Тренировка органов речевого аппарата, речевого дыхания и голоса
Артикуляционная гимнастика и голосо-речевой тренинг: 1. Подготовительный этап: 1. Поза и маска релаксации: Сядьте в кресло в позу отдыха. Расположиться следует удобно и свободно, не застывая в первоначально выбранной позе, чувствуя себя непринужденно. (Вы приятно устали на прогулке и развалились в кресле. Вспомните, как дети, набегавшись, падают на кровать или в кресло и остаются в естественно расслабленном состоянии). Опершись на спинку кресла, положите руки на подлокотники, ноги слегка разведите и согните в коленях. Эта поза дает возможность успокоиться. Для расслабления мускулатуры лица выполняем «маску» релаксации. Подаются команды (самоприказы): расслабьте лоб, брови — правую, левую, мягко опустите веки — правое, левое; щеки расслаблены — правая, левая; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз; губы расслаблены — верхняя, нижняя; расслабьте мышцы шеи — голова откинута назад, совершенно свободно лежит на изголовье кресла; расслабьте плечи — плечи опускаются; руки, кисти рук — правую, левую; расслабьте живот — он мягкий, расслабленный; ноги расслабьте — правую, левую, пальцы ног. Дыхание свободное, спокойное, медленное, ровное. 2. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Все движения головой выполнять спокойно, медленно, при максимальном расслаблении мышц шеи. Упражнение № 1. Медленные наклоны головы вперед (так, чтобы подбородок уперся в грудь) и назад до отказа. Повторите 5—10 раз. Упражнение № 2. Медленные повороты головы вправо-влево (с максимальной амплитудой). Повторить 5—10 раз в каждую сторону. Упражнение № 3. Медленные круговые движения головой вправо, потом влево. Выполнять 4—5 раз в каждую сторону.
Упражнения для мыщц лица: Упражнение № 1. Представьте, что вы вышли из темного помещения на солнечную улицу. Зажмурьтесь! Крепко зажмурьтесь! (3—4 сек). А теперь расслабьте веки, оставляя их прикрытыми. Упражнение № 2. Напрягая язык, крепко прижмите его кончик к нёбу! (3—4 сек), расслабьте язык и челюсти. 3. Гигиенический массаж: Производите легкое поглаживание ладонями 5—10 раз: - от середины лба к вискам и вокруг под глазами до переносицы; - от переносицы к околоушной впадине (движение рук, как при умывании); - живота круговыми движениями по часовой стрелке. 4. Вибрационный массаж: Энергично постукивать пальцами обеих рук: по лбу с произнесением звука [М] (мычание); по крыльям носа с произнесением звука [М]; по верхней губе с произнесением звука [В]; по нижней губе с произнесением звука [З]; по нижним частям грудной клетки справа и слева (назвуке [М]); по верхней части груди с произнесением звука [Ж]. 2. Упражнения на тренировку речевого аппарата: А) тренировка нижней челюсти - Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик – у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено па опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт (счет ведётся про себя). Упражнение повторяется раз шесть подряд. - Исходное положение — рот закрыт, губы и челюсти расслабить, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Исполнение — произнесите звук [У] несколько раз без усилий и напряжения: ууууу. А теперь произнесите звук [А], рот раскройте в вертикальном направлении, нижняя челюсть опустится примерно на два пальца (≈ 3 см). Раскрывать рот на [А] надо мягкими, медленными движениями. Проделайте 5—6 раз.
- Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе: Б) тренировка губных мышц - Вытягивание губ — «хоботок». Исходное положение — рот закрыт, челюсти сжаты, неподвижны, губы «в хоботок» (звук [У]). Исполнение — повороты «хоботка» вправо, влево, вниз, вверх (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую — вправо, влево. Повторите 3—4 раза. - На счет «один» нижняя губа опускается и обнажает зубы, верхняя губа спокойна; на счет «два» губа возвращается в исходное положение. - На счет «один» верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы; на счет «два» губа опускается. Упражнение повторить три-четыре раза. - Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом): - Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом): В) тренировка мышц языка - Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. На счет «один» кончик языка поднимается к верхним передним зубам; на счет «два» язык опускается в исходное положение (кончик языка у нижних резцов); на счет «три» кончик языка поднимается к альвеолам; на счет «четыре» язык в исходном положении; на счет «пять» кончик языка за альвеолами; на счет «шесть» исходное положение. Упражнение повторяется три-четыре раза. - 2) Упражнение «Лошадка». Поцокайте языком громко и быстро в течение 10-30 сек. Г) Тренировка щёк 1) Помассируйте обе щеки. 2) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно. 3) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю. 3. Упражнения на тренировку речевого дыхания 1) Сделайте 5—10 полных (но не глубоких) вдохов и выдохов (диафрагмально-реберный тип дыхания); вдох — полный, но короткий через нос, выдох — замедленный, продолжительный.
