Отличия в анатомическом строении молочных и постоянных зубов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Практического занятия № (для преподавателей) МОДУЛЯ «название модуля……» СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ІІІ-ІV УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ
“Зубные формулы. Признаки зубов, клинико-анатомические особенности резцов верхней и нижней челюстей” Составила асс. Горбатовская Н.В.
Харьков 2010г.
Тема: «Зубные формулы. Признаки зубов, клинико-анатомические особенности резцов верхней и нижней челюстей». Технологическая карта проведения практического занятия:
Актуальность темы:
Знание механизма и сроков прорезывания зубов, отличий между зубами молочного и постоянного прикуса необходимо для четкого представления о тех патологических процессах, которые могут наблюдаться в зубах после их прорезывания. Правильная запись зубной формулы достоверно отображает результаты исследования твердых тканей зуба и предотвращает ошибки при проведении диагностики и последующем их лечении. Знание клинико-анатомических особенностей резцов верхних и нижней челюстей дает возможность понять особенности их строения, что позволит надлежащим образом провести их дальнейшее лечение. Общая цель занятия:
Изучить механизм и сроки прорезывания зубов, отличия между зубами молочного и постоянного прикуса, схем записи зубных формул (клинической, анатомической, по ВОЗ), признаков принадлежности зубов, клинико-анатомических особенностей строения резцов верхних и нижней челюстей.
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:
Теоретические вопросы, на основе которых возможно
выполнение целевых видов деятельности: 1. Механизм прорезывания зуба. 2. Число и группы зубов молочного и постоянного прикуса. 3. Средние сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. 4. Отличия в анатомическом строении молочных и постоянных зубов. 5. Формулы зубов постоянного и молочного прикуса. Формула клиническая, анатомическая и по ВОЗ. 6. Отличительные признаки строения зубов правой и левой сторон: – признак кривизны коронки; – признак угла коронки; – признак отклонения корня; – признак контактных поверхностей. 7. Клинико-анатомические особенности медиальных резцов верхней челюсти. 8. Клинико-анатомические особенности латеральных резцов верхней челюсти. 9. Клинико-анатомические особенности медиальных резцов нижней челюсти. 10. Клинико-анатомические особенности латеральных резцов нижней челюсти.
Учебная информация, необходимая для изучения данной темы: ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Магид Е.Л.Мухин Н.А.Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии.-1981.-С.- 3-4, 67-109, 1987.- С. 64-108 2. Терапевтическая стоматология: Учебник/Под ред. Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина,2002.- 640 с. 3. Данилевский Н.Ф., Борисенко А.В., Политун А.М.Терапевтическая стоматология. В 4 томах. Том 1. Фантомный курс. Киев «Медицина»,2009.-399 с.
4. Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии, ОАО «Медицина»,2005.- 324 с. 5. Борисенко А.В.Секреты терапевтической стоматологии.В 4 томах. Фантомный курс. Том 1. МЕДпресс- информ,2009.- 320 с. 6. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Робустова Т.Г. Пропедевтическая стоматология: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Базикяна Э.А./.ГЭОТАР-Медиа,2003.-768 с. 7. Данілевський М.Ф. Практикум з терапевтичної стоматології фантомний курс. Львів. Світ. 1993.- 193с. 8. Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред. Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина, 2001.-840 с. 9. Терапевтическая стоматология.: Учебник для студентов мед. вузов/ Под ред. Боровского Е.В.- М.: «Медицинское информационное агентство», 2009.-840с. 10. Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г. Художественное моделирование и реставрация зубов. – М.:Медицинская книга, 2008. – 250 с.:ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Скорикова А.А., Волков В.А., Баженова Н.П. Пропедевтика стоматологических заболеваний: Учебное пособие для мед. ВУЗов. Ростов: Феникс.2002.- 640 с. 2. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Лукина Г.И. Стоматология. Тематические тесты. В 2-х частях. Часть 1. Пропедевтическая стоматология, ГЭОТАР-Медиа,2009.- 193 с.
