Фандрайзинг как система привлечения средств.
Приступая к данному исследованию фандрайзинговых технологий, необходимо определить несколько наиболее значимых и используемых понятий и терминов. Спонсорства и благотворительность – запланированное вложение денежных средств в некоммерческую деятельность, в результате которого ожидается улучшение имиджа фирмы и увеличение объема продаж. Главным критерием выбора мероприятий и объектов для спонсорства и благотворительности является их общественная значимость и известность. Следует различать: спонсорство, патронаж и благотворительность. Спонсорство (спонсирование) - взаимовыгодное сотрудничество, фактически - реализация совместного проекта или программы. Спонсорские отношения обычно оформляются договором, в основе которого лежит типовой договор о совместной деятельности, в котором указываются взаимные права и обязательства сторон. Спонсорская поддержка оказывается конкретным проектам и программам. Это делается в виде целевых субсидий, но достаточно распространены и переводы средств, оплаты счетов, передача материальных ценностей, оборудования, инструментов, организационная поддержка. Патронаж - покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Наиболее распространенные организационно-правовые формы патронажа - соучредительство (членство, membership) и создание фондов поддержки. Другой формой патронажа является создание фондов поддержки патронируемой структуры (фонд поддержки и развития театра, музея, учебного заведения). Благотворительность является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Акт свободной воли, оказание поддержки или акт дарения. Оформляться благотворительность может посредством дарственной, перечисления средств, оплаты счетов, передачи ценностей с баланса на баланс.
Для спонсирования наиболее привлекательны такие сферы деятельности, как спорт, образование, медицина, наука, поддержка социально незащищенных групп населения (пенсионеров и инвалидов), издательское дело. И, конечно же, средства массовой информации, которые привлекательны, прежде всего, возможностями рекламы в случае финансовой поддержки теле- и радиопостановок, каналов, сериалов. Благотворители – это лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в различных формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, объектов интеллектуальной собственности, бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, безвозмездного или на льготных условиях выполнения работ, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности. Меценатство – охватывает ту часть благотворительной деятельности, общественная полезность которой очевидна, но она не сводится к удовлетворению насущных, жизненно важных потребностей конкретных людей. Благополучатель меценатской деятельности тоже конкретизирован, но он получает пользу косвенным образом. Продукт меценатства, в силу своих свойств, не может быть ограничен в потреблении конкретным человеком. Фандрайзинг (фандрейзинг) – поиск ресурсов (людей, оборудования, информации, времени, денег и др.) для реализации проектов и/или поддержания существования организации. Являясь калькой с английского (fund – средства, финансирование, raise – нахождение, сбор), фандрайзинг представляет собой методику (в широком смысле) поиска источников финансирования, необходимых для осуществления деятельности организаций, реализации общественно-значимых программ и проектов. Становление фандрайзинга как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием сектора некоммерческих организаций (НКО).
Фандрайзинг – это не только комплекс различных инструментов и процедур добывания средств, это наука об успешном убеждении других в том, что деятельность организации заслуживает внимания (и поддержки). В центре фандрайзинга находится человек – фандрайзингер или фандрайзер. Успешность привлечения средств во многом зависит от того, насколько он владеет профессиональными навыками и верит сам в то, в чем старается убедить других. Целью фандрайзинга является: поиск ресурсов для реализации уже имеющихся собственных идей; поиск идей, на реализацию которых могут быть предоставлены ресурсы. Стратегические задачи, стоящие перед организацией в процессе фандрайзинга: поиск потенциальных доноров; обоснование потребностей организации в соответствии с интересами потенциальных доноров и уровнем их понимания проблем организации (или проекта); постоянная работа с потенциальными донорами (формирование, поддержание и развитие связей); формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации, сбор писем поддержки, приобретение авторитета. Стратегические методы поиска ресурсов: экстенсивная стратегия – создание баз данных и веерная рассылка запросов или заявок; интенсивная стратегия – тщательное планирование и подготовка проектов до состояния одного беспроигрышного варианта. Чем тщательнее планирование, тем экономичнее использование ресурсов для реализации проектов. В качестве фандрайзинговой деятельности нельзя рассматривать только поиск денежных ресурсов. Для деятельности организации важно иметь не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ресурсы. Фандрайзинговая деятельность должна быть направлена, в том числе и на их привлечение. К материальным ресурсам в этом случае можно отнести деньги, оборудование, автотранспорт, а к нематериальным относятся патенты, лицензии, технологии.
