более продолжительного) обучения ребенок направляется ПМПК в класс в соответствии с его знаниями и умениями. При этом, как правило, срок обучения в основной школе увеличивается на один год по сравнению со школой общего назначения, т.к. обычно учащийся направляется в тот же класс, в котором он безуспешно обучался в последней. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. Для учащихся, испытывающих трудности в усвоении учебной программы на уроках, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность.
Обучение детей с ЗПР должны осуществлять учителя, получившие среднее или высшее педагогическое образование и прошедшие специальную дефектологическую подготовку. Специальные коррекционные занятия должны проводить педагоги с высшим дефектологическим образованием – олигофренопедагог, логопед, педагог-психолог. Для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса в школе (школе-интернате), классе для детей с ЗПР необходимо: - проведение комплексной коррекционно-развивающей работы; - осуществление лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление соматического и психоневрологического здоровья детей; - соблюдение охранительного режима (дневной сон до 3 класса включительно, прогулки и т.п); - организация дополнительных каникул для учащихся младших классов в феврале продолжительностью 7 календарных дней. Отдельным учащимся (по мед. показаниям) может быть предоставлен один «разгрузочный» день в неделю; - создание климата психологического комфорта; - создание научно-методического оснащения необходимого для успешного усвоения детьми общеобразовательных программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Наполняемость классов для детей с ЗПР должна составлять от 9 до 12 человек. На индивидуальное надомное обучение на одного ученика отводится в подготовительном, 1-4 классах – 8 часов, в 5-9 классах – 10 часов в неделю. Материально-техническая база школы (школы интерната) должна соответствовать тем же требованиям, которые предъявляются к оборудованию школы общего назначения. Помимо помещений, предусмотренных для школы общего назначения, специальная школа (школа-интернат) должна иметь помещения для проведения логопедических занятий, занятий с психологом, мед.кабинеты, кабинеты для занятий ЛФК и ритмикой, физиотерапевтический, игровые комнаты, кабинеты трудового обучения для 1-3 классов и трудовые мастерские для 4-9 классов. Для успешной реализации коррекционно-воспитательных задач в классах для детей с ЗПР при массовых школах целесообразна работа по режиму продленного дня на протяжении всех лет обучения детей. Для организации самоподготовки одновременно с воспитателями полезно привлекать учителей - предметников. Для оказания логопедической помощи детям в штаты образовательного учреждения вводится должность логопеда из расчета не менее 15-20 человек с нарушениями речи на одну ставку.
При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматриваться вопрос о введении в штатное расписание дополнительной ставки специалистов: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога и др. Недопустимо: - обучение детей с ЗПР во вторую смену; - проведение коррекционных занятий со всем классом одновременно; - использование часов, отведенных на коррекционные индивидуально-групповые занятия для проведения новых курсов для всего класса, для проведения логопедических занятий, занятий с психологом; - перераспределение коррекционных часов между параллельными классами.
4. Базисный учебный план основного образования учащихся с ЗПР
** На обязательные индивидуальные и групповые занятия на, на логопедические занятия на одного ученика или группу отводится 15-30 минут учебного времени в неделю, в том числе на классы:
5. Пояснение к типовому базисному плану В учебном плане учитываются специфические трудности детей в усвоения родного языка и математики, в связи с чем предусмотрено увеличение часов на эти предметы по сравнению с базисным планом школы общего назначения. С 5 по 9 классы за счет часов математики может быть введен курс информатики. Учебный план содержит специальный интегрированный курс “Ознакомление с окружающим миром и развитие речи”(0-3). Данный курс направлен на обогащение знаний и представлений ребенка об окружающей действительности, которые не были накоплены им в период дошкольного детства, на обогащение словарного запаса, развитие монологической речи. Содержание обучения по данному курсу включает работу по коррекции зрительного восприятия, памяти, мыслительных процессов учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, группировки, классификации). Введение в качестве обязательного учебного предмета "Коррекционная ритмика" обусловлено необходимостью преодоления отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности детей с ЗПР. В качестве равнозначных по отношению к остальным учебным предметам следует считать предметы эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, физического воспитания), позволяющие осуществлять коррекцию эмоционально-личностной сферы и активизировать познавательную деятельность учащихся. Важное значение для социальной адаптации, нормализации учебной деятельности учащихся имеют уроки трудового обучения, которые в начальной школе не могут заменяться другими дисциплинами. Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходя из местных условий, состояния здоровья учащихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда. При проведении уроков трудового и профессионального обучения класс делится на 2 группы, начиная с 5 класса. Курс «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) направлен на формирование у учащихся навыков жизненной компетенции, практической готовности к самостоятельной жизни в обществе и быту. Содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий направлено на формирование полноценной учебной деятельности. Для этого в начальных классах могут быть использованы игры по правилам, ролевые игры, способствующие развитию произвольной регуляции поведения и познавательной мотивации. Для большей части младших школьников с ЗПР необходимы занятия по развитию мелкой моторики. С этой целью могут быть организованы такие виды деятельности, как лепка, рисование, конструирование, работа с мозаикой. Индивидуально-групповые занятия организуются также для детей с выраженными недостатками речевого развития, пространственной ориентировки, для школьников, испытывающих трудности усвоения учебных предметов. Индивидуально-групповые коррекционные занятия и логопедические занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки учащихся. Указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входят в нагрузку не каждого отдельного ученика, а учителя. На долю каждого ученика приходится от 15 до 30 минут в неделю. Занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (2-3 ученика), укомплектованных. на основе сходства корригируемых недостатков. Индивидуально-групповые коррекционные занятия с учащимися младших классов проводит основной учитель. В то время, когда он занимается с подгруппой, логопед и психолог работают с остальными детьми класса. В старших классах часы, отведенные на индивидуально-групповые занятия, распределяются между учителями предметниками. На этих занятиях восполняются пробелы в знаниях школьников и осуществляется подготовка к усвоению сложного учебного материала. Часы школьного компонента (занятия по выбору и факультативы) предпочтительно использовать для изучения курсов, способствующих социализации детей ("Речь и культура общения", "Обеспечение безопасности жизнедеятельности", "Введение в экономику"), либо направленных на преодоление недостатков развития ("Изобразительная деятельность", "Прикладное искусство", "Плавание", ЛФК) или на дополнительные занятия по трудовой подготовке. Базисный учебный план предусматривает использование на 1 ступени обучения специальной программы и методических материалов, разработанных институтом коррекционной педагогики Российской Академии образования (до разработки казахстанских специальных программ). На основной ступени дети обучаются по программам общеобразовательной школы, которые требуют адаптации к возможностям учащихся с ЗПР. Совету школы предоставляется право перераспределять 15-20% часов учебного плана не выходя за рамки финансирования. Включение в школьный вариант учебного плана новых предметов, не предусмотренных базисным учебным планом необходимо согласовать с РУМС по специальному образованию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|