Проблема сохранения человеческих ресурсов
Численность, динамика рождаемости и структура народонаселения. В 1800 г. в мире насчитывалось до 1 млрд чел., в 1939 г. — уже 2 млрд чел.; в 60-х гг. XX столетия численность мирового населения приблизилась к 3 млрд; к началу 90-х гг. численность населения земного шара, по данным Международной конференции по проблемам народонаселения и развития (Каир, 1994 г.), составляла 5,7 млрд чел, а в настоящее время приблизилась к 6-миллиарднной отметке. Большая часть (до 80%) населения земного шара проживает в развивающихся регионах, а меньшая — в развитых. Кроме того, на африканском континенте темпы прироста населения составили в середине 80-х гг. — 3%, в Латинской Америке — 2,2%, в Азии (без Японии) — 1,94%; на каждые 1000 человек в развитых странах приходилось около 16 новорожденных (показатель детской смертности — 17 смертей на 1000 рождений), в развивающихся странах — до 33 (показатель детской смертности — 91). Самые высокие коэффициенты рождаемости характерны для Африки. В России с начала 90-х гг. наблюдается резкий рост смертности (в 2 раза выше, чем в развитых странах) и снижение рождаемости. Статистика середины 90-х гг. свидетельствует об ухудшении количественных и качественных характеристик населения в России. Более 40% школьников страдают хроническими заболеваниями. В середине 80-х гг. в развитых странах на 100 женщин приходилось 94 мужчины, а в развивающихся — 103. В развитых странах продолжительность жизни женщин — 78 лет (в Японии, Швейцарии, Испании — более 80 лет), мужчин — 70 лет (в Японии — около 75 лет). Соответствующие пропорции характерны и для развивающихся стран, но продолжительность жизни в них значительно меньше (по данным ООН — около 50 лет).
Из официальных данных 90-х гг. следует, что средняя продолжительность жизни мужчин-россиян около 60 лет (для москвичей этот показатель еще меньше). В 80—90-х гг. процесс постарения населения в развитых странах поставил большие проблемы перед государственной политикой, так как государственные расходы на содержание престарелых значительно увеличились. Аналогичные проблемы характерны и для России. В большинстве ее регионов социально-экономические условия значительно хуже, чем в других развитых странах. Уровень смертности превышает уровень рождаемости. Воспроизводство населения. Фундаментом воспроизводства населения является образование семьи. Одной из характеристик процесса народонаселения является фертильностъ — количество детей, приходящихся на 1000 женщин детородного возраста (до 49 лет). Высокие показатели фертильности определяются не столько биологическими возможностями человека, сколько демографическими традициями, социально-экономическими и социокультурными условиями. Например, в значительной части развивающегося мира на женщину приходится в среднем от пяти до шести рождений (что примерно в 2 раза превышает соответствующие показатели для развитых стран). Существуют четыре пути, ориентированные на преодоление демографо-экологических противоречий современной цивилизации: · первый — стратегия планирования семьи, когда жестко регулируется рождаемость детей (пример Индии, Китая). Однако этот очень эффективный способ противоречит свободе выбора человека в демократическом государстве; · второй путь предполагает, что экономический рост автоматически приведет к снижению рождаемости. Но этот вариант слишком растянут во времени; · третий путь (его предлагают развитые страны) состоит в том, что развитый мир должен способствовать экономическому прогрессу мира развивающегося, что приведет к его демографической стабилизации. Однако многолетний опыт соответствующей помощи ("зеленая революция", перенос технологий и др.) показал свою незначительную эффективность;
· четвертый, социально-культурный путь — расширение образовательной деятельности, активное участие женщин в общественной политической и экономической жизни, повышение степени управляемости демографических процессов и т. п. В середине 90-х гг. прошлого века стало ясно: человечество не может рассчитывать на автоматическую регуляцию мировых демографических процессов. Ожидание демографической стабильности "естественным путем" угрожает безопасности цивилизации. Необходимо включить реальные механизмы (экономические, социокультурные), обеспечивающие сочетание свободы принятия решений и оптимального регулирования демографических процессов. Вопросы для самопроверки 1. По какому признаку компоненты окружающей природной среды можно отнести к природным ресурсам? 2. По каким признакам классифицируют природные ресурсы? 3. Дайте определение исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсов. 4. Приведите примеры возобновимых, невозобновимых и относительно возобновимых природных ресурсов. 5. Какие формы природопользования вы знаете? 6. Какие мероприятия направлены на восстановление животного и растительного мира? 7. Какие признаки характеризуют рациональное природопользование? 8. Каким образом используются шлаки ТЭС в металлургической промышленности? 9. Какие существуют методы вторичного использования материалов? 10. Какие существуют энергосберегающие технологии? 11. Как осуществляется вторичное использование воды в промышленности? 12. Назовите основные методы очистки промышленных сточных вод. 13. Какие окислители и восстановители используются для очистки сточных вод? 14. Какие существуют виды полезных ископаемых? 15. Какие растения используются в качестве полезных ископаемых? 16. Какие существуют виды использования земель? 17. Какие факторы определяют плодородие почвы? 18. Назовите основные типы деградации земельных ресурсов. 19. Назовите виды ветровой и водной эрозии почвы. 20. Какие меры позволяют предупредить водную и ветровую эрозию почвы?
21. Почему происходит засоление почв? 22. Какие растения растут на засоленных почвах? 23. Каким образом можно закрепить пески? 24. Как используются закрепленные растительностью пески в народном хозяйстве? 25. Какие признаки характерны для процесса опустынивания? 26. Дайте определения верховым, низинным и переходным болотам. 27. Какая флора и фауна соответствует каждому виду болот? 28. В результате каких процессов (по каким типам) происходит заболачивание земель? 29. Какие существуют способы регулирования водного режима при осушении болот? 30. С какой целью осуществляется рекультивация земель? 31. Что подразумевается под комплексным освоением лесных ресурсов? 32. Какие виды продукции получают из растительного сырья? 33. Какие методы используются для воспроизводства лесных ресурсов? 34. Какие существуют виды использования животного мира? 35. Какую пользу приносят насекомые? 36. Назовите типы и основные задачи особо охраняемых природных территорий России. 37. Дайте определение биосферного заповедника и какова основная цель его организации? 38. Для каких стран наиболее актуальна проблема обеспеченности пищевыми ресурсами и почему? 39. Охарактеризуйте современную демографическую ситуацию в России. 40. Какие существуют пути решения демографических проблем?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|