В роли доноров могут выступать государственные учреждения разных стран, международные организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, другие некоммерческие организации, а также частные лица. Современный поиск потенциальных доноров включает целый спектр аспектов. Он начинается с выявления потенциальных доноров и сбора информации, достаточной для определения их способности делать пожертвования и возможной заинтересованности в этом. Он включает тщательное отслеживание контактов потенциального донора с организацией и принятие решения о том, в какое время лучше всего обращаться с просьбой о пожертвовании. Участие специалиста по поиску потенциальных доноров является принципиально важным для решения следующих стратегических вопросов: кто должен просить, какую сумму и для какой цели так, чтобы это наилучшим образом соответствовало собственным интересам и приоритетам донора. По результатам такого обдуманного процесса потенциальный донор получает предложение, осмысленное с точки зрения его возможностей и склонностей. Необходимо учитывать и то, что умения и навыки вооруженных компьютерной техникой специалистов по поиску потенциальных доноров могут вызвать этические вопросы, касающиеся сбора и распространения информации о частных лицах. Информация о потенциальном доноре обычно поступает из трех источников: это информация, уже имеющаяся в документах самой организации, например, перечень предыдущих пожертвований человека; общедоступная информация, получаемая из справочников, а иногда и из более специальных документов (например, доверенностей); замечания и наблюдения, которые могут быть высказаны знакомыми, друзьями или деловыми партнерами данного человека. Эта информация наиболее уязвима, поскольку нередко является субъективной. Ресурсы и их источники. Рассматривать потенциальные источники финансирования НКО начнем со статистических данных. Для этого воспользуемся результатами исследования «Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России», проведенного Фондом «Институт экономики города» в 2004г. в рамках проекта «Объединение гражданского сообщества для реформирования системы налогообложения некоммерческого сектора» при поддержке Агентства США по международному развитию. Государственная поддержка в форме поступлений из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов составляет 1,2% в общем объеме финансирования НКО, выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг населению – 35,8%. Основной источник финансирования НКО – это членские взносы, пожертвования и другие безвозмездные поступления (63%). Из них поступления от населения составляют 15,6% пожертвований, поступления из-за границы – 10,7%. Оставшаяся часть безвозмездных поступлений обеспечена российскими юридическими лицами.
С точки зрения отношения к конкретной организации, источники ресурсов можно классифицировать как: Внешние или привлеченные – те, которые организация получает от других организаций. Это и спонсорская помощь, и частные пожертвования, и гранты международных фондов, и целевое финансирование из бюджета и многое-многое другое. Внутренние или собственные – те, которые организация сама зарабатывает или мобилизует из уже имеющихся ресурсов. Это членские взносы, ресурсы, полученные за счет экономии собственных средств и за счет коммерческой деятельности. С точки зрения секторов экономики источники ресурсов можно разделить на: Коммерческие источники – коммерческие предприятия, осуществляющие благотворительную деятельность. Чаще всего в виде спонсорской помощи или в виде осуществления совместных партнерских проектов с данной организацией. Государственные источники – государственные учреждения, получающие средства из бюджета. Предоставляют помощь чаще всего в виде муниципальных грантов и целевого финансирования. Некоммерческие источники – частные и корпоративные фонды, обычно существующие на дивиденды с вложенного капитала. Предоставляют помощь в виде грантов. С точки зрения отношения к определенной территории существуют следующие источники ресурсов: Местные источники. Это спонсорские деньги бизнес-организаций, государственные бюджетные средства, средства от благотворительных фондов, частные пожертвования граждан. Под местными ресурсами подразумевают ресурсы местности, в которой работает организация. Международные источники – это источники иностранного происхождения. Это спонсорские деньги бизнес-организаций, бюджетные средства других государств, средства от международных благотворительных фондов, частные пожертвования иностранных граждан.
