Воздействие человека на природные экосистемы
Стр 1 из 27Следующая ⇒ Специфика, цель и задачи дисциплины. Дисциплина "Экологические основы природопользования" имеет две особенности. Во-первых, она является принципиально новой интегрированной дисциплиной, которая связывает физические и биологические явления, образуя мост между естественными и общественными науками. Во-вторых, она не принадлежит к числу дисциплин с линейной структурой, т. е. развивается не по вертикали (от простого к сложному), а по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов. Эта дисциплина, образно говоря, стала перекрестком для специалистов многих направлений: натуралистов и инженеров, экспериментаторов и ученых-теоретиков, биологов, математиков, медиков, метеорологов и др. Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества и природы, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы. Специфика дисциплины "Экологические основы природопользования" определяет и основные ее задачи, решаемые совместными усилиями многих специалистов. 1. Объективная оценка состояния природных ресурсов. Оценка состояния природных ресурсов проводится по целому ряду параметров: количество, качество, степень загрязненности, влияние различных сфер человеческой деятельности на их воспроизводство и т. д. 2. Оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и отдельными видами и популяциями, экосистемами — с другой. Оптимизация взаимоотношений человека с природой рассматривается как необходимое условие существования человека.
3. Детальное изучение количественными методами основ Окружающая нас живая среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые системы поддаются моделированию, т. е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — это основа изучения экологии. Экологические основы природопользования — научно-практическая дисциплина, призванная быть основой оптимизации взаимоотношений человека с биосферой. Структура экологии Как уже отмечалось выше, природопользование является самостоятельным направлением, которое объединяет прикладные отрасли экологии. Чтобы понять, какие отрасли "классической" экологии составляют основу природопользования, рассмотрим подробнее структуру экологии. Экология — это комплекс научных дисциплин. Базовой является общая экология, которая изучает основные за-10 кономерности взаимоотношений организмов и условий среды. Отдельной отраслью является прикладная экология, изучающая механизмы разрушения биосферы человеком и способы предотвращения этого процесса, а также разрабатывающая принципы рационального использования природных ресурсов. Прикладная экология базируется на системе законов, правил и принципов общей экологии и природопользования. Из прикладной экологии по научным направлениям вытекают: биосферная экология, сельскохозяйственная, промышленная экология, медицинская, экономическая, юридическая, математическая. Биосферная экология изучает глобальные изменения, которые происходят на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления.
Сельскохозяйственная экология изучает способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы при сохранении окружающей среды. Промышленная экология изучает влияние выбросов промышленных предприятий на окружающую природную среду и возможности уменьшения этого влияния за счет совершенствования технологий и очистных сооружений. Медицинская экология изучает болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды. Некоторые науки экологического комплекса выделены не по объекту изучения, а по методам, которыми они пользуются. Математическая экология моделирует экологические процессы, т. е. изменения в природе, которые произойдут при изменении экологических условий. Экономическая экология разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования. Юридическая экология разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы. Основные понятия и определения Ключевым объектом изучения экологии и природопользования является биосфера. Создателем современного учения о биосфере является выдающийся русский ученый академик В. И. Вернадский. Центральным в его концепции является понятие о живом веществе, которое он определяет как совокупность живых организмов. Революционность учения Вернадского состояла в том, что он рассматривал живую природу в неразрывной связи с исторической деятельностью человека. В. И. Вернадский подчеркивал, что биосфера включает в себя "живую пленку" Земли, "живое вещество" планеты. Биосфера — это единство всего живого и минеральных элементов. С развитием цивилизации, согласно концепции В. И. Вернадского, возникает новая оболочка Земли — ноосфера — сфера человеческой деятельности, человеческого разума. Ноосфера (от греч. "разум" и "шар") — новое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором ее развития. Разрабатывая учение о ноосфере, В. И. Вернадский рассматривал ее как новое эволюционное состояние биосферы, преобразуемой в интересах мыслящего человечества.
