Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2.3.63. «Обслуживание и ремонт АКПП»

МДК.01.02 ТО и ремонт автомобильного транспорта

Тема 2.3. «Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей»

Занятие 2.3.63. «Обслуживание и ремонт АКПП»

Уровень масла в автоматической коробке передач нужно проверять раз в год, но не реже, чем через 15 000 км пробега. Замену масла нужно производить раз в три года, но не позднее, чем через 40 000-45 000 км пробега автомобиля. Срок эксплуатации трансмиссионной жидкости указан на упаковке или в сертификате качества на саму жидкость.

Однако опыт эксплуатации показывает, что подержанные автомобили сильно изношены и эксплуатируются в жестких условиях, поэтому для них средняя периодичность ее замены составляет около 15 000 километров.

Проверку уровня масла можно производить при работе трансмиссии, как в холодном, так и в разогретом состоянии. Так как уровни масла в этом случае будут различаться, то для проверки применяют указатель с двумя шкалами: одна шкала для прогретого двигателя, а другая – для холодного.

Порядок проверки уровня масла в АКПП:

1) поставить автомобиль на ровную поверхность, затянув ручной тормоз.

2) поочередно устанавливать рычаг управления АКПП во все позиции и окончательно – в положение N (нейтральное).

3.1) проверка уровня масла на холодном двигателе – осуществляется после одной минуты работы двигателя на холостом ходу. Указатель уровня масла следует протереть ветошью, а затем погрузить в отверстие щупа до упора. Если при холодном двигателе уровень масла в трансмиссии достиг отметки «МАХ», то это значит, что уровень масла соответствует норме.

3.2) проверка уровня масла на разогретом двигателе. Если перед замером уровня масла автомобиль проехал на большой скорости расстояние более 20 км, то замер выполняют по шкале, предназначенной для горячего двигателя. В этом случае уровень масла соответствует норме, если он находится между отметками «МАХ» и «МIN».

Если при проверке уровня масла был обнаружен запах гари, то это значит, что подгорели накладки фрикционных элементов (муфт и/или тормозов). Запах гари, а также потемнение масло указывают на то, что коробка передач нуждается в ремонте (см. тему занятия №2.3.62). Загрязненное масло нужно немедленно слить и заменить чистым, так как оно может привести к неполадкам в работе коробки передач.

Доливка масла производится через отверстие для контроля уровня. Не допускается попадание в масло даже незначительного количества мусора любого рода. В устройствах для замены масла должны быть фильтры.

Нельзя заливать слишком большое количество масла, иначе могут возникнуть неисправности и сбои в работе АКПП, излишки следует сливать.

Все разрешенные к применению масла ATF можно смешивать между собой, однако запрещено добавлять к ним какие-либо присадки или масла других типов. Если автомобиль с автоматической коробкой передач эксплуатируется в тяжелых условиях: в горной или сельской местности, при буксировке, а также в качестве такси, то для автоматической трансмиссии применяют специальное масло ATF (Automatic-Transmission Fluid). Такое масло сильно отличается от обычного моторного: оно красноватого цвета и практически не имеет запаха. Применение другого масла может привести к выходу из строя АКПП.

Замена масла в АКПП. Замена смазочного материала в АКПП может быть полной и частичной. Эти два способа имеют существенную разницу между собой и влияют на дальнейшую работу трансмиссии.

Частичная замена применяется во время регулярных сервисных осмотров транспортного средства, не представляет сложностей и выполняется в следующем порядке:

1) под корпус автоматической коробки передач устанавливается емкость для слива отработанного продукта (предварительно автомобиль установлен на автоподъемник или осмотровую яму, проверен уровень масла);

2) в зависимости от марки автомобиля из поддона выкручивается пробка или снимается весь поддон АКПП полностью;

3) масло сливается до того момента пока течь из картера полностью не прекратится;

4) с коробки демонстрируется поддон (если он не был снят ранее) и вынимается фильтрующий элемент;

5) все детали очищаются и промываются, протираются насухо ветошью. При этом следует быть особенно аккуратным;

6) устанавливается новый фильтрующий элемент;

7) перед установкой на поддон картера устанавливается новая прокладка (или очищается магнит пробки от продуктов износа (при наличии); устанавливается новое уплотнительное кольцо и заворачивается пробка).

8) в АКПП заливаем столько масла, сколько было слито отработки (перед заливкой рекомендуется немного подогреть масло, чтобы оно стало более текучим).

Последняя операция может выполняться при помощи гибкой трубки подходящего диаметра с воронкой, большого шприца либо специальной установкой для замены масла.

Таким образом, происходит не замена жидкости автоматической коробки передач, а ее обновление, поскольку около половины все равно остается в механизме, и слить остатки не предоставляется возможным.

Преимущества и недостатки частичной замены. Преимущества:

– легкость – манипуляция не предоставляет сложностей, поэтому ее под силу провести даже человеку, не обладающему практическими навыками в обслуживании автомобилей;

– минимум затрат – при единовременной замене расходуется минимальное количество нового масла.

Недостаток: не происходит полной замены смазывающей жидкости. Полную смену ATF необходимо производить для устранения причин некоторых неисправностей АКПП.

