При употреблении слов «с половиной», с «четвертью», «с третью», существительным управляет целое число.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 «Десять и пять десятых процента» (существительное «процент» употребляется в единственном числе). «Десять с половиной процентов» (существительное ставится во множественном числе).
Особенности в склонении имеют слова «полтора», «полторы», «полтораста», относящиеся к дробным числительным. При склонении они имеют формы только двух падежей. Имен. – Полтора метра, полторы тонны. Родит. – Полутора метров, полутора тонн. Дат. – Полутора метрам, полутора тоннам. Винит. – Полтора метра, полторы тонны. Твор. – Полутора метрами, полутора тоннами. Предл. – (о) Полутора метрах, (о) полутора тоннах.
Собирательные числительные употребляются: – с существительными мужского и общего рода, называющими лиц; − с существительными мужского рода на «а» сочетаются только собирательные числительные; − с существительными «дети», «ребята», «люди» и с существительным «лицо» (в значении «человек»); − с существительными имеющими форму только множественного числа; − с личными местоимениями; − с названиями детенышей животных; − в качестве числительных, перешедших в разряд существительных; − с существительными, называющими парные предметы; − с существительными, относящимися к официально-деловой лексике. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа. В косвенных падежах при неодушевленных существительных собирательные числительные обычно заменяются на количественные. В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах.
Неопределенно-количественные слова (сколько, столько, несколько, мало, много и т.п.) сочетаются с существительными как обычные количественные числительные, а склоняются по типу собирательных числительных.
В сочетании с предлогом «по» неопределенно-количественные слова употребляются в двух падежных формах. Отдельными правилами определяются правописание сложных слов, в состав которых входят числительные, а также особенности согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входит числительное.
Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных. Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного («шесть» – «шестой»), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, «триста» – «трехсотый» и т.п.). Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть («двадцать пять» – «двадцать пятый»). В числительном «сороковой» и «тысячный» выделяются словообразующие суффиксы прилагательных «ов» и «н». Порядковые числительные, оканчивающиеся на «тысячный», «миллионный», «миллиардный», пишутся слитно. Числительные «девяносто» и «сто» сохраняют свою начальную форму. При наличии сочетания «с половиной», за которым следуют «тысячный», «миллионный», «миллиардный», получается сочетание типа «Семи с половиной тысячный».
ÜÜÜ
Кроме употребления числительных, среди ошибок этой группы нередко встречается неправильное склонение существительных, обозначающих названия многих национальностей. Правильно не «много Грузинов», а «много грузин»; не «мало осетинов», а мало «мало осетин» и др.
3. Синтаксико-стилистические. Ошибки этого типа возникают в результате нарушения норм управления, согласования, а также неправильного соединения однородных членов предложения. Типичными являются ошибки, допускаемые при употреблении деепричастных оборотов. Весьма распространенной является ошибка такого рода. Существительное в родительном падеже употребляется с предлогами «согласно» и «благодаря». Имя существительное в сочетаниях с предлогами «согласно» и «благодаря» употребляется в дательном падеже.
Примеры часто употребляемых ошибочных словосочетаний: «Утверждает о том...» – Правильно сказать: «Утверждает, что...» «Привели в ситуацию» – Правильно сказать: «Привели к ситуации...» Неправильно: «Слушая оратора, возникает мысль...» Правильно: «Когда я слушаю оратора, у меня возникает мысль...» Неправильно: «Согласно договора». Правильно: «Согласно договору». Ненормативным является широкораспространенное сочетание «представляет из себя». Правильно: «Представляет собой».
4. Фоностилистические. Это многочисленные нарушения норм ударения (см. ниже). Наиболее универсальным правилом для журналиста здесь может быть одно: не лениться заглянуть в словарь ударений даже в том случае, когда нет и тени сомнений.
ÜÜÜ
Еще одним замечанием, относящимся к сфере речевых норм, является употребление лишних слов. Это такие слова как «порядка», «в районе», «где-то» и другие. Без них вполне можно обойтись, их употребление размывает смысловую нагрузку текста, лишает его четкости изложения. Например, из предложения «Эта тема сейчас как бы не актуальная» остается неясным: актуальна тема, о которой идет или пойдет речь, или все-таки нет.
Определенный артистизм, безусловно, необходим репортеру даже при работе за кадром, в голосе.
Одна из задач, которую решает корреспондент своим выходом в эфир – убедить зрителя в правоте той информации и/или точки зрения, которая заложена в сюжет. Отсюда самым естественным образом следует, что неуверенное поведение корреспондента, работающего в кадре и даже неуверенные интонации в голосе мало способны убедить зрителя в вашей правоте. Конечно, переигрывать тоже вряд ли стоит. Если речь идет о чем-либо драматичном, даже трагичном, нелепо будет выглядеть жизнерадостный бодрячок в кадре. Характер поведения должен соответствовать атмосфере и в любом случае быть достаточно сдержанным. Наиболее оптимальна некоторая внешняя отстраненность – особенно, если в самом тексте, вынесенном в stand-up, и без того хватает поводов для эмоций. Уверенность, решимость, иногда даже безаппеляционность, должны, прежде всего, говорить о собственной уверенности в правоте произносимых вами слов. Легче всего это происходит, если вы на самом деле оказались неравнодушны к происходящему и доносите до зрителя некие мысли (либо работающую на конкретную точку зрения информацию), которые вами выстраданы, пропущены через себя. В этом случае, ваша работа оказывается вполне идентична работе на сценической площадке, будь то театр или кино.
