Выражение признательности за первое издание
Стр 1 из 84Следующая ⇒ Оглавление Оглавление 1 Предисловие к русскому изданию 10 Предисловие 11 Выражение признательности 13 Выражение признательности за первое издание 13 Выражение признательности за второе издание 14 Читателю и преподавателю 14 Глава 1. Мышление: введение 14 Необходимость в навыках критического мышления 15 Мышление и знание 17 Рабочее определение критического мышления 18 Можно ли изменить свое мышление? 19 Доказательства того, что мышление можно улучшить 21 Экзотические способы обучения 23 Размышления о мышлении 24 Мышление как биологический процесс 24 Мышление как серия образов и внутренняя речь 25 Преобладающие модальности мышления 28 Мышление как процесс переработки информации 28 Искусственный интеллект 30 Могут ли компьютеры мыслить? 30 Представление о мозге как о компьютере 31 Интеллект и навыки мышления 32 Сущность интеллекта 32 Измерение интеллекта 33 Типовые задания тестов 33 Развитие интеллекта 35 Установка на критическое мышление и готовность к нему 36 Различие между возможностями и действиями 36 Метапознание 38 Осознание 38 Алгоритм мышления 40 Использование навыков 42 Краткий итог главы 42 Термины для запоминания 43 Глава 2. Память: запоминание, сохранение и воспроизведение информации 44 Память как посредник когнитивных процессов 44 Временная последовательность 46 Виды памяти 47 Запоминание 50 Приемы, облегчающие усвоение информации 51 Сосредоточение внимания 51 Отслеживание смысла 52 Распределение времени изучения 54 Упорядочение 54 Создание ключей для поиска в памяти 55 Повторное изучение 56 Учет побочных факторов 56 Сохранение (ретенция) 57 Сложная природа памяти 57 Предварительные знания 57
Стереотипы и предубеждения 57 Предположения и искажения 58 Показания очевидцев 59 Подлинные и мнимые воспоминания 59 Воспроизведение 60 Забывание 60 Мышление и забывание 60 Ошибки припоминания 61 Ключи, облегчающие припоминание 62 Оперативная память 63 Группировка информации 64 Метапамять 65 Мнемоника 67 Ключевые слова и образы 68 Рифмы 70 Метод привязки к месту 70 Первые буквы 71 Мнемонические принципы 72 Внешние средства помощи памяти 72 Вспоминание событий 73 Когнитивное интервью 73 Ошибки памяти 74 Применение алгоритма 74 Краткий итог главы 75 Термины для запоминания 76 Глава 3. Связь между мышлением и языком 77 Мысль и язык 78 Психолингвистика 78 Глубинное представление и поверхностная структура 78 Имплицитность и выводы 80 Подтекст в рекламе 80 Аналогии и метафоры 84 Использование аналогий для облегчения понимания 84 Использование аналогий для облегчения решения задач 85 Использование аналогий для убеждения 85 Слова и их значения 86 Определения и контролирование мыслей 87 Власть ярлыков и категорий 89 Прототипическое мышление 90 Язык: инструмент или повелитель мышления? 92 Верное и ложное направление мышления 93 Эмоциональный язык и «называние своими именами» 93 Двусмысленности, неопределенности и словесные уловки 94 Этимология и реификация 96 Бюрократический жаргон и эвфемизмы 97 Фрейминг с помощью наводящих вопросов, отрицание и выделенные слова 98 Противопоставление и контекст 99 Барометры мышления 101 Понимание: задача языка 102 Стратегии понимания 102 Задавание вопросов и объяснение 102 Графические систематизаторы 105 Линейные последовательности 105 Иерархии 106 Сети 107 Матрицы 109 Блок-схемы 112 Общие правила и принципы 113 Использование алгоритма 115 Краткий итог главы 115 Термины для запоминания 116 Глава 4. Логические рассуждения: дедуктивный вывод логически правильных заключений 117
Логическое и психологическое 118 Прагматизм и логика 118 Индуктивные и дедуктивные рассуждения 120 Линейное упорядочение 122 Линейные схемы 122 Различие между истинностью и валидностью 124 Условные суждения 124 Древовидные диаграммы 125 Условные суждения в повседневной жизни 127 Отрицание 128 Тенденция к подтверждению 128 Разрешающие и обязывающие фигуры силлогизма 130 Если и только если 131 Цепные условные умозаключения 131 Условные суждения в юриспруденции 131 Комбинаторное рассуждение 132 Силлогистическое рассуждение 133 Проверка валидности заключения 135 Круговые диаграммы для проверки валидности рассуждений 135 Вербальные правила проверки валидности заключения 144 Силлогизмы в повседневной жизни 146 Опущенные кванторные слова 147 Изменение установок с помощью силлогизмов 