Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличия в анатомическом строении молочных и постоянных зубов




ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практического занятия №

(для преподавателей)

МОДУЛЯ

«название модуля……»

СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ІІІ-ІV УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ

 

 

“Зубные формулы. Признаки зубов, клинико-анатомические особенности резцов верхней и нижней челюстей”

Составила асс. Горбатовская Н.В.

 

Харьков 2010г.

 

Тема: «Зубные формулы. Признаки зубов, клинико-анатомические особенности резцов верхней и нижней челюстей».

Технологическая карта проведения практического занятия:

№ п/п Этапы   Время в мин.       Место проведения
Учебные средства обучения Оснащение
1.   Определение и коррекция исходного уровня знаний     Устный опрос. Банк тестовых заданий для контроля исходного уровня знаний Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, гипсовые муляжи зубов, наборы интактных зубов, распилы зубов, пластилин, атласы, наборы стоматологического инструментария, бор.машины, наконечники, наборы боров. Учебная аудитория
22. Самостоятельное изучение: - механизма прорезывания зуба - сроков прорезывания зубов, отличий между зубами молочного и постоянного прикуса - схем записи зубных формул - признаков принадлежности зубов - клинико-анатомических особенностей резцов верхних и нижней челюстей   Фантомы, таблицы, рисунки, видеофильмы, атласы, набор рентгенограмм, ситуационные задачи.   Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, гипсовые муляжи зубов, наборы интактных зубов, распилы зубов, пластилин, атласы, наборы стоматологического инструментария, бор.машины, наконечники, наборы боров. Учебная аудитория
3. Разбор и коррекция усвоения изучаемой темы       Рабочие тетради   Учебная аудитория
44.   Тестовый контроль     Банк тестовых заданий   Учебная аудитория

Актуальность темы:

Знание механизма и сроков прорезывания зубов, отличий между зубами молочного и постоянного прикуса необходимо для четкого представления о тех патологических процессах, которые могут наблюдаться в зубах после их прорезывания.

Правильная запись зубной формулы достоверно отображает результаты исследования твердых тканей зуба и предотвращает ошибки при проведении диагностики и последующем их лечении. Знание клинико-анатомических особенностей резцов верхних и нижней челюстей дает возможность понять особенности их строения, что позволит надлежащим образом провести их дальнейшее лечение.

Общая цель занятия:

 

Изучить механизм и сроки прорезывания зубов, отличия между зубами молочного и постоянного прикуса, схем записи зубных формул (клинической, анатомической, по ВОЗ), признаков принадлежности зубов, клинико-анатомических особенностей строения резцов верхних и нижней челюстей.

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

Цели исходного уровня знаний Конкретные цели
1. Знать гистологическое строение эмали, дентина, цемента, пульпы, периодонта (кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии).     2. Знать количество зубов в зубном ряду, группы зубов, латинские названия зубов и их поверхностей, анатомическое строение зубов (кафедра анатомии, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии, кафедра иностранных языков).   3. Знать количество зубов в зубном ряду, группы зубов, анатомическое строение зубов (кафедра анатомии, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии).   4. Знать анатомическое строение зубов, их количество, группы, латинские названия зубов и их поверхностей (кафедра анатомии, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии. кафедра иностранных языков).   1. Изучить механизм и сроки прорезывания зубов, знать отличия между зубами молочного и постоянного прикуса, с целью четкого представления о тех патологических процессах, которые могут наблюдаться в зубах после их прорезывания   2. Изучить схемы записи зубных формул (клинической, анатомической, по ВОЗ) с целью грамотного ведения медицинской документации, недопущения ошибок при проведении диагностики и лечения зубов   3. Изучить признаки зубов для определения их принадлежности к той или иной стороне верхних и нижней челюстей.   4. Изучить клинико-анатомические особенности резцов верхних и нижней челюстей, понимать вариабельность их строения
 

Теоретические вопросы, на основе которых возможно

выполнение целевых видов деятельности:

1. Механизм прорезывания зуба.

