Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Василий Михайлович Косихин.

ВСЕЗНАЮЩИЙ

Кристина Сысоева

 

Николай – Дар

Тихо плещется мелкая шустрая рыбешка в зеленоватой воде Мерекши, речушке, когда-то смело разделившей село Николай – Дар на две части. Во второй половине 19 века в лесных дебрях алатырской зоны Лукояновского района Нижегородской области появилось село Николай –Дар, которое было заселено выходцами из Рязанской области. Земли и вольную крестьянам из рязанского города Скопино подарил царь Николай I, возможно, при его коронации в 1825 году. Поэтому второе, неофициальное название села – Скопинка. Считается, что в Скопинке жили самые трудолюбивые, покладистые и миролюбивые люди. По преданию, многие сельчане в то время были свидетелями проезда царской семьи через железнодорожную станцию Николай-Дар, видели царицу с детьми, когда они на непродолжительное время выходили из поезда.

Река Мерекша. Село Николай-Дар Лукояновского района Нижегородской области.

 

Окруженное со всех сторон первозданным лесом, село Николай-Дар всегда несло на себе печать умиротворения, надежности и ожидания долговечности.

Шестидесятые годы двадцатого столетия после отгремевших лихих войн и потрясений стали периодом относительного спокойствия, уверенности в завтрашнем дне, немудреных надежд, понятных простым людям, их раздумий и душевных страданий.

 

Под раскидистой ветлой

На сочной траве, пахнущей июньским солнцем, мирно пасется несколько козочек – беляночек. Под раскидистой ветлой, в тенечке, недалеко от своего дома на низкой скамейке сидит старик. Добродушная светлая улыбка озаряет его лицо, натруженные руки гладят длинную седую бороду, мудрые и спокойные глаза внимательно смотрят вдаль.

Павел и Авдотья Косихины.

«Добрый день, Павел Михайлович!» - раздается веселый голос конопатой девчушки в яркой косынке. «Здравствуй, Аннушка! Храни тебя Господь!» - рука тихо перекрестила ребенка. Казалось, что еще вчера он благословлял ее родителей на долгую счастливую семейную жизнь. Задолго до их сватовства беспокоились обе семьи о надежности брака, советуясь с Павлом Михайловичем, как и многие скопинские семейства. Так уж повелось, что «всезнающему» доверяли дела и тайны семейные, советовались о грядущих начинаниях: о строительстве домов, сватовстве, дальних поездках, купли и продажи. Будучи долгое время единственным грамотным человеком в селе, он обладал, по тем временам, почти энциклопедическими знаниями. Павел Михайлович мог ответить, со слов очевидцев, на любой вопрос, писал односельчанам письма, прошения, объяснял события.

Перед глазами встали сын Николай и дочери: Настя, Аня, Дуся и Наташа. Давно они стали взрослыми, у всех растут дети. Сын Николай и дочери Анастасия и Евдокия живыми вернулись с фронта. Разлетелись дети в разные уголки Советского Союза – Николай живет в городе Горький, Настя – в Белоруссии, Анна – в Приморском крае, Дуся – в Орловской области, а младшая дочь Наташа вышла замуж в Узбекистане, уехав туда по распределению работать учительницей русского языка и литературы.

Взгляд Павла Михайловича невольно устремился в сторону храма и осекся. На его месте не осталось и камешка. Первая церковь Божией Матери сгорела в 50-х годах 19 века. Второй храм великомученика Димитрия Солунского был возведен 1881 году. По разным источникам в 1927 или 1937 годах церковь была разрушена и сожжена. Жители села сумели сохранить часть икон, церковной утвари и книг. «Всезнающий», так величают Павла Михайловича в Скопинке и округе, сделал чертежи церкви и бережно хранил их в тайном надежном месте.

Сидит Павел Михайлович под ветлой, а односельчане кланяются ему издалека. Сердце его излучает тепло и доброту к людям, душа тянется к Богу, помыслы чисты и праведны.

 

Семья

Родился мой прапрадедушка Косихин Павел Михайлович в 1888 году в крепкой крестьянской семье. Родители, Михаил и Екатерина, имели четырех сыновей и двух дочерей. Получив земельные наделы на сыновей, трудолюбивые и благочестивые люди работали в своем хозяйстве, не покладая рук. На подворье имелись лошади, коровы, овцы, птица. Урожай с бахчи и в поле убирали всей семьей. В урожайные годы приглашали работников, которых кормили и щедро им платили. Сыновья Федор и Михаил рано умерли от брюшного тифа. Василий и Павел стали грамотными людьми. Павел окончил церковно-приходскую школу. На непродолжительное время, еще молодым человеком, он уезжал из села работать приказчиком у богатого человека. Вернувшись домой, Павел женился на Авдотье (в девичестве Сапелкиной), моей прапрабабушке. Дуня была красивой, сильной и очень доброй, вела домашнее хозяйство, ходила в лес за дровами, грибами и ягодами.

