Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации ведущему обучение навыкам релаксации




Обучение навыкам саморегуляции может проводиться в различных условиях, наилучшее из которых — специально оборудованный и оформленный «кабинет психологической разгрузки» (Филимонен-ко, Тимофеев, 1991).

В соответствии с данными, приводимыми в научной литературе советского времени, кабинеты психологической разгрузки (КПР) были снабжены нужным оборудованием и успешно работали, напри­мер, на одесском заводе «Стройгидравлика», в структуре психофи­зиологической лаборатории Люберецкого коврового комбината, на Владимирском тракторном заводе, в Самборском районном объеди­нении «Сельхозтехника», на Херсонском судостроительном заводе и в ряде других мест (Сочнева, 1985). Делались также попытки рас­считать экономический эффект от внедрения КПР (Марголин, Чукович, 1983).

Обобщение такого опыта показывает, что оборудование и оформ­ление КПР только как места, где проводятся занятия AT нецелесо­образно. Кабинет должен быть таким, чтобы там оказалось удобно вести разнообразную психологическую работу: психодиагностику W консультирование, сеансы мышечной релаксации, занятия социаль­но-психологического тренинга, деловые игры и т. д.

Если говорить только о задаче обучения и использования навы­ков мышечного расслабления, то весьма желательно иметь в КПР хорошую звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, диа­проекторы, систему плавного включения и выключения света. Непо­средственно для использования в сеансах релаксации разрабатыва­лись специальные технические устройства.

Так, например, описан прибор и метод для нервно-психической релаксации, предполагающий плавное и незаметное для обучаемого изменение вибрации звука и света, под которые тот должен под­страивать свое дыхание (Мельников, Еникеев, 1978). Первоначально задаваемый ритм вибрации соответствует учащенному дыханию, за­тем нормальному и, наконец, дыханию спокойно спящего человека. Была даже изложена схема светозвукового релаксатора (Мельников, 1980). Этот прибор воздействует на обучаемого трояко: ритмичной пульсацией световой панели, шумом морского прибоя, звуком мет­ронома (72 удара в минуту). Сообщалось о создании программатора «Оптимист-1» (Алиев, 1984), который делает возможным систему теплового, аудиосветового и электрического воздействия на обучае­мого, сопряженную с помощью микроЭВМ с системой магнитной за­писи. Нетрудно заметить, что во всех этих перечисленных устройст­вах моделируются монотонные воздействия на различные органы чувств, как это принято в классической методике вызывания гипно­тического сна.

Чтобы групповое обучение проходило эффективно, сам ведущий (специалист кабинета психологической разгрузки) должен владеть навыками саморасслабления на уровне достижения эффектов «успо­коения» и «восстановления». Подготовка к ведению обучающих за­нятий может осуществляться самостоятельно, а также с помощью магнитофонных записей обучающих занятий AT Ведущему целесо­образно использовать записи для развития и закрепления своих соб­ственных навыков релаксации. Прослушивая их, можно познакомить­ся с вариантами дикторского исполнения и музыкально-шумового сопровождения занятия.

Однако формы работы других специалистов не следует абсолю­тизировать: в конечном итоге ведущий должен выбрать такой стиль ведения, который будет максимально соответствовать его опыту, тем­пераменту и личности как руководителя обучения. Здесь по анало­гии с гипнозом можно выделить три типа демонстрируемого отно­шения ведущего занятия к обучаемым:

1. «Отцовское» отношение: разноплановое подчеркивание своей про­фессиональной компетентности, уверенность в своей способно-) сти вызвать у обучаемых релаксацию, научить навыкам саморегуляции. При таком типе отношения важно не столько то, чтобы ведущий был таковым, сколько то, чтобы обучаемый его так воспринимал.

2. Партнерское отношение: настойчивое утверждение внутренних, а не гетерогенных источников тех изменений в самоощущениях, которые происходят по ходу релаксации; подробное разъяснение психофизиологических механизмов релаксации; акцент на убеж­дении и совместном с обучаемыми поиске ответов на встающие при выполнении упражнений вопросы.