С точки зрения формы собственности источники могут быть: общественные и частные. Общественные – ресурсы, находящиеся во владении этих источников, имеют общественную форму собственности. В настоящее время в России начали появляться Общественные фонды развития конкретных территорий для удовлетворения местных потребностей. Чаще всего эта форма используется не как источник, а как самостоятельный механизм привлечения средств. Частные – право собственности на ресурсы, имеющиеся в этих источниках, принадлежит конкретным лицам. При этом собственность может быть как индивидуальной, так и коллективной (корпоративной). В системе фандрайзинга также известны, как минимум десять форм/ инструментов по привлечению ресурсов: 1. Письма к спонсорам. Написание письма к спонсорам – первый шаг в работе большинства специалистов по фандрайзингу. В каждом случае варианты использования письма подбираются специально. Наиболее простой – безличное письмо к потенциальному спонсору. Например, это попытки прямо или через секретаря предполагаемого спонсора оставить письмо-просьбу. Менее простым является вариант личного обращения, когда известны как минимум имя, отчество и должность потенциального донора. Личное обращение – наиболее эффективный способ привлечения средств. Это продуктивная, сравнительно недорогостоящая форма работы, которая имеет большие шансы на успех. При личном обращении учитываются такие моменты, как продумывание вариантов разговора при личной встрече либо обязательные контрольные звонки при посредничестве секретаря или передачи письма через факс. Текст письма тщательно прорабатывается, при этом можно попытаться затронуть личные чувства или заинтересовать возможными выгодами. В качестве приемов написания письма используются положительные отзывы о предприятии, повтор имени-отчества в середине письма перед ключевой фразой, фирменный бланк с возможной тематической заставкой или фоном бумаги, выбор вариантов поддержки от финансовой до рекомендательной и т.д. Главная функция письма – побудить человека выйти на личную встречу и разговор, во время которого, заинтересовав собеседника, перейти к формированию доверия и вариантов поддержки. Как правило, после личной встречи последуют новые письма, постепенно перерастающие в деловую переписку и общение по обсуждению самых разных вопросов от вариантов передачи необходимых ресурсов до пригласительных и благодарственных писем. 2. Партнерские проекты. Наиболее усовершенствованным вариантом предыдущего приема является письмо-предложение, описывающее возможности совместного участия в интересном для потенциального спонсора проекте. Предварительная разработка совместного проекта требует знания специфики работы и взглядов руководителя предприятия, существующей идеологии и, возможно, миссии бизнес-организации. Письмо-предложение о совместной реализации проекта требует тщательной проработки, точных финансовых расчетов, определения выгод сторон, обоснования важности и социальной значимости решаемой проблемы с учетом интересов целевых групп обеих сторон. Приведем в качестве примера такой работы удачный партнерский проект московской некоммерческой организации «Фокус» и российского представительства американской фирмы Ansell. Сначала было письмо-предложение, посланное по факсу на адрес, обнаруженный в Интернете. Затем– несколько встреч и согласие на финансовую поддержку издания буклета по профилактике СПИДа среди молодежи. А затем эта фирма выступала спонсором информационной кампании «Эта мелочь защитит обоих» в московском метрополитене и, кроме того, поддерживала различные мероприятия «Фокуса». Уникальность этого социального проекта в простом учете интересов каждой из сторон: на каждый доллар поддержки представлен реально достигнутый результат – экономия расходов на рекламу и продвижение продукции фирмы Ansell. 3. Заявки на гранты. Одним из самых весомых и популярных инструментов фандрайзера является написание заявки на грант. Грант – средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа, грант не нужно возвращать. Для получения гранта необходимо пройти сложную процедуру предоставления заявки, итогом которой может оказаться победа в конкурсе, который организовал донор, и соответственно – получение средств. Следовательно, первое, что необходимо специалисту по фандрайзингу при использовании данного приема – это списки фондов, реально действующих на территории России, контактные адреса, телефоны, электронная почта. Дальше необходимо выяснить приоритеты фонда, узнать о наличии специальных программ и текущих конкурсов, условиях получения поддержки. Затем вместе с первыми письмами в фонд и представлением кратких аннотаций заявок начинается работа по формированию доверия к самому проекту, организации-заявителю и непосредственным его участникам. Вполне понятно, что чем большее доверия вызывает организация, тем больше шансов получить поддержку. Поэтому часто встречаются «постоянные грантополучатели» – организации, которым больше доверяют. Итак, чтобы добиться этого доверия, необходимо, с одной стороны, иметь безупречную грантовую историю, а с другой – связи с «лидерами третьего сектора», так или иначе влияющими на принятие положительного решения. 