Анализ бального этикета в дореволюционный и современный периоды
Влияние танцевальных традиций на формирование общей культуры суворовца-будущего офицера
Екатеринбург, 2017 год СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I 6 1.1. История бала 6 1.2. Бал в жизни училища 10 1.3. Анализ бального этикета в дореволюционный и современный периоды 12 ГЛАВА II 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 22
ВВЕДЕНИЕ Танец – мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире [2]. Роль танца в жизни человечества огромна, возникнув как художественное воспроизведение охоты и других трудовых процессов, он во многом служил средством объединения людей. Отношение к танцу в разные исторические эпохи менялось: в древних цивилизациях танец входил в религиозный обряд, в средневековой Европе подвергался гонениям официальных властей и развивался только в народной среде, в эпоху Возрождения танец становится не менее популярен, чем музыка и живопись, наконец, в 1661 году во Франции создается Королевская академия танца, широко распространяются бальные танцы. Обучение танцам становится неотъемлемой частью образовательной системы дворянства, недаром сюжет знаменитой комедии Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» включает урок танца для героя-мещанина, желающего стать дворянином. В России переплетение двух танцевальных стихий народной и бальной находит свое отражение в реальной жизни, а также в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» главная героиня Наташа Ростова, трепетно ожидающая своего первого бала, готовится к нему, но при этом не менее гармонично она изображена писателем, исполняющей народный танец.
Танец – неотъемлемая часть не только гражданского, но и военного образования, получившего свое развитие в России со времен правления Петра Великого. Готовивший для русской армии офицеров Кадетский корпус выпускал не только военных, но и просто образованных людей. Будущимиофицерами изучались логика, красноречие, начальные основы математики, священная и светская история, физика, астрономия, география, танцы, военное искусство, химия, верховая езда и фехтование. То есть выпускники наряду с военным получали и общее образование. Военное образование советского периода имело явно милитаристскую направленность, но вместе с тем появлялись ансамбли песни и пляски в военных округах, флотах и группах войск. Суворовские училища, появившиеся в суровые годы Великой Отечественной войны, стали оплотом патриотического воспитания и образования детей-сирот, многие из которых сами были участниками военных событий. Воспитанники изучали те же образовательные предметы, что и в школе, но, кроме того, с ними проводились занятия по военной подготовке. Сегодня в распорядке дня суворовцев танцы входят в программу дополнительного образования, их изучают те воспитанники, которые посещают кружок танцев. И хотя традиционный «Бал отличников и хорошистов учебы» проходит раз в четверть, позволим себе усомниться в том, что все суворовцы, пришедшие на него, знают его историю, а уж тем более правила поведения на балу. Поэтому рассмотрение вопроса о танцевальной культуре суворовца – будущего офицера Российской Федерации мы считаем очень актуальным. В связи с этим, цель нашей работы – развитие понимания у суворовцев взаимосвязи исторически сложившихся танцевальных традиций и своей причастности к танцевальной культуре. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть различные источники информации по данной теме; - провести опрос среди суворовцев с целью выяснения их представления о правилах этикета на балах; - ознакомиться с правилами этикета на балах в дореволюционной России для сравнения с поведением суворовцев на «Балах отличников и хорошистов» в училище; - используя полученные сведения, разработать памятку-рекомендацию «Суворовцам, собирающимся на бал». В качестве проблемы проекта выступает то, что большинству наших суворовцев мало, что известно о танцевальных традициях, сложившихся на балах, о правилах хорошего тона, которым следовали дамы и кавалеры на балах и в салонах. Мы выдвигаем гипотезу, что танцевальные традиции играют важную роль в формировании общей культуры суворовца – будущего офицера Российской Федерации. Объект исследования - танцевальные традиции. Предмет исследования -определение роли и места танцевальных традиций в формировании общей культуры суворовца – будущего офицера Российской Федерации. В качестве методов исследования использованы следующие: теоретические (изучение исторической и художественной литературы, обобщение и анализ), эмпирические (работа со статистическими данными, проведение бала с мамами суворовцев, разработка памятки-рекомендации для суворовцев).