3. «Материнское» отношение: демонстрация сочувствия, стремле­ние помочь обучаемым, чуткое реагирование на поведение и со стояние обучаемых.

Все типы отношений в равной мере эффективны при обучен: релаксации. Ведущему важно сначала выбрать тот из них, который наиболее соответствует его возможностям и склонностям, а затем с временем научиться работать и в иных «ролях».

Оптимальным оказывается положение, при котором ведущий посредственно ведет занятия AT, т. е. сам проговаривает словесную программу расслабления. Этим создается более сильная мотивации к овладению саморегуляцией у обучаемых, повышается престиж специалиста КПР, обозначается область именно его профессиональной компетенции. На первых порах он может просто зачитывать тексты формулами. Однако с самого начала нужно пояснить: конкретны словесный состав программ допускает изменения. Их язык должен быть субъективно близок ведущему, а их содержательная часть соответствовать условиям и целям обучения.

Есть несколько правил, касающихся того, какое проговаривай текстовой части занятая ведущим допустимо:

1. Речь ведущего должна быть естественной. Не следует увлекаться обыденными и далекими от действительности стереотипами, почерпнутыми из кинофильмов, — не надо говорить «гипнотическим голосом»: очень медленно, многозначительно, с затягивание ем звуков и «подвыванием». В значительной степени роль ведущего заключается в том, что на время занятия он становится как бы вынесенной вовне памятью обучаемых. В каком-то смысле он просто перечисляет для них порядок и содержание действий по расслаблению.

2. Ритмический рисунок речи целесообразно соотносить с ожидае­мой глубиной расслабления обучаемых. В самом начале занятия речь ведущего (по темпу и интонационному рисунку) должна звучать совершенно обычно. По мере последовательного выпол­нения релаксационных упражнений ее следует замедлять, вплоть до одного слова на каждом выдохе. Одновременно с этим целесо­образно увеличивать длительность пауз между отдельными фор­мулами и словами внутри формул. На этапе выхода из состояния расслабления скоростные характеристики речи нужно восстано­вить до привычных.

3. Желательно присутствие умеренной эмоциональной окрашенно­сти речи. Неоправданно значительное усиление эмоционально­сти, к чему невольно стремятся ведущие в заключительной части занятия. Однако также нежелательна и нейтральность, бесстраст­ная монотонность. Интонация должна выражать приятное долго­жданное облегчение при расслаблении и тихую радость при пере­ходе от релаксации к умеренной активности.

Если ведущий планирует использовать магнитофонные записи для обучения других людей, то в его обязанности входит: изложение обучаемым информационной части занятий; плавное выключение освещения; включение вместе с магнитофоном диапроектора; демон­страция по ходу вводной части занятия серии из 3—7 слайдов, увели­чение масштаба изображаемого; включение освещения по окончании сеанса; ответы на возможные вопросы.

Курс обучения релаксации может включаться в график работы организации тремя разными способами:

1. Руководитель организации приказным порядком предписывает тем или иным категориям работников в соответствии с утвержден­ным графиком посещать занятия в КПР. При этом к работе каби­нета у людей изначально формируется отрицательное отношение, как ко всякому начальственному насилию. Улучшение состояния после занятий AT, естественно, оказывается минимальным или отсутствует вообще.