4. Ящики для сбора пожертвований. Самым древним и распространенным инструментом сбора пожертвований является жертвенная кружка, она же копилка для сбора средств, или ящик для частных пожертвований. Ящик для сбора пожертвований используется, как правило, либо на специальных акциях, либо ящики-копилки устанавливаются в магазинах и других точках массового скопления людей. Больше денег собирают ящики, установленные в продуктовых магазинах и аптеках, а также ящики, расположенные по соответствующему благословению в церквях, особенно если ящики стоят рядом с исцеляющими иконами. Если же ящик служит лишь рабочим инструментом фандрайзера и находится в руках или рядом, то тогда при проведении разовых акций прямого сбора пожертвований возможен сбор максимальных сумм. 5. Разовые акции прямого сбора пожертвований. При прямом сборе денег необходимо учитывать, что не каждая проблема, для решения которой необходимо здесь и сейчас собрать определенную сумму денег, подходит при использовании данного приема. Наиболее реальные сборы можно ожидать, если проблема касается групп, не способных помочь самим себе. Следующий вопрос – проверка рискованности и оправданности акции. Насколько она финансово выгодна, сколько требуется ресурсов и сколько будет получено средств, с одной стороны, и насколько проверена безопасность участников и всех вовлеченных в акцию лиц, с другой стороны. Для прямых акций характерными являются непосредственный контакт с целевой аудиторией, вовлечение ее в решение проблемы. Например, на протяжении пяти лет в Международный день защиты детей общество «Милосердие» в Омске проводит акцию «Белый цветок». Студенты-добровольцы с первых курсов медицинского колледжа продают белые тюльпаны, которые сами сделали из бумаги. Каждый прохожий может купить их по цене, которую сам назначит. Вырученные деньги направляются на лечение детей с онкологическими заболеваниями. В другой акции, направленной на сбор средств для строительства пандусов инвалидам-колясочникам, организаторы обращались к водителям с призывом «поддержать владельцев самых тихоходных транспортных средств», вовлекая, таким образом, целевую группу в действия по сбору частных пожертвований. Как прием фандрайзинга прямые акции обладают еще одним замечательным свойством – они привлекают внимание журналистов и создают ресурс известности, общественной значимости и доверия. Примером акции, когда деньги не поступают в организацию сразу, можно назвать любой аукцион проектов, предложений и т.д. Социальные проекты представляются в рамках ярмарок социальных проектов и услуг. Как правило, готовится пакет предложений, выставляемый на специально организованном событии для выбора и поддержки потенциальными спонсорами. Возможна и обратная ситуация, когда некоммерческая организация приглашает на свою презентацию группу потенциальных спонсоров и проводит своеобразный аукцион, выставляя в качестве лота различные варианты реализации и поддержки своего проекта, получая возможность после индивидуальных переговоров по итогам встречи стать партнером пришедших на акцию спонсоров. 6. Квитанции в банке. Перечисление денег по банковским квитанциям хорошо себя зарекомендовал. Главным неудобством этого способа является относительная сложность действий потенциального донора для совершения пожертвования. Чтобы перечислить хотя бы рубль, необходимо получить квитанцию, заполнить ее, отправить пожертвование. При этом возможны ошибки в заполнении графы «назначение платежа» сотрудниками банка, снятие процентов за банковское обслуживание с суммы перечисляемого пожертвования. Избежать затруднений можно самим, отпечатав бланки квитанций с заранее заполненными полями. Особую роль играет работа с руководством банка. Сейчас во многих регионах банки начинают идти навстречу активности фандрайзеров. Так, Волгоградский Центр поддержки некоммерческих организаций договорился с управлением Сбербанка о размещении уже заполненных квитанций установленного образца во всех 85 филиалах Сбербанка Волгограда и Волжского. А в феврале 2005 года тарифный комитет Альфа-Банка принял решение об утверждении льготных тарифов на прием платежей и переводов со счетов клиентов филиалов Альфа-Банка в пользу благотворительной программы спасения тяжелобольных детей «Линия жизни», благодаря чему клиенты филиалов и отделений Альфа-Банка получили возможность переводить пожертвования в программу «Линия жизни» без комиссии. Кроме руководителей, важно, чтобы сами сотрудники банка, кассиры проводили работу с населением, предлагали потенциальным жертвователям заполнить квитанции. Квитанции при грамотной информационной кампании, кроме стабильных поступлений средств, позволяют отслеживать динамику пожертвований, их размеры и даже адреса реальных доноров для последующих почтовых рассылок именных писем и т.д. 7. Членские взносы. Членские взносы, порядок регулярных поступлений от участников определяются учредительными документами некоммерческой организации. В уставе заранее должны быть оговорены суммы денежных поступлений, их размеры и формы. Членские взносы могут быть единовременными (при вступлении в организацию) и постоянными (регулярными): годовыми, квартальными, месячными и т.