148 Распространенные ошибки в силлогистических рассуждениях 149 Дизъюнктивные (разделительные) суждения 150 Вероятностные рассуждения 150 Рассуждение в повседневной жизни 151 Рассуждение с помощью схем 152 Использование алгоритма 153 Краткий итог главы 154 Термины для запоминания 155 Глава 5. Анализ аргументации 157 Анатомия аргументации 158 Посылки 159 Заключения 160 Предположения 161 Определители 162 Контраргументация 162 Графическое изображение структуры аргументации 163 Руководство по составлению схемы структуры аргументации 165 Структура аргументации в письменной и устной речи 165 Оценка силы аргументации 166 Приемлемые и непротиворечивые посылки 166 Достоверность 167 Посылки, поддерживающие заключения 168 Пропущенные компоненты 171 Веские аргументы 172 Как исследовать аргументацию 173 Рассуждения и рационализация 176 План оценки аргументации — даже вашей собственной 177 Убеждение и пропаганда 177 Психология доводов 179 Двадцать один распространенный ложный довод 180 1. Влияние ассоциаций 180 2. Доводы против личности 181 3. Упор на жалость 181 4. Популярность и рекомендации 181 5. Ложная дихотомия 182 6. Обращение к гордости или тщеславию 183 7. Подтасовка или сокрытие информации 183 8. Порочный круг 184 9. Нерелевантные (не связанные с заключением) доводы 184 10. «Под уклон» или континуум 184 11. «Соломенное чучело» 185 12. Часть — целое 185 13. Использование незнания 185
14. Слабые и неподходящие аналогии 186 15. Обращения к авторитетам 186 16. Неполные сравнения 186 17. Знание того, чего нельзя узнать 187 18. Ложная причина 187 19. Снижение 187 20. Обращение к традиции 187 21. Ложные обвинения в ложных доводах 188 Различия между мнением, обоснованным суждением и фактом 188 Визуальная аргументация 189 Как изменять убеждения 191 Использование алгоритма 192 Краткий итог главы 193 Термины для запоминания 194 Глава 6. Мышление как проверка гипотез 196 Что такое проверка гипотезы 196 Объяснение, прогнозирование и контроль 197 Индуктивные и дедуктивные методы 197 Рабочие определения 198 Независимые и зависимые переменные 199 Чувствительность измерений 200 Контингент и выборки 200 Репрезентативные и нерепрезентативные (тенденциозные) выборки 200 Размер выборки 202 Вариативность 203 Определение причины 204 Изоляция и контроль переменных 205 Трехступенчатая схема эксперимента 206 Применение принципов изоляции и контроля 207 Проспективные и ретроспективные исследования 208 Корреляция и причинная связь 209 Мнимая корреляция 210 Валидность 211 Конвергентная (сходящаяся) валидность 211 Мнимая валидность 212 Надежность 213 Обдумывание ошибок 213 Опыт — слишком дорогой учитель 214 Самопрограммирование 215 Оккультные верования и паранормальные явления 216 Мыслить как интуитивный ученый 217 Применение алгоритма 218 Краткий итог главы 219 Термины для запоминания 220 Глава 7. Вероятность и неопределенность: понимание законов вероятности 222 Вероятностная природа мира 222 Вероятность и неопределенность 223 Шансы 224 Законы случая 224 Степени уверенности 225 Факторы, влияющие на суждения о вероятности и неопределенности 226 Поиски смысла 226 Чрезмерная уверенность 226 Использование законов вероятностей 227 Игры, основанные на случайности 229 Карты 229 Рулетка 230 Вычисление вероятности событий с несколькими возможными исходами 231 Использование древовидных диаграмм 231 Ошибка при конъюнкции — применение правила «и» 235 Совокупный риск — применение правила «или» 237
Ожидаемые значения 237 Субъективная вероятность 240 Ошибка игрока 240 Игнорирование базового уровня 241 Принятие вероятностных решений 242 Прогнозы на основе объединения информации 243 Нерегрессивные суждения 247 Риск 248 Оценка риска 250 Необъективность при оценке риска 251 Использование статистики и возможные ошибки, возникающие при этом 252 О среднем 252 Точность 253 Значимые различия 254 Экстраполяция 254 Статистические мистификации 255 Применение алгоритма 255 Краткий итог главы 256 Термины для запоминания 257 Глава 8. Принятие решений 258 Принятие разумных решений 260 Структура принятия решения 260 Дескриптивные и прескриптивные процессы 263 Ловушки, подстерегающие нас при принятии решений 265 Неспособность увидеть очевидное противоречие 265 Чрезмерная уверенность 267 Эвристика наглядности 267 Эвристика репрезентативности 270 Тенденция принимать желаемое за действительное 270 