 

«Аленький цветочек»

Вспомнился Павлу Михайловичу 1914 год. В этот год состоялась свадьба сестры Аннушки. Анну за ее особую красоту в селе звали «аленьким цветочком». Юная красавица из крепкой состоятельной семьи полюбила парня Василия Губанова – доброго, умного и работящего. Отец Михаил был против их брака. Хотел отдать Аннушку за Тимофея Володина, парня из соседской зажиточной семьи.

За завидной невестой давали в приданное одних только сарафанов 19 штук и к ним модные нарядные кофточки. Сарафаны шерстяные, кубовый, алый – были Аннушкой собственноручно украшены вышивкой и кружевами. Сандалии, ботинки на каблучках со шнурками, детские и алое взрослое одеяло и много других вещей приготовили для будущей семейной жизни. Год отец не давал согласия на брак с Василием Губановым. Но братья Василий и Павел Косихины приняли сторону сестры. В старину в селе Николай –Дар за невесту жених давал кладку-выкуп. Когда Василий пришел свататься, отец Михаил делал все, чтобы он отказался от Аннушки. Запросил у парня непосильный выкуп – поддевку бархатную, шубу овчинную черненную, ботинки, полуботинки, сапожки, а еще высокие сапоги! И в сердцах крикнул: «Что мне придумать, чтобы ты отказался!» Аннушка плакала и умоляла пощадить жениха. Старший брат Василия Губанова согласился на такую кладку. Свадьба была веселой, а жизнь молодых и любящих друг друга, счастливой. Три года у Василия Ивановича и Анны Михайловны Губановых не было детей. Затем родились сыновья Николай, Иван, Дмитрий, дочери Анастасия и Анна. И уже дочь – красавицу Анну Васильевну Губанову, в замужестве Анохину, ныне здравствующую, со слов которой записано многое из этого повествования, в селе величают «аленьким цветочком». И род Губановых множится и процветает.

Мысли старика возвращаются к воспоминаниям о тяжелых временах гонений православных людей.

 

«Враг народа»

С 1917 по 1953 годы не один миллион людей отбывали наказания в концлагерях, специзоляторах, тюрьмах, ссылке. Теперь их называют жертвами политических репрессий и политического террора, а раньше – «врагами народа и Советской власти», «государственными преступниками».

Не обошла стороной беда и их семью. Вспоминает Павел Михайлович, как 20 февраля 1932 года его забрали в тюрьму и 9 сентября осудили тройкой к 1,5 годам исправительно-трудовой работы по статье 58-10-11 за антисоветскую и контрреволюционную деятельность. Три месяца его допрашивали в Горьковской тюрьме.

Пользующийся авторитетом у населения села, грамотный и уважаемый человек, он имел собственную точку зрения на многие вещи. Не хотел вступать в колхоз и партию. Обладал силой убеждения и с верой жил по заповедям Божьим. Павел Михайлович хранил много церковных книг и икон, перед которыми часто и подолгу молился. Когда церковь еще не уничтожили, обладая необыкновенным красивым голосом, он был регентом церковного хора.

В годы безбожья и тяжелейших гонений православных людей, в военное время, к нему шли люди со всей округи за советом, поддержкой, не боясь свидетельствоваь, что они верующие. Павел Михайлович тайно совершал обряды, молился о здравии воинов и упокоении душ погибших.

Когда увезли Павла Михайловича в 1932 году, забрали все- двух лошадей, коров, овец, сруб на новый дом, выгребли «из погреба большого» заготовки на зиму: картофель, капусту, огурцы, грибы и оставили жену Авдотью с пятью детьми умирать от голода. Но Господь помог выжить им. Родные и соседи несли все, чтобы дети были сыты.

Когда Павел Михайлович вернулся, его уговаривали стать председателем колхоза и вступить в партию. Как наиболее грамотного, назначили секретарем в Мало - Мамлеевский сельский совет.

В селе по доносам постоянно искали «врагов народа». «Черный ворон», угрожающе фыркая мотором, продолжал увозить односельчан – служителей церкви, крестьян – единоличников, простых тружеников.

Не мог терпеть Павел Михайлович такую несправедливость. Через дом от Косихиных жил чужак - белый офицер Григорий Горловский со своей матерью: образованный, интеллигентный, хорошо разбирался в травах. Григория любили и уважали в селе, прислушивались к его мнению. В тот день в сельсовет прислали повестку об аресте офицера. Павел Михайлович, пробравшись огородами в дом к Григорию, предупредил его об этом. Когда утром приехали за Горловским, его не нашли. Все село переворошили и уехали. После этого случая Павел Михайлович ушел из сельского совета и стал работать в лесхозе рабочим. Но, по-прежнему, дверь дома «всезнающего» была открыта для всех людей.

