Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Евклид, Геродот, Архимед, Демокрит, Пифагор №6

Термин – АНТИЧНАЯ НАУКА – охватывает возникновение и развитие научного знания в Древней Греции и Древнем Риме на протяжении примерно 1700 – 1500 лет.

История Древней Греции начинается примерно за 1300 лет до н.э. Иногда этот период называются Гомеровский период. Примерно в Х – Х1 веках активно формируются полисы – города-государства. - Спарта, Коринф, Афины, Мегара. Они пришли на смену микенской и минойской цивилизаций. С 4 века н. э. Греция становится частью Восточной Римской империи – Византии и просуществовала еще около 1000 лет.

История Древнего Рима начинается с основания Рима Ромулом и Рэмом около 754 году до н.э. Завершается история Античного мира в лице Рима в 476 году н.э., когда вождем германских наемников ОДОАКРОМ был низложен последний император Западной Римской империи РОМУЛ Августул.

Для ранней греческой науки и философии характерны были занятия универсальными построениями об устройстве мира. Об этом можно рассказать на примере представителей милетской и элейской школ.

Наряду с универсальными построениями, то есть наряду с наукой «о природе», начиная с 6 – 5 веков до н.э., возникали и некоторые ЧАСТНЫЕ научные дисциплины. К ним относятся:

1. Историко-географические описания, создаваемые на основе мифов, собственных наблюдений, рассказов и записей путешественников (например, Кадма, Гекатея - милетцы; Геланика с острова Лесбос). Высшей точкой развития жанра историко-географической литературы считаются знаменитые девять книг отца истории - Геродота из Галикарнаса (48- 425 до н.э.).

2. Медицина. В рассматриваемый период она выступала не столько в качестве науки, сколько в виде ремесла. Однако следует сказать, что медицинские знания, основанные на опыте и наблюдениях, оказали существенное влияние на развитие научных методов исследования. Наиболее ранние сведения из области греческой медицины (военной) можно найти в поэмах Гомера. Наибольшую славу приобрела медицинская школа, связанная с именем Гиппократа (вторая половина 5 века до н.э.). Ему приписывалось более 70 медицинских книг.

3. Математика. Фалес, Пифагор, пифагорейцы, Демокрит. Важным, с позиций дальнейшего развития науки, явилось создание дедуктивного математического метода.

4. Астрономия. Научные занятия астрономией в период ранней Греции в значительной степени имели практическую направленность - Энопид, Метон, Евктемон. Астрономические знания этого периода закладывали фундамент, на котором позже возникнет античная теоретическая астрономия – Гиппарх, Птолемей.

Особое место в развитии античной науки занимает эпоха Эллинизма.

ЭЛЛИНИЗМ – это трехсотлетний период в истории территорий, захваченных Александром Македонским. Они находились под военной властью Македонии и духовным влиянием греческой культуры.

К основным представителям научной мысли эпохи Эллинизма относятся:

1) Евклид – конец 1У века до н.э. Его главный труд «Начала» включает в себя 15 книг, в которых изложена вся известная к тому времени математика - геометрия на плоскости, геометрическая алгебра, арифметика, стереометрия (теоремы о прямых и плоскостях в пространстве) и т.д. Этот труд остается основой большей части современной геометрии. Одна из известных аксиом Евклидовой геометрии гласит: если дана линия и точка вне ее, то через эту точку можно провести только одну линию, параллельную первой. Эту аксиому нельзя доказать. Попытки заменить ее на другую, по которой через точку вне прямой нельзя провести ни одной линии, параллельной данной, или можно провести множество таких линий, привели к созданию в Х1Х веке так называемых неевклидовых геометрий (например, Лобачевского, Римана), которые очень важны для многих аспектов современной физики.

2) Архимед – 3 век до н.э. Греческий ученый, математик и изобретатель. Родился в Сиракузах. В своих письмах-трактатах непосредственно подходит к методам высшей математики. Наиболее известен своим законом: любое тело частично или полностью погруженное в жидкость или газ, выталкивается вверх с силой равной весу вытесненной им жидкости. Так, лодка плывет, а шар наполненный горячим воздухом или гелием, взмывает вверх, потому, что их вес меньше веса вытесненной ими воды или воздуха. По преданию Архимед бежал нагим по улицам Сиракуз, крича «Эврика!» (Я нашел), когда принимая ванну, обнаружил, что объем тела может быть измерен объемом вытесненной воды. Архимед изучал различные механизмы, в том числе и рычаг. Ему приписывают изречение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!», то есть, если дан достаточно длинный рычаг и существует точка опоры вблизи объекта, который надо сдвинуть, это может сделать один человек независимо от тяжести объекта. Архимедов винт до сих по используют в Египте, чтобы поднимать воду для орошения полей.

3) Гиппарх из Никеи (Малая Азия); жил в середине П века до н.э.- считается, что его заслуги в астрономии ОГРОМНЫ, и, прежде всего, а) в отношении усовершенствования геоцентрической картины мира, б) в области наблюдательной астрономии.

