Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стоматологические общества.

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практического занятия № 1

(для преподавателей)

МОДУЛЯ 1

«Строение зубов и препарирование кариозных полостей»

 

СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ІІІ-ІV УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ

 

 

«ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ КАК ОСНОВНАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА, РАЗДЕЛЫ. ВКЛАД УЧЕНЫХ УКРАИНЫ В ЕЕ РАЗВИТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ПРОПЕДЕВТИКИ»

Составила асс. Потапова С.И.

 

 

Харьков 2010

Тема: «ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ КАК ОСНОВНАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА, РАЗДЕЛЫ. ВКЛАД УЧЕНЫХ УКРАИНЫ В ЕЕ РАЗВИТИЕ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ПРОПЕДЕВТИКИ»

 

Технологическая карта проведения практического занятия:

№ п/п   Этапы   Время в мин.   Учебные средства обучения Оснащение Место проведения
1.   Определение и коррекция исходного уровня знаний     Устный опрос. Банк тестовых заданий для контроля исходного уровня знаний Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, бормашины, наборы стоматологического инструментария Учебная аудитория
22. Самостоятельное изучение: -место терапевтической стоматологии среди профильных дисциплин и в системе медицинского образования - цели и задачи, стоящие перед терапевтической стоматологией - цели и задачи курса пропедевтики     Фантомы, таблицы, рисунки, видеофильмы, атласы   Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, бормашины, наборы стоматологического инструментария Учебная аудитория
3. Разбор и коррекция усвоения изучаемой темы     Рабочие тетради Учебная аудитория
4. Тестовый контроль   Банк тестовых заданий   Учебная аудитория

Актуальность темы:

 

Приобретенные знания об истории развития терапевтической стоматологии помогут студентам оценить вклад отечественных ученых и применять полученные знания в клинике при приеме больных.

Подготовка врача-стоматолога требует овладения им большим количест­вом различных практических навыков. До клиническо­го обучения студент должен уметь проводить определенный объем врачебных вмешательств для оказания помощи больному. Поэтому большое внимание уделяется практической подготовке студента и овладению им навыками ра­боты при помощи моделей, удаленных зубов, специальных приспособлений, имитирующих полость рта - фантомов. Успешное овладение этими навыками позволит студенту уверенно проводить прием больных во время клинического курса обучения.

 

Общая цель занятия:

Иметь представление о терапевтической стоматологии как основной стоматологической дисциплине, знать задачи и разделы терапевтической стоматологии, понимать какое место она занимает среди профильных и непрофильных дисциплин. Знать цели и задачи курса пропедевтики терапевтической стоматологии.

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

Цели исходного уровня знаний Конкретные цели
1.Иметь представление об основных задачах стоматологии.     2.Иметь представление об основных задачах терапевтической стоматологии как основной стоматологической дисциплины.   3. Иметь представление о истории развития зуболечения и отечественной стоматологии.   4. Знать задачи и разделы терапевтической стоматологии.   1. Знать основные задачи стоматологии, цели и разделы терапевтической стоматологии в частности.   2. Знать какое место в системе медицинского образования занимает терапевтическая стоматология.     3. Знать историю развития отечественной стоматологии, вклад украинских ученых, современные достижения терапевтической стоматологии. 4.Знать цели и задачи пропедевтического курса

Теоретические вопросы, на основе которых возможно выполнение

целевых видов деятельности:

 

1. Место терапевтической стоматологии среди профильных дисциплин и в системе медицинского образования.

2. Разделы терапевтической стоматологии.

3. Исторические этапы развития зуболечения и отечественной стоматологии.

4. Роль украинских ученых в подготовке стоматологических кадров и в развитие терапевтической стоматологии.

5. Цели и задачи курса пропедевтики терапевтической стоматологии.

 

Учебная информация, необходимая для изучения данной темы:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Магид Е.Л.Мухин Н.А.Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии.-1981.-С.3-4.

2. Терапевтическая стоматология: Учебник / Под ред. Ю.М Максимовского.- М.: Медицина, 2002.- С.1-25.

3. Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии, ОАО «Медицина», 2005.- 324с.

4. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Робустова Т.Г. Пропедевтическая стоматология: Учебник для ВУЗов / Под ред. Базикяна Э.А./.ГЭОТАР-Медиа,2003.-768 с.

