Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности




Введение

 

Решение проблемы гуманитаризации образования непосредственно связано с построением гуманитарной образовательной среды в образовательном учреждении.

Образовательная среда вуза - развивающийся пространственно - временной континуум, который аккумулирует комплекс объективных компонентов (научно-педагогические школы, людей, предметы и др. во взаимосвязи и взаимодействиях их общих и особых свойств) и субъективные характеристики участников образовательного процесса (способы межсубъектного взаимодействия, выбор переживаний, поиск смыслов).

Интегративная целостность образовательной среды вуза обуславливается единой целью, общностью функционирования, внутренней организацией, обеспечиваемой взаимодействием различных структурных и социальных элементов между собой и с окружающей средой (образовательной средой региона, профессиональной средой).[5]

Образовательная среда вуза структурирована и можно выделить три уровня структурной организации:

Образовательная среда как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействия пространственных отношений архитектурной, материально-технической, социокультурной (гуманитарной), информационной, педагогической сред;

Образовательная среда как совокупность встроенных по концентрическому принципу компонентов: образовательная среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда медицинского учреждения.

 


Мои образовательные среды

 

•   Что такое образовательная среда и какие характеристики у нее выделяют?

Как образовательную среду понимает В.А. Ясвин. Какие типы образовательной среды он выделяет и по каким признакам? (Проверка ваших знаний)

Проведите педагогический анализ каждого типа образовательной среды. Анализ каждого типа образовательной среды должен включать минимум ответ на следующие вопросы.

•   Кто ставит цель?

•   Кто обеспечивает образовательными средствами?

•   Кто отвечает за результат образования? (развитие, тренировка ваших умений)

Сравните несколько различных сред и определите какая из них образовательная, а какая нет (проверка ваших умений)

 

Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности

 

Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в системе проблем современного образования. Прежде всего, остановимся на определении понятия «среда» и ее влиянии на развитие человека. Следуя определению, предложенному Л.И. Новиковой [2], мы рассматриваем «среду» как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности. Основным критерием выделения среды является факт взаимодействия: средой является та часть окружающего мира, с которой субъект взаимодействует [2]. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи [3].

Среда оказывает воздействие на формирование и развитие личности, но в то же время сама изменяется под влиянием деятельности человека. Взаимодействие личности со средой предстает как соотношение потребностей личности и возможностей среды. Потребность ищет возможности для своего удовлетворения, т. е. организует восприятие, интеллект, волю и действие. Возможность, в свою очередь, способна актуализировать новую потребность. Среда обладает совокупностью возможностей для реализации внутренних потребностей личности. Среда стимулирует развитие личности и участвует через предъявление наличных возможностей в формировании новых потребностей личности, а личность, в свою очередь, реализует активный поиск в среде необходимых ей возможностей для удовлетворения потребностей либо непосредственно участвует в создании новых возможностей, изменяя среду.

Анализ литературы позволяет зафиксировать различные виды сред: социальную, культурную, образовательную, социально-экономическую, социально-педагогическую, городскую, семейную, эстетическую, информационно-предметную и др.[1]

В настоящее время внимание ученых привлекла проблема изучения педагогического потенциала образовательной среды и возможностей его использования в процессе становления личности [4-6]. Понятие “образовательная среда” в педагогической лексике появилось недавно. Следуя определению С.В.Тарасова [7], мы рассматриваем образовательную среду учреждения как совокупность специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия.

Образовательная среда педагогического колледжа рассматривается нами как совокупность условий и возможностей, влияющими на функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются групповые взаимосвязи и реализуются их личностные и профессиональные потребности, интересы и способности.

 

1.2 Понятие "образовательная среда"

 

Понятие "образовательная среда" также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (в нашем случае обучающимся).[6]

Когда речь идет об образовательной среде, то имеется в виду влияние условий образования на обучающегося (точно так же, как и влияние обучающегося на условия, в которых осуществляется образовательный процесс). Это обратное влияние по существу задает гуманитарную направленность образовательной среды через включение значимых для человека знаний и использование комфортных, принимаемых студентами (учащимися) технологий обучения. Несомненно, можно говорить и о гуманитарном образовательном пространстве, но здесь в большей степени фигурируют не столько понимание значимых для студентов образовательных задач, которые ставятся самими студентами, сколько видение их со стороны организаторов педагогического процесса - преподавателей. Смысл понятия "гуманитарная образовательная среда" более богат. Оно включает не просто общую гуманитарную направленность образовательного пространства, но и личностно-ориентированный образовательный процесс, который реализует более мощный гуманитарный потенциал.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что с ориентацией на сущность процесса гуманитаризации педагогического образования целесообразно использовать понятие образовательной среды как позволяющее раскрыть более полно и всеобъемлюще соответствующий процесс.[4]


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...