ГЛАВА I История бала В этой главе мы рассмотрим исторические факты, связанные с таким приятным время препровождением как бал, попробуем определить, какое место он занимал среди прочих развлечений знатной молодежи Европы и России. Начнем с определения значения слова «БАЛ»: 1. БАЛ (м.) Большой праздничный вечер с танцами. [1] 2. БАЛ. Большой танцевальный вечер. Костюмированный бал, Бал-маскарад. - Кончен бал (разговорное) — всё кончено, конец. [9] 3. БАЛ (франц. bal,отдревн.-франц. baller, balloter - танцевать). Собрание многочисленного общества для танцев.[7] Исторически балы связаны с празднествами при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Правда, не известноучаствовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.
В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко, и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. В торжественную эпоху царствования французского короля Людовика XIV балы обретают настоящую свою форму и составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов выработался, первоначально во Франции, определённый церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в XIX веке несколько упрощён. С 1715 г. в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра (Baldel’Opèra), и вместе с тем дана возможность лицам третьего сословия, за известную плату, принимать участие в этих посвящённых исключительно танцам увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий. В России бал – культурное явление европейской традиции – появился благодаря царю-реформатору Петру Первому вместе с прочими приметами европеизации в назидательном порядке. Хотя есть упоминания в исторических хрониках о том, что первые попытки проводить балы были еще при Лже-Дмитрии 1. Петровские ассамблеи всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. Интересные сведения о тогдашних ассамблеях можем найти в мемуарах голштинского камер-юнкера Ф. В. Берхгольца, относящихся к последним годам царствования Петра Великого. Дочь Петра I - императрица Елизавета Петровна особенно любила танцевать, а потому танцевал и весь её двор. Исключение составляет разве что самые последние годы её правления, когда стареющая государыня по болезни прекратила посещать придворные развлечения. В результате балы стали проводиться реже, а то и вовсе отменялись.
Особенным блеском и пышностью отличались Екатерининские балы, это подчёркивали даже люди, видавшие великолепие Версаля. Провинциальное дворянство посещало балы в губернском дворянском собрании; особенно славились балы в Московском Благородном собрании. Монополия театральных представлений дирекции императорских театров (1783—1883 гг.) касалась также и балов, так как в 26-м пункте высочайшего указа, данного на имя Адама Олсуфьева от 12 июня 1783 г., сказано: «В театральных залах дозволяется давать для приращения доходов дирекции театральной: балы в масках и без масок», вследствие чего дирекция стала получать часть сборов также с балов, даваемых в частных залах столиц. На протяжении XVIII – XIX вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре проникли во все слои общества. К середине XIX века балы получили очень широкое распространение. К примеру, в Петербурге и в Москве проходили тысячи балов в год. Но и в небольших уездных городах балы были очень популярны. Балы делились на две категории: придворные балы и общественные балы. Придворные балы были довольно скучны и чопорны, и считались официальными мероприятиями. Такие балы чаще всего проводились в Петербурге. На них часто присутствовала императорская свита и представители самых знатных семей Москвы и Петербурга. Московские балы несколько отличались от Петербургских. В зале Благородного собрания в Москве два раза в неделю устраивались балы, на которые собирались до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души, в отличие от чинных и церемонных придворных балов в Петербурге. Общественные балы в России устраивались дворянством, купечеством, ремесленниками, художниками и даже артистами. Они имели довольно свободную форму проведения и очень широкий круг участников. Можно сказать, что бал в XIX веке был основной формой общения и просвещения для большинства городских жителей. Тем не менее, существовали общие для всех балов правила проведения. Начинался любой бал с торжественного полонеза – марша. Полонез мог продолжаться около часа. Возглавляли полонез хозяин бала с самой важной гостьей бала, а также хозяйка с самым важным гостем бала. На великосветских балах это были император с императрицей. Затем шёл вальс. С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знали, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами и напитками.