Биосфера — это оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном процессе обмена с этими организмами. Вокруг Земли расположены концентрические слои, или оболочки, которые характеризуются соответствующим составом и свойствами вещества (см. рис. 1). Атмосфера — внешняя газовая оболочка Земли, которая граничит с космическим пространством, через нее осуществляется обмен вещества и энергии с космосом. Атмосфера имеет несколько слоев: тропосфера — нижний слой, примыкающий к поверхности Земли; стратосфера; мезосфера; ионосфера (термосфера), экзосфера. Гидросфера — водная оболочка Земли, которая включает моря и океаны. Литосфера — внешняя твердая оболочка Земли, состоящая из осадочных и магматических пород (рис. 1).
Биосфера — та часть земного шара, в пределах которой имеется жизнь. Верхний предел биосферы обусловлен интенсивной концентрацией УФ-лучей, т. е. верхней ее границей является озоновый слой, нижний предел — высокой температурой земных недр (свыше 100°С) (рис. 2).
Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В литосфере главным фактором, ограничивающим жизнь, является температура подземных вод и горных пород. С глубиной температура возрастает и на уровне 1,5—15 км превышает +10°С. В породах земной коры были обнаружены бактерии на максимальной глубине 4 км. Достаточно большое количество бактерий зарегистрировано на глубине 2-2,5 км в нефтяных месторождениях. Летальным ограничителем распространения жизни в атмосфере служит ультрафиолетовая радиация, которая нарастает с высотой. Споры грибов и бактерий обнаружены на высоте 20—22 км, а основная часть аэропланктона концентрируется в слое до 1-1,5 км. В горах граница распространения наземной жизни достигает высоты 6 км над уровнем моря. На высоте 22-25 км расположен озоновый слой, который поглощает большую часть ультрафиолетовой радиации. Выше этого защитного слоя живые организмы погибают.
В пресных водах континентов и в Мировом океане (гидросфере) жизнь — распространена повсеместно и встречается даже на дне океанических впадин глубиной 10-11 км. В биосфере жизнь существует даже в крайне неблагоприятных условиях. Одни живые организмы существуют на больших глубинах, где давление превышает 1000 атм, другие выносят давление в несколько долей атмосферы на большой высоте. Ряд бактерий переносит давление до 12 000 атм. Некоторые формы жизни выносят температуру от абсолютного нуля (~273°С) до +180"С. Семена и споры растений, мелкие животные в состоянии анабиоза сохраняют жизнеспособность в полном вакууме. Некоторые живые организмы приспособились жить в бескислородной среде. Уксусные угрицы (нематоды) обитают в емкостях с бродящим уксусом. Ряд микроорганизмов живет в насыщенном растворе поваренной соли, концентрированном растворе медного купороса, фторида натрия. Серные бактерии обитают даже в растворах серной кислоты. Особо устойчивые формы жизни могут существовать даже при действии ионизирующей радиации. Ряд инфузорий выдерживает излучение, по дозе в 3 млн раз превышающее естественный радиационный фон на поверхности Земли. Даже в котлах ядерных реакторов были обнаружены бактерии. Устойчивость биосферы поддерживается благодаря круговороту веществ и энергии. В природе при помощи солнечной энергии происходят геологический (большой) и биологический (малый) круговороты веществ в природе. Наиболее легко проследить геологический круговорот веществ на примере воды (см. рис. 3). Примерно половина солнечного излучения, поступающего на Землю, тратится на испарение воды. С водной поверхности Земли воды испаряется гораздо больше, чем с суши. Осадков же выпадает больше над сушей, чем над водным пространством. Вода, попадая на землю, растворяет часть минеральных солей, выносит их в реки, озера и далее — снова в океан, уравнивая количество испаренной влаги и выпавших осадков. Таким образом совершается большой геологический круговорот веществ в природе. Энергия солнечного излучения преобразуется в органическую материю благодаря процессу фотосинтеза, в результате которого возникает биологический (малый) круговорот веществ в природе. На создание органического вещества затрачивается всего около 0,2% поступающей на Землю солнечной энергии, и этого оказывается достаточно для воспроизводства растениями зеленой массы и выработки кислорода. Образуемые зелеными растениями органические вещества служат пищей для других живых существ, а выделяемый кислород обеспечивает процессы дыхания. Таким образом, основу биологического круговорота веществ составляет энергия солнца и хлорофилл растений (рис.4)
Сущность биологического круговорота — синтез и разрушение органических соединений, тогда как в геологическом круговороте осуществляется простой перенос минеральных веществ в виде механических частиц и водных растворов. Все остальные круговороты — воды, углерода, азота — связаны с биологическим и способствуют ему (рис. 5, б, 7).
