Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи по теме черепные нервы, нарушение функций




 

ЗАДАЧА № 1

Мужчина доставлен машиной «скорой помощи» с места автодорожного происшествия. Терял сознание. Обстоятельств аварии не помнит. При осмотре: лазные щели неравномерные – справа шире, чем слева. Неплотно закрывает правый глаз. Снижены корнеальный и надбровный рефлексы справа. Сглажена правая носогубная складка. Ограничена подвижность правого глазного яблока кнаружи. Спонтанный горизонтальный нистагм при взгляде влево. Нарушен слух на правое ухо. Парезов, нарушений чувствительности нет. Координаторные пробы хуже выполняет справа.

1. Выделите патологические синдромы.

2. Определите локализацию очага поражения.

ЗАДАЧА № 2.

Девушка переболела ОРВИ. Через 2 недели появились боли и слабость в ногах, которая быстро нарастала, присоединилась слабость в руках, изменился голос. При обследовании на 5 день заболевания: общее состояние тяжелое. Цианоз губ, дыхание частое, поверхностное. Пульс 120 ударов в 1 минуту. Внутренние органы – без патологии. Неплотно закрывает глаза, не вызываются надбровные и корнеальные рефлексы с двух сторон. Носогубные складки сглажены, углы рта не поднимаются. Мягкое небо неподвижно. Голос глухой, поперхивается при глотании. Глоточные рефлексы не вызываются с двух сторон. Язык высовывает с трудом, фасцикулярные подергивания в нем.

1. Выделите патологические синдромы.

2. Определите локализацию очага поражения.

 

ЗАДАЧА № 3.

У женщины 40 лет отмечается постепенное снижение зрения. При обследовании острота зрения справа 0,3; слева – 0,5 стеклами не коррегируется. Сужены височные поля зрения с двух сторон.

1. Выделите патологические синдромы.

2. Определите локализацию очага поражения.

 

ЗАДАЧА № 4.

У Мужчины 40 лет при обследовании выявилось нарушение восприятия запахов справа (не чувствует запахи). На глазном дне: справа атрофия диска зрительного нерва, слева – застойный диск.

1. Выделите патологические синдромы.

2. Определите локализацию очага поражения.

ЗАДАЧА № 5.

Женщина 38 лет 2 года назад обнаружила глухоту на правое ухо (не услышала телефонный разговор правым ухом). При обследовании: не доводит правое глазное яблоко кнаружи. Снижены все виды чувствительности на правой половине лица. Отсутствуют корнеальный, назальный, надбровный рефлексы справа. Шире глазная щель справа, хуже зажмуривает правый глаз («симптом ресничек»), сглажена правая носогубная складка. Отсутствует слух на правое ухо. Спонтанный горизонтальный нистагм среднеразмашистый медленный вправо, мелкоразмашистый влево. Нечетко выполняет пальце-носовую и пяточно-коленную пробы справа, адиадохокинез справа. Мышечная гипотония в правых конечностях.

1. Выделите патологические синдромы.

2. Определите локализацию очага поражения.

Занятие 6

Тема занятия: Высшие корковые функции, патологические синдромы.

Цель занятия: студент должен овладеть методикой исследования речи, праксиса, гнозиса, памяти и внимания; знать строение коры головного мозга, локализацию в коре корковых концов двигательного, чувствительного, зрительного, обонятельного, слухового, вестибулярного анализаторов; уметь выявить моторную, сенсорную, амнестическую афазии, аграфию, алексию, апраксию; иметь представление о симптомах поражения лобной, височной, теменной, затылочной долей больших полушарий головного мозга.

Задание на дом по теме: «Высшие корковые функции, патологические синдромы»:

1. Цитоархитектоника коры.

2. Миелоархитектоника коры.

3. Корковое представительство двигательного, чувствительного, зрительного, слухового анализаторов. Синдромы их поражения.

4. Когнитивные функции. Определение. Классификация основных поражений.

3. Методика исследования устной и письменной речи, корковые нарушения речи. В конспекте указать локализацию очага и дать характеристику моторной, сенсорной, амнестической афазии, аграфии, алексин.

4. Методика исследования праксиса. В конспекте указать локализацию очага и дать характеристику апраксии.

5. Методика исследования памяти и внимания.

5. Синдромы поражения лобной, височной, затылочной, теменной долей, сенсо-моторной области коры (законспектировать).

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С БОЛЬНЫМИ

1. Собрать анамнез.

2.Исследовать высшие корковые функции.

Исследование начинается с определения ориентировки пациента:

- в собственной личности: Как Вас зовут? Кто вы по профессии? Женаты/замужем? (эту информацию исследователь получает при сборе данных анамнеза);

- в месте: Как называется место, где Вы сейчас находитесь? Какой этаж?

- во времени: Назовите сегодняшнюю дату (число, день недели, месяц).

Исследование памяти:

- на отдаленные события: имена детей, родителей, когда они родились, когда началась трудовая деятельность, дата окончания школы, ВУЗа;

- на текущие события: запомнить 5 слов (кузнечик, грузовик, лимонад, кинотеатр, блюдце). Зафиксировать количество запомнившихся слов после 1-го предъявления, после 2-го предъявления и после 3-го предъявления. Отвлечь внимание (автоматизированная речь - перечислить дни недели или месяцы года в прямом и обратном порядке). Попросить припомнить слова. Если пациент припоминает не все слова, то дать смысловые подсказки (насекомое, средство транспорта, напиток, зрелищное предприятие, посуда.)

