по производственной практике
Студента (ки)_ Иванова Ивана Ивановича
курса 1 очной формы обучения группы ЮФ-1701
Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Направленность (профиль) Уголовно-правовой
Вид практики учебная
Тип практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (учебно-ознакомительная)
Место прохождения практики Прокуратура г. Краснодара
наименование предприятия
Руководитель практики от профильной организации помощник прокурора, юрист 1 класса – Петров А.А.
должность, Ф.И.О.
В период с 25 июня по 29 июня 2018 года я проходил практику в Прокуратуре г. Краснодара. Руководителем по практике был назначен помощник прокурора Петров А.А.
Практика охватывала продолжительный период времени и соответствовала теоретическому уровню подготовки, полученного мною за период обучения, по направлению подготовки юриспруденция, прохождение практики имеет огромное значение в плане получения практического опыта в деятельности Прокуратуры и применения знаний на практике.
Цель прохождения практики - закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, а также знакомство с организацией и практической деятельностью Прокуратуры РФ.
Начальным этапом прохождения практики было ознакомление с нормативно-правовыми актами, регламентирующие надзорную деятельность Прокуратуры РФ.
Главным нормативным актом, регламентирующий работу Прокуратуры РФ, является федеральный закон «О Прокуратуре РФ» в редакции от 21.11.2017. К примеру, согласно статье 10 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»: рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.
1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
3. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В связи с тем, что помощником прокурора мне было разрешено присутствовать при приёме граждан, изучать жалобы и заявления граждан и готовить проекты ответов по результатам их проверки. Прежде чем приступить к указным выше обязанностям я изучил ещё один нормативно-правовой акт: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 200 «О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», где подробно описываются сроки, указываются полномочия прокурора и раскрываются понятия, связанные с приемом граждан.
Кроме того я ознакомился со структурой, порядком деятельности и функциями прокуратуры. Так Статья первая Федерального Закона гласит – «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».
Согласно Федеральному Закону "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом общества и государства осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждениями исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации,
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Несколько дней я проходил практику в канцелярии. Вследствие чего понял, что для качественного выполнения заданий мне необходимы умения работать с, корреспонденцией и компьютером. Принятие органами прокуратуры на вооружение достижений современных компьютерных технологий позволяет облегчить организационно-техническую и методическую работу, повысить качество подготовки документов и актов реагирования. Во время работы в канцелярии сортировал архив, оформлял дела, работал с компьютером, корреспонденцией, принимал телефонограммы, и помогал осуществлять другие функции, присущие канцелярии.
Узнал о вопросах, касающиеся делопроизводства. В прокуратурах субъектов федерации и приравненных к ним прокуратурах, имеющих организационно-контрольный отдел, отдел писем, секретную часть, общую канцелярию и канцелярии отделов (управлений), организационные вопросы не являются столь актуальными, как в нижестоящих прокуратурах. Так отсутствие опытного инспектора канцелярии, недостаточно налаженный учет документов и контроль над их исполнением могут создать дополнительные трудности в работе. Порядок исполнения приказов, организационно-распорядительных и иных документов, а также способы контроля за их исполнением определяются как ведомственными правовыми актами, так и методическими указаниями прокуратур субъектов Российской Федерации и распоряжениями руководителей прокуратур.
Прежде всего, необходимо обеспечить должный учет всей входящей документации. Поступившие материалы и документы должны быть зарегистрированы в канцелярии прокуратуры, затем безотлагательно переданы прокурору района, который после их рассмотрения своей резолюцией определяет исполнителей, порядок и срок исполнения. Когда срок не установлен, документ подлежит исполнению в течение месяца со дня поступления в прокуратуру, если законом или каким-либо нормативным актом не определен иной порядок. Поступившие в прокуратуру приказы, указания, инструкции Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта Российской Федерации должны быть незамедлительно доведены до сведения сотрудников прокуратуры. Эта обязанность, как и контроль за своевременным и надлежащим исполнением, лежит на прокуроре района.
Следующим этапом в прохождении практики была подготовка проектов рапортов государственного обвинителя об участии в рассмотрении уголовного дела судом. Данный рапорт прикрепляется в уголовное дело после того как суд выносит приговор. В данном рапорте следует указывать: в какой период данное дело находилось у государственного обвинителя, пишется краткая фабула по делу, необходимо указывать дату возбуждения и окончания дела, наименование органа проводившего расследование, кто утверждал обвинительное заключение, кто находится под стражей и какая мера пресечения избрана обвиняемому, а также указывается, кто из судей рассматривал дело и когда. Далее указывается фамилия, имя, отчество подсудимых, позиция обвинительного заключения то есть статья, по которой назначено наказание, позиция государственного обвинителя, по каким статьям он предлагает осудить подсудимого, и какую меру пресечения ему назначить, а потом следует внести данные по приговору суда, меры которые принял суд подсудимому. (Приложение №1).
