Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выражение признательности за первое издание




Оглавление

Оглавление 1

Предисловие к русскому изданию 10

Предисловие 11

Выражение признательности 13

Выражение признательности за первое издание 13

Выражение признательности за второе издание 14

Читателю и преподавателю 14

Глава 1. Мышление: введение 14

Необходимость в навыках критического мышления 15

Мышление и знание 17

Рабочее определение критического мышления 18

Можно ли изменить свое мышление? 19

Доказательства того, что мышление можно улучшить 21

Экзотические способы обучения 23

Размышления о мышлении 24

Мышление как биологический процесс 24

Мышление как серия образов и внутренняя речь 25

Преобладающие модальности мышления 28

Мышление как процесс переработки информации 28

Искусственный интеллект 30

Могут ли компьютеры мыслить? 30

Представление о мозге как о компьютере 31

Интеллект и навыки мышления 32

Сущность интеллекта 32

Измерение интеллекта 33

Типовые задания тестов 33

Развитие интеллекта 35

Установка на критическое мышление и готовность к нему 36

Различие между возможностями и действиями 36

Метапознание 38

Осознание 38

Алгоритм мышления 40

Использование навыков 42

Краткий итог главы 42

Термины для запоминания 43

Глава 2. Память: запоминание, сохранение и воспроизведение информации 44

Память как посредник когнитивных процессов 44

Временная последовательность 46

Виды памяти 47

Запоминание 50

Приемы, облегчающие усвоение информации 51

Сосредоточение внимания 51

Отслеживание смысла 52

Распределение времени изучения 54

Упорядочение 54

Создание ключей для поиска в памяти 55

Повторное изучение 56

Учет побочных факторов 56

Сохранение (ретенция) 57

Сложная природа памяти 57

Предварительные знания 57

Стереотипы и предубеждения 57

Предположения и искажения 58

Показания очевидцев 59

Подлинные и мнимые воспоминания 59

Воспроизведение 60

Забывание 60

Мышление и забывание 60

Ошибки припоминания 61

Ключи, облегчающие припоминание 62

Оперативная память 63

Группировка информации 64

Метапамять 65

Мнемоника 67

Ключевые слова и образы 68

Рифмы 70

Метод привязки к месту 70

Первые буквы 71

Мнемонические принципы 72

Внешние средства помощи памяти 72

Вспоминание событий 73

Когнитивное интервью 73

Ошибки памяти 74

Применение алгоритма 74

Краткий итог главы 75

Термины для запоминания 76

Глава 3. Связь между мышлением и языком 77

Мысль и язык 78

Психолингвистика 78

Глубинное представление и поверхностная структура 78

Имплицитность и выводы 80

Подтекст в рекламе 80

Аналогии и метафоры 84

Использование аналогий для облегчения понимания 84

Использование аналогий для облегчения решения задач 85

Использование аналогий для убеждения 85

Слова и их значения 86

Определения и контролирование мыслей 87

Власть ярлыков и категорий 89

Прототипическое мышление 90

Язык: инструмент или повелитель мышления? 92

Верное и ложное направление мышления 93

Эмоциональный язык и «называние своими именами» 93

Двусмысленности, неопределенности и словесные уловки 94

Этимология и реификация 96

Бюрократический жаргон и эвфемизмы 97

Фрейминг с помощью наводящих вопросов, отрицание и выделенные слова 98

Противопоставление и контекст 99

Барометры мышления 101

Понимание: задача языка 102

Стратегии понимания 102

Задавание вопросов и объяснение 102

Графические систематизаторы 105

Линейные последовательности 105

Иерархии 106

Сети 107

Матрицы 109

Блок-схемы 112

Общие правила и принципы 113

Использование алгоритма 115

Краткий итог главы 115

Термины для запоминания 116

Глава 4. Логические рассуждения: дедуктивный вывод логически правильных заключений 117