Обратить внимание! Если пациент припоминает слова после смысловой подсказки, то нарушения запоминания связаны с нарушение произвольного воспроизведения (лобная дисфункции), если же смысловые подсказки не помогают, то это связано с нарушение самого запоминания (гиппокамп).

Исследование речи. При этом учитывается способность больного рассказать о себе, ответить на поставленные вопросы.

- состояние моторики речи: просят больного повторить сложные и простые фразы, слова, слоги. Определяется автоматизированная речь (порядковый счет, название дней недели, месяцев).

Обратить внимание! Изменение моторной функции речи свидетельствует о моторной афазии.

- понимание речи: отмечают правильность выполнения устных иструкций при осмотре неврологического статуса, просят выполнить специальные задания («покажите правым указательным пальцем левое ухо»), просят повторить слоги с глухими и звонкими, твердыми и мягкими звуками (ба-ба-па, со-со-зо, ль-л и т.д.).

Обратить внимание! Нарушение понимания речи свидетельствует о сенсорной афазии.

- мнестический компонент речи: проверяется возможность больного назвать отдельные предметы.

Обратить внимание! Выпадение памяти на название предметов, «глагольная речь», когда больной использует вместо существительных описание данного предмета и его назначения, указывает на наличие у больного амнестической афазии.

- мотивационный компонент речи: проверяется способность пациента к речевой продукции – придумать простой рассказ (3-4 предложения) на заданную тему.

Обратить внимание! Неспособность пациента к спонтанной речевой продукции, скудные высказывания, телеграфный стильуказывает на наличие у больного динамической афазии.

- исследовании письменной речи проверяется чтение фраз, слов, букв, выполнение прочитанных заданий; возмож­ность самостоятельного письма, списывания, письма под диктовку.

Обратить внимание! Нарушение чтения — алексия. Нарушение письма — аграфия.

Исследование праксиса (способности производить целенаправленные действия).

- попросить застегнуть пуговицу, зажечь спичку и т. п., выполнить действие с воображаемыми предметами (показать как ложечкой размешивают чай в стакане); погрозить пальцем; построить какие-либо фигуры из спичек (треугольник, квадрат).

Обратить внимание! Невозможность производить целенаправленные действия — апраксия.

Исследование гнозиса. Проверяется способность больного узнать показываемый предмет (зрительная агнозия), различить запахи (обонятельная агнозия), определить предмет на ощупь (астереогноз). Выясняется наличие у больного схемных нарушений (схемы тела и окружающей обстановки).

4. Выделить имеющиеся у больного патологические синдромы нарушения высших корковых функций.

5. Определить локализацию патологического очага. При этом учитывать основные синдромы поражения долей больших полушарий головного мозга.

Обратить внимание!

Синдромы поражения лобной доли:

· лобная атаксия на стороне противоположной очагу поражения;

· центральный гемипарез, центральный парез VII и XII нервов на стороне, противоположной очагу поражения;

· изменение психики по лобному тину (дурашливость, эйфория, неадекватное поведение);

· при поражении доминантного полушария — моторная афазия, возможна аграфия;

· при поражении базальных отделов лобной доли — аносмия на стороне очага;

· при опухолевом характере процесса — симптом Фостер-Кеннеди (атрофия зрительного нерва на стороне очага, застойный диск зрительного нерва на противоположной стороне);

· возможно наличие подкорковых автоматизмов: хватательный рефлекс, ладонно-подбородочный рефлекс;

· сомато-моторные, адверсивные эпилептические припадки;,

· динамическая афазии;,

· регуляторная апраксия.

Синдромы поражения височной доли:

· корковая атаксия на стороне, противоположной очагупоражения;

· гемианопсия или квадрантанопсия с противоположной от очага поражения стороны;

· при поражении доминантного полушария — сенсорная афазия (верхняя височная извилина), амнестическая афазия (задние отделы височной доли);

· при поражении медиобазальных отделов — обонятельная агнозия, слуховая агнозия; головокружение, шум в голове (могут быть аурой эпилептических припадков); нарушение памяти; фокальные психомоторные, иллюзорные и другие психопатологические припадки; припадки с вегетативно-висцеральной аурой.

Синдромы поражения затылочной доли:

· противоположная очагу поражения одноименная (гомонимная) гемианопсия;

· зрительная агнозия (при поражении конвекситальной поверхности затылочной доли;.

· фокальные зрительные эпилептические припадки.

Синдромы поражения теменной доли:

· гемианестезия с преимущественным нарушением глубокой мышечно-суставной чувствительности на противоположной очагу поражения стороне;

· сомато-сенсорные фокальные эпилептические припадки;

· астереогноз; нарушение схемы тела и окружающих предметов;

· апраксия (поражение надкраевой извилины;

· алексия (поражение угловой извилины).

 

Скрининговый метод оценки психического статуса:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...