Костюм дамы и кавалера должен был быть изысканным и красивым. Для дам считалось неприличным приходить на бал без цветов. На некоторых балах выносили большой поднос с цветами, и кавалеры разбирали цветы и вручали их дамам. Основная обязанность кавалера на балу – это всячески развлекать свою даму, делать всё для того, чтобы у дамы было хорошее настроение, и ей было интересно на балу. Основная обязанность дамы – это быть красивой и очаровательной. Самая важная составляющая бала – танец, и он требует особой подготовки. Именно поэтому, начиная с петровской эпохи, во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее, в скромных ремесленных и коммерческих училищах, в военных учебных заведениях. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Уровень танцевальной культуры России в XIX веке высоко оценивался. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы. Танец становится показателем не только общего развития человека, но и определяет его принадлежность к определенному социальному кругу. Становится из зрелища, наполненного эстетическим созерцанием, практической необходимостью в повседневной жизни практически каждого члена общества. Не случайно в творчестве писателей и поэтов описанию танца и, в частности, описанию танца на балу уделяется особое значение. Нами при работе над исследованием были изучены сцены бала, описанные в таких произведениях как «Война и мир», «После бала» Л.Н. Толстого, «Юнкера» А.И. Куприна. Конечно же, это не единственные литературные источники, которые можно анализировать на предмет описания героев на балу, поэтому мы считаем, что наша работа имеет перспективу в данном вопросе и требует дальнейшего погружения в художественный материал.
Бал в жизни училища История существования «Бала хорошистов и отличников» в Екатеринбургском суворовском военном училище уходит корнями в далекую историю – в 1843 году в городе Орле располагался Орловский–Бахтина кадетский корпус, на чьей базе через сто лет будет сформировано по постановлению Совета Народных Комиссаров Орловское суворовское военное училище, в 1947 году переведенное в город Свердловск. В распорядке дня воспитанников кадетского корпуса танцы занимали немало важную часть, считалось, что военнослужащий царской России должен уметь себя держать на светских мероприятиях, в том числе на балах. В суворовских училищах знакомство с танцевальной культурой долгое время осуществлялось в рамках основного образования, на данный момент занятия хореографией сведены в рамки допобразования, и доступны только по выбору, исчезла обязательная часть. В этом, и это наше субъективное мнение, есть некоторое упущение, потому что общая культура человека формируется и в танце, в умении держать себя в паре с противоположным полом. Наша закрытая система все-таки не исключает возможность общения суворовцев с девочками, девушками, дамами, тем более в столь торжественной обстановке «Бала хорошистов и отличников», поэтому возникает закономерный вопрос: а готовы ли суворовцы 7 класса к участию в подобном мероприятии? Для этого мы провели исследование, используя метод анкетирования. Нам было интересно, а что знают суворовцы нашей первой роты о бале, бальной культуре. Суворовцам было предложено ответить на вопросы: 1. Что ты знаешь о балах XIX века в России? 2. Какие танцы принято было исполнять на балах? 3. Что ты знаешь о бальном этикете? (поведении на бале) 4. В каких произведениях художественной литературы описываются сцены бала? 5. Хотел бы ты больше узнать о бальной культуре, и возможно провести бал в роте? По результатам исследования, можно сказать следующее: к сожалению, суворовцы очень мало знают о бальной культуре России XIX века. 60респондентов(75%) считают, что бал – это торжество, праздник, на который приглашали родственников и нужных людей. 20человек (25%)смогличуть больше рассказать о бале, так как посещали занятия бальных танцев, читали художественные произведения, смотрели фильмы, где были показаны сцены бала.
У суворовцев возникли затруднения и с перечислением бальных танцев. Самым известным и узнаваемым стал вальс. Все 80 человек (100%), знают, что на балах исполняют этот танец. Полонез отметили 23 %. Полька 12%. Галоп 4%. А танцы Франсез, Лансье, Котильон совсем не известны. Правила поведения во время бала суворовцам неизвестны, они предположили, что возможно это традиционные правила этикета, который дошели и до наших дней. Респонденты отметили произведения художественной литературы, в которых использовано описание бала: А.Толстой «Средь шумного бала», Л.Толстой «После бала», Куприн «Юнкера», А. Пушкин «Евгений Онегин», Л. Толстой «Война и мир» («Сибирский цирюльник» смотрели художественный фильм). Все суворовцы роты высказали пожелание больше узнать о бальной культуре, танцах, этикете на балу и возможно самим провести бал в роте.
Анализ бального этикета в дореволюционный и современный периоды В ходе исследования нами были проанализированы правила бального этикета XIX века и современный этикет.
Проведенный анализ, позволяет говорить о том, что раньше к проведению балов и поведению на них относились гораздо серьезнее, огромное значения придавалось предварительной подготовке: разучивали танцы, в мельчайших подробностях изучали все этапы бала, все тонкости правил поведения во время, ангажемент, подготовка костюма, особенности «Языка, цвета и рисунка веера» дамы, ее носового платка. Бальный внешний вид строго регламентировался.