Логическое и психологическое 118

Прагматизм и логика 118

Индуктивные и дедуктивные рассуждения 120

Линейное упорядочение 122

Линейные схемы 122

Различие между истинностью и валидностью 124

Условные суждения 124

Древовидные диаграммы 125

Условные суждения в повседневной жизни 127

Отрицание 128

Тенденция к подтверждению 128

Разрешающие и обязывающие фигуры силлогизма 130

Если и только если 131

Цепные условные умозаключения 131

Условные суждения в юриспруденции 131

Комбинаторное рассуждение 132

Силлогистическое рассуждение 133

Проверка валидности заключения 135

Круговые диаграммы для проверки валидности рассуждений 135

Вербальные правила проверки валидности заключения 144

Силлогизмы в повседневной жизни 146

Опущенные кванторные слова 147

Изменение установок с помощью силлогизмов 148

Распространенные ошибки в силлогистических рассуждениях 149

Дизъюнктивные (разделительные) суждения 150

Вероятностные рассуждения 150

Рассуждение в повседневной жизни 151

Рассуждение с помощью схем 152

Использование алгоритма 153

Краткий итог главы 154

Термины для запоминания 155

Глава 5. Анализ аргументации 157

Анатомия аргументации 158

Посылки 159

Заключения 160

Предположения 161

Определители 162

Контраргументация 162

Графическое изображение структуры аргументации 163

Руководство по составлению схемы структуры аргументации 165

Структура аргументации в письменной и устной речи 165

Оценка силы аргументации 166

Приемлемые и непротиворечивые посылки 166

Достоверность 167

Посылки, поддерживающие заключения 168

Пропущенные компоненты 171

Веские аргументы 172

Как исследовать аргументацию 173

Рассуждения и рационализация 176

План оценки аргументации — даже вашей собственной 177

Убеждение и пропаганда 177

Психология доводов 179

Двадцать один распространенный ложный довод 180

1. Влияние ассоциаций 180

2. Доводы против личности 181

3. Упор на жалость 181

4. Популярность и рекомендации 181

5. Ложная дихотомия 182

6. Обращение к гордости или тщеславию 183

7. Подтасовка или сокрытие информации 183

8. Порочный круг 184

9. Нерелевантные (не связанные с заключением) доводы 184

10. «Под уклон» или континуум 184

11. «Соломенное чучело» 185

12. Часть — целое 185

13. Использование незнания 185

14. Слабые и неподходящие аналогии 186

15. Обращения к авторитетам 186

16. Неполные сравнения 186

17. Знание того, чего нельзя узнать 187

18. Ложная причина 187

19. Снижение 187

20. Обращение к традиции 187

21. Ложные обвинения в ложных доводах 188

Различия между мнением, обоснованным суждением и фактом 188

Визуальная аргументация 189

Как изменять убеждения 191

Использование алгоритма 192

Краткий итог главы 193

Термины для запоминания 194

Глава 6. Мышление как проверка гипотез 196

Что такое проверка гипотезы 196

Объяснение, прогнозирование и контроль 197

Индуктивные и дедуктивные методы 197

Рабочие определения 198

Независимые и зависимые переменные 199

Чувствительность измерений 200

Контингент и выборки 200

Репрезентативные и нерепрезентативные (тенденциозные) выборки 200

Размер выборки 202

Вариативность 203

Определение причины 204

Изоляция и контроль переменных 205

Трехступенчатая схема эксперимента 206

Применение принципов изоляции и контроля 207

Проспективные и ретроспективные исследования 208

Корреляция и причинная связь 209

Мнимая корреляция 210

Валидность 211

Конвергентная (сходящаяся) валидность 211

Мнимая валидность 212

Надежность 213

Обдумывание ошибок 213

Опыт — слишком дорогой учитель 214

Самопрограммирование 215

Оккультные верования и паранормальные явления 216

Мыслить как интуитивный ученый 217

Применение алгоритма 218

Краткий итог главы 219

Термины для запоминания 220