Однако, вышеописанная ситуация, конечно, является идеальной и случается на практике не особенно часто. Чрезвычайно полезными для корреспондента могут быть несколько уроков, взятых у профессиональных актеров. Необходим минимум владения своей мимикой, умение очень легким, ненавязчивым, жестом, движением головы и т.д. подчеркнуть произносимое в микрофон. Один из наиболее неприемлемых вариантов: произнося текст в кадре, вы сбиваетесь и смущенно заглядываете в свои записи. Уж лучше сделать это открыто, так, чтобы у зрителя не осталось ощущения, что он поймал вас за чем-то неприличным. Именно поэтому редко когда есть смысл заучивать фрагмент текста сюжета, который вы выносите в кадр. Заучивание частично может быть оправдано лишь в том случае, когда содержание текста настолько ответственно, что любое смещение акцентов может пойти во вред реальному развитию событий. Да и то, в таком случае можно обыграть обращение к блокноту так, что это будет выглядеть естественным. Если вы произносите непривычные, как правило, иноязычные, географические понятия или имена, которые встречаются очень редко или вообще еще не звучали в СМИ, смело прочитайте их из блокнота прямо в кадре. Это тем более относится к каким-либо цифровым данным. Правда, если вы ведете речь о том, что уже на слуху у зрителя, иноязычность названий и имен оправданием являться не будет.
Категорически неприемлемо обращение в кадре к блокноту в том случае, если произносимое вами состоит из оценок, прогнозов и т.д. Зритель вправе задаться вопросом: как этот человек может давать оценки и делать прогнозы, если он с ситуацией-то знаком лишь по бумажке... Вообще же, самое главное – не переиграть. Главное, в чем необходимы тележурналисту драматические навыки, это, конечно, речь. Журналист, работающий в кадре, делает это так, как К.С. Станиставский советовал актерам: «артист действует на сцене словом, с помощьюинтонаций (повышение и понижение), ударений и пауз (остановок)». Это действие напрямую связано с текстом, характер которого и определяет необходимость изменения интонаций, присутствия в речи ударений и пауз.
1. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие: морковь – моркофь, морковка – моркофка; воз – вос, глазки – гласки, ход – хот; кадка – катка, друг – друк. 2. Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко: сбор – збор, сделка – зделка, отдых – оддых. Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким: с молодой, с ролью, с лимоном с вами, с Ниной. 3. Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ: расшумелся – раШШумелся, из шубы - иШШубы. 4. Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ: позже – поЖЬЖе, приезжий – приеЖЬЖий дрожжи – дроЖЬЖи, визжать – виЖЬЖать брюзжать – брюЖЬЖать. 5. В сочетании с гласными звуками Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо: Жир – жыр, ширь – шырь, цинк – цынк. 6. Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ: счет – ЩЩет, счастье – Щщастье возчик – воЩЩик, без чаю – биЩЩаю. 7. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч: наладчик – налаЧЧик, отчаяние – оЧЧаянье. 8. Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное Ц: тридцать - триЦЦать, отца – оЦЦа. 9. Звуки Щ, Ч всегда произносятся мягко: щука – щюка, чай – чяй. 10. Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц: городской – гороЦкой, советский – совеЦкий. 11. Сочетание ЧН имеет двоякое произношение как ШН и ЧН, так как ШН остается в словах живого разговорного языка: скучно – скуШНо, нарочно – нароШНо булочная – булоШНая, пустячный – пустяШНый яичница–яиШНица. В учебниках студентам необходимо ознакомиться с более подробным изложением правил произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний в современном русском литературном языке. Они должны усваивать нормы произношения не только в процессе занятий, но и в практике бытовой речи, которую нужно контролировать.
Надо научиться слушать речь окружающих людей, сравнивать произношение, следить за речью мастеров сцены, прослушивать грамзаписи выступлений чтецов, артистов, слушать дикторов радио и телевидения. Хорошо тренировать правила произношения в громких читках, переписывать отрывки в их орфоэпическом написании – все это дает возможность закрепить правила. ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз. Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого. Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки. В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости,тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой. Студентам необходимо помнить о систематичности упражнений. Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании. Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной. К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью). Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи. Упражнения по тренировке нижней челюсти, губных мышц, мышц языка изложены в учебниках и будут даны в процессе практической работы. Все упражнения артикуляционной гимнастики надо проделывать, соблюдая последовательность, до полного и правильного усвоения. Когда вы овладеете своим речевым аппаратом и поймете функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|