ГЛАВА II Наша вторая глава посвящается всем тем, кто собирается на бал и хочет не ударить в грязь лицом в приличном обществе. 1. Выражение лица должно быть веселым и любезным, а потому, собираясь на бал, не забудьте хорошее настроение. 2. Парадную форму и ботинки следует почистить, привести в порядок заранее, а не по наущению офицера-воспитателя. 3. Дам на бал в училище нужно приглашать заранее, предупреждая о строгих правилах этикета, умеренности в косметике и достойном внешнем виде – дамы на балу должны быть в платьях. 4. Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на танец". 5. Чтобы избежать разногласий и негативных последствий в ситуации, когда дама не одна, а в компании спутника или друзей, нужно, исходя из общих норм поведения, сначала извиниться за прерванную беседу, при необходимости спросить согласия спутника, а потом приглашать даму на танец. 6. Во время танца уместно делать дамам комплименты, вести легкие беседы о погоде и успеваемости в школе (про футбол и наряды по роте не поймут!) 7. В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве. 8. Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Танец – древнейший вид искусства, играющий важное значение в формировании общей культуры человека. Не случайно воспитанию музыкального вкуса, основам хореографии всегда уделялось особое место в образовании. На сегодняшний день эволюция музыкальной культуры происходит в геометрической прогрессии и связь с танцевальными традициями прошлого довольно тонкая, требующая актуализации и даже в некоторой степени возрождения, так как отвечает требованиям динамично изменяющегося мира. В самом начале нашего исследования мы предположили, что танцевальные традиции играют важную роль в формировании общей культуры суворовца – будущего офицера Российской Федерации. В ходе проведения анкетирования выяснили, что о правилах поведения во время бала суворовцы почти ничего не знают и делают предположение о том, что, возможно, это традиционные правила этикета, который дошли и до наших дней. Проанализировав этикетные бальные правила, выяснили, что раньше к проведению балов и поведению на них относились гораздо серьезнее, огромное значения придавалось предварительной подготовке: разучивали танцы, в мельчайших подробностях изучали все этапы бала, все тонкости правил поведения во время, ангажемент, подготовка костюма, особенности «Языка, цвета и рисунка веера» дамы, ее носового платка. Бальный внешний вид строго регламентировался. Итогом нашего исследования стало создание памятки-рекомендации «Суворовцам, собирающимся на бал». Конечно же, на этом наша работа не завершается, в дальнейшем мы планируем провести мероприятие для суворовцев 1 роты, посвященное культуре поведения суворовцев на «Балу отличников и хорошистов».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Большой современный толковый словарь русского языка. 2012 ©https://slovar.cc/rus/tolk/5490.html 2. Бореев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.1 – 5-е изд., допол. – Смоленск: Русич, 1997. – 576с.: ил. 3. Зись А. Виды искусства. – М.:Знание, 1999.- с. 67-71. 4. Келдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия. –М.: Советская энциклопедия, 2001. – с.423-424. 5. Пасюковская В. Волшебный мир танца. – М.: Просвещение, 2005. - 224 стр. 6. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., КветнаяО.В. Учите детей танцевать. М.: Владос, 2003. – с.7-19. 7. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910. – 527с. 8. СтригановВ.М., УральскаяВ.И. Современный бальный танец. - М.: Просвещение, 1998. – с.5-15. 9. Толковый словарь русского языка Ожегова С. И. ©http://ozhegov.textologia.ru/definit/bal/?q=742&n=164287 10. http://www.dream-dance.ru/articles/vs_chto_nuzhno_znat_pro_bal/ 11. http://www.ruscadet.ru/history/sms_nmns/comm.htm 12. http://totus-floreo.narod.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Полонез Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾. Шаги полонеза Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Таким образом, рисунок получается следующим: носок, носок, стопа. При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Дальнейшее движение осуществляется в распрямлённом положении, партнёры как бы тянутся вверх. Плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная. Фигуры полонеза
Променад (фр. promenade). Пары движутся основным шагом по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой. Колонна. Дойдя до центра конца зала, первая пара поворачивает налево (в начало зала) и продолжает движение по диаметру круга. Все продолжают движение вслед за первой парой и постепенно выстраиваются в колонну.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|