Глава 7. Вероятность и неопределенность: понимание законов вероятности 222

Вероятностная природа мира 222

Вероятность и неопределенность 223

Шансы 224

Законы случая 224

Степени уверенности 225

Факторы, влияющие на суждения о вероятности и неопределенности 226

Поиски смысла 226

Чрезмерная уверенность 226

Использование законов вероятностей 227

Игры, основанные на случайности 229

Карты 229

Рулетка 230

Вычисление вероятности событий с несколькими возможными исходами 231

Использование древовидных диаграмм 231

Ошибка при конъюнкции — применение правила «и» 235

Совокупный риск — применение правила «или» 237

Ожидаемые значения 237

Субъективная вероятность 240

Ошибка игрока 240

Игнорирование базового уровня 241

Принятие вероятностных решений 242

Прогнозы на основе объединения информации 243

Нерегрессивные суждения 247

Риск 248

Оценка риска 250

Необъективность при оценке риска 251

Использование статистики и возможные ошибки, возникающие при этом 252

О среднем 252

Точность 253

Значимые различия 254

Экстраполяция 254

Статистические мистификации 255

Применение алгоритма 255

Краткий итог главы 256

Термины для запоминания 257

Глава 8. Принятие решений 258

Принятие разумных решений 260

Структура принятия решения 260

Дескриптивные и прескриптивные процессы 263

Ловушки, подстерегающие нас при принятии решений 265

Неспособность увидеть очевидное противоречие 265

Чрезмерная уверенность 267

Эвристика наглядности 267

Эвристика репрезентативности 270

Тенденция принимать желаемое за действительное 270

Капкан 271

Психологическая реактивность 272

Пристрастность 273

Эмоциональные состояния 274

Легкомыслие 274

Оценка последствий 275

Оценка желательных и нежелательных последствий 275

Метод исключения 277

Подготовка рабочего листа 277

Схематизация принятия решения 278

Выработка альтернативных вариантов 279

Перечисление конкретных соображений 279

Взвешивание соображений 280

Взвешивание альтернативных вариантов 281

Расчет решения 282

Общая оценка 282

Построчное сравнение 283

Правило 2/3 идеала 284

Дилеммы в принятии решений 284

Обязательства и оценки после принятия решения 285

Когнитивный диссонанс 286

Оценка задним числом и предусмотрительность 286

Применение алгоритма 288

Краткий итог главы 289

Термины для запоминания 289

Глава 9. Развитие навыков решения задач 291

Структура задачи 291

Стадии решения задач 293

Инкубация 294

Инсайт 295

Настойчивость 295

Четко и нечетко поставленные задачи 296

Планирование и представление задачи 297

Используйте модели 309

Стратегии решения задач 311

Анализ целей и средств 311

Упрощение 314

Обобщение и специализация 316

Случайный поиск и метод проб и ошибок 317

Правила 318

Подсказки 318

Метод деления пополам 320

Мозговая атака 320

Противоречие 321

Переформулировка задачи 322

Аналогии и метафоры 322

Консультация специалиста 324

Выбор наилучшей стратегии 324

Трудности при решении задач 325

Функциональная привязанность и трафаретное мышление 325

Введение в заблуждение и нерелевантная информация 327

Ограничения, накладываемые нашей картиной мира 328

Механизация 328

Применение алгоритма 329

Краткий итог главы 329

Термины для запоминания 330

Глава 10. Творческое мышление 332

Определение творчества 333

Латеральное и вертикальное мышление 334

Творческий гений или проза жизни? 335

Чувствительность, синергия и интуиция 335

Генерирование, исследование, оценка 339

Инсайт и инкубация 339

Мышление по аналогии 341

Остранение 341

Бионика 342

Свободные ассоциации 342

Поощрение творчества 343

Человек, проблема, процесс 343

Факторы внешней среды 343

Личностные факторы 344

Стратегии творческого мышления 345

Основные принципы 345

Программа продуктивного мышления 346

Переход количества в качество 347

