Скульптурно-архитектурная политическая символика.
В современном мире политическая символика самым широким образом воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений. Символами власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади. Например, Белый дом в США, Елисейский дворец во Франции, Уайт Холл в Великобритании, Кремль и Красная площадь в России, площадь Тяньаньмэнь и Великая Китайская стена в КНР и многое другое Политико-национальными символами могут выступать и человеческие фигуры в виде скульптур. Например, такие, как Марианна (Франция), Джон Булл (Англия), дядя Сэм (США) и многое другое. О статуе Свободы скажем несколько подробнее. Эта статуя возвышается в Нью-Йоркской гавани и как бы приветствует всех прибывающих в Америку. Статуя Свободы есть символ «американской мечты», успеха, страны неограниченных возможностей, принимающей в свои объятия всех обездоленных и угнетенных со всех концов земного шара. По данным социополитических исследований, дети всех начальных школ США называют статую Свободы и национальный звездно-полосатый флаг в качестве лучших выразителей духа Америки. В современной России восприятие обществом национальной скульптурно- архитектурной политической символики более сложно и противоречиво. У различных поколений россиян свои собственные пристрастия в этом плане. Часть из них эмоционально реагирует на культовые сооружения, а часть - на мавзолей В. И.Ленина. Часть россиян отдает политико-эстетические предпочтения скульптурам царей Российской империи (например, Петру 1), а другая частьскульптурам видных революционеров. Но есть в нашей стране такая архитектурная символика, которая объединяет на почве патриотизма всех без исключения наших соотечественников. Речь идет о скульптурно-архитектурных сооружениях, увековечивших победу нашего на рода над фашистскими агрессорами.
В любом случае, полностью отметать скульптурно-политическую символику какой бы то ни было исторической эпохи по идеологическим соображениям в нашей стране ошибочно. История должна оставаться историей, а не политикой, опрокинутой в прошлое. Замалчивание тех или иных неугодных очередному политическому режиму фактов нашего исторического прошлого может привести лишь к одному: увеличению числа «иванов, не помнящих родства». Незнание же социально-политического опыта предыдущих поколений,.каков бы он ни был, еще нигде и никому ничего, кроме повторных ошибок, не приносило. 4. Города - политические символы. Выразителем национального духа, фактором, способствующим формированию национально-политического самосознания, воплощением облика страны могут выступать и целые города. Не случайно, когда речь идет о тех или иных политических проблемах, мировое сообщество под Москвой понимает Россию, под Вашингтоном - США, под Токио - Японию, под Хельсинки - Финляндию, под Гаваной - Кубу и т. д. Многие города мира могут символизировать и стойкость нации, ее мужество и упорство в борьбе против внешних врагов. Среди таких городов, возможно назвать Брест, Севастополь, Сталинград, Ленинград, покрывшие себя ратной славой в годы второй мировой войны (Сейчас они относятся к разным государствам СНГ). К таким городам относятся также Иерусалим, Варшава, Барселона, Белград и многие другие. 5. Условно-графическая политическая символика. В современном мире многие политические символы зачастую изображаются условно-графически. К таким символам, возможно, отнести, например, христианский крест, мусульманский полумесяц, серп и молот, звезды различной вариации, изображение земного шара, голубя, колосьев пшеницы и других растений, свастику и многое другое.
К подобным условно-графическим фигурам национально-политического характера относятся и изображения, например, медведя в России, страуса в Австралии, бобра в Канаде, лотоса в ряде азиатских стран. Подобная символика представлена также и в определенных цветах. Так, белый цвет символизирует ненасилие, чистоту помыслов, мирные намерения. Красный цвет - символ борьбы, жертвенности, сопротивления. Голубой цвет - символ общности мира, защиты. Зеленый - символ жизни и экологии. Черный - символ скорби, потери, поражения и т. д. Условно-графическая политическая символика широко отражена также в массе эмблем, значков, партийных билетов, почетных грамот и дипломов, а также в государственных орденах, медалях и иных наградах. 6. Наглядно-агитационная политическая символика. Политическая жизнь современного общества данной разновидностью политической символики оснащена в изобилии. Редко какое-либо политическое мероприятие обходится без наглядно-агитационной символики. В общественно- политической жизни такая символика представлена: а) лозунгами; б) художественно оформленными призывами; в) транспарантами; г) портретами политических деятелей; д) листовками; е) флажками; ж) политической карикатурой; з) политической рекламой; и) политической фотографией (в т. ч. С элементами фотомонтажа, в виде коллажа) и многими другими. Наиболее интенсивно подобная символика применяется в пeриод выборной компании, во время государственных праздников, юбилейных торжеств, партийных мероприятий, политических демонстраций, акций протеста либо поддержки. 7. Объективно-предметные политические символы. В таких символах, как правило, материализуется память общества о наиболее значительных событиях его политического прошлого; Например, политико-патриотическими символами героизма нашего народа в период Великой Отечественной войны могут выступать танки, артиллерийские орудия и самолеты, превращенные в «натуральные» памятники. Символом начала в Октябре 1917 г. принципиально новой эпохи в истории страны является крейсер «Аврора». В США воплощением и символом идеала свободы является Колокол Свободы - одна из самых почитаемых американцами реликвий. Во многих странах мира подобными символами выступают, например, меч, щит, вековые деревья, горы и озера, памятные камни и иные объектно-предметные знаки.
8. Политико-музыкальная символика. Она выступает музыкальным эквивалентом политических эмоций, пристрастий, позиций и традиций общества либо его отдельных классов и социальных групп. К такой символике, прежде всего, относятся государственные и партийные гимны. Во всем мире известна французская «Марсельеза» как политико-музыкальный символ революционного обновления. В нашей стране музыкальным символом смертельной борьбы с фашизмом стала песня на слова В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Политико-музыкальная символика имеется практически в любом государстве нашей планеты. Ее эмоциональное, патриотическое воздействие на людей является важным элементом политической культуры. В этом плане данная символика способствует консолидации общества и его граждан, вокруг определенных политикокультурных, патриотических ценностей. 9. Политическая мода. В общественно-политической жизни страны она представлена чрезвычайно многообразно. Политические пристрастия людей могут демонстрироваться; а) через их одежду (например, через подражание манере одеваться и вести себя конкретных политических лидеров и деятелей); б) через предпочтение отдельных цветов - белого, красного, зеленого, голубого, черного и т. п.; в) через дополнение своего облачения значками, эмблемами, надписями и прочими символами политического толка; г) через подчеркнутую с помощью одежды свою принадлежность к определенной социальной группе, политическому объединению, политическому течению; д) через использование в процессе общения особой политической терминологии (например, начиная с обращений; «господин», «товарищ» И Т. д.; е) через жестикуляцию. Политическая мода, как правило, концентрирует в себе одновременно несколько форм политической символики. Она позволяет уже на визуальном уровне предпринимать начальную политическую идентификацию (определение) политических позиции гражданина или групп граждан.
10. Политический язык. Известно, что язык как таковой предcтaвляeт из себя особую знаково-символическую систему. Когда возникает необходимость его использования в мире политики - это делается с помощью специальной политической терминологии и жестикуляции. Наряду с этим политический язык может придавать политическую окраску очень многим словам и предметам, изначально не относящимся к миру политики. Среди подобных слов к примеру назовем такие, как «борьба», «насилие», «равенство», «объединение» и др. Среди подобных же предметов выделим, например- серп и молот, многие произведения искусства и архитектуры, целый ряд представителей фауны и флоры. В наибольшей степени политический язык отражен в категориях, которыми оперирует политология как научная дисциплина. Именно в процессе изучения политологии, возможно, получить наиболее полное представление и ознакомиться с богатым иллюстрированным материалом в отношении того, что собой представляет политический язык Составной частью политического языка является политическая жестикуляция. Те или иные индивидуальные либо коллективные жесты играют существенную роль в общественно-политической жизни. К подобным жестам, например, относят: 1) голосование; 2) аплодисменты; 3) приветствия в различных вариантах (поднятие руки со сжатым кулаком, рукопожатие и др.); 4) активная демонстрации различных политических символов во время политических акции; 5) выражение неодобрения и протеста посредством свиста, топота, забрасывания какими-либо предметами источника, вызвавшего недовольство и т. п.; 6) демонстративный уход в знак протеста с политического мероприятия; 7) демонстративное сожжение в знак протеста каких-либо политических символов (флагов, партбилетов, портретов и т. д.) И мнoгoe другое. Особо подчеркнем, что политический язык является своеобразным «индика- тором» уровня политической культуры конкретного общества. Через данный язык, возможно, разобраться в ее особенностях и сущности, в ее внутреннем содержании. В то же время политический язык составляет одну из важнейших основных частей политической культуры. В ее общей структуре политический язык «связывает» между собой многие другие компоненты политической культуры. Таким образом, политическая символика является важным эмоционально-психологическим фоном политической культуры. Одновременно данная символика представляет собой конкретное отражение политико-культурных ценностей общества, уровня развития eгo политической культуры.
