Тема 2. Основные принципы функционирования рыночной экономики
Проблема выбора – фундаментальная экономическая проблема, возникающая перед обществом, каждым хозяйствующим субъектом и индивидом в результате редкости или ограниченности ресурсов. Экономическая система – совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определённую экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ; совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности и организационно-правовых норм; это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определённую целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ; совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся отношений собственности и организационно-правовых форм. Выделяют три типа экономических систем: традиционную, плановую и рыночную. - традиционная – тип экономической системы, в которой три фундаментальные проблемы (что, как и для кого производить) решалась с помощью традиции и обычаев. - плановая – тип экономической системы, в которой три фундаментальных проблемы экономики (что, как и для кого производить), решаются на основе централизованного планирования. - рыночная – тип экономической системы, в которой три фундаментальные проблемы экономики (что, как и для кого производить) решаются с помощью стихийных механизмов рынка; основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции; опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства.
Смешанная (современная) экономика — разновидность рыночной экономики с развитой социальной сферой и значительной ролью государства; экономическая система с элементами рынка, команды и традиций. В такой системе государство и рынок играют важную роль в решении основных экономических процессов; система, в которой рыночное регулирование дополняется активным централизованным регулированием, осуществляемым государством и крупными фирмами; синтезирует элементы рыночной и командной систем. Все современные развитые страны мира живут в условиях смешанной экономики. Корпоративное государство (corporate state) –экономическая и политическая система, в которой каждый из главных секторов экономики организован в одну крупную корпорацию и управляется сотрудничающими между собой правительством, организациями рабочих и ассоциациями предпринимателей. Корпорация определяет деятельность отдельных фирм, цены на сырьё и готовую продукцию, объёмы производства. Существование крупных корпораций, участие рабочих в управлении производством и государственное регулирование экономики во многих промышленно развитых странах приводят некоторых специалистов к выводу, что эти страны развиваются в сторону идеала корпоративного государства. Собственность – отношения людей по поводу присвоения экономических благ; категория, используемая для обозначения системы экономических и правовых отношений, характеризующих организационные или социальные формы владения, пользования и распоряжения имуществом; имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу; собственность в экономическом смысле выражает отношения по поводу тех или иных благ, посредством которых реализуются отношения присвоения; в юридическом смысле она выражает волевые отношения, которые характеризуют отношения физических и юридических лиц к вещам.
- общая – собственность доступна всем без исключения (право «открытого доступа»); - государственная – собственность принадлежит всем гражданам страны, но реально используется так, как это считают правильным государственные органы (Федерации или субъекта Федерации). - муниципальная – однотипна с государственной, но действует не в масштабах всей страны, а в отдельном муниципальном образовании. - частная – пучок прав собственности принадлежит конкретному лицу или группе лиц. Права собственности – совокупность властных прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ; определённые «правила игры», принятые в обществе; права контролировать использование определённых ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. В самом общем виде права собственности подразделяются на право владения, право пользования и право распоряжения. Более подробная классификация включает 11 правомочий: право владения, право пользования, право распоряжения, право на доход, право на капитальную стоимость, право на безопасность, право на наследование, бессрочность, запрещение вредного использования, ответственность в виде взыскания, остаточный характер. В процессе общественного развития права собственности подвергаются спецификации или размыванию. Частная собственность — пучок прав собственности принадлежит конкретному лицу или группе лиц; собственность граждан или юридических лиц, созданных гражданами, с выделением доли, принадлежащей гражданам, означающая их исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом; ситуация, когда всей полнотой прав в отношении объекта правополномочий обладает отдельный человек. Спецификация прав собственности – чёткое разделение прав собственности: определение субъекта, объекта собственности и способов наделения ею; означает исключение свободного доступа к экономическим ресурсам для всех, кроме собственника; чёткое и недвусмысленное определение правомочий собственника. Эффективный собственник – такой владелец (индивидуальный или совокупный) бизнеса, который непосредственно либо через наёмных менеджеров обеспечивает: а) стратегическую доходность бизнеса; б) высокую капитализацию бизнеса; в) выше средней для данной отрасли и региона заработную плату работникам; г) регулярные налоговые платежи; д) вклад в развитие территории; е) социальную и экологическую ответственность за последствия своих действий. Он важнейший субъект рынка, движущее меньшинство, надежда и опора любой экономики. В отличие от других собственников он способен к наращиванию своей собственности, к динамичному предпринимательству, к инновационному управлению. И реально осуществляет это в тех же условиях, в которых другие не могут. Эффективный собственник – это тип личности, для которого характерны следующие черты: а) он реагирует не столько на стимулы, сколько на возможности; б) у него ориентация на достижение успеха значительно сильнее ориентации на избегание неудач. Продвигаясь в бизнесе сам, он вовлекает в успешную работу множество других людей, а ещё большее число людей он обеспечивает товарами и услугами.