5. Нападов А. Паламарчук В.М. Хохлов Э.М Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии.- 1984.-С. 3-25.

6. Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред. Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина, 2001.-840 с.

7. Терапевтическая стоматология.: Учебник для студентов мед. вузов / Под ред. Боровского Е.В.- М.: «Медицинское информационное агентство», 2004.- С.1-23.

8. Борисенко А.В. Секреты терапевтической стоматологии в 4 томах. Фантомный курс. Том 1. МЕДпресс- информ,2009.- 320с.

9. Данилевский Н.Ф., Борисенко А.В., Политун А.М. Терапевтическая стоматология. В 4 томах. Том 1. Фантомный курс. Киев «Медицина»,2009.-399с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред. Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.-М.: Медицина, 1998.-736с.

2. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 560 с.

  1. Скорикова А.А., Волков В.А., Баженова Н.П. Пропедевтика стоматологических заболеваний: Учебное пособие для мед. ВУЗов. Ростов: Феникс.2002.- 640 с.
  2. Трезубов В.Н., Мишнев Л.М.,Соловьев М.М. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты.- СпецЛит.,2006.- 146с.

5. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Лукина Г.И. Стоматология. Тематические тесты. В 2-х частях. Часть 1. Пропедевтическая стоматология, ГЭОТАР-Медиа,2009.- 193с.

Организационная структура практического занятия (короткие методические указания к работе на практическом занятии):

В начале занятия, которое проводится в учебной аудитории, преподаватель напоминает тему, общие и конкретные цели. Дальше проводит определение исходного уровня знаний студентов.

Затем студенты самостоятельно изучают исторические этапы развития стоматологии, останавливаясь на терапевтической стоматологии, как основной стоматологической дисциплине (разделы, цели, задачи), а также целях и задачах курса пропедевтики терапевтической стоматологии. Далее студенты знакомятся с вкладом украинских ученых в развитие терапевтической стоматологии.

При этом преподаватель обращает внимание студентов на место терапевтической стоматологии среди других дисциплин, подчеркивает приоритет отечественных ученых.

В конце занятия проводится коррекция результатов усвоения темы и итоговый контроль с помощью тестовых заданий.

Подводится итог, анализируются действия студентов во время занятия. Дается задание к следующему занятию.

Содержание темы:

Терапевтическая стоматологияизучает этиологию, патогенез, клинические проявления основных стоматологических заболеваний, разраба­тывает методы их лечения и профилактики. Одновременно разрабатываются и общегосударственные мероприятия предотвращения наиболее распространен­ных стоматологических заболеваний - кариеса и болезней пародонта.

В терапевтической стоматологии наметилась дифферен­циация и определенная специализация. Основ­ными разделами терапевтической стоматологии являются: 1)одонтология (заболевания зубов кариозного и некариозного происхождения, осложнения кариеса (пульпит, периодонтит)), 2)заболевания пародонта, 3)заболевания слизистой оболочки по­лости рта, 4) неврогенные синдромы, которые локализуются в челюстно-лицевой области (нейростоматология).

Стоматология на протяжении многих столетий развивалась в тесной вза­имосвязи с другими медицинскими специальностями и является на­иболее распространенной из них.

Терапевтическая стоматология тесно связана с профильными дисциплинами: хирургической, ортопедической стоматологией, ортодонтией, физиотерапией, так как в комплексном лечении заболеваний пародонта принимают участие минимум три врача. С другими дисциплинами, так как системные заболевания проявляются симптомами в полости рта. Применение современных пломбировочных материалов предполагает изучение терапевтами-стоматологами материаловедения. Для постановки диагноза в клинике терапевтической стоматологии нередко применяются лабораторные методы обследования.

Уровень исследований зависит от дости­жений науки и применяемых методик. Так, в 20—30-е годы проводились клинические исследования и определение хи­мического состава тканей зуба с использованием аналити­ческих методов. В 40—60-е годы с появлением возможности использовать радиоактивные изотопы и более современные биохимические методики изучали биохимический состав органического вещества твердых тканей и процессы обме­на в норме и патологии. С использованием в стоматологии электронного микроскопа, электронного зонда, сканирую­щего микроскопа стало возможным изучение ультраструк­туры тканей зуба, в том числе и эмали.