Контрольный список творческих идей 348

Список свойств 349

Связывающий алгоритм Кровица 350

Плюс-минус-интересно 351

Активизация пассивного знания 351

Просмотр 351

Визуальное мышление 352

Сведем это все воедино 353

Применение алгоритма 353

Краткий итог главы 354

Термины для запоминания 355

Глава 11. Слово в заключение 355

Список литературы 356

Предметный указатель 375

 

Предисловие к русскому изданию 9

Предисловие 12

Выражение признательности 14

Выражение признательности за первое издание 15

Выражение признательности за второе издание 15

Читателю и преподавателю 16

Глава 1. Мышление: введение 17

Необходимость в навыках критического мышления 17

Доказательства того, что мышление можно улучшить 26

Размышления о мышлении 30

Интеллект и навыки мышления 41

Установка на критическое мышление и готовность к нему 46

Алгоритм мышления 52

Краткий итог главы 55

Термины для запоминания 56

Глава 2. Память: запоминание, сохранение и воспроизведение информации 58

Память как посредник когнитивных процессов 59

Запоминание 66

Сохранение (ретенция) 75

Воспроизведение 80

Оперативная память 84

Метапамять 87

Мнемоника 89

Ошибки памяти 98

Применение алгоритма 99

Краткий итог главы 100

Термины для запоминания 101 (6:)

Глава 3. Связь между мышлением и языком 104

Мысль и язык 104

Слова и их значения 116

Язык: инструмент или повелитель мышления? 123

Понимание: задача языка 137

Использование алгоритма 152

Краткий итог главы 153

Термины для запоминания 154

Глава 4. Логические рассуждения: дедуктивный вывод логически правильных заключений 157

Логическое и психологическое 158

Линейное упорядочение 163

Условные суждения 167

Комбинаторное рассуждение 177

Силлогистическое рассуждение 179

Вероятностные рассуждения 202

Рассуждение в повседневной жизни 203

Использование алгоритма 205

Краткий итог главы 207

Термины для запоминания 208

Глава 5. Анализ аргументации 211

Анатомия аргументации 212

Графическое изображение структуры аргументации 218

Оценка силы аргументации 223

Убеждение и пропаганда 239

Психология доводов 240

Двадцать один распространенный ложный довод 242

Различия между мнением, обоснованным суждением и фактом 253

Визуальная аргументация 255

Как изменять убеждения 257

Использование алгоритма 259

Краткий итог главы 260

Термины для запоминания 261

Глава 6. Мышление как проверка гипотез 264

Что такое проверка гипотезы 264

Определение причины 275

Обдумывание ошибок 287 (7:)

Самопрограммирование 289

Оккультные верования и паранормальные явления 291

Мыслить как интуитивный ученый 292

Применение алгоритма 294

Краткий итог главы 295

Термины для запоминания 296

Глава 7. Вероятность и неопределенность: понимание законов вероятности 299

Вероятностная природа мира 300

Факторы, влияющие на суждения о вероятности и неопределенности 304

Использование законов вероятностей 306

Ожидаемые значения 319

Субъективная вероятность 323

Принятие вероятностных решений 326

Прогнозы на основе объединения информации 327

Риск 334

Использование статистики и возможные ошибки, возникающие при этом 338

Применение алгоритма 343

Краткий итог главы 344

Термины для запоминания 345

Глава 8. Принятие решений 348

Принятие разумных решений 349

Дескриптивные и прескриптивные процессы 354

Ловушки, подстерегающие нас при принятии решений 357

Оценка последствий 370

Метод исключения 373

Подготовка рабочего листа 374

Обязательства и оценки после принятия решения 384

Применение алгоритма 387

Краткий итог главы 389

Термины для запоминания 390

Глава 9. Развитие навыков решения задач 392

Структура задачи 393

Стадии решения задач 395

Четко и нечетко поставленные задачи 399

Планирование и представление задачи 401

Стратегии решения задач 419 (8:)

