II. Гимнастический комплекс
Постановка и тренировка голоса I.Теоретическая часть 1. Голос и его функции. 2. Теории голосообразования. 3. Правильно поставленное дыхание как основа звучности голоса. 4. Строение резонаторной системы. Роль резонаторов в работе над голосом. 5. Регистры речевого голоса. 6. Физиологические свойства голоса (сила, высота, диапазон (объем), тембр). 7. Профессиональные свойства голоса (звучность, легкость, сила, полётность, выносливость и т. д.). 8. Недостатки звучания голоса. 9. Гигиена и профилактика голоса. Приёмы в работе над постановкой и развитием голоса. Этапы голосо-речевого тренинга.
Практические задания: 1. Ознакомьтесь с перечнем характеристик хорошего и плохого голоса. Характеристики плохого голоса: Характеристики хорошего голоса: гнусавый; приятный;
Нравится ли вам ваш голос? Какие характеристики свойственны вашему голосу? От каких характеристик вы бы хотели избавиться? 2. Прослушайте раздел «Голос» аудиокниги Юлии Ром «Хочу говорить красиво». Необходимо выполнить дома упражнения, которые рекомендует автор. (Задание для каждого студента.) 3. Подберите тренировочный поэтический текст (или фрагмент) и прочитайте его в разных состояниях: а) представьте себе, что вы очень сильно на кого-то раздражены и даже разгневаны; б) вспомните ситуацию, когда у вас на душе было легко и радостно. Погрузитесь в это состояние чистой радости; в) представьте, что вы рассказываете кому-то свою самую сокровенную тайну. (Задание для двух студентов.)
II. Гимнастический комплекс Снятие мышечного напряжения. 1. Исходное положение — стоя, руки опущены. Поднимите правое плечо, дотроньтесь плечом до мочки уха. Голову наклонять нельзя. Зафиксируйте положение. Опустите плечо, просто бросьте его вниз. То же самое повторите с левым плечом. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не появится ощущение тяжести в плечах. 2. Исходное положение — стоя. Поднимите руки перед собой. Сожмите обе ладони в кулаки — как можно сильнее. Напрягите руки, вытянув их вперед как можно дальше. Резко сбросьте напряжение, разжав кулаки и уронив руки. В пальцах должны появиться теплота и покалывание. 3. Исходное положение: сидя. Стопы ровно стоят на полу (это упражнение надо выполнять босиком или же в чешках). Поднимите вверх пятки — только пятки, передняя часть стопы остается на полу. Почувствуйте, как напряглись икры. Держите это напряжение как можно дольше, затем сбросьте его, поставив пятки на пол. Теперь поднимите носки; пятки остаются на полу. Напряглась вся ступня и передняя мышца ног. Подержите напряжение некоторое время, затем сбросьте его. 4. Исходное положение — сидя или стоя. Спину держать как можно более прямо. Наклоните голову вперед, подбородок прижат к груди. Медленно поднимайте голову, ощущая, как напрягаются задние мышцы шеи. Плавно поднимайте голову и плавно опустите ее назад. Расслабьтесь, сосчитайте до 10. Затем вернитесь в исходное положение. Наклоните голову влево и медленно поднимайте ее, переводя подъем головы в наклон в правую сторону. Старайтесь фиксировать сознанием напряжение и расслабление в разных частях шеи. Повторяйте это упражнение по 10—12 наклонов вперед-назад и по сторонам.
Освобождение гортани 5. Откройте рот так, чтобы вам было комфортно. Чтобы найти удобное, естественное состояние, закройте глаза и представьте себе, что вы спите с открытым ртом. Сомкните губы, а нижнюю челюсть оставьте в прежнем откинутом состоянии. Возьмите дыхание и потяните звук «м-м-м-м». Звуковой поток должен щекотать губы. Если это ощущение появилось, гортань освобождена. Если нет — повторите упражнение. 6. Представьте себе, что вы очень голодны, но не можете утолить свой голод, так как пища еще готовится. Но со стороны кухни вы уже слышите соблазнительный запах. Потяните носом, постарайтесь уловить этот запах готовящегося блюда. Вдыхайте его как можно глубже, старайтесь заполнить этим запахом всю гортань. 7. Представьте себе, что у вас во рту — горячая картошка. Рот закрыт. Перекатывайте эту воображаемую картошку у себя во рту. Голосовые упражнения 8. Чтобы узнать, откуда исходит голос, положите три пальца на переносицу, а ладонь другой руки - на грудь. Скажите что-нибудь. Вы чувствуете вибрацию в области носа или в области груди. Теперь положите одну руку на горло, а другую - под нижнюю челюсть. Скажите ещё что-нибудь и попытайтесь понять, есть ли резонанс в задней части глотки. Скажите «а-ааа» и определите, есть ли вибрация в груди.