2) Упражнение «Прямой маятник» — качание туловища вперед-назад. Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Быстро наклоните туловище вперед примерно на 30°, спина прямая, резкое «торможение» и быстрый наклон назад, резкое «торможение», и снова наклон вперед, и так 15—20 раз. 3) Упражнение «Боковой маятник» — качание туловища из стороны в сторону. Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на поясе. Быстро наклонить туловище влево, резко остановиться, наклонить туловище вправо — резкое торможение, и так 15—20 раз. Движения выполняйте непрерывно, дыхание не задерживайте. 4) Упражнение «Свеча» — тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2—3 см и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой п животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя ее как свечку, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы — левая ладонь во время выдоха как бы «медленно погружается». Повторите 2—3 раза.
5) Упражнение «Упрямая свеча» – тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что ее вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на «свечу», пламя отклонилось, но не погасло. (Левая ладонь лежит между грудной клеткой и животом.) Еще сильнее дуньте, еще сильнее! Еще! Еще!
6) Возьмите быстрое, короткое, но вместе с тем глубокое дыхание через нос в живот. Положение гортани — как при зевке. Выдыхая через рот, повторяйте: Да-да-да-да Дэ-дэ-дэ-дэ Ди-ди-ди-ди До-до-до-до Ду-у-у.
Выдоха вам должно хватить на то, чтобы повторить все эти слоги и протянуть «дууу».
Постарайтесь ощутить воздушный столб, опирающийся на диафрагму. Поймать и зафиксировать ощущение этого столба — задача данного упражнения. 7) «Просверлить стену» звуком «З»: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ… «Рубанком стругать доску» на звуке «Ж»: ЖЖЖЖ! ЖЖЖЖ! «Подметать метлой сухие листья» на звуке «Ш»: ШШШ! ШШШ! «Косить траву косой» на звуке «С»: СССС! СССС! ССС! «Натирать пол щеткой» на звуке «Ш»: ШШШШ! ШШШ-ШШ! «Шипящие проскакивающие пули по песку»: ФУТЬ-ФУТЬ! ФУТЬ-ФУТЬ. Упражнение «Пильщики». Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Начали распиливать его: С!С!С!С! Вначале звук «С» острый, короткий, как движения рук, потому что пила «входит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук ССССС…ССССС…ССССС… Упражнение «Сорока-сплетница». Передайте услышанную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр! Нафантазируйте, о чём говорите. Ощущаете резкие движения диафрагмы? Хорошо. Только не пытайтесь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указано ей природой.
8) Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее. 4. Упражнения на тренировку голоса: 1) Откройте рот так, чтобы вам было комфортно. Чтобы найти удобное, естественное состояние, закройте глаза и представьте себе, что вы спите с открытым ртом. Сомкните губы, а нижнюю челюсть оставьте в прежнем откинутом состоянии. Возьмите дыхание и потяните звук «м-м-м-м». Звуковой поток должен щекотать губы. Если это ощущение появилось, гортань освобождена. Если нет — повторите упражнение. 2) Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая» следующим образом: произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д. Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование. ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА Люблю грозу в начале мая, Гремят раскаты молодые, С горы бежит поток проворный, Ты скажешь: ветреная Геба,
(Ф. И. Тютчев.)
3. Упражнение «Междометия». Целевые установки упражнений с междометиями заключаются в свободном и непосредственном восприятии увиденного, услышанного, при котором рефлекторно работают все части голосо-речевого аппарата. Это и позволяет добиваться легкого, непроизвольного рождения междометий, выражающих волю или эмоции говорящего.
Ах, какой цветок пахучий! Ой-ой-ой! Да он колючий?! (С подтекстом «Чуть не укололся. Хорошо, что слегка дотронулся!») Ах, какой зверек прекрасный! Э-э-э! Да он зубастый?! (С подтекстом «Хорошо, что успел отдернуть руку».) Ой, как дует из окошка! Эй-эй-эй! Прикрой немножко! (Приказываете.) Ах, какая красота! Посмотри-ка ты сюда. Видишь, бабочка какая? Разноцветная такая, Что неможно глаз отвесть! Сколько красок в мире есть! Ой! Вспорхнула, улетела...Эй, взгляни! На кустик села. (Восприятие сопровождается различными эмоциями: радостным изумлением, восхищением, огорчением.) 4. Сообщите информацию «Рыбак рыбака видит издалека» соседу по парте; одногруппнику в аудитории; человеку в коридоре; человеку, находящемуся на другом берегу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|