Трудности при решении задач 438

Применение алгоритма 443

Краткий итог главы 444

Термины для запоминания 445

Глава 10. Творческое мышление 448

Определение творчества 449

Творчество как познавательный процесс 455

Поощрение творчества 463

Стратегии творческого мышления 466

Применение алгоритма 477

Краткий итог главы 478

Термины для запоминания 479

Глава 11. Слово в заключение 481

Список литературы 482

Предметный указатель 496

Предисловие к русскому изданию

Около года назад на заседании кафедры один из ведущих профессоров факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета был буквально потрясен, когда узнал, что один из студентов выпускного курса не только убежден, что Солнце вращается вокруг Земли, но, более того, не имеет никакого представления ни о Галилее, ни о Копернике. Однако изумление уважаемого профессора, по-видимому, было бы не столь сильным, если бы он знал, что примерно 21% взрослых американцев согласны с нашим героем-студентом*.

Так как большинство из этих людей имели среднее и высшее образование, возникает вопрос: почему они оказались научно неграмотными, несмотря на то, что необходимая информация и факты им, естественно, не раз сообщались. Ответ на этот вопрос, а также на вопросы: «Что происходит, когда мы мыслим и мыслим продуктивно и творчески? Чем отличается «хорошее» мышление (критическое, по терминологии Д. Халперн) от «плохого»? Как улучшить мышление? Можно ли сформировать навыки критического мышления? Каковы пути и способы выработки адекватного знания и структур знаний?» — содержит предлагаемая теперь отечественному читателю книга Дайаны Халперн «Психология критического мышления», выдержавшая в США за последние годы несколько изданий, что само по себе свидетельствует о ее популярности и несомненной практической пользе.

При поиске ответов на эти вопросы Дайана Халперн опирается на богатейший теоретический и фактический материал, накопленный когнитивной психологией при изучении познавательных процессов, в частности процесса мышления. Конечно, многое здесь остается еще нераскрытым, да и вряд ли когда-либо будет раскрыто до конца. Но то, что исследовано за последние 25 лет, дало автору возможность предложить конкретные приемы, способствующие направленному формированию критического мышления и структур знаний.

Как известно, выдающийся психолог М. Вертгеймер считал, что понятие «знание» — двусмысленно. Знание «слепой» связи между предметом и его назначением сильно отличается от открытия связи между средством и целью**. Последнее знание уже не может рассматриваться как нечто, задаваемое извне; это живое личностное знание. Именно в формировании этого живого знания посредством критического мышления видит Дайана Халперн ответ на поставленные выше вопросы. Именно на это знание, по ее мнению, должны ориентироваться программы обучения — с учетом возрастных различий, разного социокультурного и начального образовательного уровня, специализации образовательных учреждений.

* Halpern D. Enhancing Thinking Skills in the Science and Mathematics. Preface. 1992.

** Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. — С. 108-109. (10:)

Критическое мышление — это, прежде всего, творческое мышление. В книге Дайаны Халперн природа критического мышления раскрывается с точки зрения его (10:) развития и предлагаются эффективные приемы его формирования. Эти подходы созвучны идеям развивающего обучения, где, в первую очередь, нужно «учить мыслить», в том числе «мыслить о смысле», «мыслить о своем мышлении»*. Это созвучие неслучайно, а сходство подходов не только внешнее. Это — явление времени и результат саморефлексии психологии развития, когда на первый план выдвигается проблема не «чему учить», а проблема «как учить».