Особое внимание необходимо уделить тому прогрессу, который происходит в стоматологии вследствие использования современной техники, инструмента­рия, новейших эндодонтических препаратов для обработки и пломбирования корневых каналов, пломбировочных материалов для реставрации зубов и вос­становления анатомической формы и функции коронки зуба.

Заболевания органов полости рта отмечаются на всех исторических этапах развития человечества. Наиболее ранние дошедшие до нас сведения принадле­жат еще к доисторическому периоду. Уже тогда были известны разнообразные лекарственные средства и приспособления для лечения и удаления поражен­ных зубов. Особый исторический интерес вызывают обнаруженные при ар­хеологических раскопках предметы для восстановления целостности зубных рядов в случае потери зубов (зубные протезы), приспособления для шиниро­вания зубов, ухода за ними и др. Все это свидетельствует о том, что лечение заболеваний зубов является одной из древнейших медицинских практик. Од­нако сведения, которые позволяют выделить терапевтическую стоматологию в отдельную медицинскую специальность, принадлежат только к нескольким последним столетиям. Об этом свидетельствует ряд обобщающих публикаций в отрасли зубоврачевания. Так, врач из Карлсбада Штромберг опубликовал монографию, посвященную заболеваниям зубов, в которой он описал технику их удаления и изготовления искусственных зубов из слоновой кости.

Еще 35-40 тыс. лет назад основной пищей первобытного человека была еда растительного происхождения. О преобладании растительной пищи в этот период свидетельствуют массивные коронки зубов, стертость жевательных поверхностей и режущих краев зубов, которые выявляются на обнаруженных при раскопках черепах. В дальнейшем, когда люди наряду с растительной начали употреблять пищу животного про­исхождения, были отмечены лечебные свойства крови, желчи, печени, жиров. Врачеванием в этот период занималась женщина, она как глава рода, кроме выполнения других обязанностей, заботилась и о здоровье соплеменников. У славянских народов таких женщин называли берегинями. В этот период для удаления остатков пищи из зубов использовали первые примитивные инстру­менты из дерева и рыбьих костей.

В известном папирусе Эберса (2000 г. до н. э.), длина которого составляет 21м, 3 столбика текста посвящены лечению зубов.

Уже в IV-II вв. до н. э. для лечения зубов использовали такие средства, как хлебное тесто, мед, соли тяжелых металлов. Из некоторых веществ при­готавливали лекарства в виде мази, растворов для полосканий, примочек и промываний.

Наиболее полные сведения о развитии зубоврачевания, которыми обла­дает современная история медицины, принадлежат к эпохе расцвета Древней Греции и Римской империи, а также стран Востока. В этот период на сме­ну эмпирическим представлениям о болезнях приходят методы объективного познания. Изучается анатомия человека. В IV в. до н. э. греческий философ Аристотель впервые описал анатомическое строение временных и постоянных зубов и сроки их прорезывания.

Появляются первые догадки о причи­нах, которые обусловливают поражения зу­бов, пародонта, слизистой оболочки полос­ти рта и челюстей. В V в. до н. э. Гиппок­рат объяснял поражения зубов нарушением движения соков в организме (гуморальная теория). Римский врач Гален (II в. до н. э.) появление заболеваний зубов связывал с избыточным или недостаточным питани­ем. Около 43-го года до н. э. римский врач Скрибонниус выдвинул теорию кариеса, согласно которой причиной его появления являются очень маленькие червячки. В этот же период была описана клиника отдельных заболеваний зубов и десен и предложены методы их лечения. Для лечения заболева­ний зубов и пародонта применяли вяжущие и прижигающие средства. Широко реко­мендовали применение отваров различных трав. Для полоскания использовались рас­тения, содержащие наркотические вещества (белена, мак). Для общего воздействия на организм рекомендовали отвлекающие кро­вопускания, слабительные, назначали диету. В Киевской Руси широко применяли полынь, ревень, крапиву, листья березы и липы, кору ясеня, подорожник и др. Из средств животного происхождения новгородцы применяли сырую печень, скифы — кобылье молоко, народы Се­вера и Сибири - панты пятнистого оленя, рога зубров. Уже в V-IV вв. до н. э. скифы владели методами удаления зубов, используя для этого специальные щипцы. Упоминание об изготовлении щипцов для удаления зубов встречается в Египте примерно за 1000 лет до н. э., материалом для их изготовления слу­жила бронза, а позже в Древней Греции их начали изготавливать из железа.