Капкан 271 Психологическая реактивность 272 Пристрастность 273 Эмоциональные состояния 274 Легкомыслие 274 Оценка последствий 275 Оценка желательных и нежелательных последствий 275 Метод исключения 277 Подготовка рабочего листа 277 Схематизация принятия решения 278 Выработка альтернативных вариантов 279 Перечисление конкретных соображений 279 Взвешивание соображений 280 Взвешивание альтернативных вариантов 281 Расчет решения 282 Общая оценка 282 Построчное сравнение 283 Правило 2/3 идеала 284 Дилеммы в принятии решений 284 Обязательства и оценки после принятия решения 285 Когнитивный диссонанс 286 Оценка задним числом и предусмотрительность 286 Применение алгоритма 288 Краткий итог главы 289 Термины для запоминания 289 Глава 9. Развитие навыков решения задач 291 Структура задачи 291 Стадии решения задач 293 Инкубация 294 Инсайт 295 Настойчивость 295 Четко и нечетко поставленные задачи 296 Планирование и представление задачи 297 Используйте модели 309 Стратегии решения задач 311 Анализ целей и средств 311 Упрощение 314 Обобщение и специализация 316 Случайный поиск и метод проб и ошибок 317 Правила 318 Подсказки 318 Метод деления пополам 320 Мозговая атака 320 Противоречие 321 Переформулировка задачи 322 Аналогии и метафоры 322 Консультация специалиста 324 Выбор наилучшей стратегии 324 Трудности при решении задач 325 Функциональная привязанность и трафаретное мышление 325 Введение в заблуждение и нерелевантная информация 327 Ограничения, накладываемые нашей картиной мира 328 Механизация 328 Применение алгоритма 329 Краткий итог главы 329 Термины для запоминания 330 Глава 10. Творческое мышление 332 Определение творчества 333
Латеральное и вертикальное мышление 334 Творческий гений или проза жизни? 335 Чувствительность, синергия и интуиция 335 Генерирование, исследование, оценка 339 Инсайт и инкубация 339 Мышление по аналогии 341 Остранение 341 Бионика 342 Свободные ассоциации 342 Поощрение творчества 343 Человек, проблема, процесс 343 Факторы внешней среды 343 Личностные факторы 344 Стратегии творческого мышления 345 Основные принципы 345 Программа продуктивного мышления 346 Переход количества в качество 347 Контрольный список творческих идей 348 Список свойств 349 Связывающий алгоритм Кровица 350 Плюс-минус-интересно 351 Активизация пассивного знания 351 Просмотр 351 Визуальное мышление 352 Сведем это все воедино 353 Применение алгоритма 353 Краткий итог главы 354 Термины для запоминания 355 Глава 11. Слово в заключение 355 Список литературы 356 Предметный указатель 375
Предисловие к русскому изданию 9 Предисловие 12 Выражение признательности 14 Выражение признательности за первое издание 15 Выражение признательности за второе издание 15 Читателю и преподавателю 16 Глава 1. Мышление: введение 17 Необходимость в навыках критического мышления 17 Доказательства того, что мышление можно улучшить 26 Размышления о мышлении 30 Интеллект и навыки мышления 41 Установка на критическое мышление и готовность к нему 46 Алгоритм мышления 52 Краткий итог главы 55 Термины для запоминания 56 Глава 2. Память: запоминание, сохранение и воспроизведение информации 58 Память как посредник когнитивных процессов 59 Запоминание 66 Сохранение (ретенция) 75 Воспроизведение 80 Оперативная память 84 Метапамять 87 Мнемоника 89 Ошибки памяти 98 Применение алгоритма 99 Краткий итог главы 100 Термины для запоминания 101 (6:) Глава 3. Связь между мышлением и языком 104 Мысль и язык 104 Слова и их значения 116 Язык: инструмент или повелитель мышления? 123 Понимание: задача языка 137 Использование алгоритма 152 Краткий итог главы 153 Термины для запоминания 154 Глава 4. Логические рассуждения: дедуктивный вывод логически правильных заключений 157 Логическое и психологическое 158 Линейное упорядочение 163 Условные суждения 167 Комбинаторное рассуждение 177 Силлогистическое рассуждение 179 Вероятностные рассуждения 202 Рассуждение в повседневной жизни 203 Использование алгоритма 205 Краткий итог главы 207 Термины для запоминания 208 Глава 5. Анализ аргументации 211 Анатомия аргументации 212 Графическое изображение структуры аргументации 218 Оценка силы аргументации 223 Убеждение и пропаганда 239 Психология доводов 240 Двадцать один распространенный ложный довод 242 Различия между мнением, обоснованным суждением и фактом 253 Визуальная аргументация 255 Как изменять убеждения 