В дальнейшем мне был представлен к ознакомлению Приказ Генерального Прокурора РФ от 02.06.2011 №162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». Особое внимание было сосредоточено на приложении №4 данного приказа, так как после ознакомления с данным приказом, мне была поручена работа с книгой учёта постановлений о приостановлении предварительного следствия. (Приложение № 2)
Следующей моей задачей была подготовка проектов постановлений следователя, дознавателя о приостановлении предварительного следствия. Данное постановление выносится в связи с ч.1 ст.208 УПК РФ в котором говорится, что предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:
1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;
4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.
При подготовке данных проектов я указывал дату возбуждения уголовного дела, дату поступления в прокуратуру, дату утверждения процессуального решения прокурором района и статью по которой приостанавливалось предварительное следствие.
Также мною были составлены проекты постановлений об отмене незаконных постановлений об отказе возбуждения уголовного дела следователем, а также подготовка проектов постановлений об отказе возбуждения уголовного дела вынесенных дознавателем.
Мною проводилась подготовка проектов исковых заявлений о взыскании процессуальных издержек по уголовному делу. В данном проекте необходимо было указать, какому судье направлено, номер судебного участка, лицо с которого подлежат взысканию судебные издержки и где проживает данный гражданин, а также нужно указать дату постановления об оплате труда адвоката, дату осуществления защиты на стадии предварительного следствия за счёт средств федерального бюджета и номер платежа, а также сумму, которую необходимо взыскать с лица.
По окончании работы подготовки проектов исковых заявлений, мне было поручено написать статью - разъяснения для районных средств массовых информаций. Темой для данной статьи стали изменения, предусмотренные федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также был установлен новый вид уголовного наказания - принудительные работы (ст. 53.1 УК РФ), которые вводятся по большинству составов Особенной части УК РФ. Было пояснено что, принудительные работы представляют собой трудовую деятельность в местах, определяемых органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, от двух месяцев до пяти лет. Это альтернативный лишению свободы вид наказания за преступление небольшой, средней тяжести, совершенное впервые тяжкое преступление. Также суд вправе заменить принудительными работами назначенное лишение свободы, если срок лишения свободы не превышает пяти лет, а вопрос о замене лишения свободы на принудительные работы суд решает при постановлении приговора. Данная статья- разъяснение была отправлена для публикации в районную газету.
Изучая уголовные дела, мне довелось ознакомиться с уголовным делом № 59860,в краткой фабуле дела говорится: 16.09.2017 на 96-м километре автодороги «Москва-Киев», был задержан автомобиль «ХЕНДЕ САНТА ФЕ» государственный номерной знак М 381 ХН 40,за рулём которого находился старший лейтенант полиции Чорнобровый Сергей Олегович. В ходе досмотра задержанного автомобиля были обнаружено и изъято наркотическое средство в особо крупном размере- смесь, содержащую героин, массой 5,00 грамма. Ему было предъявлено обвинительное заключение по части 5 статьи 33 и части 2 статьи 228 УК РФ. Позиция государственного обвинителя заключалась в назначении наказания в виде 5 лет исправительной колонии общего режима, но приговором суда, подсудимый был осужден на 3 года условно без права работы в органах в течение 2 лет. Также мной были рассмотрены уголовные дела по ст. 105 УК РФ.
Также в ходе практики я составляла проекты различных процессуальных документов, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, протокол допроса потерпевшего, обвинительное заключение, протокол ознакомления обвиняемого и (или) его защитника с материала уголовного дела, протокол задержания подозреваемого, постановление о производстве обыска, протокол обыска (выемки), постановление об избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, протокол допроса подозреваемого. Все проекты документов прилагаются к отчёту. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках.
Несоблюдение, к примеру, правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.
Также во время прохождения практики изучила ФЗ «О прокуратуре РФ», «О судебных приставах»; ознакомилась с: «Настольной книгой прокурора» под редакцией С.И. Герасимова; методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законов органами внутренних дел; приказом Генерального прокурора РФ №200 «О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений в системе прокуратуры Российской Федерации» от 17.12.2007г.; методическим пособием «Из опыта работы городских и районных прокуроров в современных условиях» под ред. Заместителя Генерального прокурора РФ, государственного советника юстиции 1 класса С.И. Герасимова.
Далее:
-производила регистрацию входящей и исходящей корреспонденции в книгах учётах;
- осуществляла подшив документов в надзорный наряд;
- составляла сопроводительные письма к документам и материалам уголовного дела, направляемые в различные учреждения района;
- присутствовала при приёме граждан;
- занималась ведением реестра распорядительных документов и решений Совета депутатов администраций сельских советов Ташлинского района;
- вносила данные в книгу учёта участия прокурора в рассмотрении уголовных дел, в книгу учёта надзорных производств по жалобам и обращениям граждан;
- осуществляла работу с архивом (составление описей, распределение документов по нарядам, оформление надзорных и наблюдательных производств);
- оформляла журнал учёта протестов вносимых руководителям учреждений и организаций.