д. Если же некоммерческая организация не имеет членства, можно собирать взносы от членов или участников какого-либо социального проекта, события независимо от формы регистрации общественной или некоммерческой организации. Например, если при подготовке ярмарки социальных проектов и услуг не хватает финансовых средств, то их можно собрать в виде добровольного взноса с организаций-участников. 8. Статьи в газетах. Статьи в газетах, как прием фандрайзинга наиболее эффективен для сбора пожертвований от физических и юридических лиц для ликвидации последствий форс-мажорных обстоятельств. Активно используется государственными и муниципальными учреждениями при крупных катастрофах, войнах и т.д. Для простой некоммерческой организации благодаря статье в прессе можно собрать деньги на лечение ребенка, помочь ветеранам и инвалидам, обеспечить проведение праздника для социально незащищенных слоев населения. При создании статьи важно продумать название, короткое, но заставляющее начать читать материал. Часто материалы несут резко негативный настрой, и тогда эффект от них снижается. Важно показать, что еще возможно что-то изменить, кого-то спасти, кому-то принести радость. Большой удачей можно считать, когда вместе со специалистом по фандрайзингу к читателю обращается и редакция газеты. Дополнительный эффект дают прилагаемые к статье письма поддержки или ссылки на авторитетных, известных людей, заключения врачей, экспертов, личные обращения от первого лица и фотографии (позитивного характера). Статьи могут быть как официальными, так и живыми повествовательными рассказами. В некоторых ситуациях можно использовать несколько стилей одновременно. Также важно опубликовать счета для перечисления пожертвований. Даже одно письмо в отдельно взятом издании может всколыхнуть весь город. Если же статья и последующее освещение во всех СМИ организовано специально в виде информационной кампании, то вполне возможно собрать очень крупные суммы в предельно сжатые сроки. Следует отметить, что для обеспечения постоянного взаимодействия со СМИ можно создать специальную рубрику о помощи в региональных СМИ и назвать ее, например, «Адреса милосердия» или «Адреса помощи» как это сделано в журнале о деятельности негосударственных организаций Санкт-Петербурга «Пчела». 9. Деньги из бюджета. К бюджетным деньгам у каждой некоммерческой организации особое отношение. Постепенно появляется возможность принимать участие в конкурсах на размещение социального заказа. Однако такая возможность есть у небольшого числа наиболее продвинутых в этом отношении регионов. Некоторые организации, располагая собственными ресурсами, предлагают внести органам власти свой вклад для проведения какой-либо совместной программы. Особой группой являются организации, принципиально не имеющие финансовых отношений с государственной и муниципальной властью, отвергающие таким образом использование в своей некоммерческой организации этого инструмента. 10. Платные услуги и предпринимательская деятельность. В российском законодательстве слишком много пока не прописано о платных услугах и предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Хотя в законе «О некоммерческих организациях», содержится положение, что предпринимательской деятельностью, служащей достижению целей, ради которой создана некоммерческая организация, и соответствующей этим целям признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика, торговля покупными товарами и оборудованием, посредническая деятельность, отвечающая целям создания организации. Одним из источников выживания многих организаций являются платные услуги. Его использование наблюдается практически во всех областях России. Оказание платных услуг имеет две основные формы – услуги, оказываемые клиентам, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами в рамках реализации программы некоммерческой организации, и услуги коммерческого характера, которые непосредственно связаны с основной деятельностью (работа по договорам, арендная плата и т.д.). Распространение платных услуг клиентам мотивируется не только материальными обстоятельствами, но и в качестве средства, стимулирующего создание более благоприятного климата взаимной ответственности. Оказываемые таким путем услуги обычно имеют льготный или низкий тариф. Еще один источник – продажа товаров собственного изготовления. Наличие такого источника отмечается в детских организациях и организациях инвалидов, которые продают сделанные вручную поделки, игрушки, рисунки, картины и т.