257 Использование алгоритма 259 Краткий итог главы 260 Термины для запоминания 261 Глава 6. Мышление как проверка гипотез 264 Что такое проверка гипотезы 264 Определение причины 275 Обдумывание ошибок 287 (7:) Самопрограммирование 289 Оккультные верования и паранормальные явления 291 Мыслить как интуитивный ученый 292 Применение алгоритма 294 Краткий итог главы 295 Термины для запоминания 296 Глава 7. Вероятность и неопределенность: понимание законов вероятности 299 Вероятностная природа мира 300 Факторы, влияющие на суждения о вероятности и неопределенности 304 Использование законов вероятностей 306 Ожидаемые значения 319 Субъективная вероятность 323 Принятие вероятностных решений 326 Прогнозы на основе объединения информации 327 Риск 334 Использование статистики и возможные ошибки, возникающие при этом 338 Применение алгоритма 343 Краткий итог главы 344 Термины для запоминания 345 Глава 8. Принятие решений 348 Принятие разумных решений 349 Дескриптивные и прескриптивные процессы 354 Ловушки, подстерегающие нас при принятии решений 357 Оценка последствий 370 Метод исключения 373 Подготовка рабочего листа 374 Обязательства и оценки после принятия решения 384 Применение алгоритма 387 Краткий итог главы 389 Термины для запоминания 390 Глава 9. Развитие навыков решения задач 392 Структура задачи 393 Стадии решения задач 395 Четко и нечетко поставленные задачи 399 Планирование и представление задачи 401 Стратегии решения задач 419 (8:) Трудности при решении задач 438 Применение алгоритма 443 Краткий итог главы 444 Термины для запоминания 445 Глава 10. Творческое мышление 448 Определение творчества 449 Творчество как познавательный процесс 455 Поощрение творчества 463 Стратегии творческого мышления 466 Применение алгоритма 477 Краткий итог главы 478 Термины для запоминания 479 Глава 11. Слово в заключение 481 Список литературы 482 Предметный указатель 496 Предисловие к русскому изданию Около года назад на заседании кафедры один из ведущих профессоров факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета был буквально потрясен, когда узнал, что один из студентов выпускного курса не только убежден, что Солнце вращается вокруг Земли, но, более того, не имеет никакого представления ни о Галилее, ни о Копернике. Однако изумление уважаемого профессора, по-видимому, было бы не столь сильным, если бы он знал, что примерно 21% взрослых американцев согласны с нашим героем-студентом*. Так как большинство из этих людей имели среднее и высшее образование, возникает вопрос: почему они оказались научно неграмотными, несмотря на то, что необходимая информация и факты им, естественно, не раз сообщались. Ответ на этот вопрос, а также на вопросы: «Что происходит, когда мы мыслим и мыслим продуктивно и творчески? Чем отличается «хорошее» мышление (критическое, по терминологии Д. Халперн) от «плохого»? Как улучшить мышление? Можно ли сформировать навыки критического мышления? Каковы пути и способы выработки адекватного знания и структур знаний?» — содержит предлагаемая теперь отечественному читателю книга Дайаны Халперн «Психология критического мышления», выдержавшая в США за последние годы несколько изданий, что само по себе свидетельствует о ее популярности и несомненной практической пользе. При поиске ответов на эти вопросы Дайана Халперн опирается на богатейший теоретический и фактический материал, накопленный когнитивной психологией при изучении познавательных процессов, в частности процесса мышления. Конечно, многое здесь остается еще нераскрытым, да и вряд ли когда-либо будет раскрыто до конца. Но то, что исследовано за последние 25 лет, дало автору возможность предложить конкретные приемы, способствующие направленному формированию критического мышления и структур знаний. Как известно, выдающийся психолог М. Вертгеймер считал, что понятие «знание» — двусмысленно. Знание «слепой» связи между предметом и его назначением сильно отличается от открытия связи между средством и целью**. Последнее знание уже не может рассматриваться как нечто, задаваемое извне; это живое личностное знание. Именно в формировании этого живого знания посредством критического мышления видит Дайана Халперн ответ на поставленные выше вопросы. Именно на это знание, по ее мнению, должны ориентироваться программы обучения — с учетом возрастных различий, разного социокультурного и начального образовательного уровня, специализации образовательных учреждений. * Halpern D. Enhancing Thinking Skills in the Science and Mathematics. Preface. 