На высоком уровне развития проводилось шинирование и протезирование зубов. Этим занимались в основном золотых дел мастера (IX—VIII вв. до н. э.).

Усовершенствуя приемы зубоврачевания, арабские врачи Авиценна, Серапион, Рази, начиная с VII в., большое внимание уделяли детальному описа­нию заболеваний зубов и изложению методов их лечения. Описание лечения зубов в XI веке было приблизительно таким: "Больному дают слабительное, заставляют его голодать и на пустой желудок принимать ванны и делать физические упражнения. Далее накладывают на зуб перец с соком кедрового де­рева. Если это не помогает, то повторно кладут на зуб тампончик с кипящим маслом. При отсутствии эффекта зуб прижигают каленым железом, проникая такой иглой максимально вглубь корня. Как правило, боль проходит в течение 3 часов, в противном случае прибегают к удалению больного зуба". В этот период врачи знали о вреде зубных отложений и пользовались специальными инструментами для их удаления. Поиски ученых-химиков того вре­мени обогатили медицину такими средствами, как неорганические кислоты, камфара и другие вещества.

Во времена средневековья наблюдался упадок развития науки. Медици­на, как и другие отрасли науки и культуры, стала делом служителей церкви, священников и монахов. В этот период, который продолжался несколько сто­летий, лечение развивалось крайне слабо. Заболевания зубов, как и другие болезни, лечили в основном заклинаниями, молитвами, ношением различных амулетов, использованием экскрементов людей и животных. Лиц, которые в процессе лечения вмешивались в организм, отлучали от церкви, подвергали экзекуциям, вплоть до казни. Удаление зубов, как и другие вмешательства и процедуры, переходят в руки банщиков и брадобреев (цирюльников), путе­шествующих зубоволоков или зубодеров, костоправов. Такие вмешательства проводили преимущественно на открытых для обозрения ярмарочных площа­дях во время большого наплыва народа

В начале второй половины IX века с образованием Киевской Руси быстро развиваются такие древнерусские центры культуры, как Киев, Новгород, Смоленск, Вышгород, Псков и др. Развитие их способствует появлению предшественников многих профессий, в том числе и врачей. Их называли лечцами. Согласно церковному уставу, они подлежали церковному суду и труд их оплачивался. Истории известны такие врачи-профессионалы Киевской Руси, как Иван Смера, уроженец Киева Агапит (IX в.), придворный врач черниговского князя Петр Сирианин (XII в.). В XI-XII вв. в Переяславе и Киеве при монастырях возникают первые больницы. В XIII-XIV вв. во Львове, Новгороде и Смоленске открывают городские больницы. В этот период были составлены первые лечебники-травники. Во Фло­рентийской библиотеке хранится экземпляр самого старого лечебника, который в XII веке составила Евпраксия Мономах, внучка князя Владимира Мономаха. В одном из его разделов содержатся сведения о заболеваниях рта, о том, как зубы "белыми сделати", как лечить подвижные зубы и др. В XIV в. появляется много разнообразных инструментов для ухода за зубами, их лечения и удаления. Амбруаз Паре в XVI в. описывает технику удаления и реплантации зубов.

Джованни Д'Арколе впервые приводит сведения о пломбировании зубов золотой фольгой, а также рекомендует использовать с этой целью свинец и олово. Широко освещены в книге различные методы лечения кариеса и его осложнений, заболевания пародонта, протезирования зубов. Особенное вни­мание автор уделил объяснению развития и влияния этих заболеваний на об­щее состояние организма.

Первым, кто объединил в единую систему накопленный практикой опыт зубоврачевания с теоретическими представлениями о заболеваниях челюстно-лицевой области, был французский врач-хирург Пьер Фошар. В 1728 г. он издал книгу "Хирург-дантист, или Трактат о зубах". В этот период во Фран­ции зубоврачевание было официально признано самостоятельной врачебной профессией. Протезирование и частично хирургия становятся главным делом зубного врача.

Определенного успеха в эпоху Возрождения достигает и консервативное зубоврачевание. В 1759 г. соотечественник Фошара Бурдье издал книгу, кото­рая в 1790 г. была переведена на русский язык под названием "Зубной врач, или легкие способы для соблюдения чистоты во рту и для сохранения зубов".