2. Число и группы зубов молочного и постоянного прикуса.

3. Средние сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

4. Отличия в анатомическом строении молочных и постоянных зубов.

5. Формулы зубов постоянного и молочного прикуса. Формула клиническая, анатомическая и по ВОЗ.

6. Отличительные признаки строения зубов правой и левой сторон:

– признак кривизны коронки;

– признак угла коронки;

– признак отклонения корня;

– признак контактных поверхностей.

7. Клинико-анатомические особенности медиальных резцов верхней челюсти.

8. Клинико-анатомические особенности латеральных резцов верхней челюсти.

9. Клинико-анатомические особенности медиальных резцов нижней челюсти.

10. Клинико-анатомические особенности латеральных резцов нижней челюсти.

 

Учебная информация, необходимая для изучения данной темы:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Магид Е.Л.Мухин Н.А.Атлас по фантомному курсу в терапевтической стоматологии.-1981.-С.- 3-4, 67-109, 1987.- С. 64-108

2. Терапевтическая стоматология: Учебник/Под ред. Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина,2002.- 640 с.

3. Данилевский Н.Ф., Борисенко А.В., Политун А.М.Терапевтическая стоматология. В 4 томах. Том 1. Фантомный курс. Киев «Медицина»,2009.-399 с.

4. Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии, ОАО «Медицина»,2005.- 324 с.

5. Борисенко А.В.Секреты терапевтической стоматологии.В 4 томах. Фантомный курс. Том 1. МЕДпресс- информ,2009.- 320 с.

6. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Робустова Т.Г. Пропедевтическая стоматология: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Базикяна Э.А./.ГЭОТАР-Медиа,2003.-768 с.

7. Данілевський М.Ф. Практикум з терапевтичної стоматології фантомний курс. Львів. Світ. 1993.- 193с.

8. Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред. Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина, 2001.-840 с.

9. Терапевтическая стоматология.: Учебник для студентов мед. вузов/ Под ред. Боровского Е.В.- М.: «Медицинское информационное агентство», 2009.-840с.

10. Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г. Художественное моделирование и реставрация зубов. – М.:Медицинская книга, 2008. – 250 с.:ил.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Скорикова А.А., Волков В.А., Баженова Н.П. Пропедевтика стоматологических заболеваний: Учебное пособие для мед. ВУЗов. Ростов: Феникс.2002.- 640 с.

2. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Лукина Г.И. Стоматология. Тематические тесты. В 2-х частях. Часть 1. Пропедевтическая стоматология, ГЭОТАР-Медиа,2009.- 193 с.

 

Организационная структура практического занятия (короткие методические указания к работе на практическом занятии):

В начале занятия, которое проводиться в учебной аудитории, преподаватель напоминает тему, общие и конкретные цели. Дальше проводит определение исходного уровня знаний студентов.

Затем студенты самостоятельно изучают механизм и сроки прорезывания зубов, отличия между зубами постоянного и молочного прикуса, схемы записи зубных формул (анатомическая, клиническая, по ВОЗ), признаки принадлежности зубов, клинико-анатомические особенности строения резцов верхних и нижней челюстей.

В конце занятия проводится коррекция результатов усвоения темы и итоговый контроль с помощью тестовых заданий.

Подводится итог, анализируются действия студентов во время занятия. Дается задание к следующему занятию.

 

 

Содержание темы:

ПРОРЕЗЫВАНИЕ ЗУБА.

После начала формирования корня зуб прорезывается. Во время прорезыва­ния зуба коронка покрыта остатками энамелобластов и других клеток эмалево­го органа, образующих несколько слоев кубического эпителия. Костная ткань над коронкой резорбируется. Остатки эпителия эмалевого органа сливаются с эпителием ротовой полости, образуя плотный эпителиальный узел. Его цент­ральные клетки дегенерируют, вследствие чего формируется канал прораста­ния, через который проходит коронка. Таким образом, во время прорезывания зуб практически не контактирует с соединительной тканью собственной плас­тинки слизистой оболочки, не разрушает ее структурных элементов, в част­ности кровеносных сосудов. Именно поэтому процесс прорезывания зуба не сопровождается кровотечением.