Перемещения углекислого газа (см. рис. 5) в биосфере Земли протекают в двух направлениях: 1) углекислый газ поглощается растениями в процессе фотосинтеза, образуя растительную массу, которая со временем перемещается в литосферу в виде угля, торфа, нефти, газа, горючих сланцев, осадочных горных пород; 2)
Во втором случае углерода накапливается в 4 раза больше, чем заложено его в продуктах фотосинтеза. В результате антропогенного воздействия содержание С02 в атмосфере постоянно растет из-за сжигания горючих ископаемых, интенсификации, расширения масштабов сельскохозяйственного производства и вырубки лесов. Это приводит к нарушению баланса в природе между атмосферой, материками и океанами. Атмосферный воздух содержит 78% азота, но азот химически малоактивен, и поэтому круговорот азота в биосфере происходит замедленно. Фиксация атмосферного азота осуществляется азотофиксирующими бактериями и некоторыми видами сине-зеленых водорослей. Образующиеся нитраты становятся доступными для других растений. Например, клубеньковые бактерии, живущие на корнях растений семейства бобовых, производят биофиксацию азота в почве. В Мировом океане и почвенном покрове есть определенные микроорганизмы, которые расщепляют атмосферный азот (N2) и используют его атомы для построения органических соединений. Погибшие растения и животные возвращают азот в почву, откуда он вновь поступает в последующие поколения растений, а через них и в животных. Благодаря деятельности денитрифицирующих бактерий азот постоянно поступает в атмосферу. Важным элементом протоплазмы клеток живых организмов является фосфор. Он совершает свой круговорот в биосфере, переходя из органических веществ в фосфаты, доступные растениям. Круговорот фосфора происходит на суше и в океане. Фосфориты и апатиты — горные минералы, содержащие фосфор. Под действием выветривания, атмосферных физических и химических факторов горные породы разрушаются. Продукты разрушения перемещаются водой, льдом, ветром. Фосфор переносится в низины и далее природными водами — в Мировой океан. Здесь фосфор переходит в состав фитопланктона. По пищевым цепям происходит перемещение и накопление фосфора в тканях морских животных. Морские птицы, животные доставляют соединения фосфора на сушу. Определенное количество фосфора попадает на сушу благодаря рыболовству (см. рис. 7).
В основе экологического взгляда на мир лежит представление, что каждое живое существо окружено множеством влияющих на него факторов, образующих в комплексе его место обитания — биотоп. Организмы, характерные для определенного биотопа, составляют жизненное сообщество, или биоценоз. Жизненное сообщество образует со своим биотопом единое целое, называемое экологической системой (экосистемой). Основными компонентами экосистем являются: • неживая (абиотическая) среда. Это вода, минеральные вещества, газы, а также органические вещества и гумус; • биотические компоненты: продуценты, консументы, редуценты. К продуцентам (производителям) относятся живые существа, способные из неорганических материалов среды строить органические вещества. Такую работу выполняют, главным образом, зеленые растения, производящие с помощью солнечной энергии из двуокиси углерода, воды и минеральных веществ органические соединения в процессе фотосинтеза. При этом высвобождается кислород. Органические вещества, производимые растениями, идут в пищу животным и человеку, кислород используется для дыхания. Консументы (потребители) — живые вещества, использующие растительную продукцию. Организмы, питающиеся только растениями, называются консументами первого порядка. Организмы, питающиеся только (или преимущественно) мясом, называются консументами второго порядка. Редуценты (деструкторы, разлагатели) — организмы, разлагающие остатки отмерших живых существ, например растительные остатки или трупы животных, и превращающие их снова в исходное сырье — воду, минеральные вещества и углекислый газ, которые пригодны для продуцентов, преобразующих эти составные части снова в органические вещества. Примерами естественных экосистем могут служить пруд, луг, лес, классическим