Появляется целый ряд публикаций относительно лечения пульпита и пе­риодонтита. После прижигания каутером на пульпу накладывают эфирное масло, которое прикрывают золотой фольгой и закрывают пломбой. В случае распада пульпы глубокое прижигание проводят несколько раз и в канал вводят эфирное масло. После исчезновения боли и запаха зуб восстанавливают плом­бой. Джон Тентиер после удаления пульпы каналы пломбирует золотом. В 1848 г. Линдерер предложил нечто подобное ампутационному и экстирпационному методам лечения пульпитов. В дальнейшем Адам Витцель (1875), используя достижения фундаментальных наук (микробиологии, анатомии и гистологии), дал им научное обоснование, которое не утратило своего значения и нынче.

В 1836 г. Вуд Спунер при воспалении пульпы предложил применять мы­шьяковистую кислоту. В этот период появляется много различных пломбировочных материалов. Например, француз Дарсэ использовал для этого сплав олова, свинца и висмута, в дальнейшем эту массу он стал замешивать на ртути. В 1819 г. появилась серебряная (Белл) и в 1859 г. медная (Липольд) амальга­мы. С 1855 г. зубные врачи для пломбирования начали применять когезивное золото, а с 1858 г. — цемент (Ростен).

Значительным шагом в развитии зубоврачевания стало появление бор­машины. Первые ее конструкции приводились в движение рукой (Делабар, 1820). В 1870 г. Моррисон сконструировал ножную бормашину, для вращения которой использовали ножной привод. Это позволило значительно улучшить технику препарирования зубов.

Важной вехой в развитии зубоврачевания стали также изданные в этот пе­риод медицинские труды, в которых были обобщены основные практические и теоретические достижения. В книге Джона Томаса приводятся классические описания морфологического строения зуба в норме и при патологии, сделан­ные такими признанными гистологами того времени, как Ретциус, Насмит, Келин. Выдающееся место среди прикладных работ принадлежит рекоменда­циям Блека. Он впервые создал классификацию кариозных полостей и систе­матизировал их подготовку к пломбированию. Эти рекомендации стоматологи используют и поныне.

В славянских государствах основным видом медицинской помощи была народная медицина. Только в 1654 г. в России при Аптекарском приказе было создано учебное заведение. Эта школа подготовила более 200 врачей, однако лечением зубов они не занимались. Зубоврачевание оставалось в руках лиц, которые не имели специальной медицинской подготовки. Право на лечение зубов имели цирюльники (на правах ученичества) и фельдшеры, последних готовили в фельдшерских и госпитальных шко­лах. Для занятия зубоврачеванием они должны были сдать специальные экзамены. Первыми зубными врачами в России были иноземцы, приглашенные для обслуживания знати. В 1710 г., во времена правления Петра I, впервые было введено звание "зубной лекарь".

Подготовка к зубному врачеванию началась в 1790 г. путем частного ученичества. К самосто­ятельной работе этих лиц допускали после соот­ветствующих испытаний. В 1809 г. в "Российский медицинский список" была внесена специаль­ность "Зубоврачевание", а в 1810 г. изданы пер­вые правила относительно экзаменов на звание зубного врача. Экзамены сдавали в университетах или медицинской академии. Отсутствие доста­точного образования, надлежащей подготовки, знаний по патологии полости рта и челюстно-лицевой области, общих знаний обусловливали значительную ограниченность таких специалистов.

В 1879 г. на VI съезде российских природоиспытателей профессор Н. В. Склифосовский впервые выдвинул предложение проводить обучение специалистов зубоврачеванию на медицинских факультетах университетов. Его поддержа­ли и другие выдающиеся медики этого времени. Идеи Н.В. Склифосовского, А.К. Лимберга воплотились в жизнь в 1885 г. В этот период была организо­вана первая приват-доцентура по одонтологии при Московском университете (1885), а затем при Военно-медицинской академии в Петербурге (1892).

В 1891 г. была создана первая одонтологическая кафедра в Петербургском институте усовершенствования врачей, где цикл лекций читал А.К. Лимберг. Однако еще долгие годы (до 1918 г., когда был открыт Одонтологический институт) подготовка зубных врачей проводилась в зубоврачебных школах в объеме требований к средним медицинским работникам.