В процессе прорезывания за счет остатков эпителия эмалевого органа и эпителия ротовой полости образуется кутикула, которая покрывает эмаль, а также обеспечивает соединение между эмалью и десной. Следует отметить, что в ротовой полости отмечается уникальная ситуация. Ведь зубы являются единственными образованиями в организме, которые перфорируют непрерывный пласт эпителия. Поэтому от плотности зубодесневого соединения зависит нор­мальное состояние и десны и периодонта. В случае проникновения через этот барьер болезнетворных бактерий может возникать гингивит или пародонтит.

Очень интересен механизм прорезывания. Раньше считали, что форми­рование и удлинение корня само по себе приводит к движению коронки в сторону ротовой полости. Но эксперименты на крысах и морских свинках по­казали, что этот механизм не играет решающей роли.

Большое значение придают процессу формирования в области корня меж­клеточного вещества с одновременным уменьшением его объема (образование канала корня зуба). Это приводит к увеличению давления на дно зубной аль­веолы и "выталкиванию" зуба. Однако известно, что коронка прорезывается даже после полного хирургического удаления тканей, которые формируют ко­рень. Поэтому и такой механизм прорезывания нельзя считать основным.

В последнее время обращают внимание на особенности строения перио-донтальной связки. Фибробласты, содержащиеся в ней, располагаются цепями, соединяясь между собой при помощи десмосом. Эти клетки характеризуются развитым цитоскелетом с особенно выраженной сетью активных филаментов. Последние соединяются с определенными участками цитолеммы, к которым также присоединяются фибронектин (адгезивный гликопротеин внеклеточно­го матрикса) и коллагеновые волокна. Описанная конструкция свидетельству­ет о том, что фибробласты могут сокращаться, а сила, которая развивается при этом, передается на участки прикрепления коллагеновых волокон. В результате зуб движется относительно стенок альвеолы зуба. Подтверждением этого ме­ханизма прорезывания стали эксперименты, в которых специально нарушали синтез коллагеновых волокон. Например, у животных с гиповитаминозом.С прорезывание зубов замедлялось, а иногда и прекращалось полностью. Однако описанный механизм вряд ли является единственным.

По-видимому, нужно согласиться с теми авторами, которые считают, что прорезывание зубов является многофакторным процессом.

Данные о сроках прорезывания временных и постоянных зубов приведены в табл. 1.

 

 


ТАБЛИЦА 1 Средние сроки прорезывания зубов

 

Зубы Сроки прорезывания
    Нижнем челюсть Верхняя челюсть
Временные Центральные резцы   5- 8 мес 6-9 мес
Боковые резцы 6-9 мес 7-12 мес
Клыки 15-17 мес 17-20 мес
Первый моляр 10-14 мес 12-16 мес
Второй моляр 18-22 мес 21-30 мес
Постоянные: Центральные резцы 6-7 лет 7-8 лет
Боковые резцы 7-8 лет 8-9 лет
Клыки 9-12 лет 11-13 лет
Первый премоляр 9-11 лет 9-10 лет
Второй премоляр 11-12 лет 10-12 лет
Первый моляр 5-7 лет 6-7 лет
Второй моляр 12-13 лет 11-14 лет
Третий моляр 12-25 лет 15-25 лет

Полное формирование кор­ней молочных зубов наступает через 2-3 года после их прорезывания. Зубная дуга со­стоит из 10 зубов.

Прорезывание постоянных зубов происходит вслед за рас­сасыванием корней молочных и их выпадением.

Окончательное формирование корней постоянных зубов происходит в течение 3—4 лет после прорезывания их коронок, достоверно это может быть установлено лишь на рентгено­грамме.

