Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы политического лидерства




Перед политическим лидерством в настоящее время стоит ряд проблем, которые состоят в следующем:

  • 1) современное общество приобретает все более глобальный характер, перед ним встают специфические задачи, которые лидеры должны решать в новых условиях и по-новому;
  • 2) политическое лидерство подтачивается тем, что из общественного сознания уходят ясные представления, которые были присущи идеологиям былых времен, придумать легенду и повести за ней общество куда сложнее, чем когда-либо прежде;
  • 3) общество становится более разнообразным и фрагментированным, поэтому лидерам все сложнее предложить ему такую программу, что основывалось бы на общей культуре и общих ценностей;
  • 4) сегодня образовался глубокий разрыв между «политическим» и «неполитическим» мирами, а политические лидеры в большинстве своем - карьерные политики и весьма далеки от массы граждан общества.

Глава 3 Концепции политического лидерства

Итак, существует множество концепций, пытающихся объяснить феномен лидерства, так, например, психологическое объяснение природы лидерства акцентирует внимание на мотивации поведения лидера. Проявлением крайнего психологизма в понимании природы лидерства является концепция психоанализа, созданная З.Фрейдом [3]. Политическое лидерство он трактовал как сферу проявления подавленного либидо – бессознательного, сексуального влечения.

Неудовлетворенность сексуальных потребностей формирует психологическое напряжение у индивида. Что проявляется в сублимации те. Переключения энергии влечений на какую либо деятельность (в частности проявляется через лидерство, стремление к доминированию,творчество и т.д.). Нервное напряжение компенсируется жаждой власти, обладанием значительных властных полномочий, которые позволяют индивиду избавиться от комплексов, связанных, например, с физическими недостатками, непривлекательной внешностью и т.п. В политической деятельности подавленное либидо проявляется в стремлении к безграничной власти, в желании испытывать наслаждение от унижения других людей, в жажде разрушения.

 

Эрих Фромм - известный западный психолог, основоположник неофрейдизма - в своей работе “Бегство от свободы” определяет лидерство как проявление садомазохистских инстинктов. Лидер, по Фромму, человек с садистскими наклонностями, т.к. он стремится к власти, а власть – это господство над кем-либо, следовательно, жажда власти является существенным проявлением садизма. Миллионы людей считают власть признаком силы. Но, по Фромму, власть над людьми является проявлением превосходящей силы в сугубо материальном смысле: если в моей власти убить другого человека, то я сильнее его. Но в психологическом плане жажда власти коренится не в силе, а в слабости. В ней проявляется неспособность личности выстоять в одиночку и жить своей силой. Это отчаянная попытка приобрести заменитель силы, когда подлинной силы не хватает. Итак, лидеры – это садисты, а мазохисты – те, кто за этим лидером идет (немецкая нация, идущая за Гитлером).

 

Существуют многочисленные интерпретации понятия лидерства, каждая проводит нить своего понимания, но также оставляет несовершенное и в целом неадекватное объяснение природы лидерства. Многообразие теорий лидерства связано с тем, что в каждой из них внимание акцентируется на каком-то одном его аспекте. Мы можем выделить три основных концепции лидерства, основанных не только на теоретических представлениях, но и подкрепленных эмпирическими исследованиями.

1-ая эмпирическая концепция лидерства – это “теория черт”. Она

возникла в начале XX века под влиянием исследований английского антрополога Ф.Гальтона[4], объяснявшего природу лидерства наследственностью. Основная идея такого подхода заключалась в том, что лидер обладает качествами, отличающими его от своих сторонников, и эти качества можно выделить и изучать особо. В

рамках теории черт лидер рассматривается как совокупность определенных психологических качеств, наличие которых помогает выдвижению индивида на лидирующие позиции, позволяет принимать властные решения в отношении других. Как отмечал один из авторов теории черт, американский социолог Э.Богардус[5], “превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся

положение, рано или поздно приводящие к лидерству”. Лидерами рождаются, и становятся, следуя своему призванию. Роль великой личности в истории также базируется на этой концепции: властью наделяется очень ограниченное количество достойных людей, которые считаются избранными и призваны вести за собой, а все остальные должны следовать за ними. Но проблема “теории черт” состоит в том,

что нет ни одной черты, которая бы строго коррелировала с лидерством. Среди достоинств лидера Богардус выделил такие черты, как чувство юмора, такт, способность привлекать к себе внимание, энергию, ум и характер. Определенные личностные качества могут иметь важное значение, но, как показывают социологические исследования, индивидуальные черты лидера почти ничем не

отличаются от набора психологических и социальных качеств личности вообще.