В последние дни прохождения практики:
- осуществляла оформление и направление материалов уголовного дела в суд для рассмотрения;
- вносила данные в «Книгу учёта следственных дел (приостановленных)»;
- присутствовала при приёме граждан с обращениями к прокурору;
- осуществляла оформление наблюдательных производств по гражданским делам.
В результате прохождения практики был реализованы следующие компетенции:
Выполненная работа
| Компетенции
|
Ознакомился с порядком приема граждан, а также порядком поступления в прокуратуру жалоб, заявлений и порядком их рассмотрения.
Подробно изучил Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 05.07.2017) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" и ознакомился с самой инструкцией.
Присутствовал совместно с помощником прокурора на приеме граждан. Было принято порядка 12 граждан по различным вопросам.
| ПК-9 - способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
|
Изучал основные нормативно-правовые акты регулирующие деятельность прокуратуры, среди них: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; Приказ Генпрокуратуры России от 03.06.2013 № 230 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Изучить основные акты прокурорского реагирования.
| ПК-5 - способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
|
Составлял совместно с помощником прокурора проекты протеста, представления прокурора, постановления прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона.
Готовил проекты ответов на жалобы граждан.
Изучал порядок оформления документов в органах прокуратуры.
О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (с изменениями на 9 марта 2017 года).
Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция) устанавливает на единой основе систему делопроизводства в Генеральной прокуратуре Российской Федерации (далее - Генеральная прокуратура), прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратурах (далее - прокуратуры субъектов Российской Федерации), прокуратурах городов и районов, других приравненных к ним территориальных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры.
| ПК-7 - владением навыками подготовки юридических документов.
|
Ознакомился с Инструкцией по ведению ведомственного статистического учета в органах прокуратуры Российской Федерации. Данная инструкция устанавливает порядок разработки и утверждения форм статистической отчетности по основным направлениям деятельности, инструкций по их заполнению, регламентирует порядок формирования и представления ведомственной статистической отчетности в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации и в прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненных к ним специализированных прокуратурах (далее - органы прокуратуры)
Изучил статистические данные за последние пять лет о состоянии преступности на территории Краснодарского края.
Проанализировал статистику убийств в г. Краснодаре за последние 5 лет.
| ПК-1 - способностью участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.
ПК-4 - способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации.
|
Изучал и знакомился с делами, по которым ведется надзорное производство.
Ознакомился с отказными материалами по уголовным делам. Изучил основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела.
Искал материалы судебной практики по ст. 105 УК РФ.
Составлял совместно с помощником прокурора проекты протеста, представления прокурора, постановления прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона.
Готовил проекты ответов на жалобы граждан.
| ПК-5 - способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
ПК-6 - способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.
ПК-11 - способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению.
|
Ознакомился с работой помощника прокурора по общему надзору.
Прокурорский надзор - особая разновидность надзорной деятельности, характеризующаяся тем, что органы прокуратуры, не входя ни в одну из существующих ветвей власти Российской Федерации, осуществляют межотраслевой надведомственный всеобщий надзор за законностью, в том числе в деятельности органов государственной власти. При этом прокуратура не обладает непосредственными полномочиями по применению мер юридической ответственности, в ее арсенале лишь пресекательные и предупредительные меры принуждения.
Надзорная деятельность органов прокуратуры урегулирована Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии с указанным документом надзор прокуратуры осуществляется в четырех направлениях:
надзор за исполнением законов,
надзор за соблюдением прав и свобод человека,
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Ознакомился с деятельностью прокурора по участию в рассмотрении в суде уголовных дел, совместно с государственным обвинителем присутствовал на судебном заседании.
Искал материалы судебной практики по ст. 105 УК РФ.
| ПК-2 - способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.
ПК-8 - готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.
|
Таким образом, работа работников прокуратуры довольно сложная, поскольку необходимо своевременно и на основании закона осуществлять надзор за соблюдением законов, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которые по состоянию здоровья, возраста, дееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обращаться в суд. Но тем не менее я с большим интересом прошел производственную практику в Прокуратуре г. Краснодара.
Студент группы ЮФ-1601 ___________Иванов И.И.
Оглавление
Методические указания по прохождению практик. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..3
1. Порядок прохождения практики обучающимися первого курса (бакалавриат)………………………………………………………..6
2. Порядок прохождения практик обучающимися второго курса (бакалавриат)……………………………………………………….15
3. Порядок прохождения преддипломной практики обучающимися четвертого курса (бакалавриат)………..28
4. Образцы документов практики……………………………………..44
Учебное издание
Алехин Виталий Петрович
Программа
и методические указания о порядке прохождения практик
Методические указания
В авторской редакции
Подписано в печать 30.08.2018. Формат 60X84 1/16.
Тираж 300 экз. Заказ №
Типография Кубанского государственного
аграрного университета.
350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13
Воспользуйтесь поиском по сайту: