Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа для логопедических занятий с В.




ЦЕНТР РАННЕЙ ПОМОЩИ ДАУНСАЙД АП

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Ребенок: В.

Консультанты: Музюкин Илья, Панфилова Ирина Анатольевна, Сладкова Елизавета.

Настоящая программа предполагает занятия дома или в условиях детского учреждения по месту жительства. Следующая консультация будет проводиться по предварительной записи. Напоминаем, что лучше звонить нам не позже, чем за два месяца до планируемой поездки в Даунсайд Ап.

Телефон для записи на консультацию: (499) 367.1000

 

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ (КОГНИТИВНОЕ) РАЗВИТИЕ

Подробно методика развития познавательной деятельности описана в книге Медведевой Т.П. «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». Если у Вас ее нет, Вы можете найти ее на нашем сайте: http://www.downsideup.org/pdir/book_Cogn_dev_Medvedeva.pdf

Очень рекомендуем Вам подробно познакомиться с первыми главами этой книги (стр. 5-17). В них обращается внимание на важные моменты развития детей и даны ответы на наиболее часто возникающие в связи с занятиями вопросы.

Во время консультации В. с помощью взрослого сортировал большие и маленькие шарики, строил дорожку из кирпичиков. Сложно было В. подбирать парные картинки.

В настоящий момент В. подходят задания Блока 1. (стр18-25).

По мере того, как В. будет осваивать задания определенного уровня, Вы можете переходить к следующему. Но не спешите, очень важно, предлагать В. более сложное задание или игру, только когда он уверенно справляется с заданием того же раздела предыдущего блока.

Отмечайте, пожалуйста, что у В. получается, а с чем возникают сложности. На следующей консультации и у нас будет возможность обсудить возникшие у Вас вопросы.

 

 

Программа для логопедических занятий с В.

 

По результатам консультации хочу напомнить вам важные моменты, которые необходимо учитывать в занятиях:

1. Все слова по возможности сопровождать жестами, особенно глаголы.

2. Стараться, чтобы во время общения он смотрел на вас и видел ваши губы.

3. Играть в сюжетные игры и переносить все, что делает В. в жизни в игру.(укладывать куклу спать, кормить, мыть руки, чистить зубы ит.п.)

4. Как можно больше домашних дел делать вместе и давать делать ему самостоятельно.

5.Пробовать обучать глобальному чтению. (программа прилагается)

 

Данная программа рассчитана на ежедневные домашние занятия с В.

Каждое занятие отрабатывается в течение 2-3х недель, после этого стоит переходить к следующему занятию. Занятие состоит из нескольких видов работ, часть которых выполняется за столиком, а часть в свободной игре и жизни. Стимулируйте ребенка на речевое общение и всегда хвалите за любые высказывания: звуки, лепет, слова.

Если ребенку трудно выполнить задания, то вы должны выполнять их вместе с ним, помогая и показывая. Удачи!

 

Занятие №1

 

 

1. Отработать жесты в реальных ситуациях:

 

Тут – указательным пальцем перед собой или в сторону предмета

Там – указательным жестом вдаль

Да - наклон головы вперёд

 

Нет – отрицательный жест головой или пальцем, выражающий несогласие

 

Нет – развести руки стороны, показав отсутствие чего-то

 

Дай – просить рукой, загибая пальцы

 

На – протягиваем руку вперед

 

2. Целенаправленный выдох

Учиться сдувать с ладони кусочки ватки, сначала поднося ладошку близко к губам, потом постепенно увеличивая расстояние.

 

3. Завести фотоальбом (10на 15), куда необходимо вставить фотографию ребенка и членов семьи, которые с ним живут и подписать фото печатными буквами, например, Маша, папа, мама…

 

4. Стихотворение с показом:

 

Это кошка Мурка (показываем пальцем на игрушку)

Кс-кс-кс (пальчиками подзываем кошку к себе)

Мягенькая шкурка (гладим кошку по спинке)

Кс-кс-кс

Любит молочко лакать

Ням-ням-ням (кормим кошку0

После молочка поспать

А-а-а! (качаем кошку на руках)

 

 

5. Упражнения по подражанию. Вы показываете ребенку, а он должен вместе с вами повторять эти упражнения. Упражнение повторяется несколько раз.

 

Ручки поднимаем, ручками махаем (машем кистями)

Ручки опускаем, в кулачки сжимаем. (сжимаем пальцы в кулаки)

 

 

Занятие №2

 

1. В альбом вставляем картинки с животными с подписями: корова, лошадка, свинья.

Даем звукоподражания на этих животных: му-му, и-го-го, хрю-хрю. Играем с фигурками этих животных, достаем их из мешочка, кормим, озвучиваем.

 

 

2. Делаем в пластмассовой банке с крышкой прорезь и бросаем туда монетки (1, 2, 5 рублей). Когда монетка падает, говорим: «Бах!»

 

 

3. Насыпаем в глубокую кастрюлю горох и прячем внутри гороха 2-3 маленькие игрушки (машинку, шарик для пин-понга, куколку) и просим ребенка найти в крупе игрушку сначала двумя руками, потом одной.

 

4. Стихотворение с показом:

 

Головка кивает: да! да! да! (наклоняем голову ребенку)

Глазки моргают: Раз и два (показываем на глазки и моргаем)

Носик нюхает: А! (подносим к носику ребенка надушенный кусочек ватки)

Ротик кушает: ням-ням! (жест кормления)

Я умею кушать сам! (хлопаем рукой по груди)

 

 

5. Учим ребенка чертить прямые линии по линейке карандашом, изображая дорожку, по которой потом можно пройти пальчиками или проехать машиной.

Занятие № 3

 

1. В альбом: курица (ко-ко-ко), цыпленок (пи-пи), петух (ку-ка-ре-ку), утка (кря-кря).

 

 

2. Формирование целенаправленного выдоха

 

Мы салфеточку возьмем (берем бумажную салфетку)

И в руках ее сомнем (мнем салфетку в шарик)

А теперь подуем: «Ух!» (сдуваем салфетку с ладони)

Улетела! Бух! (жест рукой вниз, изображающий падение)

 

 

3. Стихотворение с показом

 

Зайка серый скачет ловко, (прыгаем, как зайчик)

В лапках у него морковка (даем в руки морковку)

 

4. Выполнение движений под текст. Взрослый сначала выполняет движения вместе с ребенком, потом ребенок должен выполнять движения сам, только под текст, который произносится.

 

Руки вверх,руки вниз (поднимаем и опускаем руки)

и вокруг повернись (повороты туловища влево, вправо)

Мы совсем не устали (грозим указательным пальчиком)

Сели-встали, сели-встали! (Приседаем и встаем)

 

5. Читаем вместе с ребенком книгу К.Чуковского «Цыпленок». Рассматриваем картинки, спрашиваем, где цыпленок, где курица, кого нашел цыпленок? Кто хотел съесть цыпленка? Прогоняем кошку и т.п. Должна получиться маленькая инсценировка с опорой на картинки. Взрослый должен рассказать ребенку текст с жестами и яркой мимикой.

 

Занятие №4

 

1. В альбом вставляем картинки: хлеб, молоко, яйцо.

Даем ребенку инструкции, которые он должен выполнить: Положи хлеб на тарелку. Налей молоко в стакан. Постучи яичком.

Если ребенок не может самостоятельно выполнить эти поручения, то помогаем ему своими руками совместно выполнить эти действия.

 

2. Стихотворение с движением:

 

Мы потрем наши ладошки (трем ладошки)

И похлопаем немножко: хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем)

 

3. Классификация предметов, разных по тактильным ощущениям.

Ставим перед ребенком две пустые коробки и бросаем в одну из них шишки, а в другую ватные шарики.

 

4. Массаж пальчиков рук.

Захватываем большим и указательным пальцами каждый пальчик ребёнка у ногтя и круговыми движениями массируем палец от кончика к основанию, а затем скользящим движением к кончику вытягиваем палец.

 

5. Рисуем на картоне яйцо, вырезаем его и разрезаем эту картинку на 2-3 части и просим ребёнка сложить картинку.

 

Занятие № 5

 

1. Вставляем в альбом следующие картинки: сок, печенье, конфета, ест, пьёт.

Выполнение поручений: Налей сок в чашку. Дай печенье папе. Положи конфету на стол.

 

2. Мелкая моторика.

 

а). Собираем в пластиковую бутылку горох, потом завинчиваем крышку и гремим как погремушкой «ча-ча-ча»

 

б) Сжимаем руки в кулачки и стучим по столу под текст:

Туки – ток, туки – ток,

Так стучит молоток!

 

3. Стихотворение с показом

 

Положили куклу (зайку, мишку) спать (жест «качаем»)

Стали песню напевать

Баю-бай, баю-бай! (складываем ладошки под ухо)

Глазки, кукла, закрывай! (закрываем глаза)

 

4. Вырезаем из цветного картона круг диаметром 20 см. Берём набор цветных прищепок. Прикрепляем по кругу прищепки сначала одного цвета, потом можно чередовать прищепки двух цветов (красный-синий-красный-синий…), изображая лепестки цветка.

 

5. Массаж стоп ног ребёнка под текст.

 

Что за ножки, что за ножки

У тебя у нашей крошки (гладим, растираем)

Ни собачке и ни кошке

Не дадим мы твои ножки (пощипываем)

Эти ножки, эти ножки

Будут бегать по дорожке (похлопываем ладонями).

 

 

Задание №6

 

1. В альбом: трусы, майка, носки, стирает.

Одевать и раздевать куклу (мишку, зайку). Дать постирать ребёнку его трусы, майку в тазу, чтобы потом он сам прополоскал, выжал, повесил одежду на верёвку и закрепил прищепками. Сначала эти действия необходимо проделывать совместно с ребёнком.

 

2. Формирование выдоха.