4) Птолемей Клавдий величайший греческий астроном и математик – жил во П веке нашей эры. Собрал все астрономические знания того времени в труде «Альмагест», Гед изложил свою систему строения вселенной – система Птолемея. Согласно этой системе Солнце и другие планеты движутся по орбитам вокруг Земли. Это мнение доминировало в астрономии до 1500 годов, до того времени, когда ее сменила гелиоцентрическая система Н. Коперника.

В эпоху Эллинизма бурно развиваются такие науки как механика (Архимед), оптика, науки о живой природе, медицина и другие

1. Основной проблемой ранней греческой науки, которую можно назвать натурфилософией («наукой о природе») была проблема происхождения и устройства мира, рассматриваемого как единое целое.

АТОМИЗМ ДЕМОКРИТА

Точные даты рождения и смерти ДЕМОКРИТА неизвестны. Приблизительные годы жизни: около 460 – 371 до н.э. Родился и жил в городе АБДЕРЫ, во Фракии, это на севере Греции.

Много путешествовал, совершил несколько поездок по странам Востока.

Сохранилось несколько преданий о жизни Демокрита.

Одно из них: Демокрит был обладателем большого состояния, которое ему досталось по наследству. Он его истратил на путешествия. За это Демокрит был привлечен к судебной ответственности, так в те времена считалось преступным непроизводительно растрачивать доставшее от отца богатство. Демокрит, якобы, заменил оправдательную речь перед судьями и избежал наказания, прочитав им свое сочинение, написанное на основе знаний, добытых им во время научных путешествий.

В одном из текстов Демокрит говорит о себе следующее:

«Из всех моих современников я обошел наибольшую часть Земли; я сделал исследования более глубокие, чем кто-либо другой; я видел много разнообразных климатов и стран и слышал весьма многих ученых людей, и никто еще меня не превзошел в сложении линий, сопровождаемом логическим доказательством».

Большинство сочинений Демокрита (их было около 70) утеряны в первые века нашей эры. До нас дошли лишь короткие ЦИТАТЫ (около 300), в основном из его этических трактатов.

 

ОСНОВНЫЕ научные и философские положения Демокрита.

1. Демокрит является одним из философов, который предложил свой вариант ответа на научный вопрос, сформулированный представителем элейской школы Парменидом: как найти единое, неизменное в многообразии изменчивого мира.

Демокрит (наряду с Левкиппом – У век до н. э.) предложил атомистическое объяснение мира. Он считал, что объективно (реально) существуют АТОМЫ и ПУСТОТА.

Бесконечное количество атомов наполняет бесконечное пространство – пустоту.

Атомы непроницаемы, неизменны, вечны. Они двигаются в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число предметов и миров. Когда же атомы разъединяются – это приводит к их гибели.

Атомы отличаются друг от друга по ФОРМЕ. ВЕЛИЧИНЕ и ПОЛОЖЕНИЮ. Они бывают шаровидные, пирамидальные, неправильной формы, крючковатые и т.д.

ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство атомов.

Атомы невидимы и неосязаемы. Поэтому доказать их существование можно только ЛОГИЧЕСКИМ путем.

Следует обратить внимание на то, что у Демокрита как ученого АТОМИЗМ не остался лишь физическим воззрением. Он стремился атомистическую идею провести и в других областях науки. Одной из таких областей была математика. Атомистическая концепция математики заключалась в том, что Демокрит признал математические тела (шар, конус, пирамиду), состоящими из плоскостей, налагающихся друг на друга, но отделенных друг от друга, как и физические атомы, пустым пространством. Так, например, конус, согласно таким воззрениям, состоит из большого числа кружков, расположенных параллельно основанию конуса в порядке убыванию их радиусов по направлению к вершине. В свою очередь плоскости, из которых состоят тела, составляются из линий, а линии – из неделимых точек.

2. КОСМОЛОГИЯ И КОСМОГОНИЯ Демокрита.

Его представления в этой области в целом соответствовали уровню развитию античной науки того времени.

Новыми идеями Демокрита являлись следующие: 1) бесконечность вселенной, 2) бесчисленность миров, одновременно существующих в бесконечном мировом пространстве. Интересной является догадка Демокрита о том, что различные миры, одновременно существующие во вселенной, находятся на различных стадиях своей «жизни»: одни еще растут, другие уже находятся в расцвете, третьи разрушаются.

 

 

Значение космологических и космогонических взглядов Демокрита состоит в

догадке о бесконечности миров, не только сменяющих друг друга, но и существующих одновременно. Однако в своем представлении о порядке расположения светил в пространстве по отношению к Земле Демокрит вернулся к устаревшим и уже отвергнутым греческой наукой взглядам. Он помещает все светила между Луной и Солнцем, в котором видят крайнее светило нашего мира.

3. УЧЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ И СЛУЧАЙНОСТИ.

По Демокриту развитие мира происходит закономерно, все здесь причинно обусловлено, беспричинных явлений нет. Отсюда вытекает отрицание Демокритом СЛУЧАЙНОСТИ: случайно то, причину чего мы не знаем. Другими словами: случайность – это наше незнание причины: «Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность».