Первая зубоврачебная школа была открыта в Петербурге в 1881 г. Ф.И. Ва-жинским. В 1898 г. на территории бывшей российской империи функциониро­вало девять, а в 1916 г. — около двадцати зубоврачебных школ. В Украине такие школы были открыты в больших университетских городах, в том числе в Одессе Т.А. Тычинским (1893) и И.И. Марголиным (1896), и в Киеве Л.С. Бланком (1897). Позже они появились в Харькове, Екатеринославе, Львове. Это позво­лило значительно увеличить количество специалистов. Уже в 1913 г. в Украине работали 1270 зубных врачей, а к 1917 г. их число возросло до 6000.

С увеличением количества учебных заведений и улучшением подготовки специалистов появилась необходимость постоянных контактов между специа­листами для обмена опытом, решения вопросов профессионального обучения и других актуальных проблем. Начали издаваться профильные книги и журна­лы, создаваться общества. По инициативе Ф.И. Важинского и А.П. Синицына в 1883 г. в Петербурге было организовано общество дантистов. Такие же обще­ства появились в Москве (1898), Киеве (1899), Одессе (1900), Харькове (1902) и в других городах, где работали зубные врачи. Значительную роль в развитии и формировании зубоврачевания, распространении знаний в России сыграли журналы "Зубоврачебный вестник" (Москва), основанный А.П. Синицыным в 1884 г., а также "Одонтологическое обозрение", который издавался Москов­ским одонтологическим обществом с 1899 г.

Становлению и развитию зубоврачевания в значительной мере способс­твовали съезды одонтологических обществ. Первый Всероссийский съезд одонтологов состоялся в 1886 г. в Нижнем Новгороде. До 1917 г. было про­ведено 6 съездов. Передовые ученые Н.В. Склифосовский, Н.Н. Чемоданов, А.П. Синицын, И.И. Хрущев, К.П. Тарасов, Н.А. Коварский, П.Г. Дауге, С.С. Тигерштедт и многие другие в своих выступлениях на одонтологичес­ких и общемедицинских съездах природоиспытателей постоянно обращали внимание на необходимость серьезной перестройки зубоврачебной помощи, улучшения качества обучения зубных врачей. Они настаивали на целесообраз­ности подготовки специалистов на медицинских факультетах университетов и в институтах, организации государственной системы зубоврачебной помощи и ее предоставления различным слоям населения.

В 1918 г. при Наркомате здравоохранения была создана подсекция по стома­тологии. В Украине в 1919 г. была организована такая же подсекция и проведена национализация всех зубоврачебных складов и учреждений. Фактически с это­го времени можно говорить о признании стоматологии как неотъемлемого зве­на единой медицинской науки и практики в нашей стране. Энергичная рабо­та зубоврачебной подсекции способствовала значительному росту количества зубных врачей, зубоврачебных кабинетов и самостоятельных амбулаторий.

Организационные реформы, повышение уровня подготовки специалистов продолжались и в последующие годы. С ними связано открытие стоматоло­гических факультетов в Одессе, Львове, Донецке, Днепропетровске, Ивано-Франковске (в это время Ивано-Франковск и Львов не были в составе России и Украины). Постоянно продолжалось внедрение новых программ.

Интенсивная подготовка врачебных кадров, потребность в современных методах профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний челюстно-лицевой области обусловили необходимость глубокого изучения и научного подхода к этим проблемам. В решение этих заданий вместе с учебны­ми институтами активно включился Украинский научно-исследовательский институт стоматологии, созданный в Одессе в 1928 г. Таким образом, наряду с осуществлением подготовки и усовершенствования практических, научных и педагогических кадров институты стали научно-методическими центрами в решении организационных и научных проблем стоматологии. В 20-е годы в Украине активное участие в их работе принимали передовые врачи того време­ни - К.П. Тарасов, С.С. Тигерштедт, Е.М. Гофунг, Л.А. Билейкин, Г.Ф. Бурвассер, И.О. Новик и многие другие. В довоенные годы в Украине была налажена структура лечебных учреждений (стоматологических кабинетов, поликлинических отделений, поликлиник), которые в достаточном объ­еме предоставляли терапевтическую стоматологическую помощь населению. Проводилась плановая санация в школьных учреждениях. Началась работа по подготовке научных кадров и научного изучения основных стоматологических заболеваний. Согласно статистическим данным, с 1925 по 1927 г. количество врачей возросло в 2,7 раза, а посещаемость стоматологических кабинетов — в 25 раз.

