Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какую Россию мы потеряли в 1917 году?

Фильм Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли» не оставляет равнодушным, производит сильное впечатление как риторикой, эмоциональностью и силой художественной передачи точки зрения автора, так и теми фактами, которые он приводит. Мощь, с которой провозглашаются авторские идеи, действительно может воздействовать на убеждения целого поколения, и не только менять укоренившиеся знания и устоявшиеся стереотипы, но и создавать иллюзию идеальной дореволюционной России. Несмотря на то, что автор фильма не всегда приводит достоверные факты, впечатление, которое оставляет этот фильм, желание задуматься об истории России и искать ответы на вопросы о причинах потрясений, случившихся в России в XX веке, ставит этот фильм в ряд несомненно значимых и видных событий в области публицистики начала 90-х годов, повлиявших на изменение мировоззрения людей, выросших в советское время.

Первое, о чем хотелось бы порассуждать, - действительно ли та, дореволюционная Россия, какой бы она ни была (идеальной или отсталой), была потеряна после революции 1917 года. Думаю, что так можно сказать. После октябрьского переворота в России начало меняться все: образование, культура, сословия, сфера промышленности, земледелия, производства, мировоззрение, даже язык подвергся значительным и резким изменениям. И скорее в худшую, чем в лучшую сторону. Было отвергнуто и пересмотрено все то, что составляло нравственный стержень человека: религия, нормы морали, идеалы. Множество людей из высшего сословия, представители самых грамотных и интеллектуальных слоев, ученые, художники, писатели и поэты были убиты или вынуждены были покинуть Россию. Немногие из них остались жить на родине, пытаясь приспособиться к переменам. Так об этом времени писал Иван Бунин: «Я был не из тех, кто был революцией застигнут врасплох, для кого ее размеры и жертвы были неожиданностью, но все же действительность превзошла все мои ожидания: во что вскоре превратилась русская революция, не поймет никто, ее не видевший. Зрелище это было сплошным ужасом для всякого, кто не утратил образа и подобия Божия».

Но почему такие изменения и потрясения стали возможны, если, как это показано в фильме, Россия была богатейшей, стремительно развивающейся державой со столь же богатым и грамотным населением?

Перед Первой мировой войной основной отраслью экономики России было сельское хозяйство. По промышленному производству (металлургия, нефтяная, лесная отрасли, химия, электротехника, машиностроение, авиастроение) Россия занимала пятое место в мире, увеличивая темпы роста, экспорт русских товаров превышал импорт. Государству принадлежала большая часть железных дорог, рудников, военных заводов. Рубль был одной из основных мировых валют.

В 1906 году премьер-министр П.А. Столыпин начал аграрную реформу, результатами которой стали рост сельскохозяйственного производства, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции, вывод сельского хозяйства на новый этап развития, при котором оно стало играть главную и важнейшую роль в экономическом развитии страны. В 1908 году было введено всеобщее бесплатное начальное обучение. В начале XX века произошел взлет как российской науки, так и культуры.

При таких фактах кризиса и тем более революции не должно было случиться. Однако это произошло и для этого были внутриполитические основания, о которых в фильме не говорится.

Явными предпосылками для этого послужили революция 1905 года, Первая мировая (1914 год) и Русско-Японская война (1905 год), февральская Буржуазно-Демократическая революция 1917 года. Причиной этих событий стали и решения, принимаемые российскими государственными деятелями, и внешняя мировая ситуация, и социально-экономические проблемы: по-прежнему низкий уровень дохода большинства населения, недостаточность реформ, связанных с правами человека, все еще низкий уровень доступности образования и здравоохранения для большинства групп, сословное неравенство, неравное положение мужчин и женщин. Все эти проблемы усугубились войнами, в которых Россия теряла своих граждан, при этом терпя поражения.

Февральская революция создала условия для октябрьской: был уничтожен полицейский аппарат, который держал население под контролем, разрушена вера в постоянство существующего порядка (переход власти к партии кадетов, которые не могли ее удержать ввиду отсутствия сильной армии). Крестьяне потребовали уравнительный передел земли и ликвидацию частной собственности на нее, что в свою очередь, привело бы к национализации банков и крупных монополий. В этой ситуации от мира Временное правительство удерживала перспектива такой вот аграрной реформы, а война позволяла остановить революцию.

Почву для революции подготовили снижение уровня доходов населения в военный период, с одной стороны, и нацеленность простых людей на понятные им права: на землю (для крестьянства) и денег, а значит части прибыли (для рабочего класса). Как только лозунг «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим» был пущен в народ, при этом прежняя царская власть была уже утрачена, а Временное правительство не могло ее сохранить ввиду своей слабости, быстро произошла революция, и прежняя Россия была безвозвратно утрачена.

Безусловно, в дореволюционной России было много замечательных, талантливых, самодостаточных людей, которые составляли гордость и цвет нации, но гораздо больше было бедности, нищеты, бесправия, непосильного труда, безграмотности, болезней и смертей. Если осмысливать предреволюционную ситуацию в историческом, а не в эмоциональном контексте, то можно констатировать, что факты, изложенные в фильме «Россия, которую мы потеряли», не являются полностью объективными, а события в предреволюционной России показаны хоть эмоционально и глубоко сочувственно, но все-таки не до конца верно фактологически. С другой стороны, объективно сопоставляя дореволюционное и послереволюционное прошлое, возникнет образ великой страны, которая через невозможные потрясения выстаивает всегда, теряя в трагических событиях своей истории целые поколения и возрождаясь вновь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...