Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ товарооборота предприятия




Основные задачи анализа товарооборота:

– изучение динамики объема товарооборота в динамике за три года;

– рассмотрение состава и структуры товарооборота;

– изучение динамики товарооборачиваемости;

– факторный анализ товарооборота;

– выявление резервов увеличения объемов товарооборота.

Источниками информации для анализа товарооборота являются:

· Плановые данные, формы статистической отчетности, учетные регистры, первичная документация (товарные и денежные отчеты материально ответственных лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие сдачу торговой выручки и расходы, произведенные из выручки);

· Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

· Форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» (срочная, месячная);

· Форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасов товаров» (срочная, месячная);

· Форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле» (квартальная).

Информацию о товарообороте за месяц необходимо взять из регистров бухгалтерского учета по счету «Реализация продукции (работ и услуг)», данных статистического и оперативного учета развития товарооборота и движения товаров.

Особо следует выделить нормативно-правовые источники информации, используемые при анализе хозяйственной деятельности. К ним относятся нормативно-справочные и инструктивные материалы государственных органов управления, вышестоящей организации, утвержденные нормы, нормативы, тарифы, ставки, цены и т.д.

Анализ товарооборота предприятия необходимо провести по следующему плану:

а) Осуществить анализ динамики, состава и структуры товарооборота в разрезе отдельных товаров групп и товаров, отразить причины происходящих изменений и дать им оценку (табл. 3).

Анализ товарной структуры ТО торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Соотношение реализованных товаров в структуре товарооборота изменяется в процентах к его объему в целом или по отдельным товарным группам.

Для расчета показателей в сопоставимых ценах необходимо привести статистические данные о динамике цен на представленные товарные группы по данным официальной статистики за анализируемый период.

Приведение текущих стоимостных показателей в сопоставимый вид с ценами базисного (начального) периода предполагает осуществление следующего действия:

По данным таблицы 3 обязательно строятся графики, которые будут отражать (например):

а) структуру товарооборота предприятия по товарным группам (круговые диаграммы или гистограммы) за каждый год анализируемого периода;

б) динамику объема товарооборота (в стоимостном выражении) в целом по предприятию и(или) по товарным группам (график).

Представленные в отчете графики должны быть проанализированы!

 

 


Таблица 3 – Изменение товарооборота предприятия _____________________ по товарным группам за 20__-20__г.г.

 

Товарные группы* 20__ 20__ 20__ 20__г. в % к 20__г.
сумма тыс. руб. уд. вес, % в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах
сумма тыс. руб. уд. вес, % сумма тыс. руб. уд. вес, % сумма тыс. руб уд. вес, % сумма тыс. руб. уд. вес, %
По сравнению с предыдущим годом По сравнению с предыдущим годом По сравнению с первым годом
Мясо и птица                        
Колбасные изделия                        
Рыба, сельдь                        
Молоко, сыр и молочные продукты                        
Кондитерские изделия                        
Хлеб и хлебобулочные изделия                        
Мука, крупа и макаронные изделия                        
Водка и ликероводочные изделия                        
Вина, шампанское, коньяк                        
Прочие продовольственные товары                        
Непродовольственные товары                        
Всего товаров                        

* Перечень товарным групп приведен в качестве примера; на анализируемом предприятии могут быть другие товарные группы


б) Провести факторный анализ товарооборота предприятия, т.е.:

· выявить основные факторы, оказывающие влияние на изменение объема товарооборота в анализируемом периоде;

· осуществить расчет влияния на изменение объема товарооборота в отчетном периоде различных групп факторов (изменения цен и физического объема продаж, численности работников и их производительности труда и т.д.).

Заполнить таблицу 4.

 

Таблица 4– Исходные данные для проведения факторного анализа товарооборота предприятия ________________________________ за 20_ - 20_ гг.

Показатели 20__ 20__ 20__ Отклонение (+/–) Цепные темпы роста %* Среднегодовой темп роста, %  
20__ г. от 20__г. 20__ г. от 20__г. 20__ г. к 20__г. 20__ г. к 20__г.  
Объем товарооборота тыс. руб.                
Общая площадь предприятия, м2.                
- в т.ч. торговая площадь, м2                
Товарооборот в расчете на 1 м2 общей площади, тыс. руб.                
Товарооборот в расчете на 1 м2 торговой площади, тыс. руб.                
Среднесписочная численность работников, чел                
- в т.ч. торгово-оперативный персонал, чел                
Производительность труда в расчете на 1 среднесписочного работника, тыс. руб./чел                
Производительность труда работников торгово-оперативного персонала, тыс. руб./чел.                
Время работы магазина в год, час                
Среднегодовые остатки товарных запасов, тыс.руб.                
Коэффициент товарооборачиваемости, кол-во оборотов/ год                
Продолжительность одного товарооборота, дней                
                     

 

* Цепные темпы роста определяются в процентах (второй год к первому и третий год ко второму)

Среднегодовой темп роста рассчитывается по формуле

где Т – средний темп роста, Y – конечный показатель динамического ряда, Y – начальный показатель динамического ряда, n – число показателей в динамическом ряду

По данным таблицы обязательно строятся графики, которые в дальнейшем анализируются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...