примером искусственной экосистемы является космический корабль. Природа действует в высшей степени экономно. Естественные ненарушенные экосистемы стремятся к равновесию. Созданная организмами биомасса (вещество их тел) и содержащаяся в них энергия передаются другими членам экосистемы: животные поедают растения, этих животных поедают другие животные. Этот процесс называют пищевой (трофической) цепью. Примеры пищевых цепей: растение — растительноядное животное — хищник; злак — полевая мышь — лиса. Как правило, каждый консумент питается не одним-единственным видом организмов. Поэтому пищевые цепи переплетаются, образуя пищевую сеть. Чем сильнее организмы связаны между собой пищевыми сетями и другими взаимодействиями, тем устойчивее сообщество против возможных нарушений. Состояние равновесия основано на взаимодействии биотических и абиотических факторов среды, которое поддерживается благодаря непрерывному обмену материей и энергией между всеми компонентами экосистем. В замкнутых круговоротах естественных экосистем наряду с другими обязательно участие двух факторов: наличие редуцентов и постоянное поступление солнечной энергии. В городских и искусственных экосистемах мало или совсем нет редуцентов, поэтому жидкие, твердые и газообразные отходы накапливаются, загрязняя окружающую среду. В отношении потребности в энергии природные и антропогенные (созданные человеком) экосистемы сходны. И природным, и искусственным экосистемам — домам, городам, 22 системам транспорта — требуется поступление энергии извне. Но естественные экосистемы получают энергию от практически вечного источника — Солнца, которое, "производя" энергию, не загрязняет окружающую среду. Человек осуществляет процессы производства и потребления в основном за счет конечных источников энергии — угля и нефти, которые наряду с энергией дают пыль, газы, тепловые и другие отходы, вредящие окружающей среде и не поддающиеся переработке внутри самой искусственной экосистемы. Воздействие человека на природные экосистемы Человек является частью природы и в то же время оказывает на природу огромное воздействие, которое может иметь и положительное, и отрицательное значение. Так же как растения и животные, человек является составным элементом окружающих его экосистем. Насколько сильно зависит он от своей естественной среды, показывают следующие цифры: без воздуха человек может прожить около 3 мин, без воды — 3 дня, без пищи — немногим более 30 дней. В доисторические времена зависимость человека от природной среды была полной. Охотники и собиратели состояли с окружающими видами в отношениях хищника и жертвы. Но в ходе истории человеку удалось в значительной степени освободиться от подчиненности факторам природной окружающей среды. Человек использует природные ресурсы с помощью техники. Так, неподходящие для него температуры он выравнивает посредством отопления или охлаждения, а нехватку осадков возмещает поливом. Однако по мере развития человечества растут и побочные эффекты этого развития: истощение невозобновимых природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, разрушение природных экосистем и замена их антропогенными экосистемами, нарушение исторически сложившихся природных равновесий. Негативное воздействие человека на природные экосистемы может проявляться следующим образом. 1. Уничтожение отдельных членов экосистемы, что может лишить других ее членов возможностей существования. Уничтожение насекомых приводит к тому, что некоторые рыбы и птицы лишаются своей пищи. Когда в больших количествах гибнут пчелы от- отравления средствами защиты растений, падают урожаи фруктов, зависящие от опыления пчелами. Вмешательством человека с нежелательными последствиями можно назвать и непродуманное введение в экосистему таких видов животных и растений, которые раньше в ней отсутствовали. Например, новые члены экосистемы, не сдерживаемые естественными врагами, которых нет в новом для них месте, иногда чрезвычайно размножаются. Так случилось с ондатрой, енотом-полоскуном, колорадским жуком в Центральной Европе, с кроликами в Австралии. 