Организационная структура практического занятия (короткие методические указания к работе на практическом занятии): В начале занятия, которое проводиться в учебной аудитории, преподаватель напоминает тему, общие и конкретные цели. Дальше проводит определение исходного уровня знаний студентов. Затем студенты самостоятельно изучают механизм и сроки прорезывания зубов, отличия между зубами постоянного и молочного прикуса, схемы записи зубных формул (анатомическая, клиническая, по ВОЗ), признаки принадлежности зубов, клинико-анатомические особенности строения резцов верхних и нижней челюстей. В конце занятия проводится коррекция результатов усвоения темы и итоговый контроль с помощью тестовых заданий. Подводится итог, анализируются действия студентов во время занятия. Дается задание к следующему занятию.
Содержание темы: ПРОРЕЗЫВАНИЕ ЗУБА. После начала формирования корня зуб прорезывается. Во время прорезывания зуба коронка покрыта остатками энамелобластов и других клеток эмалевого органа, образующих несколько слоев кубического эпителия. Костная ткань над коронкой резорбируется. Остатки эпителия эмалевого органа сливаются с эпителием ротовой полости, образуя плотный эпителиальный узел. Его центральные клетки дегенерируют, вследствие чего формируется канал прорастания, через который проходит коронка. Таким образом, во время прорезывания зуб практически не контактирует с соединительной тканью собственной пластинки слизистой оболочки, не разрушает ее структурных элементов, в частности кровеносных сосудов. Именно поэтому процесс прорезывания зуба не сопровождается кровотечением. В процессе прорезывания за счет остатков эпителия эмалевого органа и эпителия ротовой полости образуется кутикула, которая покрывает эмаль, а также обеспечивает соединение между эмалью и десной. Следует отметить, что в ротовой полости отмечается уникальная ситуация. Ведь зубы являются единственными образованиями в организме, которые перфорируют непрерывный пласт эпителия. Поэтому от плотности зубодесневого соединения зависит нормальное состояние и десны и периодонта. В случае проникновения через этот барьер болезнетворных бактерий может возникать гингивит или пародонтит. Очень интересен механизм прорезывания. Раньше считали, что формирование и удлинение корня само по себе приводит к движению коронки в сторону ротовой полости. Но эксперименты на крысах и морских свинках показали, что этот механизм не играет решающей роли. Большое значение придают процессу формирования в области корня межклеточного вещества с одновременным уменьшением его объема (образование канала корня зуба). Это приводит к увеличению давления на дно зубной альвеолы и "выталкиванию" зуба. Однако известно, что коронка прорезывается даже после полного хирургического удаления тканей, которые формируют корень. Поэтому и такой механизм прорезывания нельзя считать основным. В последнее время обращают внимание на особенности строения перио-донтальной связки. Фибробласты, содержащиеся в ней, располагаются цепями, соединяясь между собой при помощи десмосом. Эти клетки характеризуются развитым цитоскелетом с особенно выраженной сетью активных филаментов. Последние соединяются с определенными участками цитолеммы, к которым также присоединяются фибронектин (адгезивный гликопротеин внеклеточного матрикса) и коллагеновые волокна. Описанная конструкция свидетельствует о том, что фибробласты могут сокращаться, а сила, которая развивается при этом, передается на участки прикрепления коллагеновых волокон. В результате зуб движется относительно стенок альвеолы зуба. Подтверждением этого механизма прорезывания стали эксперименты, в которых специально нарушали синтез коллагеновых волокон. Например, у животных с гиповитаминозом.С прорезывание зубов замедлялось, а иногда и прекращалось полностью. Однако описанный механизм вряд ли является единственным.
По-видимому, нужно согласиться с теми авторами, которые считают, что прорезывание зубов является многофакторным процессом. Данные о сроках прорезывания временных и постоянных зубов приведены в табл. 1.