1992. ** Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. — С. 108-109. (10:) Критическое мышление — это, прежде всего, творческое мышление. В книге Дайаны Халперн природа критического мышления раскрывается с точки зрения его (10:) развития и предлагаются эффективные приемы его формирования. Эти подходы созвучны идеям развивающего обучения, где, в первую очередь, нужно «учить мыслить», в том числе «мыслить о смысле», «мыслить о своем мышлении»*. Это созвучие неслучайно, а сходство подходов не только внешнее. Это — явление времени и результат саморефлексии психологии развития, когда на первый план выдвигается проблема не «чему учить», а проблема «как учить». Смена акцентов чрезвычайно важна для современной практики обучения. Она позволила Дайане Халперн и ее сотрудникам разработать новые стратегии обучения как для школьного, так и для высшего образования, и это сказалось в выборе материала и композиции книги. В то же время практическая направленность, систематический охват всех сторон психологии мышления, богатство фактического материала выгодно отличают эту книгу от других, увы, пока немногочисленных изданий по данной теме. А то, что книга совмещает в себе подлинную научность, доступность и иллюстративность, свойственные, скорее, научно-популярным изданиям, а не скучным учебникам, сделает ее интересной самому широкому кругу читателей. А. И. Нафтульев, академик Международной академии психологических наук * Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М.: Тривола, 1995. — С. 21-23. (11:)
Шелдону, моему мужу, Эвану и Джейн, моим детям, за их поддержку, воодушевление и любовь Предисловие Возможно, вам знакомо рекламное объявление, встречающееся на страницах многих журналов: «Величайшие произведения мировой литературы теперь можно слушать на аудиокассетах». Мне, подобно большинству калифорнийцев, жителей других крупных городов, а также сельских и пригородных районов, каждый день приходится проделывать долгий путь на работу и обратно. Я люблю читать, но мне нравится и слушать записанное на кассеты чтение хороших книг, когда я вместе с миллионами других раздраженных автомобилистов медленно продвигаюсь в дорожных пробках в часы пик. Поэтому неудивительно, что я обратила внимание на текст, набранный мелким шрифтом под этим большим заголовком. Кто- то выбрал «100 лучших книг всех времен» и предложил их покупателям на аудиокассетах. «Звучит интригующе», — подумала я. Однако на пленку записали не оригинальные произведения, а сильно урезанный вариант этих книг. Каждое из «величайших произведений мировой литературы» сократили настолько, что время звучания составило менее 30 минут на книгу! Рекламное объявление заканчивалось заверением читателей-слушателей, что представители компании, выпускающей аудиокассеты, не будут против того, чтобы мы, усвоив эту концентрированную мудрость, выдавали себя за докторов наук в области литературы. Другими словами, после 50 часов беглого прослушивания кассет я смогу выглядеть настоящим знатоком художественной литературы. Мне стало интересно, кто же захочет купить этот миникомплект «литературы для ублажения слуха». Через несколько страниц в этом же журнале я обнаружила рекламу серии «книг», о которых говорилось, что это лучшее из когда-либо написанного о том, как достичь успеха в сфере бизнеса. Каждая из этих «одобренных критикой» (уж не знаю, что это значит) книг была сокращена до восьми страниц — специально для «занятых профессионалов». Размышляя над этим кратчайшим маршрутом к поверхностным знаниям, я начала присматриваться более внимательно к другим сообщениям, которыми нас ежедневно засыпают — находим ли мы их в своих почтовых ящиках или видим на рекламных щитах и телеэкранах. Я получила по почте удивительное предложение, в котором говорилось, что я «выиграла» право на покупку «безупречного искусственного алмаза». Точно такой же настоящий алмаз стоил 3 тысячи 559 долларов. Предложение сделать покупку за 19 долларов было очень заманчивым. Все еще держа в руке этот рекламный проспект с «покупкой на всю жизнь», я включила телевизор. Многочисленные знаменитости описывали преимущества обращения к экстрасенсу. Телезрителям настойчиво советовали позвонить