 

Василий Михайлович

37 год жестоко прошелся по семье Косихиных, благочестивых, глубоко верующих и уважаемых в селе людей. Священника храма святого великомученика Димитрия Солунского Василия Михайловича Косихина, 1905 год рождения, брата Павла Михайловича, арестовали 26 ноября 1937 года и приговорили 2 декабря тройкой к высшей мере наказания за контрреволюционную деятельность. Много лет никто из родных ничего не знал о его судьбе. В Книге памяти жертв политических репрессий Нижегородской области есть информация об исполнении приговора 26 декабря 1937 года. Однако, в 1942 году на пороге родного дома стоял неузнаваемый Василий Михайлович на отекших, как колодки, ногах. К радости всех родных и односельчан в село Николай – Дар вернулся с лесоповала из Бульполомы Горьковской области священник, мученически отбывавший срок. Только один год Василий Михайлович прожил в родном селе Николай – Дар и умер, не дожив всего несколько месяцев до рождения дочери Веры.

Василий Михайлович Косихин.

Марфа- мученица

Сестра Павла Михайловича Дружинина Марфа Михайловна, 1887 года рождения, будучи старостой церкви, следила за порядком в храме. Малограмотную женщину, растившую трех малолетних детей, арестовали 18 декабря 1937 года и осудили тройкой за антисоветскую и контрреволюционную агитацию к 9 годам отбывания в исправительном трудовом лагере. Кто-то оклеветал Марфу Михайловну, сообщив в органы о том, что якобы она ходила по селам и «организовывала восстание». «Черный ворон» увез ее из села навсегда.

С горестью вспоминает седой старик, как через много лет он получил письмо из Амурской области от незнакомого человека, из которого узнал о трагической судьбе своей сестры и о том, что Марфа жива. Девять лет Марфа Михайловна без права на переписку отбывала срок в Читинской тюрьме, превратившись из красавицы в маленькую седую старушку с большим горбом на спине. Тяжелая работа, постоянные избиения, унижения и болезни сделали свое страшное дело. На родину Марфа вернуться не смогла. Вера в Бога привела ее в храм станции Ерофей Павлович Амурской области, где она молилась денно и нощно всю свою оставшуюся жизнь. После известия о том, что Марфа жива, ее муж Михаил дважды пытался добраться к ней в Амурскую область, но, к сожалению, оба раза безуспешно. Времена были лихие – грабили, выбрасывали из поездов. Такая же беда приключилась с Михаилом. В дороге на него напали бандиты. Избитый, без денег, едва смог вернуться домой к детям, которых он все это время растил в одиночку.

Сестра Анна с дочерью Марфы Евдокией сумели добраться до станции Ерофей Павлович. Когда после церковной службы вышла согнутая до земли старушка в черном одеянии, Анна Михайловна потеряла сознание. Марфа Михайловна не плакала. Она только просила молиться за нее и за всех людей. Две ночи и два дня, тесно прижавшись друг к другу, женщины, с любовью и состраданием очищали теплом застывшее в горе сердце мученицы. Уехали в Николай – Дар одни, не сумев уговорить Марфу вернуться на родину. Это было ее первое и последнее свидание в изгнании с родными. Когда Марфа Михайловна умерла, из Амурской области прислали телеграмму, но в последний путь проводить ее никому не удалось.

Возрождение

Сидит мой прапрадедушка под любимой ветлой и не ведает, что через десятки лет по его чертежам на том же самом месте будет построен храм из дерева в древнерусском стиле, точная копия разграбленного и разрушенного в 1937 году. Трудами и заботами уроженца села Николай – Дар Губанова Валерия Николаевича, внука Анны Михайловны Косихиной – Губановой, в 2007-2009 годах церковь воссоздана. Издалека слышен звон колоколов, вещающий об истине и вечности. Из уст в уста, из поколения в поколение жители села передают события давно минувших лет, имена людей, светлых и добрых. Чистота помыслов, вера в человеколюбие, милосердие, сострадание не могут покинуть нас, современных потомков людей, по которым нещадно и жестоко прошло беспощадное колесо истории, но не склонившихся и не сломившихся, оставшихся в памяти праведными и светлыми. И, как голос из детства, мне слышится скопинская колыбельная, которую напевала мне моя прабабушка Косихина – Горлова Евдокия Павловна, дочь Павла Михайловича.

«Сказка – бабаска,

Ехала коляска!

Зад′ом - перед′[КС1] ом -

Там барский дом.

Там шапочки шьют

И на полочку кладут.

Одна шапочка упала,

Ее татарочка украла.

Купила коровку,

А коровка – с кошку,

А дает – то – с ложку.

И, где кошка не была,

Все последки пролила».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...