2- Упор делается на пропаганду положительного влияния AT на на­строение, состояние здоровья и работоспособность, после чего формируются группы работников, проявивших добровольную заинтересованность в обучении. «Рекламировать» AT нужно исходя из основных эффектов действия релаксации на состояние человека (успокоение, восстановление, программируемость) и соответственно выделяя людей напряженных, тревожных, эмоционально неустойчивых, с различными заболеваниями сердечно-сосуди­стой системы. Кроме того, полезно учесть некоторые социологи­ческие характеристики людей, наиболее охотно и устойчиво участвующих в различного рода психологических мероприятиях: возраст 20-50 лет, преимущественно женщины, преимуществен­но инженерно-технические работники, люди с высшим или сред­ним образованием. Их основными личными мотивами посещение занятий, как правило, являются: самопознание и самовоспитани (48% всех обследованных), управление своим состоянием (44%) накопление знаний для работы с людьми (37%). После комплексных психопрофилактических мероприятий обучаемые отмечаю у себя улучшение психического и физического состояния (47%), улучшение отношений с людьми (29%), повышение работоспо­собности (2%).

3. Наиболее эффективный, по нашим наблюдениям, путь. Для категорий работников, регулярно проходящих дополнительную про­фессиональную подготовку (курсы лекций, развернутое инструк­тирование или контроль знаний и навыков по специальности и т. д.), занятия AT включаются как элемент учебного плана такой подготовки. Тем самым обеспечивается естественная установка н необходимость обучения вообще и обучения AT в частности. Это хорошо воспринимается учебными группами, оказывается успешным, потому что в памяти обучаемых надежно фиксируется ка" процедура расслабления, так и положительное к ней отношение.

Благоприятное отношение инженерно-технического персонала занятиям по саморегуляции отчасти объясняется их более высоким образовательным уровнем по сравнению с рабочими, но прежде все­го оно связано с рядом специфических особенностей труда этих ра­ботников. К таким особенностям относятся:

1. Менее явная зависимость между результатами труда, его оплатой и временем пребывания на рабочем месте (поэтому для служа­щих проще организовать обучающие занятия).

2. Высокая вероятность возникновения в ходе работы нервно-пси­хической напряженности, поскольку нечеткими оказываются критерии распределения и оценки их труда (напомним, что первый и наиболее выраженный эффект релаксации — «успокоение»). 3. Незначительный объем физической активности как главного зве­на разрядки эмоциональной напряженности (см. материал о ра­боте вегетативной нервной системы), большая вероятность рас­стройств сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.

Так, при пропаганде посещения КПР среди инженерно-техниче­ских работников, а также работников управления целесообразно до­водить до них следующую информацию. По данным Всемирной ор­ганизации здравоохранения, люди преимущественно умственного труда составляют около 84-90% от общего числа больных инфарк­том миокарда. В 1,5-2 раза чаще, чем занимающиеся физическим трудом, они страдают гипертонией. И наконец, по данным Санкт-Петербургского психоневрологического института им. В. М. Бехте­рева, уровень полученного образования прямо соотносится с вероят­ностью появления невротических расстройств: 77% пациентов отде­ления неврозов имеют высшее образование, 21% — среднее и только 2% — неполное среднее образование.

Группу добровольцев AT не рекомендуется делать слишком боль­шой по численности. Оптимальный ее размер — 10-12 чел., при ко­тором на каждом занятии можно учитывать и контролировать со­стояние всех участников. При добровольном наборе обучаемые по­степенно отсеиваются, некоторые отказываются проходить обучение до конца. Исследователи свидетельствуют, что преждевременно пре­кращают обучение около 20-30% первоначально записавшихся (Рай­ков, 1973; Konig W., G. Di Pol & Schaeffer G., 1979). Относиться к этому нужно спокойно, ибо уходят те, кто не имеет действительной необходимости в специальном «успокоении» и «восстановлении», а также те, кому по каким-то причинам не подходит данная (релакса­ционная) методика саморегуляции.

При переходе от обучающих занятий к разгрузочным количество Добровольных участников групп AT продолжает постепенно сокра­щаться. Занятия оставляют те, кому опыт занятий помог нормализо­вать свое психофизиологическое состояние. В итоге сохраняется небольшая группа людей, постоянно посещающих кабинет. Есть осно­вания полагать, что им необходима более глубокая и серьезная психотерапевтическая поддержка, чем предоставляемая в рамках производственного варианта мышечной релаксации.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...