Полная заменаATF. Данная процедура применяется только в некоторых случаях:

– при невозможности определить качество имеющейся жидкости (например – покупка б/у автомобиля);

– при пробеге автомобиля свыше 100 000 км;

– при обнаружении постоянного перегрева двигателя и механизма коробки;

– различные неисправности коробки передач, при которых предусмотрена полная замена масла АКПП.

Для полной замены масла требуется специальное оборудование в виде промывочной установки.

Порядок полной замены масла:

1. Из АКПП сливаем масло, демонтируем поддон и фильтр. После очистки и промывки устанавливаем их на место (как описано выше).

2. Снимаем трубки, соединяющие АКПП с радиатором, и к патрубкам радиатора подсоединяем дополнительные шланги установки для замены масла.

3. Через подающий трубопровод в теплообменник подается свежее масло под давлением. Операция выполняется до того момента пока из сливной трубки не пойдет чистая эксплуатационная жидкость.

4. После полного вытеснения отработки из радиатора соединительные трубки устанавливается на место, и закрепляются новыми хомутами. Осуществляется контроль слитой жидкости (см. тему занятия №2.3.62).

5. Производится заправка коробки свежим трансмиссионным маслом до указанного в руководстве по эксплуатации уровня.

Не разрешается запускать двигатель или буксировать автомобиля, не заполнив маслом гидротрансформатор и автоматическую трансмиссию.

Схема ремонта АКПП следующая: диагностика, снятие (демонтаж) коробки, разборка, комплектация запасными частями, сборка (монтаж), установка на автомобиль, диагностика после ремонта.

Порядок снятия АКПП: отсоединить все коммуникационные трубки и кабеля; открутить болты крепления гидротрансформатора и детали картера моховика двигателя; снять и переместить коробку передач.

Все действия должны быть осторожными. Резкие движения могут повредить шлицы первичного вала мембраны.

Ремонт АКПП. Разобрать КП, промыть и просушить детали и проверить их на дефекты. Заменить все прокладки, уплотнители, а также изношенные детали.

Снять колодку ингибитора и поддон, очистить от грязи (она выглядит как металлическая магнитная стружка).

Снять гидроблок, ослабить болты тормозной ленты. Промыть гидроблок. Фрикционы, шестеренки и планетарные передачи проверить на износ и при необходимости заменить. Все внутренние резиновые уплотнения нужно обязательно заменить.

Разобрать маслонасос и проверить все детали, особенно фильтр. Изношенные детали заменить. Извлечь клапаны и пружинки. Клапаны промыть. Сломанные пружины гидроаккумулятора заменить.

Собрать насос. Важно ничего не перепутать! Заменить кольца и фрикционные болты.

Проверить узел переключения передач и большой поршень и установить на место маслонасос.

Сборка АКПП происходит в обратном порядке.

Существуют некие моменты, которые желательно учитывать при ремонте. Часто проблема с работой коробки передач связана с фильтром. Не получится поменять его, не снимая гидроблок. А при его снятии ломается прокладка. Для ее замены понадобится разобрать гидроблок полностью. То же касается пружины гидроаккумулятора с первой на вторую передачи. Специальный ограничитель не позволяет изъять ее без разборки гидроблока. Все прокладки гидроблока очень похожи, не перепутайте их местами. Собирая гидроблок, производим затягивание динамометрическим ключом. Здесь важно не перетянуть.

Послеремонтный монтаж АКПП. Если все поломки устранены, производим монтаж АКПП.

Начиная монтаж коробки, обязательно проверьте наличие центрирующих штифтов на фланце картера двигателя – их должно быть два. Если нет хотя бы одного, крепить АКПП нельзя.

Момент ответственный, спешка здесь неуместна. При данных работах следует придерживаться таких рекомендаций: При установке АКПП на свое место проверяется мембрана на торцовое биение при помощи индикаторной головки. Если такой дефект имеет место, то ее надо заменить. Радиатор промывается до того времени, пока бензин не станет чистым. Затем заливают литр трансмиссионного масла в ГДТ и ставят его на первичный вал. Нужно добиться надежного соединения и полной посадки. Затем нужно состыковать двигатель с коробкой по направляющим центрующим штифтам. Картеры должны примыкать полностью.

Закручивание болтов в коробке – это следующий этап. После чего проверяется отсутствие зазоров по всей плоскости. После подключения всех магистралей проверяется правильность состыковок. На завершающем этапе заливают масло и проверяют работу АКПП на малых оборотах двигателя.

Основная литература: В.М. Вла­сов. Техническоеобслуживание и ремонт автомобилей: Гл.19 стр. 147-152.

Вопросы для составления конспекта:

1. Периодичность и содержания технического обслуживания автоматической коробки передач.

2. Проверка уровня и доливка масла в АКПП.

3. Схема ремонта АКПП.

4. Порядок снятия АКПП.

5. Ремонт АКПП.

 

Вопросы и задания для закрепления изученной темы:

1. Какова периодичность и содержания технического обслуживания автоматической коробки передач?

2. Как производится проверка уровня и доливка масла в АКПП?

3. Какова схема ремонта АКПП?

4. Каков порядок снятия АКПП?

5. В чем заключается ремонт АКПП?

6. Выполнить задание для внеурочной самостоятельной работы №2.3.21 (вариант №2).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...