Смена акцентов чрезвычайно важна для современной практики обучения. Она позволила Дайане Халперн и ее сотрудникам разработать новые стратегии обучения как для школьного, так и для высшего образования, и это сказалось в выборе материала и композиции книги. В то же время практическая направленность, систематический охват всех сторон психологии мышления, богатство фактического материала выгодно отличают эту книгу от других, увы, пока немногочисленных изданий по данной теме. А то, что книга совмещает в себе подлинную научность, доступность и иллюстративность, свойственные, скорее, научно-популярным изданиям, а не скучным учебникам, сделает ее интересной самому широкому кругу читателей.

А. И. Нафтульев, академик Международной академии психологических наук

* Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М.: Тривола, 1995. — С. 21-23. (11:)

 

Шелдону, моему мужу, Эвану и Джейн, моим детям, за их поддержку, воодушевление и любовь

Предисловие

Возможно, вам знакомо рекламное объявление, встречающееся на страницах многих журналов: «Величайшие произведения мировой литературы теперь можно слушать на аудиокассетах». Мне, подобно большинству калифорнийцев, жителей других крупных городов, а также сельских и пригородных районов, каждый день приходится проделывать долгий путь на работу и обратно. Я люблю читать, но мне нравится и слушать записанное на кассеты чтение хороших книг, когда я вместе с миллионами других раздраженных автомобилистов медленно продвигаюсь в дорожных пробках в часы пик. Поэтому неудивительно, что я обратила внимание на текст, набранный мелким шрифтом под этим большим заголовком. Кто- то выбрал «100 лучших книг всех времен» и предложил их покупателям на аудиокассетах. «Звучит интригующе», — подумала я. Однако на пленку записали не оригинальные произведения, а сильно урезанный вариант этих книг. Каждое из «величайших произведений мировой литературы» сократили настолько, что время звучания составило менее 30 минут на книгу! Рекламное объявление заканчивалось заверением читателей-слушателей, что представители компании, выпускающей аудиокассеты, не будут против того, чтобы мы, усвоив эту концентрированную мудрость, выдавали себя за докторов наук в области литературы. Другими словами, после 50 часов беглого прослушивания кассет я смогу выглядеть настоящим знатоком художественной литературы.

Мне стало интересно, кто же захочет купить этот миникомплект «литературы для ублажения слуха». Через несколько страниц в этом же журнале я обнаружила рекламу серии «книг», о которых говорилось, что это лучшее из когда-либо написанного о том, как достичь успеха в сфере бизнеса. Каждая из этих «одобренных критикой» (уж не знаю, что это значит) книг была сокращена до восьми страниц — специально для «занятых профессионалов».

Размышляя над этим кратчайшим маршрутом к поверхностным знаниям, я начала присматриваться более внимательно к другим сообщениям, которыми нас ежедневно засыпают — находим ли мы их в своих почтовых ящиках или видим на рекламных щитах и телеэкранах.

Я получила по почте удивительное предложение, в котором говорилось, что я «выиграла» право на покупку «безупречного искусственного алмаза». Точно такой же настоящий алмаз стоил 3 тысячи 559 долларов. Предложение сделать покупку за 19 долларов было очень заманчивым.

Все еще держа в руке этот рекламный проспект с «покупкой на всю жизнь», я включила телевизор.

Многочисленные знаменитости описывали преимущества обращения к экстрасенсу. Телезрителям настойчиво советовали позвонить своему «личному экстрасенсу», который поможет в решении семейных и профессиональных проблем. Очевидно, (13:) многие так и делают. Сфера подобных услуг, по всей видимости, процветает, поскольку я даже получила приглашение участвовать в сеансе, который личный экстрасенс проведет через Интернет.

Я знаю, что большая часть читателей полагает, что эти банальные примеры не имеют к ним никакого отношения. Однако статистика показывает, что многие из вас начинают каждый день с просмотра своего гороскопа, верят, что плохие (или хорошие) вещи случаются по три раза подряд, и могут привести хотя бы один случай проявления собственных экстрасенсорных способностей. В то самое время, когда нам предлагают поверхностные знания, «настоящие искусственные алмазы» и советы высокооплачиваемых, но не имеющих никакой подготовки шарлатанов, мир, в котором мы живем, становится все более сложным.