Теневая экономика – неформальная экономика, основанная на нарушении юридических прав собственности, когда подрываются «правила игры» рыночной экономики. Свобода предпринимательства – ситуация, когда производитель самостоятельно принимает решения по организации производства. Свобода потребительского выбора (суверенитет потребителя) – ситуация, когда потребитель волен распоряжаться своим спросом по собственному усмотрению; принцип, заключающийся в том, что потребитель может сам может лучше всех оценить своё собственное благосостояние. Этот принцип лежит в основе теории поведения потребителя и поэтому является базой для огромного числа экономических исследований, включая концепцию оптимума Парето – общепризнанного критерия оптимальности в экономической теории благосостояния. Личный интерес – мотив деятельности рыночного субъекта, подчинённый личной выгоде. Конкуренция – состязание производителей за спрос потребителей, который всегда жёстко ограничен их доходами; борьба, состязание, соперничество за обладание некоторыми ограниченными ресурсами; соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции; состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; отношения производителей (продавцов) на рынке конкретного товара, борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров.
Принцип «невидимой руки» – совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причём часто даже не думая об этом, а лишь преследуя собственный интерес; классический принцип экономического поведения участников рыночного процесса по обмену результатами своего труда на взаимовыгодных, эквивалентных началах. Участники этого процесса, преследуя личные экономические интересы, при этом более действенным образом служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им. Сформулировал А. Смит в своей книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Рынок – 1) общественный институт, обеспечивающий взаимодействие продавцов и покупателей для совершения ими сделок купли-продажи определённого товара или услуги; 2) система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться; 3) механизм взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемый посредством движения цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил; 4) способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов; 5) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; 6) процесс купли-продажи, экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют: рынки сырья, материалов, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, драгоценностей, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране внутренние и внешние рынки. По уровню конкуренции рынки делятся на высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые). Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, чёрные) рынки. Рынки ценных бумаг делят на первичные и вторичные (на которых происходит перепродажа ценных бумаг).
Механизм саморегуляции – рынок и цены, посредством которых происходит автоматическое приведение экономики в состояние оптимума. Деньги – всё, что признаётся людьми за деньги и выполняет их функции (средство обращения, мера стоимости, средства накопления); активы, общественные средства платежа, служащие средством обращения, единицей счета и средством накопления; особый товар, выполняющий функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства образования сокровищ, накоплений и сбережений, мировых денег; металлические и бумажные знаки (или особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средство обращения, платежа и предмет накопления; абсолютно ликвидное средство обмена; общепризнанное средство обмена;активы, общественные средства платежа, служащие средством обращения, единицей счета и средством накопления; - полноценные – деньги стоимость товарного тела которых соответствует их номиналу, т.е. той стоимости, которая на них обозначена. Наиболее распространённым примером таких денег являются золотые монеты. - символические (неполноценные) – деньги, стоимость товарного тела которых ниже их номинала. Примерами таких денег могут служить бумажные деньги, неразменные на золото. - суррогатные – заменители денег, обращающиеся на территории данной страны. Это могут быть локальные, областные и даже заводские валюты (скажем, талоны на питание в заводской столовой), разнообразные ценные бумаги, иностранная валюта и золото, даже если сделки с ними официально запрещены законом. Такие деньги имеют ограниченное хождение (не все согласны их принимать), часто недостаточно надёжны, дезорганизуют экономику страны и поэтому обычно не одобряются государством. Функции денег – в соответствии с функциональным подходом к сущности денег выделяют три основные функции денег: - средство обращения – деньги выступают «посредником» при обмене экономических благ. - мера стоимости – деньги измеряют ценность или стоимость товаров (экономических благ); - средство накопления – способность денег к сохранению стоимости; дают возможность использовать имеющуюся в настоящий момент стоимость для будущей покупки. В марксистской теории денег дополнительно рассматриваются ещё две функции: - средство платежа – функция связана с существованием отсроченных платежей и возникновением на этой основе различных денежных обязательств, а также с необходимостью их погашения; - мировые деньги – деньги используются как международное расчётное и платёжное средство. Формы денег – выделяют две основные формы денег: полноценные деньги - деньги, стоимость товарного тела которых соответствует их номиналу, т.