Знание сроков формирования корней молочных и постоян­ных зубов, как и сроков рассасывания корней молочных зубов, необходимо клиницисту для правильной ориентировки в выбо­ре методов лечения, особенно пульпита и периодонтита.

 

ОТЛИЧИЯ В АНАТОМИЧЕСКОМ СТРОЕНИИ МОЛОЧНЫХ И ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ

 

Зубная система человека принадлежит к дифиодонтной, то есть в этой системе происходит две смены зубов: сначала прорезываются временные (мо­лочные) зубы, затем их полностью сменяют постоянные. Временный (смен­ный) прикус (dentes lactici, s. decidui) состоит из 20 зубов, постоянный прикус (dentes permanentes) — из 32 зубов.

В молочном при­кусе имеются резцы, клыки, моляры.

В зубном ряду ребенка 5—6 лет образуются широкие меж­зубные промежутки. К этому времени отмечается значительная стертость режущих краев и бугорков их жевательной поверхно­сти, а вследствие частичного или полного рассасывания кор­ней — подвижность их коронок.

На шейках молочных зубов хорошо контурируется эмалевый валик, более четко выраженный на вестибулярной поверхности.

Ширина коронок более выражена по сравнению с их высотой.

Как отмечалось, в молочном прикусе отсутствует группа премоляров и третьих моляров. Анатомическое строение мо­лочных резцов, клыков и моляров соответствует строению зу­бов постоянного прикуса. Помимо численности, отличитель­ной чертой является меньший размер зубов. Цвет молочных зубов одинаковый от режущего края до шейки зуба, а постоянных от режущего края к шейке зуба тон меняется от светлого к более темному. Ширина коронок молочных зубов более выражена по сравнению с их высотой. Корни молочных зубов короче кор­ней соответствующих постоянных зубов и более широко расхо­дятся в стороны. Полость зуба широкая, стенки коронки и кор­ней более тонкие. Пришеечный край коронок утолщен и вы­ступает при переходе в корни зубов.

В альвеолярной дуге молочные зубы расположены более вертикально в результате того, что позади их корней находятся зачатки постоянных зубов.

Резцы и клыки молочных зубов верхней и нижней челюстей по строению похожи на одноименные постоянные зубы.

Молочные большие коренные зубы (моляры) верхней челю­сти, так же как и постоянные большие коренные зубы, имеют каждый по 3 корня (небный и два щечных), а молочные моля­ры на нижней челюсти — по 2 корня (передний и задний).

По сравнению с постоянными зубами корни молочных мо­ляров расходятся в стороны более широко, так как между ними расположены зачатки премоляров постоянного прикуса.

ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ

Для облегчения записи результатов обследования полости рта и зубов раз­работаны специальные схемы. На сегодняшний день существует несколько схем записи. Наиболее часто зубной ряд обозначают следующей зубной формулой:

 

 

8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8
8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8

 

 

Постоянные зубы обозначают арабскими цифрами, а временные (молоч­ные) — римскими:

 

V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V

 

 

Цифры, размещенные над горизонтальной линией, обозначают верхние зубы, под ней — нижние. Вертикальная линия делит формулу посредине и со­ответствует срединной линии зубного ряда. Цифры, размещенные слева, обоз­начают зубы правой половины челюсти, а справа — левой. Другими словами, врач словно смотрит на пациента через эту формулу, накладывая ее на его зубные ряды (схема 1).

Условно каждый зуб постоянного и временного прикусов имеет свое чис­ловое обозначение. Как уже указывалось, постоянные зубы обозначаются араб­скими цифрами: 1 — центральный резец; 2 — латеральный резец; 3 — клык; 4 — первый премоляр; 5 — второй премоляр; 6 — первый моляр; 7 — второй моляр; 8 — третий моляр.

Временные (молочные) зубы обозначают римскими цифрами: I — цен­тральный резец; II — латеральный резец; III — клык; IV — первый моляр; V — второй моляр.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...