С 1919-1921г. в Украине впервые подготовка стоматологов проводится в высших учебных заведениях Киева и Харькова. Одновременно с целью более глубокого изучения специальности было регламентировано 4-годичное обучение на сто­матологических факультетах. Для подготовки научных работников была утверждена ординатура и аспирантура.

Творческий труд и поступательное развитие стоматологии были прерваны в годы Великой Отечественной войны (1941—1945). В это время развитие науч­ной и практической стоматологии определялось в основном задачами улучше­ния помощи раненым и больным. В этот период в лечении стоматологических терапевтических больных был разработан ряд методов, которые сокращают сроки лечения. Большое внимание уделялось вопросам обезболивания, односеансным методам лечения и неотложной помощи. По количеству возвращен­ных в строй раненые в челюстно-лицевую область занимали первое место сре­ди других раненых (82 %). Значительный вклад в развитие стоматологии воен­ного времени внесли такие известные ученые, как ДА. Энтин, В.М. Уваров, А.П. Клименко, Я.Н. Збарж, В.И. Кулаженко, В.И. Заусаев, И.Г. Лукомский, А.И. Евдокимов, М.В. Мухин, В.Ф. Рудько, Г.И. Семенченко, И.О. Новик и др. Для этого периода наиболее характерными были развитие и усовершенствова­ние методов хирургической помощи пациентам с поражениями головы и шеи.

Война нанесла громадный урон здравоохранению: в Украине убытки оп­ределялись суммой в 2 700 000 000 рублей, была полностью разрушена сеть здравоохранения, по сравнению с довоенным временем в 5 раз уменьшилось количество стоматологов и зубных врачей.

Непосредственно в послевоенные годы все усилия были направлены на восстановление разрушенных стоматологических учреждений и лечение ин­валидов войны. Только за первые десять послевоенных лет (1945—1955) ко­личество стоматологических учреждений в городах увеличилось в 1,5 раза, в сельском регионе — в 2,5 раза.

Для повышения качества подготовки стоматологов в 1949г. стоматоло­гические институты были реорганизованы в медицинские стоматологические институты и увеличен срок обучения стоматологов с 4 до 5 лет. В 1956 году стоматологические институты на правах факультетов были введены в состав медицинских институтов.

В 1974 г. на десятом семестре была введена субординатура, а после окон­чания высшего учебного заведения — интернатура. Все это значительно повы­сило уровень подготовки врача-стоматолога.

К 1975 г. количество стоматологических поликлиник, отделений и кабине­тов достигло в Украине 2300, а количество посещений врачей стоматологичес­кого профиля составляло 16 % от общего количества обращений к врачам всех специальностей. В больших поликлиниках начали организовываться специа­лизированные подразделения: детские, ортодонтические кабинеты; кабинеты пародонтологии, нейростоматологии, специализированной физиотерапии, ка­бинеты гигиены. Все это позволило поднять качество обслуживания населения на более высокий уровень.

В терапевтической стоматологии одной из первоочередных была проблема кариеса и его осложнений. При Ака­демии медицинских наук создается Всесоюзная проблемная комиссия, кото­рая координировала научные исследования на территории всего Советского Союза. Изучению этиологии, патогенеза, профилактики и лечения кариеса большое внимание уделяли такие известные исследователи, как ДА. Энтин, И.Г. Лукомский, А.Э. Шарпенак, А.И. Рыбаков, Е.В. Боровский, СП. Чепулис, Г.Д. Овруцкий и мноие другие. В Украине эту проблему успешно решали И.О. Новик, Н.Ф. Данилевский, И.А. Бегельман, Н.А. Кодола, Ю.А. Федоров, В.Р. Окушко, Р.Г. Синицын, К.Н. Косенко и др..

Был разработан ряд концепций о причинах развития стоматологических заболеваний. ДА. Энтин в основу сформулированной им физико-химической теории кариеса заложил предположение, что твердые ткани зуба представля­ют собой полупроницаемую мембрану между внешней (слюна) и внутренней (кровь) средой. И.Г. Лукомский в развитии кариеса ведущую роль отводил нарушению трофики одонтобластов, А.Э. Шарпенак — обменным процесссам, А.И. Рыбаков — взаимоотношениям всего организма с внешней средой, Е.В. Боровский — состоянию резистентности эмали и непосредственному воз­действию кариесогенной микрофлоры.