Компьютерные мониторы, отображающие огромное количество информации, стали в наших домах почти таким же распространенным явлением, как и телеэкраны. События в самых отдаленных уголках планеты можно наблюдать в момент, когда они происходят, колебания курса японской иены или мексиканского песо отражаются на ценах в соседних супермаркетах, а высшее образование теперь более важно при выборе работы и образа жизни, чем когда- либо ранее. Кажется, что упрощенные ответы, непродуманные и поверхностные определения, иллюзорные знания появляются с такой же скоростью, с какой происходят изменения в объеме знаний и навыков, необходимых нам, чтобы действовать и добиваться успеха в этот век информации и высоких технологий.

В этом бурном потоке перемен одно остается без изменения: сегодня как никогда нам важно обладать способностью приобретать знания и использовать их для решения огромного количества чрезвычайно сложных задач. В противном случае как мы сможем определить, разумно ли мы поступим, купив искусственный алмаз за 19 долларов? (Понятно, что искусственный алмаз — это лишь красивое название для простого куска стекла, не имеющего никакой ценности.) Можно ли верить, что личный экстрасенс способен помочь найти настоящую любовь, сохранить и улучшить здоровье и подсказать, куда следует вкладывать деньги? Перед каждым из нас стоит множество проблем. Как может обычный человек разобраться в многословных и эмоциональных рассуждениях о пользе той или иной диеты, об опасности, исходящей от источников радиоактивного и электромагнитного излучения, или о целесообразности дорогостоящих медицинских обследований (таких, например, как маммография)? Как осмысленно подойти к вопросу, действительно ли СПИД является серьезной угрозой для каждого или, как говорят некоторые, это всего лишь результат санкционированного властями заговора, преследующего цель избавиться от определенной прослойки населения?

Если вас тоже мучают подобные вопросы, не падайте духом — у вас есть повод для оптимизма. Существуют убедительные доказательства, которые подтверждаются на протяжении десятилетий, что взрослые люди способны улучшить свои мыслительные способности (например, Astin, 1977; Kitchner & King, 1981; Trent & Medsker, 1968). Многочисленные факты, подкрепляющие такую точку зрения, приводятся на страницах моей книги. Так, Кинг (King, 1991) и ее коллеги доказали, что взрослые могут развивать свои мыслительные способности и переходить с низших уровней мышления, когда все мнения воспринимаются как равноценные, а истина считается относительной, к более высшим, на которых появляется возможность (14:) высказывать обоснованные суждения о достоверности и особенностях полученного знания. Наиболее эффективный путь к взвешенному суждению, высшей ступени в этой эволюционной последовательности, лежит через образовательные программы, разработанные для того, чтобы стимулировать интеллектуальное развитие. Задача третьего издания моей книги — показать, как сделать процесс мышления более продуктивным, а также дать упражнения, выполняя которые можно будет применить на практике навыки критического мышления и усовершенствовать их. Книга призвана научить читателей ценить правильное мышление, превращая его в привычку. И еще мне хочется, чтобы читатели получили подлинное удовольствие от процесса мышления и от усвоения знаний.

Я ставлю высокие цели перед каждым читателем этой книги. Я хочу, чтобы с вами произошли существенные и значимые изменения, благодаря которым вы, прочтя эту книгу и поработав с сопровождающим ее сборником упражнений, начали бы мыслить более продуктивно. Я хочу, чтобы вы стали применять навыки критического мышления в любых ситуациях и делали это с пользой для себя и окружающих. Если каждый читатель хотя бы немного изменит свое мышление, то совокупный эффект будет гораздо больше, чем могли бы дать усилия каждого из нас в отдельности. Только подумайте, чего мы можем добиться!