своему «личному экстрасенсу», который поможет в решении семейных и профессиональных проблем. Очевидно, (13:) многие так и делают. Сфера подобных услуг, по всей видимости, процветает, поскольку я даже получила приглашение участвовать в сеансе, который личный экстрасенс проведет через Интернет. Я знаю, что большая часть читателей полагает, что эти банальные примеры не имеют к ним никакого отношения. Однако статистика показывает, что многие из вас начинают каждый день с просмотра своего гороскопа, верят, что плохие (или хорошие) вещи случаются по три раза подряд, и могут привести хотя бы один случай проявления собственных экстрасенсорных способностей. В то самое время, когда нам предлагают поверхностные знания, «настоящие искусственные алмазы» и советы высокооплачиваемых, но не имеющих никакой подготовки шарлатанов, мир, в котором мы живем, становится все более сложным. Компьютерные мониторы, отображающие огромное количество информации, стали в наших домах почти таким же распространенным явлением, как и телеэкраны. События в самых отдаленных уголках планеты можно наблюдать в момент, когда они происходят, колебания курса японской иены или мексиканского песо отражаются на ценах в соседних супермаркетах, а высшее образование теперь более важно при выборе работы и образа жизни, чем когда- либо ранее. Кажется, что упрощенные ответы, непродуманные и поверхностные определения, иллюзорные знания появляются с такой же скоростью, с какой происходят изменения в объеме знаний и навыков, необходимых нам, чтобы действовать и добиваться успеха в этот век информации и высоких технологий. В этом бурном потоке перемен одно остается без изменения: сегодня как никогда нам важно обладать способностью приобретать знания и использовать их для решения огромного количества чрезвычайно сложных задач. В противном случае как мы сможем определить, разумно ли мы поступим, купив искусственный алмаз за 19 долларов? (Понятно, что искусственный алмаз — это лишь красивое название для простого куска стекла, не имеющего никакой ценности.) Можно ли верить, что личный экстрасенс способен помочь найти настоящую любовь, сохранить и улучшить здоровье и подсказать, куда следует вкладывать деньги? Перед каждым из нас стоит множество проблем. Как может обычный человек разобраться в многословных и эмоциональных рассуждениях о пользе той или иной диеты, об опасности, исходящей от источников радиоактивного и электромагнитного излучения, или о целесообразности дорогостоящих медицинских обследований (таких, например, как маммография)? Как осмысленно подойти к вопросу, действительно ли СПИД является серьезной угрозой для каждого или, как говорят некоторые, это всего лишь результат санкционированного властями заговора, преследующего цель избавиться от определенной прослойки населения? Если вас тоже мучают подобные вопросы, не падайте духом — у вас есть повод для оптимизма. Существуют убедительные доказательства, которые подтверждаются на протяжении десятилетий, что взрослые люди способны улучшить свои мыслительные способности (например, Astin, 1977; Kitchner & King, 1981; Trent & Medsker, 1968). Многочисленные факты, подкрепляющие такую точку зрения, приводятся на страницах моей книги. Так, Кинг (King, 1991) и ее коллеги доказали, что взрослые могут развивать свои мыслительные способности и переходить с низших уровней мышления, когда все мнения воспринимаются как равноценные, а истина считается относительной, к более высшим, на которых появляется возможность (14:) высказывать обоснованные суждения о достоверности и особенностях полученного знания. Наиболее эффективный путь к взвешенному суждению, высшей ступени в этой эволюционной последовательности, лежит через образовательные программы, разработанные для того, чтобы стимулировать интеллектуальное развитие. Задача третьего издания моей книги — показать, как сделать процесс мышления более продуктивным, а также дать упражнения, выполняя которые можно будет применить на практике навыки критического мышления и усовершенствовать их. Книга призвана научить читателей ценить правильное мышление, превращая его в привычку. И еще мне хочется, чтобы читатели получили подлинное удовольствие от процесса мышления и от усвоения знаний. Я ставлю высокие цели перед каждым читателем этой книги. Я хочу, чтобы с вами произошли существенные и значимые