Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема сохранения человеческих ресурсов




Численность, динамика рождаемости и структура наро­донаселения. В 1800 г. в мире насчитывалось до 1 млрд чел., в 1939 г. — уже 2 млрд чел.; в 60-х гг. XX столетия числен­ность мирового населения приблизилась к 3 млрд; к началу 90-х гг. численность населения земного шара, по данным Международной конференции по проблемам народонаселения и развития (Каир, 1994 г.), составляла 5,7 млрд чел, а в настоящее время приблизилась к 6-миллиарднной отметке.

Большая часть (до 80%) населения земного шара прожи­вает в развивающихся регионах, а меньшая — в развитых. Кроме того, на африканском континенте темпы прироста населения составили в середине 80-х гг. — 3%, в Латинской Америке — 2,2%, в Азии (без Японии) — 1,94%; на каждые 1000 человек в развитых странах приходилось около 16 ново­рожденных (показатель детской смертности — 17 смертей на 1000 рождений), в развивающихся странах — до 33 (показа­тель детской смертности — 91). Самые высокие коэффици­енты рождаемости характерны для Африки.

В России с начала 90-х гг. наблюдается резкий рост смер­тности (в 2 раза выше, чем в развитых странах) и снижение рождаемости. Статистика середины 90-х гг. свидетельствует об ухудшении количественных и качественных характерис­тик населения в России. Более 40% школьников страдают хроническими заболеваниями.

В середине 80-х гг. в развитых странах на 100 женщин приходилось 94 мужчины, а в развивающихся — 103.

В развитых странах продолжительность жизни жен­щин — 78 лет (в Японии, Швейцарии, Испании — более 80 лет), мужчин — 70 лет (в Японии — около 75 лет). Соот­ветствующие пропорции характерны и для развивающихся стран, но продолжительность жизни в них значительно мень­ше (по данным ООН — около 50 лет).

Из официальных данных 90-х гг. следует, что средняя продолжительность жизни мужчин-россиян около 60 лет (для москвичей этот показатель еще меньше).

В 80—90-х гг. процесс постарения населения в развитых странах поставил большие проблемы перед государственной политикой, так как государственные расходы на содержа­ние престарелых значительно увеличились. Аналогичные проблемы характерны и для России. В большинстве ее реги­онов социально-экономические условия значительно хуже, чем в других развитых странах. Уровень смертности превы­шает уровень рождаемости.

Воспроизводство населения. Фундаментом воспроизвод­ства населения является образование семьи. Одной из харак­теристик процесса народонаселения является фертильностъ — количество детей, приходящихся на 1000 женщин детородного возраста (до 49 лет). Высокие показатели фертильности определяются не столько биологическими возмож­ностями человека, сколько демографическими традициями, социально-экономическими и социокультурными условиями.

Например, в значительной части развивающегося мира на женщину приходится в среднем от пяти до шести рожде­ний (что примерно в 2 раза превышает соответствующие показатели для развитых стран).

Существуют четыре пути, ориентированные на преодо­ление демографо-экологических противоречий современной цивилизации:

· первый — стратегия планирования семьи, когда жестко регулируется рождаемость детей (пример Индии, Китая). Однако этот очень эффективный способ противоречит свобо­де выбора человека в демократическом государстве;

· второй путь предполагает, что экономический рост ав­томатически приведет к снижению рождаемости. Но этот ва­риант слишком растянут во времени;

· третий путь (его предлагают развитые страны) состоит в том, что развитый мир должен способствовать экономи­ческому прогрессу мира развивающегося, что приведет к его демографической стабилизации. Однако многолетний опыт соответствующей помощи ("зеленая революция", перенос тех­нологий и др.) показал свою незначительную эффективность;

· четвертый, социально-культурный путь — расширение образовательной деятельности, активное участие женщин в общественной политической и экономической жизни, повыше­ние степени управляемости демографических процессов и т. п.

В середине 90-х гг. прошлого века стало ясно: человече­ство не может рассчитывать на автоматическую регуляцию мировых демографических процессов. Ожидание демографи­ческой стабильности "естественным путем" угрожает безо­пасности цивилизации. Необходимо включить реальные ме­ханизмы (экономические, социокультурные), обеспечивающие сочетание свободы принятия решений и оптимального регу­лирования демографических процессов.

Вопросы для самопроверки

1. По какому признаку компоненты окружающей природ­ной среды можно отнести к природным ресурсам?

2. По каким признакам классифицируют природные ре­сурсы?

3. Дайте определение исчерпаемых и неисчерпаемых при­родных ресурсов.

4. Приведите примеры возобновимых, невозобновимых и относительно возобновимых природных ресурсов.

5. Какие формы природопользования вы знаете?

6. Какие мероприятия направлены на восстановление животного и растительного мира?

7. Какие признаки характеризуют рациональное приро­допользование?

8. Каким образом используются шлаки ТЭС в металлурги­ческой промышленности?

9. Какие существуют методы вторичного использования материалов?

10. Какие существуют энергосберегающие технологии?

11. Как осуществляется вторичное использование воды в промышленности?

12. Назовите основные методы очистки промышленных сточных вод.

13. Какие окислители и восстановители используются для очистки сточных вод?

14. Какие существуют виды полезных ископаемых?

15. Какие растения используются в качестве полезных ископаемых?

16. Какие существуют виды использования земель?

17. Какие факторы определяют плодородие почвы?

18. Назовите основные типы деградации земельных ресурсов.

19. Назовите виды ветровой и водной эрозии почвы.

20. Какие меры позволяют предупредить водную и ветровую эрозию почвы?

21. Почему происходит засоление почв?

22. Какие растения растут на засоленных почвах?

23. Каким образом можно закрепить пески?

24. Как используются закрепленные растительностью пески в народном хозяйстве?

25. Какие признаки характерны для процесса опустыни­вания?

26. Дайте определения верховым, низинным и переход­ным болотам.

27. Какая флора и фауна соответствует каждому виду бо­лот?

28. В результате каких процессов (по каким типам) про­исходит заболачивание земель?

29. Какие существуют способы регулирования водного режима при осушении болот?

30. С какой целью осуществляется рекультивация земель?

31. Что подразумевается под комплексным освоением лес­ных ресурсов?

32. Какие виды продукции получают из растительного сырья?

33. Какие методы используются для воспроизводства лес­ных ресурсов?

34. Какие существуют виды использования животного мира?

35. Какую пользу приносят насекомые?

36. Назовите типы и основные задачи особо охраняемых природных территорий России.

37. Дайте определение биосферного заповедника и какова основная цель его организации?

38. Для каких стран наиболее актуальна проблема обеспе­ченности пищевыми ресурсами и почему?

39. Охарактеризуйте современную демографическую си­туацию в России.

40. Какие существуют пути решения демографических проблем?


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...