Если мы все сделаем лишь небольшой шаг в сторону более продуктивного мышления, мы сможем изменить существующее положение вещей.

Выражение признательности

Мне посчастливилось воспользоваться советами и идеями лучших специалистов по психологии. Прежде всего, я благодарю всех замечательных студентов, которые пользовались первыми двумя изданиями этой книги. Своими вопросами и комментариями они помогли придать третьему изданию новую форму, указав на те разделы, которые требовали уточнений, подсказав, где следует сократить материал, и, убедив меня в необходимости написать отдельный сборник упражнений, с тем, чтобы приобретенные навыки можно было научиться применять при решении задач разного типа.

Несколько психологов любезно уделили мне свое время и опыт, помогая сделать третье издание настолько понятным и точным, насколько это возможно. Я выражаю искреннюю признательность Дейл Бергер из Клермонского аспирантского центра, Стиву Сеси из Корнелльского университета, Карол Уейд из Доминиканского колледжа в Сан-Рафаэле и Линде Кудли из колледжа в Нала Вэлли за их полезные замечания к разделам этого издания. Ларри Вагнер из Клермонского аспирантского центра внимательно прочитал и прокомментировал каждую главу, а многочисленные преподаватели из учебных заведений всего мира писали и звонили мне, делясь своими мыслями и замечаниями на протяжении тех 12 лет, что прошли с момента выхода первого издания. Всем им моя искренняя благодарность.

Я также выражаю признательность и восхищение известному художнику из Сан-Диего и моему хорошему другу Роберту Перайну, придумавшему обложку этой (15:) книги. Его новая трактовка знаменитой статуи Родена «Мыслитель» показывает, как художник может выразить свое критическое и творческое мышление в невербальной форме. Надеюсь, что этот прекрасный рисунок доставит удовольствие и читателям.

Выражение признательности за первое издание

В подготовке этой книги мне оказали содействие многие люди. Мистер Джек Бертон, вице- президент издательства Lawrence Erlbaum Associates, помогал мне в процессе издания книги своими тактичными и мудрыми наставлениями. В ходе этой работы он стал моим другом, которым я восхищаюсь и которого уважаю. Доктор Джордж Мэндлер из Калифорнийского университета, Сан-Диего, неоднократно читал и перечитывал рукопись, давая мне советы как специалист и как простой читатель. Я очень ценю его помощь. Моя дорогая «тетушка» доктор Кэтрин Д. Ньюмен, в настоящий момент оставившая свою работу на английском отделении государственного колледжа в Уэст-Честере, не только просмотрела рукопись, дав мне ценные советы и внеся ряд поправок, но и служила мне примером для подражания. Она оказала огромное влияние на мою жизнь. Доктор Сюзан Наммедал из Калифорнийского государственного университета, Лонг-Бич, поделилась со мной своим опытом, дав полезные указания по рукописи. Она поддерживала и подбадривала меня в ходе работы над этим проектом. Я весьма ценю ее помощь. Доктор Дороти Пионтковски из Государственного университета в Сан-Франциско подала мне несколько ценных идей, особенно к главе 3. Я бы хотела также поблагодарить одного «анонимного философа» за его замечания к главе, посвященной логическим рассуждениям. Мисс Санди Гайдман, ответственный редактор, заслуживает особой благодарности за ту работу, которую она проделала, подготавливая книгу к печати и оформляя ее.

Больше всего я благодарна за помощь в подготовке этого текста моему мужу Шелдону и моим детям Эвану и Джоан. Шелдон прочитал всю рукопись от начала до конца, продираясь сквозь погрешности моего стиля, и поддерживал меня в течение всей работы над книгой, так же как и во всех других жизненных ситуациях. Поддержка Эвана и Джоан была разнообразной, но прежде всего она состояла в том, что они были рядом и выражали восхищение моими успехами. Спасибо всем вам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...