д. Например, в Архангельской благотворительной организации для больных рассеянным склерозом «Преодоление» существует собственная творческая мастерская. В соответствии с нормами ФЗ «О некоммерческих организациях» законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность НКО отдельных видов. Это положение распространяется также и на все общественные объединения. В соответствии с ГК РФ некоммерческие организации не могут выступать финансовыми агентами, а также в качестве коммерческих представителей, доверительного управляющего или стороной по договору коммерческой концессии. Работа с российскими и зарубежными источниками. Не последнюю роль здесь играют новые информационные технологии: электронная почта и Интернет. Создание сайта и распространение информации через Интернет поможет найти единомышленников и заинтересованных людей не только в пределах государства, но и в других странах, если деятельность организации касается проблем международного уровня, хотя и решаемых на конкретной отдельно взятой территории. Достаточно большая работа по привлечению грантов международных фондов может быть применена в работе с российскими фондами и подобными им организациями, все более активно начинающими работать в России. Проект, как один из инструментов работы фандрайзинговой службы организации. Для проведения успешной фандрайзинговой работы, как и для всякой другой, необходим детально составленный план. При этом план и цели фандрайзинговой деятельности должны быть полностью согласованы с общим планом и целями деятельности организации. Чаще всего потребности организации в тех или иных видах ресурсов для наиболее понятного изложения донорам представляются в виде проектов. Они пишутся по более-менее стандартной схеме: 1. Постановка проблемы. 2. Цель деятельности организации в рамках этого проекта. 3. Задачи – шаги, необходимые для достижения цели. 4. Мероприятия – действия, направленные на выполнение задач. 5. Ресурсы – средства, необходимые для проведения мероприятий. Каждая просьба о поддержке должна содержать все эти пункты с той лишь разницей, что при сборе частных пожертвований постановка проблемы должна быть краткой, лаконичной и доступной для понимания. Для обращения в зарубежный фонд, особенно плохо знающий специфику региона, необходимо более детально расписать постановку проблемы. Таким образом, для разных групп доноров строится индивидуальное обращение за поддержкой. Основные правила работы фандрайзера. При поведении любых мероприятий по сбору средств необходимо помимо технологий учитывать следующие моменты. Вероятность получить деньги возрастает в том случае, если просьба направлена не на поддержку организации, а на выполнение конкретного проекта, приносящего очевидную пользу обществу. И только какая-то часть полученных средств может быть направлена на развитие самой организации. При разработке стратегии сбора средств очень важно реалистично оценить, к каким источникам финансирования обращаться в том или ином случае и как подать свой проект в наиболее адекватной для конкретного донора форме. Чтобы процесс фандрайзинга был успешным, необходимо работать не только с самыми различными источниками средств, но и вести эту работу постоянно. Отчетность и благодарность (благодарственные письма, статьи, поздравительные открытки, приглашения на праздничные мероприятия) – вещи, которые в российской практике мало распространены, но всегда приветствуются и вызывают радость дарителей. Союз – сотрудничество с другими организациями, объединение усилий для решения проблем. Проведение мероприятий по сбору частных пожертвований способствует укреплению имиджа организации в местном сообществе, увеличению членов и добровольцев, стимулированию активности населения в решении проблем местного сообщества. Сбор частных пожертвований от населения обеспечивает организации финансовую стабильность и независимость. Поиск потенциальных доноров стал бесценным орудием для сложных программ развития, постоянно ведущих поиск новых источников поддержки в условиях растущей конкуренции в области фандрайзинга. И для обеспечения профессионализма и чуткости в отношениях с донорами это надежное орудие. Большинство доноров испытывают уважение к профессионализму и к такой программе фандрайзинга, которая является активной и в то же время чуткой и тщательно продуманной в своем подходе. Поиск потенциальных доноров позволяет организациям обращаться с просьбой о пожертвовании, которое было бы реалистичным с точки зрения финансовых возможностей донора и отвечало бы его интересам. В последние годы важность поиска потенциальных доноров возросла по мере того, как финансовые потребности организаций и цели кампаний стали еще более масштабными. Профессиональные умения и интуиция тех, кто занимается поиском потенциальных доноров, стали гораздо более изощренными, а их роль возросла. Систематический подход, отражением которого является поиск потенциальных доноров, не заменяет этого человеческого фактора, а, скорее, улучшает качество взаимоотношений между людьми. Занимающаяся сбором средств структура или организация, которая не вкладывает ресурсы в работу по изучению потенциальных доноров, не может сохранять конкурентоспособность в сложившемся на сегодняшний день климате фандрайзинга и обречена иметь непрофессиональную и неудачную программу развития. Фандрайзинг – это не только путь поиска дополнительного финансирования для проектов, но и возможность укрепления контактов и связей организации. Проблема изыскания средств для организации или на реализацию конкретных проектов в настоящее время является самой основной, определяющей дальнейшее существование организации, однако ей до сих пор не уделяется должного внимания в современных пособиях для некоммерческих организаций и руководствах по PR.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|