Общая характеристика категорий педагогики
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Из истории педагогики
Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: во-первых, освоить опыт предыдущих поколений; во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт; в-третьих, передать его следующему поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой. Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного рода обобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специального научного знания. Сначала эта отрасль знания разрабатывалась в недрах философии, в трудах таких древнегреческих философов, как Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. В этот период появляется и термин "педагогика", который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции зародились также и многие другие педагогические понятия и термины, например "школа", что означает досуг, "гимназия" - общественная школа физического развития и др. В начале ХVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом (1561-1626 гг.). В 1623 году он издал свой трактат "О достоинстве и увеличении наук", в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о "руководстве чтением".
В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Он создал знаменитый труд "Великая дидактика", в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге "Материнская школа" изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей. Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших представителей, как: Джон Локк (1632-1704 гг.) в Англии; Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) во Франции; Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии; Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841 гг.) и Адольф Дистервег в Германии и др. Активно разрабатывались идеи обучения и воспитания в русской педагогике: широкую известность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века "Поучение князя Владимира Мономаха детям", в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения; в XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде "Гражданство обычаев детских" правила поведения детей в семье, школе и общественных местах; большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В. Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике; значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.П. Острогорского, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля и др. Общая характеристика категорий педагогики
Все вышесказанное позволило педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или более кратко - это воспитание человека как особая функция общества.
Тем самым педагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определении на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного педагогического процесса. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории воспитание, образование, обучение. В современной педагогике к категориям также принято относить понятия: педагогическая система, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Основными категориями педагогики являются: развитие; воспитание; образование; обучение. Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого личность приобретает качества и свойства в соответствии с интересами общества. Процесс воспитания имеет цель и результат, которые всегда прогнозируются обществом. Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений. Обучение - процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. Основу обучения составляют: знания, умения, навыки. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Знания представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности и общей культуры. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные ценности. Образование выступает как процесс, система и результат. Процесс - предполагает организацию различных видов деятельности, направленных на приобретение знаний, умений, навыков и социального опыта. Система - это совокупность учебно-воспитательных учреждений в рамках которых осуществляется воспитание человека. Результат - объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладевает обучаемый.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|