 

Тогда появляется другая концепция лидерства, противоположная предыдущей: ситуационная теория лидерства. Авторы “ситуацианизма” считали, что лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов – места, времени и обстоятельств. В различных жизненных ситуациях в социальных группах выделяются отдельные индивиды, которые превосходят других по крайней мере в

каком-то одном качестве. И поскольку данное качество востребовано сложившимися условиями, постольку этот индивид становится лидером. Сторонники ситуационной теории рассматривают лидера как функцию определенной ситуации. Т.е. конкретные события, сложившиеся именно таким образом вынуждают человека проявить себя, великие события формируют великих лидеров из простых смертных. Лидерство зависит не от личности, а от стечения обстоятельств. Они также подчеркивают относительность качеств, присущих лидеру, и полагают, что разные обстоятельства

могут требовать принципиально разных лидеров.

 

3-ая концепция Теория конституентов (Ф. Стэнфорд) доказывает, что лидер является выразителем ожиданий, чаяний внешних по отношению к нему последователей (активисты, последователи, избиратели) и соответствие лидера своему статусу определяется не столько его личностными качествами, сколько его способностью удовлетворить запросы и интересы тех, кто обеспечил его становление. Поэтому, в силу доминирования внешнего влияния лидер неизбежно превращается в своеобразную «куклу» поддерживающих его социальных кругов.

Но каждая из представленных концепций имеет определенные недостатки. Все больший вес в политической науке приобретают концепции лидерства, авторы которых стремятся учесть влияние всех факторов. Поэтому в эпоху постмодернизма, для которой характерны решения проблем синтетическим подходом - плюрализм мнений,

синтез противоречивых теорий и т.п., появляется интегративная теория лидерства.

Современный американский политолог М.Херманн[6] полагает, что “лидерство – многогранное понятие. Рассматривая его проявления, следует принять во внимание: 1) характер самого лидера; 2) свойства его конституентов; 3) взаимосвязь между лидером и его конституентами; а также 4) контекст или конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется”. Итак, лидерство –

феномен, определяемый чертами личности самого лидера, ситуацией и

экспектацией последователей в их динамическом состоянии.

Следовательно, политическое лидерство представляет собой процесс

взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и

реализации собственных интересов.

Заключение

 

В завершении работы, необходимо сделать выводы, подвести итоги. Итак, как уже было сказано, институт лидерства возник очень давно, когда еще в примитивных обществах возникла необходимость в главенствующем начале. Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход

событий и направленность политических процессов. Политическому лидеру надо обладать природными качествами такими, как сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция. Профессиональные качества лидеров заключаются в

аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению. Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Среди важнейших функций Н. Макиавелли[7], автор теории лидерства, выделил обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе; интеграцию

разнородных интересов и групп; мобилизацию населения на решение общезначимых целей. Ученые, занимающиеся исследованием политического лидерства, смогли классифицировать его на основе учета личных качеств лидера, конкретной ситуации, имиджа и стиля поведения. В современном мире происходит постоянное формирование новых тенденций в развитии политического лидерства, т.к. национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составную часть общемирового, глобального процесса.


 

Источники и список литературы

1. Мельник В.А. Политология. Учебник.-Ми.: Выш.шк., 2002

2. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв.-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.

3. http://www.refsru.com/referat-19023-1.html

4. http://works.tarefer.ru/66/100257/index.html


[1] Политология: Учебник для вузов / М., 2002. С. 342

[2]Джеймс Макгрегор Бернс – почетный профессор Уильямс-колледжа (Williams College) и заслуженный ведущий ученый Академии лидерства в Университете штата Мэриленд, Колледж Парк (James MacGregor Burns Academy of Leadership, University of Maryland, College Park). В 1971-м Бернс получил Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию за свою работу о 32-м президенте Америки, 'Roosevelt: The Soldier of Freedom' ('Рузвельт: солдат свободы'/'Франклин Рузвельт. Человек и политик').

[3] австрийский психолог, психиатр и невролог. Наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

[4] Фрэнсис Га́льтон (Го́лтон; англ. Francis Galton; 16 февраля 1822 — 17 января 1911) — английский исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики, статистик. Родился в Бирмингеме, в Англии.

[5] Эмори Стивен (р. 21 февр. 1882) – амер. социолог, представитель психологической школы в социологии. В 1931 избран президентом Амер. социологич. об-ва.

[6] Профессор университета штата Огайо (США), автор многочисленных трудов по психологии политики.

[7] Никколо́ Макиаве́лли; (3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...