Дуем на шарик для пин-понга через трубочку для коктейлей. Шарик должен катиться по столу.

 

3. Мелкая моторика

 

Наши пальчики плясали (крутим пальцами перед собой)

Вот так, вот так,

В кулачки мы их зажали (сжимаем в кулаки и крутим ими)

Кулачками постучали (стучим по столу или по ногам)

Вот так, вот так,

До свиданья всем сказали (машем ладонями)

Вот так, вот так!

 

4. Угадай, где картинка.

 

Показываем ребенку и называем картинки, выкладывая перед ним на стол:

Это дом. Это машина. Преворачиваем на глазах у ребёнка картинки, называя их, а потом просим найти нужную картинку. Где дом? Где машина? Ребёнок должен найти картинку и перевернуть её. Если он легко находит две картинки, то можно увеличить их до 3-4, например: мяч, кошка, часы, носки и т.п.

 

5. Стихотворение с показом.

 

Листья в воздухе кружатся (крутим перед собой кистями рук)

Тихо падают, ложатся (приседаем и кладём ладони на пол)

 

6. Нарисовать на листе бумаги трусы, майку, носки и дать раскрасить ребёнку их цветным карандашом или фломастером.

 

Задание № 7

 

1. В альбом: дом, часы, ключ, очки. Показываем ребёнку эти предметы и объясняем их назначение.

 

2. Подбираем картинки, где ребёнок спит и плачет. Показывая на первую картинку, читаем текст с показом.

 

Баю-бай, баю-бай, (складываем руки на груди и качаем)

Спи скорее, засыпай (складываем ладошки под щеку и закрываем глаза)

 

Мальчик плачет и кричит (пальцами по лицу показываем слёзы)

Пальчик у него болит (выставляем и показываем пальчик)

 

3. Мелкая моторика

Тук- тук, я стучу (стучим кулаками по столу)

Новый столик сколочу (ударяем ладонями по столу)

 

4. Делаем аппликацию «Дом» из цветной бумаги.

 

5. Берём губку, мочим её в миске с водой, отжимаем, вытираем со стола, снова мочим, потом отжимаем и т.п.

 

Задание №8

 

1. В альбом: банан, яблоко, апельсин.

 

 

2. Играть на музыкальных инструментах: колокольчик (динь-динь), барабан (бам-бам), дудочка (ду-ду). После того, как ребёнок усвоит звучание этих инструментов, необходимо, чтобы он начал действовать по инструкции: «Возьми колокольчик, позвени им.» «Поиграй на барабане.» «Подуди в дудочку.»

 

3. Стихотворение с движением

 

Мы кисель варили (жест «варим»)

Тесто мы лепили (сжимаем и разжимаем кулачки)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)

Слепим мы большой пирог (разводим руки в стороны)

 

4. Складываем салфетку пополам, потом ещё раз пополам.

 

5. Из цветного пластилина лепим желтый банан, красное яблоко, оранжевый апельсин.

 

6. Текст с крупной моторикой

 

Снег кружится, снег кружится (круговые движения двумя руками)

И на землю снег ложится (приседаем и кладём ладони на пол)

 

 

Задание № 9

 

1. В альбом: чашка, ложка, тарелка

 

 

2. Отработка звукоподражания «Ам-ам!» с опорой на картинку.

 

Говорит собачка «Ам!»

Кошке мясо не отдам!

Ам-ам-ам!

 

Пришла Маша, села

И всю кашу съела

Ам-ам-ам!

 

3. Классификация.

 

В две пустые банки раскладываем колечки от пирамидки и кубики. Сначала кладём по образцу, потом держим перед глазами ребёнка колечко и кубик и даём инструкцию:» Возьми кубик. Возьми колечко и т.п.»

 

4. Стихотворение с движением

 

Гули прилетели, на головку сели (машем руками как крыльями, потом опускаем на голову)

Носиком клевали (указательным пальцем показываем нос)

Крыльями махали (машем руками)

На головке посидели (руки на голову)

А потом все улетели (разводим руки в стороны)

 

5. Учить ребёнка мыть посуду (чашку, ложку, тарелку), держа в одной руке предмет, а в другой губку.

 

6. Нарисовать на листе картона круг и разрезать его на 4 части неровными линиями, потом дать собрать ребёнку.

 

Задание № 10

 

1. В альбом: чайник, вилка, нож.

 

Тренировать в быту следующие действия:

 

- наливать из чайника воду в чашку

- пластиковым ножом резать банан, сосиску, огурец

- накалывать на вилку кусочки сосиски

 

2. Движения под текст:

 

Ключик мы возьмём, (берём ключ)

К двери подойдём (берём за руку ребёнка и идём к двери)

Мы замок откроем (крутим ключом в замке)

И гулять пойдём (машем рукой вперёд)

 

3. Стихотворение с движением

Листопад, листопад, (круговые движения руками)

Листья желтые летят (крутим кистями)

Листья желтые кружатся (кружимся)

Тихо под ноги ложатся (приседаем и кладём ладони на пол)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...