9. Губы сомкните (не очень плотно), слегка откиньте нижнюю челюсть. Язык спокойно лежит, кончик его упирается в нижние зубы. Возьмите дыхание и негромко произнесите звук «ы», слегка потянув его.
10. Следует переходить к проверке правильного звукотечения и на гласных звуках, соединив каждый из них со звуком «М». Получается таблица гласных, произносимых в этом случае с несколько удлиненным звуком «М» в начале и в конце: мммимм, мммэмм, мммамм, мммомм, мммумм, мммымм (звук «М» в данном случае предохраняет от резкого, рваного вступления гласных, которого всегда следует опасаться при подаче звука. Поэтому начало звука в упражнениях всегда должно быть мягким, без толчка и резкого смыкания голосовых связок).
Пояснения: для большего смягчения и чистоты звука можно в первое время произносить таблицу нараспев на какой-либо одной ноте. Как речевое, так и напевное упражнения должны быть произнесены негромко, почти вполголоса, так как в начале занятий бывают ошибки в приёмах, и нет твёрдой уверенности в их правильности, поэтому необходим тщательный самоконтроль и большая осторожность при подаче звука. Следует помнить, что очень громкий звук мешает иногда верно услышать себя. Затем следует переходить к произнесению этого же упражнения речевым способом.
11. Продолжая стонать на звуке [М], произнесите слитно, как одно слово, следующую фразу: «Мам, мёду нам». Слегка открывая рот на гласных, сейчас же мягко возвращайте рот в исходное положение на [М] — стон. Так как фраза произносится на «стоне», то сонорные согласные удваиваются: ммаммёду-ннамммаммёдунамм... Стоните в разных тональностях: надоело стонать на одной ноте, стали то повышать, то слегка понижать тон голоса, увлекаясь услышанным разнообразием звучания. Ощутив свободу звучания на «стоне», надо сохранять эту свободу и в разговорной речи.
12. Упражнение «Доканючу». В этом упражнении будем чередовать полунапевный способ произнесения слов «на стоне» с речевым. На стоне произнести уже знакомую фразу: «Ммаммёдуннамм». И здесь же — речевое произнесение: Мам! Мёду! Нам!
13. Упражнение «Мимозы». Один студент сообщает: «Мимозы Мила маме купила». Другой переспрашивает, подвергая сомнению каждое слово товарища. Можно играть за обоих или выполнять в паре. МИМОЗЫМиламамекупила? МИМОЗЫМиламамекупила. МимозыМИЛАмамекупила? МимозыМИЛАмамекупила. МимозыМилаМАМЕкупила? МимозыМилаМАМЕкупила. МимозыМиламамеКУПИЛА? МимозыМиламамеКУПИЛА. 14. Упражнение «Гудок». Сесть на стул, сохраняя осанку. На выдохе, без напряжения, губы в положении «хоботок», начинайте тянуть слитно, как гудок, гласный звук [У]: уууу... После этого сочетайте с таблицей гласных: ууОууОууОууОууО... ууАууАууАууАууАууА... ууЭууЭууЭууЭууЭууЭ...
УуИууИууИууИууИууИ... 15. Прочтите стихотворение А. В. Прянишникова «Правила чтения», в нем излагаются все правила дикции, дыхания и голоса. Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,
Литература 1. Вербовская Н. Л., Головина О. Л., Урнова В. В. Искусство речи. – М.: «Советская Россия», 1977. – С. 55–56. 2. Милованова Т. А. Постановка голоса (электронный ресурс). 3. Никольская С. Т. Техника речи. – М.: Изд-во «Знание», 1978. – С. 9–14. 4. Ром Ю. Хочу говорить красиво (аудиокнига). 5. Савкова З. В. Техника звучащего слова: учебное пособие. – СПб., 1997. – С. 9–11. 6. Сарабьян Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос (электронный ресурс).
Литература имеется в электронном виде на кафедре.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|