Развитие почвеннической идеологии в России в развернувшейся полемике между славянофилами и западниками и её характерные черты
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 - Идея соборности (свободного православно-христианского всеединства) в формировании общественного идеала славянофилов. - Фундаментальное значение православно-христианского вероучения в культурно-историческом самоопределении России. - Особозначимая роль общины в складывании общественных идеалов русского общества. - Признание приоритета принципов народности в формировании общественной идеологии. Признание государством права общества на духовно-нравственный суверенитет как условие взаимопонимания между властью и народом. Окончательное оформление западничества как «приобретённой» составляющей русского национально-культурного самосознания.Характерные черты западнической идеологии. Видными представителями западничества были Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Анненков, В. Г Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, М. А. Бакунин. - Признание основополагающей роли европейской культуры в становлении России как культурно-национального образования. - Признание универсализма европейского культурного опыта в определении перспектив социально-политического развития России. - Скептическое отношение к допетровскому культурно-национальному наследию как началу, способному придать своеобразный путь развития России в отличие от Европы. - Идеализация роли петровских преобразований в историческом развитии страны. Влияние социалистических идей в Европе на идеологию западничества в России. Роль творчества В. Г. Белинского (1811-1848) в становлении русского радикализма (нигилизма) - Роль немецкого идеалистического философского наследия (Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и др.) в становлении Белинского как литературного критика, мыслителя и гражданина.
- Эволюция «гегельянства» Белинского от примирения к отрицанию российской действительности». Превращение отрицания в «строительный материал» мировоззрения позднего Белинского. - Формирование атеистических и материалистических взглядов Белинского под воздействием творчества Фейербаха, Маркса, Энгельса. - Влияние идей западноевропейского социализма (Сен-Симона, Фурье, Прудона, Кабэ, Леру, Блана, Маркса и др.) на «социализацию» мировоззрения Белинского. - «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского (1847) как апогей его духовного разрыва с николаевской Россией. М. А. Бакунин (1814-1876) и его роль в формировании теории безгосударственного социализма (анархизма) - Влияние немецкой идеалистической философии на духовный поиск Бакунина. - Отъезд Бакунина из России в Германию (1840) и превращение его в странствующего идеолога разрушения и политического эмигранта. - Участие Бакунина в революциях 40-х гг. XIX в. в Европе и его превращение в убеждённого врага существующей европейской политической системы и российского самодержавия. - Превращение Бакунина в видного теоретика анархизма и вдохновителя бунтарского направления в русском народническом движении в последние десятилетия его революционной деятельности. А. И. Герцен (1812-1870) и формирование идеологии русского общинного социализма - Влияние идей европейского социализма и немецкой идеалистической философии на формирование мировоззрения Герцена в 30-40-е гг. XIX в. - Разрушение веры Герцена в буржуазную («мещанскую») культуру Запада и способность Европы разрешить назревшие социальные проблемы в период европейской эмиграции как предпосылка к формированию теории общинного социализма (конец 40-х -начало 50-х гг. XIX в.). - Использование Герценом славянофильской концепции русской крестьянской общины как общественного идеала в качестве «строительного материала» в создании теории русского общинного социализма.
Общество (кружок) петрашевцев (1845-1849) и его место в становлении политического радикализма в России - Образование М. В. Буташевичем-Петрашевским кружка с целью обсуждения актуальных вопросов культурно-художественной, философской и общественной жизни в России. - Радикализация политических настроений внутри кружка в форме критики существующего государственного и общественного строя в России и отход от общества умеренных (1847-1848). - Обсуждение членами радикального крыла общества (Н. А. Спешнев, Д. Д. Ахшарумов, С. Ф. Дуров, Н. С. Кашкин, Н. А. Момбелли, Н. П. Григорьев и др.) злободневных социально-политических вопросов и способов их решения. - Влияние принципов европейского социализма (Фурье, Сен-Симон, Кабэ и др.) и политического радикализма на «заговор идей» петрашевцев. - Попытка петрашевцев создать тайную организацию с целью подготовки вооружённого восстания и крах заговора (март-апрель 1849 г.). Общественно-политическая мысль на западных окраинах России в 40-е гг. XIX в. Организация и деятельность тайного Кирилло-Мефодиевского общества на Украине (1846-1847) - Попытка участников общества (Н. И. Костомаров, Н. И. Гулак, В. М. Белозерский, Т. Г. Шевченко и др.) выработать идеологию национального и социального освобождения Украины. - Разгром общества полицией (март 1847 г.) и разработка жандармским управлением программы действий по предотвращению распространения идей культурного и политического «украинофильства». Усиление контроля правительства России за общественной деятельностью в конце правления Николая I (конец 40-первая половина 50-х гг. XIX в.). - Влияние европейских революций 1848-1849 гг. на формирование атмосферы подозрительности со стороны властей на проявление свободомыслия в русском просвещённом обществе. Активизация деятельности русской эмиграции в идеологической борьбе с самодержавием в первой половине 50-х гг. XIX в. - Основание А. И. Герценом в Лондоне Вольной русской типографии (1853 г.) и начало издания оппозиционного журнала «Полярная звезда» (1855 г.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|