Политическая символика фиксирует определенную политическую культуру, как в материальных предметах, так и в духовных формах. Данная символика играет значительную роль в процесс е сближения, объединения граждан и социальных групп вокруг определенных политических ценностей и идеалов. Политическая символика заметно способствует утверждению в обществе идей патриотизма, гражданственности и государственно-политической идентичности.
Политическая коммуникация
Формирование и эволюция политической культуры общества во многом зависит от развитости и качества политической коммуникации. В переводе с латинского понятие «коммуникацио» означает «связь». Под политической коммуникацией подразумеваются средства общения и связи между субъектами политических отношений (индивидами, партиями, государствами и т. д.). Существуют различные типы коммуникаций. Основной из них - коммуникация «лицом К лицу». Этот тип коммуникации позволяет эффективно формировать общественное мнение и вести диалог, осуществлять прямой политический контакт без каких-либо посредников. Но сложность современного общества и развитие техники снизили значение данного типа. В наше время, безусловно главенствующее положение принадлежит такому типу политической коммуникации, как средства массовой информации-СМИ. В современной политической коммуникации при продвижении информации, возможно, выделить два этапа. На первом этапе коммуникатор передает информацию реципиенту (т.е. «получателю») с помощью технических каналов связи. Второй этап зависит от лидеров общественного мнения. Ими могут быть популярные или влиятельные общественные, гoсударственные и профсоюзные деятели, министры, предприниматели, учителя, проповедники и т. п. Они внимательно следят за политическими событиями, поступающей информацией. В силу своего особого положения в обществе, они в процессе контактов с людьми, общественностью не только передают политическую информацию, но и интерпретируют (толкуют, объясняют) ее. Поэтому если на первом этапе политической коммуникации происходит передача и восприятие информации, то на втором осознание, интерпретация данной информации. Политическую коммуникацию как политико-культурное явление для более предметного представления лучше вceго рассмотреть на примере ее господствующего типа - средств массовой информации. Средства массовой информации (СМИ) - это совокупность газет, журналов, издательств, информационных агентств, радио- и телеорганизаций, которые обеспечивают удовлетворение информационных интересов и потребностей массовой аудитории. Какова же конкретная роль средств массовой информации в формировании политической культуры? Здесь можно выделить следующие 10 функций: 1. СМИ играют роль основного агента производства и распределения политической культуры. 2. СМИ способствуют стандартизации и формированию однородности политической культуры, унификации мнений, поведенческих ориентиров. 3. СМИ содействуют расширению возможностей реального участия самых широких слоев общества в политическом процессе. 4. СМИ выполняют политико-интеграционную работу, побуждая людей воспринимать и усваивать господствующие политические ценности, идеалы, установки. 5. СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-либо политических целей, кампаний, курса. 6. СМИ ставят задачу не просто привлечь внимание общественности к тем или иным политическим партиям и их деятелям, но и создать их имидж (специфический образ). 7. СМИ по своему усмотрению тщательно отбирают и интерпретируют про исходящие в мире события. Трактовка этих событий, распространяемая аудиовизуальными средствами, как правило, становится точкой зрения миллионов людей. Ведь в колоссальном потоке современной информации основной массе граждан ориентироваться крайне трудно. 8. СМИ могут быть использованы для оказания влияния (а нередко - и давления) на власти, руководство партий, политических и общественных деятелей; на весь процесс принятия политических решений. 9. СМИ представляют собой гораздо более мощные и всесторонние взаимодействия (<<силы влияния»), нежели идеологические, социокультурные, духовные и социально-психологические. 10. СМИ способны к гигантской и систематической «подделке» политической реальности. В свою очередь это может спровоцировать общество на ложное восприятие политической действительности и ошибочный политический выбор. Отметим также, что в условиях либерально-демократически ориентированных политических режимов СМИ как минимум внешне стремятся отстаивать общественные интересы. В этом плане можно говорить и о контролирующей функции СМI1. Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функции «сторожевой собаки общественных интересов». Они предупреждают, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности или коррупции в коридорах власти и т. д. Учитывая широчайшие манипуляционные возможности СМИ, власти стремятся контролировать их любыми методами. Ведь в современном мире тот, кто контролирует информацию, может решающим образом влиять не только на политическое сознание общества, но и на его политическое поведение. Политическая элита в состоянии резко увеличить свое влияние, расширить свою популярность, продлить свое пребывание у власти именно за счет хотя бы относительной информационной монополии. Организация информационного потока «сверху вниз» усиливает власть, укрепляет государство и его институты. Поэтому в различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирают информацию. Информация «сверху» несет «выверенные» данные о решениях органов политической власти. Обществу (особенно в канун выборов) сообщается то, что помогает сохранить благоприятный образ власти и укрепляет ее легитимность. Однако подчеркнем, что было бы неверным представлять себе СМИ всего мира полностью «подконтрольным» властям, государствам. Все зависит от степени «жесткости» конкретного политического режима и уровня политической культуры конкретного общества. Взаимоотношения властей и СМИ варьируются от страны к стране в зависимости от следующих условий: а) о каких органах СМИ идет речь; б) какое правительство в данный момент у власти; в) какие проблемы находятся в центре внимания общества и государства; г) какова социально-экономическая ситуация в стране и в мире и т.Д. Речь идет о том, что власти, политические группировки всегда стремятся контролировать СМИ. Но не всегда добиваются этого в полной мере. Примером относительной свободы СМИ от политической опеки может служить Западная Европа. Здесь официальными органами государства либо политических партий выступает, лишь часть прессы. Большинство же печатных' органов западноевропейских СМИ предпочитают подчеркивать свою независимость от государства и партийных группировок. И все же полностью быть свободными от политических пристрастий не может никто. Ведь любая газета, журнал, телепередача ориентированы на «свою» аудиторию, на конкретные социальные группы, симпатизирующие определенным политическим силам и партиям. Например, в Великобритании «Таймс» читают те, кто управляет страной; «Файнэншл таймс» - те, кто ею владеет; а «Гардиан» - те, кто хочет управлять страной. Британцы знают, что газета «Дейли телеграф» связана с крупным бизнесом, «Гардиан» выражает позиции реформистских сил, «Дейли миррор» поддерживает лейбористов, а «Файнэншл таймс» отражает интересы финансовых кругов Лондона. В этом плане аналогичная ситуация и в РФ. Даже если российские газеты именуют себя «общественными», «народными», «общественно-политическими» и претендуют на «надпартийность», политически беспристрастных среди них немного. Вполне очевидны политические ориентации и «Известий», И «Аргументов и фактов», и «Гласности», И «Московских новостей» и т. п. Следовательно, для получения объективной политической информации необходимо, во-первых, знакомиться с ее альтернативными вариантами; а во-вторых, знать источники финансирования и политические позиции «хозяев» соответствующих органов СМИ. Необходимо отметить и еще одну особенность средств массовой информации. В связи с развитием СМИ (особенно телевизионных) в современной политике изменились многие традиционные «правила игры». В частности, изменились процессы выдвижения и избрания кандидатов на партийных съездах, характер и ход избирательных кампаний, партийные структуры и функции. Поставлены под сомнение традиционные пути к высшим выборным должностям. Заключение
Итак, политическая культура является чрезвычайно многообразным и крайне сложным феноменом. Она несводима лишь к политическому поведению отдельных людей, общества в целом. Политическая культура, как конкретной социальной общности, так и общества в целом может быть объективно воспринята и понята только с учетом целого ряда моментов. Важную роль в общей структуре политической культуры играет политическое сознание. Кроме того, развитие, уровень политической культуры зависят от динамичности и конкретного содержания политической социализации (ее составной частью и является политическое поведение). Важные эмоционально-психологические и ориентационно-координационные функции в политико-культурном пространстве выполняет политическая символика. Ведущую роль в обеспечении взаимодействия элементов общей конструкции политической культуры играет политическая коммуникация. ЛИТЕРАТУРА
1. Баталов Э. Я. Политическая культура современного американского общества. М., 1990. 2. Джунусов А. И. Политическая культура: концептуальные аспекты / /Социально-политический журнал. 1994. № 11-12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|