ТАБЛИЦА 1 Средние сроки прорезывания зубов
Полное формирование корней молочных зубов наступает через 2-3 года после их прорезывания. Зубная дуга состоит из 10 зубов. Прорезывание постоянных зубов происходит вслед за рассасыванием корней молочных и их выпадением. Окончательное формирование корней постоянных зубов происходит в течение 3—4 лет после прорезывания их коронок, достоверно это может быть установлено лишь на рентгенограмме. Знание сроков формирования корней молочных и постоянных зубов, как и сроков рассасывания корней молочных зубов, необходимо клиницисту для правильной ориентировки в выборе методов лечения, особенно пульпита и периодонтита.
ОТЛИЧИЯ В АНАТОМИЧЕСКОМ СТРОЕНИИ МОЛОЧНЫХ И ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ
Зубная система человека принадлежит к дифиодонтной, то есть в этой системе происходит две смены зубов: сначала прорезываются временные (молочные) зубы, затем их полностью сменяют постоянные. Временный (сменный) прикус (dentes lactici, s. decidui) состоит из 20 зубов, постоянный прикус (dentes permanentes) — из 32 зубов. В молочном прикусе имеются резцы, клыки, моляры. В зубном ряду ребенка 5—6 лет образуются широкие межзубные промежутки. К этому времени отмечается значительная стертость режущих краев и бугорков их жевательной поверхности, а вследствие частичного или полного рассасывания корней — подвижность их коронок. На шейках молочных зубов хорошо контурируется эмалевый валик, более четко выраженный на вестибулярной поверхности. Ширина коронок более выражена по сравнению с их высотой. Как отмечалось, в молочном прикусе отсутствует группа премоляров и третьих моляров. Анатомическое строение молочных резцов, клыков и моляров соответствует строению зубов постоянного прикуса. Помимо численности, отличительной чертой является меньший размер зубов. Цвет молочных зубов одинаковый от режущего края до шейки зуба, а постоянных от режущего края к шейке зуба тон меняется от светлого к более темному. Ширина коронок молочных зубов более выражена по сравнению с их высотой. Корни молочных зубов короче корней соответствующих постоянных зубов и более широко расходятся в стороны. Полость зуба широкая, стенки коронки и корней более тонкие. Пришеечный край коронок утолщен и выступает при переходе в корни зубов. В альвеолярной дуге молочные зубы расположены более вертикально в результате того, что позади их корней находятся зачатки постоянных зубов. Резцы и клыки молочных зубов верхней и нижней челюстей по строению похожи на одноименные постоянные зубы. Молочные большие коренные зубы (моляры) верхней челюсти, так же как и постоянные большие коренные зубы, имеют каждый по 3 корня (небный и два щечных), а молочные моляры на нижней челюсти — по 2 корня (передний и задний). По сравнению с постоянными зубами корни молочных моляров расходятся в стороны более широко, так как между ними расположены зачатки премоляров постоянного прикуса. ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ Для облегчения записи результатов обследования полости рта и зубов разработаны специальные схемы. На сегодняшний день существует несколько схем записи. Наиболее часто зубной ряд обозначают следующей зубной формулой:
Постоянные зубы обозначают арабскими цифрами, а временные (молочные) — римскими:
Цифры, размещенные над горизонтальной линией, обозначают верхние зубы, под ней — нижние. Вертикальная линия делит формулу посредине и соответствует срединной линии зубного ряда. Цифры, размещенные слева, обозначают зубы правой половины челюсти, а справа — левой. Другими словами, врач словно смотрит на пациента через эту формулу, накладывая ее на его зубные ряды (схема 1). Условно каждый зуб постоянного и временного прикусов имеет свое числовое обозначение. Как уже указывалось, постоянные зубы обозначаются арабскими цифрами: 1 — центральный резец; 2 — латеральный резец; 3 — клык; 4 — первый премоляр; 5 — второй премоляр; 6 — первый моляр; 7 — второй моляр; 8 — третий моляр. Временные (молочные) зубы обозначают римскими цифрами: I — центральный резец; II — латеральный резец; III — клык; IV — первый моляр; V — второй моляр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|