изменения, благодаря которым вы, прочтя эту книгу и поработав с сопровождающим ее сборником упражнений, начали бы мыслить более продуктивно. Я хочу, чтобы вы стали применять навыки критического мышления в любых ситуациях и делали это с пользой для себя и окружающих. Если каждый читатель хотя бы немного изменит свое мышление, то совокупный эффект будет гораздо больше, чем могли бы дать усилия каждого из нас в отдельности. Только подумайте, чего мы можем добиться! Если мы все сделаем лишь небольшой шаг в сторону более продуктивного мышления, мы сможем изменить существующее положение вещей. Выражение признательности Мне посчастливилось воспользоваться советами и идеями лучших специалистов по психологии. Прежде всего, я благодарю всех замечательных студентов, которые пользовались первыми двумя изданиями этой книги. Своими вопросами и комментариями они помогли придать третьему изданию новую форму, указав на те разделы, которые требовали уточнений, подсказав, где следует сократить материал, и, убедив меня в необходимости написать отдельный сборник упражнений, с тем, чтобы приобретенные навыки можно было научиться применять при решении задач разного типа. Несколько психологов любезно уделили мне свое время и опыт, помогая сделать третье издание настолько понятным и точным, насколько это возможно. Я выражаю искреннюю признательность Дейл Бергер из Клермонского аспирантского центра, Стиву Сеси из Корнелльского университета, Карол Уейд из Доминиканского колледжа в Сан-Рафаэле и Линде Кудли из колледжа в Нала Вэлли за их полезные замечания к разделам этого издания. Ларри Вагнер из Клермонского аспирантского центра внимательно прочитал и прокомментировал каждую главу, а многочисленные преподаватели из учебных заведений всего мира писали и звонили мне, делясь своими мыслями и замечаниями на протяжении тех 12 лет, что прошли с момента выхода первого издания. Всем им моя искренняя благодарность. Я также выражаю признательность и восхищение известному художнику из Сан-Диего и моему хорошему другу Роберту Перайну, придумавшему обложку этой (15:) книги. Его новая трактовка знаменитой статуи Родена «Мыслитель» показывает, как художник может выразить свое критическое и творческое мышление в невербальной форме. Надеюсь, что этот прекрасный рисунок доставит удовольствие и читателям. Выражение признательности за первое издание В подготовке этой книги мне оказали содействие многие люди. Мистер Джек Бертон, вице- президент издательства Lawrence Erlbaum Associates, помогал мне в процессе издания книги своими тактичными и мудрыми наставлениями. В ходе этой работы он стал моим другом, которым я восхищаюсь и которого уважаю. Доктор Джордж Мэндлер из Калифорнийского университета, Сан-Диего, неоднократно читал и перечитывал рукопись, давая мне советы как специалист и как простой читатель. Я очень ценю его помощь. Моя дорогая «тетушка» доктор Кэтрин Д. Ньюмен, в настоящий момент оставившая свою работу на английском отделении государственного колледжа в Уэст-Честере, не только просмотрела рукопись, дав мне ценные советы и внеся ряд поправок, но и служила мне примером для подражания. Она оказала огромное влияние на мою жизнь. Доктор Сюзан Наммедал из Калифорнийского государственного университета, Лонг-Бич, поделилась со мной своим опытом, дав полезные указания по рукописи. Она поддерживала и подбадривала меня в ходе работы над этим проектом. Я весьма ценю ее помощь. Доктор Дороти Пионтковски из Государственного университета в Сан-Франциско подала мне несколько ценных идей, особенно к главе 3. Я бы хотела также поблагодарить одного «анонимного философа» за его замечания к главе, посвященной логическим рассуждениям. Мисс Санди Гайдман, ответственный редактор, заслуживает особой благодарности за ту работу, которую она проделала, подготавливая книгу к печати и оформляя ее. Больше всего я благодарна за помощь в подготовке этого текста моему мужу Шелдону и моим детям Эвану и Джоан. Шелдон прочитал всю рукопись от начала до конца, продираясь сквозь погрешности моего стиля, и поддерживал меня в течение всей работы над книгой, так же как и во всех других жизненных ситуациях. Поддержка Эвана и Джоан была разнообразной, но прежде всего она состояла в том, что они были рядом и выражали восхищение моими успехами. Спасибо всем вам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|