Вот какие примеры приводит Симплиций, говоря об отрицании Демокритом случайности. Человек копает в саду землю и неожиданно находит клад. Однако эта находка не является случайной в том смысле, что она беспричинна. Есть причина находки сокровища. Ею может быть копание земли или посадка оливкового дерева.

Другой пример. Лысый идет по пустыне. Ему на голову сваливается черепаха и разбивает череп. Происшествие рассматривается как пример, доказывающий существование случайности. Но, по Демокриту, это не так. Происшествие неожиданно только для человека, которого постигло бедствие. Само же по себе оно закономерно, причинно обусловлено. Черепаха упала не беспричинно, а потому, что ее нес в когтях орел. У орлов есть такая повадка: они поднимают черепаху в воздух и бросают на камень, чтобы панцирь черепахи раскололся, и они могли достать ее мясо. Увидев голый череп лысого человека внизу под собой, орел принял его за камень и бросил черепаху прицельно.

В дальнейшем эти идеи не были забыты. Они нашли свое продолжение в Лапласовском детерминизме. Новый этап в развитии физики начинается в 20-е годы ХХ века с формирования квантово-полевой (атомной) картины мира. Один из ее постулатов – признание объективности случайности: случайность, также как и необходимость, реально существуют в мире.

ПИФАГОР.

ПИФАГОР Самосский (6 в. до н. э.), древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

Пифагор (ок. 570-500 г. до н. э.) известен школьникам главным образом по геометрической теореме о связи между сторонами прямоугольного треугольника. Для современников этот греческий мудрец казался полубогом. Пифагор много путешествовал. Он посетил Милет, Финикию, Египет. Изучал астрономию, геометрию, арифметику, музыку, религиозные обычаи и нравы. На юге современной Италии в г. Кротоне организовал пифагорейский союз - одновременно философскую, политическую партию и религиозное братство. Главная задача союза – значительное совершенствование человека с целью подготовки его души к последующему существованию. Отсюда большое количество строгих правил поведения. Некоторые можно объяснить. Например, поскольку душа в будущем может переместиться в животное, то нельзя есть мясо, носить шерстяную одежду. Некоторые правила объяснить трудно, например, «не прикасайся к белому петуху» или «не смотрись в зеркало около огня». Лучшим средством освобождения и очищения души считались занятия математикой и музыкой.

Научно - философские идеи:

Традиционно центральная идея – найти первооснову мира. Пифагор утверждал, что это число. Почему такое странное предположение? При ответе следует учесть следующее: серьезные занятия математикой привели к постановке вопросов: 1. Что такое число? 2. каким образом связаны числа и вещный мир? Отсюда вывод о второстепенности, неполноте чувственного опыта для получения истины: объяснять мир надо не на основе данных чувств, а на основе размышления и, прежде всего, на математических выводах. Здесь налицо абсолютизация количественных методов математики.

О числе рассуждали так:

1. Числа присущи всем вещам: все может быть измерено, т.е. выражено числом.

2. Числа постоянны, неизменны и вечны в том смысле, что неизменным является числовое выражение каждой меняющейся вещи.

3. Число – есть предел, граница каждой вещи, это то, что дает вещи ее фигуру, форму. Таким образом, число определяет вещь.

ВЫВОД: поскольку числу присущи всеобщность, вечность, постоянство, а также число – это предел, благодаря которому и существует вещь, то ЧИСЛО И ЕСТЬ ПЕРВООСНОВА И ПЕРВОПРИЧИНА БЫТИЯ вещей. ЧИСЛО - НАЧАЛО ВСЕГО – архе. Принципы математики – есть принципы мира; числовые отношения и пропорции – есть отражение связей и гармонии самого мира.

Математики пифагорейцы были уверены в наличии в мире порядка и гармонии. Они впервые стали называть мир КОСМОСОМ.

Пифагорейцы установили, что при одинаковом натяжении струн высота тона обратно пропорциональна длине звучащей струны, то есть определили, что музыка обусловлена числовыми отношениями. На этой основе была выдвинута гипотеза о музыкальной гармони и движущихся небесных сфер. Люди это невоспринимают этого, поскольку эти гармоничные звуки музыки воздействуют на них непрерывно. Интересно, что эту достаточно фантастичную идею поддерживал в ХУП веке Кеплер.

Процесс познания пифагорейцы сводили к процессу числового выражения познаваемого объекта. Отсюда: нумерология, магия чисел, признание возможности математического выражения к-л закономерности как высшего доказательства истинности процесса, или даже статуса научности к-л дисциплины.

В математике с именем Пифагора связано следующее:

ТЕОРЕМА ПИФАГОРА: утверждение, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов. Однако египетские строители применяли на практике это утверждение задолго до доказательства его Пифагором. На этом основании, в том числе, некоторые исследователи, например, Асмус И.Ф. считают, что доказательство указанной теоремы приписано Пифагору в последующие века. С известной вероятностью можно полагать, что в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии – элементарные свойства плоских фигур.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...