Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные возможности методики «Пиктограмма»




Как уже указывалось ранее, по методике «Пиктограмма» можно получить сведения и более широкого характера, сводящегося не только к оценке особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, но и, например, направленности сознания (типа мышления), межличностным предпочтениям, эмоциональному состоянию испытуемого.

Содержание самих рисунков отражает запас знаний и предложений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.

Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. I. Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

- Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ.

- 3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);

- Конкретные (К) - конкретные предметы.

- Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

- Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.

1. Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу " мыслителя ". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.

2. Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

3. В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.

II. Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует т о, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.

III. Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого. Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

IV. Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

Контрольные вопросы

1. Перечислите критерии методики «Пиктограмма».

2. Для каких целей используется методика «Пиктограмма»?

 

Пиктограмму следует оценивать «в целом», т.е. по общему характеру выбираемых испытуемым образов, а не по отдельным ассоциациям. Так, например, абстрактные знаки и символы встречаются часто в пиктограммах совершенно здоровых людей. Приведем пример пиктограммы, составленной психически здоровой, очень способной студенткой (рис. 1).

 
 

В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными. В этой пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам «разлука» и «справедливость». Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.

Рис. 1. Пиктограмма здоровой студентки

Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации (рис. 2).

Рис. 2. Выхолощенные бессодержательные символы

 

Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему «веселый праздник» она сможет вспомнить по крестику, а «развитие» - по галочке, «болезнь» - по двум точкам, а «дружбу» по одной. Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует «веселый праздник» округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку- угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает «счастье» прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над «разлукой», а «сомнение» - прямой линией, упирающейся в зигзаг.

Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует «сомнение» как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что «круг - это неуверенность», и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: «Как по-вашему, будет ли «неуверенность» уже или шире «сомнения» по площади?».

В целом методика «пиктограммы» очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.


Приложение 12

Протокол к методике «Пиктограмма»

Испытуемый: ____________________________Экспериментатор:__________________________ Дата:_____________ Время:______________

1. Легкость выполнения задания:

2. Эмоциональное отношение к заданию:

3. Потребность в более широком пространстве:

Предъявляемое понятие и отметка о наличии пиктограммы Высказывания испытуемого в 1й серии (через 15-20 минут) Высказывания испытуемого во 2й серии (повторное воспроизведение через 40-60 минут) Критерии мыслительной деятельности Вид изображения: -Абстрактное (А) -Знаково-симовлическое (З) - Конкретное)К) - Сюжетное (С); - Метафорическое (М)
адекватности (+ или -) воспроизведения через40-60 мин (+ или -) конкретности— абстрактности образа в баллах (от 1 до 3) стандартности-оригинальности образа в баллах (от 1 до 3)
1.                
2.                
3.                
4.                
5.                
6.                
7.                
8.                
9.                
10.              
Всего,%              

Приложение 12а

Бланк для испытуемого

к методике «Пиктограмма»

 

Испытуемый: ____________________________Экспериментатор:__________________________ Дата:_____________ Время:______________


Литература:

Исследование опосредованного запоминания

1. Практикум по общей психологрии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. С. 169-170.

2. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972. С.128-138.

3. Практические занятия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С.94.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...