е. той стоимости, которая на них обозначена. Наиболее распространённым полноценных денег являются золотые монеты, а также иные денежные знаки, разменные на золото или на золотые монеты; символические (неполноценные) деньги – деньги, стоимость товарного тела которых ниже их номинала. Примером неполноценных денег могут служить бумажные деньги, неразменные на золото. Бумажные деньги – знаки стоимости или представители металлических денег; бумажные денежные знаки, используемые в обращении; представлены банкнотами и казначейскими билетами. Наличные деньги, изготовленные на специальной бумаге, на которых указана величина их денежного достоинства, стоимость и нанесены разные видимые и невидимые невооружённым глазом изображения и водяные знаки для обеспечения защиты от подделки. Каждая страна или группа стран выпускают свои денежные знаки разного достоинства. Право выпускать бумажные деньги имеет только государство. В процессе исторического развития бумажные деньги заменили металлические монеты. Хотя бумажные деньги появились в Китае (VIII в.), в Европе они применяются с XVII в. Ассигнационный рубль (ассигнация) – сначала расчётная, вспомогательная, а затем – основная денежная единица Российской империи с 1769 по 1 января 1849 года, имевшая хождение наравне с серебренным рублём с рыночным курсом обмена обеих валют. Банкнота – бумажные деньги, выпускаемые эмиссионными банками; вексель на банкира, долговое обязательство на банкира; банковские билеты, денежные знаки различного достоинства, выпускаемые в обращение центральным банком страны. Банкнотами называют как широко распространённые денежные знаки, так и неразменные банковские билеты, которые можно использовать в качестве бумажных денег. Банковский билет – любой бумажный денежный знак, выпущенный центральным банком сраны для использования в качестве денег. Наличные деньги, наличность – термин, имеющий разное, двоякое значение: 1) в сложившейся с советских времён экономической практике наличными называют деньги в их натуральном виде, то есть бумажные денежные знаки и монеты; 2) в зарубежной практике наличными считают все имеющиеся деньги, как в виде денежных знаков, монет, так и на банковских счетах. В США денежную наличность принято называть кэш (англ. cash). Наличность (cash) – в самом широком значении это слово означает деньги, включая наличные деньги и банковские депозиты. В некоторых случаях значение этого слова может быть ограничено наиболее ликвидными формами денег, т.е. наличностью и текущими счетами или депозитами до востребования. Применительно к банку этим термином обозначаются наличность в кассе и хранилище плюс остаток на счёте в центральном банке. Поток денежных средств (cash flow) - сумма нераспределённой прибыли и амортизации. Этот поток является источником доступных фирме долгосрочных денежных фондов. Товарные деньги (commodity money) – денежная система, в которой функцию денег выполняет некоторый специфический товар. Наличные деньги сами по себе могут быть товаром (например, золотые или серебряные монеты) или состоять полностью или частично из символов стоимости, например, банкнот, конвертируемых в «полновесные монеты» или просто в какие-то товары. В таких системах денежная единица обычно связана с определённым количеством товара и её стоимость определяется полезностью этого товара (хотя на эту полезность оказывает влияние и монетарный статус товара). В «золотом» стандарте деньги были товарными. Бартер – непосредственный обмен товара на товар; способ обмена товаров и услуг непосредственно на другие товары и услуги без использования специальной расчетной единицы или средства обращения. Бартерная торговля – прямой обмен одного товара на другой, осуществляемый без привлечения денежных расчетов; натуральный обмен одного товара или услуги на другой товар или услугу. Масштаб цен – технический элемент выполнения деньгами функции меры стоимости; выбор единицы измерения. Деноминация – государственное мероприятие по изъятию из обращения одних денежных единиц и введение других, имеющих иную покупательную способность. Мера стоимости – функция денег: деньги измеряют ценность или стоимость других товаров. Либерализация цен – один из компонентов реформирования российской экономики из плановой в рыночную: отмена системы государственного установления цен и введение свободного назначения цен производителями. Устойчивость (неизменность покупательной способности) денег – свойство современных денег, которое определяется их относительной редкостью. Устойчивость денег определяется вовсе не золотым запасом страны. У правительства ныне по существу задачи, что и у природы, «содержащей золото» в ограниченном количестве: эмиссия должна ограничивать предложение денег и делать доступность их также ограниченной. Если бумажные деньги перестанут обладать свойством относительной редкости, то их ценность будет падать, пока не исчезнет совсем. Иначе говоря, вопрос о стоимости бумажных денег неразрывно связан с проблемой количества бумажных денег, необходимых для обращения. Количество денег, необходимое для обращения, определяется массой (количеством) и ценой реализуемых товаров, т.е. суммой цен товаров. Ликвидность – способность того или иного актива быстро и без существенной потери стоимости быть обменёным на товары или деньги; способность материальных средств, других ресурсов быстро обращаться в деньги; способность предприятия вовремя оплачивать свои обязательства, превращать статьи актива баланса в деньги. Средство обращения – функция денег, в которой деньги выступают посредником при обмене товаров. Средство платежа – функция денег, дополнительно выделенная в марксизме и связанная с отсрочкой платежа и возникновением на этой основе различных денежных (кредитных) обязательств, а также необходимостью их погашения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|