2. Загрязнение природы вредными и токсичными веществами. Ядовитые и вредные вещества, например неочищенные сточные воды, отбросы, выхлопные газы, радиоактивные вещества, попав в экосистему, не исчезают бесследно. Даже низкие их концентрации, действуя долгое время, могут повредить человеку, животным и растениям. Как показывают наблюдения, некоторые яды могут передаваться по пищевым цепям и сетям. Например, тяжелые металлы (свинец и др.) передаются из растений корове, оттуда в молоко, а с молоком человеку. Инсектициды (пестициды) поступают с отравленными насекомыми в насекомоядную рыбу, а затем к человеку или птице, съевшей эту рыбу. Кроме того, в отдельных звеньях пищевой цепи может происходить нарастающее накопление ядов, если они не разлагаются и не выводятся из организма (подробнее см. § 3.3). 3. Загрязнение теплом. Тепловые отходы от работы систем охлаждения ТЭС и АЭС, которые попадают в реки, приводят к тому, что в реках повышается среднегодовая температура. Особенно опасны в этом отношении АЭС. Например, АЭС средних размеров, дающая 3000 МВт электроэнергии, 24 производит в час более 5 х 109 ккал бросового тепла. Тепловое загрязнение рек приводит к следующим отрицательным эффектам для водных экосистем: усиливается восприимчивость организмов к токсичным веществам и к заболеваниям; обычная флора заменяется сине-зелеными водорослями, т. е. водоем "цветет"; при повышении температуры воды животным нужно больше кислорода, а его способность растворяться в теплой воде понижена. Все эти негативные воздействия человека на природные экосистемы приводят к нарушению природного равновесия, уничтожению многих видов растений и животных и к другим необратимым последствиям, которые будут рассмотрены ниже. Вопросы для самопроверки 1. Что исследует наука экология? Какие направления 2. Раскройте понятие "природопользование". 3. Охарактеризуйте предмет изучения и назовите задачи дисциплины "Экологические основы природопользования". 4. В чем отличия дисциплин "Экологические основы природопользования" и "Экология"? 5. Расскажите о принципиальном строении Земли. 6. Из каких компонентов и в каком процентном соотношении состоит газообразная оболочка Земли? 7. По какому признаку атмосферу подразделяют на тропосферу, стратосферу, так называемые верхние слои атмосферы (мезосферу, термосферу и экзосферу)? 8. Какие составляющие входят в совокупность всех вод Земли? 9. Дайте определение биосферы, назовите ее составляющие. 10. Входят ли в состав биосферы высокогорные ледники, 11. Что такое экологический фактор? Какую реакцию вызывает экологический фактор у живых организмов? 12. Какими факторами определяются границы распространения жизни в биосфере? Какие факторы лежат за пределами приспособительных способностей? 13. Приведите примеры известных вам круговоротов веществ, происходящих в природе, раскройте их сущность. 14. Как вы понимаете способность бактерий "фиксировать" азот? 15. Какое значение имеет производство азотсодержащих соединений на химических заводах? 16. Почему в системе чередования севооборотов в сельском хозяйстве наряду с удобрениями используют бобовые растения? 17. За 300 лет растения суши и Мирового океана могут использовать для фотосинтеза весь углекислый газ, содержащийся в атмосфере. Почему этого не происходит? 18. Что такое биотоп и биоценоз? От чего зависит стабильность биогеоценоза? 19. Почему неустойчивы агроценозы? Можно ли считать биогеоценозом: а) лужу; б) табун лошадей; в) ковыльную степь? 20. Что такое экосистема? Охарактеризуйте основные компоненты экосистемы. 21. В чем сходство и отличие природных и антропогенных экосистем? Приведите примеры. Можно ли считать экосистемой: а) вольер со слоном; б) нашу планету в целом; в) заболоченный берег реки? 22. Какие негативные последствия для природных экосистем возникают вследствие жизнедеятельности людей? 23. Дайте определение понятию "трофические цепи" и приведите примеры пищевых цепей в природе. 24. Взаимосвязаны между собой пищевые цепи или нет? Как в них происходит биологическое накопление синтетических веществ?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|