Идею необходимости внедрения широкой профилактики кариеса обнаро­довал П.Г.Дауге еще в 20-е годы. С этой целью И.Г. Лукомский, И.О. Новик, Г.Д. Овруцкий, СИ. Франковская и другие рекомендовали применять разные препараты фтора. Н.Ф. Данилевский, И.П. Горзов, А.М. Политун предложили использовать синергичный комплекс йод-фторированной соли. Следует упо­мянуть об экспериментальных, эпидемиологических и клинических исследо­ваниях, проведенных учеными Украины. Эти работы позволили создать чет­кую систему организационных основ профилактики (И.О. Новик), разработать и внедрить различные препараты фтора.

Особенного успеха в разработке этой проблемы достигли ученые киевской школы, которую в то время возглавлял профессор И.О. Новик, а также ученые Одесского научно-исследовательского института стоматологии и исследовате­ли харьковской школы, последователи профессора Е.М. Гофунга.

Киевская школа начала складываться в 1918 г., когда Л.А. Билейкин на базе трех национализированных частных зубоврачебных школ организовал и возглавил стоматологическую клинику. Согласно приказу Народного комисса­риата здравоохранения Украины от 10 августа 1919 г., был организован одонто­логический институт и в нем создано две кафедры терапевтической стоматоло­гии: кафедру консервативного зубоврачевания возглавил Л.А. Билейкин (1919— 1946), а кафедру пропедевтической одонтологии — Г.Ф. Бурвассер (1919—1931). В 1927 г. они были преобразованы в кафедру лечебно-профилактической стоматологии под руководством Г.Ф. Бурвассера. С 1931 г. она стала называться кафедрой терапевтической стоматологии и возглавил ее доктор медицинских наук (1940), профессор Л.А. Билейкин.

В дальнейшем кафедрой руководили доцент И.С. Гинзбург (1946-1947), профессор И.О. Новик (1947—1968), профессор Н.Ф. Данилевский (1968-1990), а с 1990 г. кафедрой заведует профессор А.В. Борисенко. Особенно активными и творческими были 1950-1990гг. В это время планово изучались распространенность в отдельных регионах основных стоматологических забо­леваний, этиология, патогенез, лечение и профилактика заболеваний твердых тканей зуба, пульпы и периодонта. Особые успехи были достигнуты в изуче­нии заболеваний пародонта. Исследования в этой области стали общеизвест­ными и получили признание специалистов многих стран.

Сотрудниками кафедры выявлены влияние и связь заболеваний пародонта со многими общими и местными факторами (И.О. Новик, Н.Ф. Данилевский, Л.А. Хоменко, Г.Н. Вишняк, Н.А. Колесова, О.В.Удовицкая, А.П. Грохольский, АВ. Борисенко, Л.Ф. Сидельникова и др.). Получен ряд экспериментальных моделей заболеваний пародонта, связанных с гиповитаминозами, нарушения­ми эндокринной системы, обмена веществ (Н.Ф. Данилевский, Г.Н. Вишняк, Г.В. Горовец, А.В. Борисенко, Э.Э. Керимов, И.П. Горзов и др.). Предложе­но несколько рабочих систематик и классификаций заболеваний пародонта (И.О. Новик, Н.Ф. Данилевский, Г.Н. Вишняк). Описаны некоторые особен­ности течения заболеваний пародонта, разработаны и эффективно использу­ются комплексные патогенетические методы лечения, что позволяет ликвиди­ровать или приостановить развитие выявленных нарушений.

Проблемные вопросы нашли свое отображение в отдельных монографиях. Наиболее известными являются "Пародонтоз (патогенез, клиника, лечение)" И.О. Новика (1964); "Пародонтоз у детей и подростков" Н.Ф. Данилевского, Г.Н. Вишняк (1977); "Пародонтология детского возраста" Н.Ф. Данилевского, Г.Н. Вишняк, А.М. Политун (1981); "Заболевания пародонта" Н.Ф. Данилевс­кого, ЕА. Магида и др. (1993, 1999).

С практической и теоретической точек зрения интересными являются рабо­ты по исследованию заболеваний слизистой оболочки полости рта, в частности язвенно-некротических заболеваний, нарушений процессов ороговения, воспа­лительных заболеваний, нейростоматологических нарушений, заболеваний губ.

Значит<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...