Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами

Прокурор вправе (полномочия прокурора):

1.проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов;

2.поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов;

3.вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса (в случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя);

4.затребовать в прокуратуру (либо знакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии, к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы;

5.направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, в т. ч. вышестоящему должностному лицу;

6.предостерегать должностных лиц ФССП о недопустимости нарушения закона (в соответствии со ст. 25.1 ФЗ "О прокуратуре РФ");

7.внести представление об устранении допущенных на­рушений, причин и условий, им способствующих;

8.поставить вопрос о применении к судебным приставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия;

9.возбудить уголовное дело (в случае выявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений).

В ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" указано, что на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц (далее - судебные акты, акты других органов и должностных лиц). Данное обстоятельство имеет важное значение и требует повышенного внимания со стороны прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами, поскольку возможен выход последних за рамки предоставленных им законных полномочий, что может затрагивать права и законные интересы участников исполнительного процесса.

В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение послед­ним постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), с направлением его в соответствующий суд для принятия решения.

Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии, к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя за­конным требованием прокуроров может являться основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном на­званной выше статьей КоАП РФ.

Исполнительный процесс представляет собой крайне емкую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений. На каждой из стадий возможно нарушение установленного законом порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебных приставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы, например: постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление об окончании исполнительного производства и ряд других регламентированных законом актов.

В силу ст. 23 ФЗ "О прокуратуре РФ", наделяющей прокурора правом приносить протест на противоречащий закону правовой акт, прокурор вправе направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, в т. ч. вышестоящему должностному лицу. Условием эффективности принятия этой меры реагирования является своевременность ее применения, т.е. когда с момента вынесения незаконного постановления прошел незначительный период времени и по­следствия принятия решения судебным приставом-исполнителем не приняли необратимый характер.

Предостережение о недопустимости нарушения закона (в соответствии со ст. 25.1 ФЗ "О прокуратуре РФ") объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории которых относятся и судебные приставы.

В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований законов в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление об устранении допущенных на­рушений, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-на­рушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по результатам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворенных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения процессуального характера носят систематический характер. В случае выявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства уголовное дело.

 

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина установлены в ст. 27 ФЗ "О прокуратуре РФ".

В соответствии с данной статьей при осуществлении возложенных на него функций прокурор:

•рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

•разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

•принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

•использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Федерального закона (т.е. общенадзорные полномочия).

Полномочия, установленные ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ"

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

1.по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

2.требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

3.вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом,

•возбуждает производство об административном правонарушении,

•требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности,

•предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

•освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

•опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

•вносит представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 27, 28 ФЗ "О прокуратуре РФ" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор применяет следующие правовые средства:

1.иск в интересах пострадавших в суде или арбитражном суде - когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение;

2.принимает меры к тому, чтобы лица, совершившие деяние, имеющее характер преступления, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом;

3.возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях - в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения;

4.приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

5.вносит представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены ст. 23 и 24 Федерального закона.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...