Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов
Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития. Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды». Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике. Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны. Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров: - государственную регистрацию природопользователей; - количественный учет природных ресурсов; - бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов. Основными принципами формирования этой системы являются: обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала.
Существующая система кадастров состоит из отраслевых кадастров природных ресурсов. Создание системы кадастров является фундаментальной проблемой управления, хозяйственной эксплуатации и охраны природных ресурсов. Управление природными ресурсами в условиях рыночных отношений возможно при исчерпывающей и комплексной информации, предоставляемой в удобной и концентрированной форме. Вместе с тем существующая система отраслевых ресурсных кадастров в настоящее время не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне. Это связано, прежде всего, с обособленностью различных кадастров, не дающих возможности комплексной оценки природно-ресурсного потенциала.
Виды отраслевых кадастров природных ресурсов
В отечественной практике имеют место следующие виды кадастров природных ресурсов: 1. земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель; 2. водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях; 3. лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда; 4. кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
5. промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов; 6. кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках). К кадастрам также относятся Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов, и Зеленая книга – свод данных о редких, исчезающих и типичных растительных сообществах, нуждающихся в особой охране. Кадастры составляются на основе данных государственного учета порядок которого регулируется Правительством Российской Федерации. Порядок организации, ведения и финансирования кадастров регулируется законодательством России и субъектов Федерации. Наиболее разработанными являются земельный и водный кадастры, кадастры лесных, и рыбных ресурсов. В настоящее время сложилась определенная система статистических источников информации по учету и оценке природных ресурсов и их использованию. На территории России заполняется около 20 форм государственной статистической отчетности, учитывающих природно-ресурсный потенциал.
19.Методы определения направления развития, прогнозирования и оптимального планирования природоохранной деятельности При прогнозировании и планировании рационального природопользования сложности возникают из-за того, что не все эколого-экономические, социальные показатели имеют количественные выражения, а лишь качественную характеристику с низким уровнем доверительной вероятности. Поэтому при прогнозировании и оптимизации целесообразно использовать логическую последовательность с позиций системно-структурного подхода и программно-целевой направленности применения прикладного инструментария и методов решения задач природопользования. Эта последовательность состоит их трех блоков (рис 1).
Рисунок 1 – Алгоритм использования методов прогнозирования и оптимального планирования ресурсосберегающей и природоохранной деятельности
Блок 1 включает эвристические методы прогнозирования, наиболее распространенными из которых, являются методы экспертных оценок. Они позволяют выбрать направление оптимального развития исследуемого объекта и выполнить предварительное ранжирование определяющих показателей (Хi) по доле их вклада в решение проблемы. Блок 2 представляет собой использование статистическо-вероятностных методов в прогнозировании природопользования с целью нахождения уровня доверительной вероятности определяющих (Хi) и регулирующих (Yi) показателей, планов природоохранной и ресурсосберегающей деятельности и ранжирование решаемых задач по степени важности и срочности. Блок 3 предполагает использование детерминированных методов моделирования в задачах оптимального программно-целевого комплексного планирования природопользования в условиях отраслей, территориально-производственных комплексов и предприятий. 20.Алгоритм использования метода экспертных оценок заключается в следующем: 1. Формируется система определяющих показателей (Хi) для эколого-экономической системы. 2. Определяется диапазон оценокпоказателей по их значимости в решении природоохранных мероприятий в регионе. 3. Определяются эксперты для оценки показателей по их значимости в условиях взаимной независимости. 4. Заполняется матрица реализации оценок, данных экспертами в условиях взаимной независимости их суждений (табл. 3). Таблица 3. Формирование матрицы ранговых оценок
Матрица n ´ m = 6 ´ 8.
5. Определяется коэффициент согласованности (W) между экспертами по формуле: где D2 – сумма квадратов отклонений всех ранговых оценок каждого объекта экспертизы от среднего значения:
где – среднее значение ранговых оценок: Диапазон изменений коэффициента согласованности 0<W<1. Если W = 0, то между экспертами полная несогласованность; если W = 1 – полное единодушие.
21. Понятие и классификация природоохранных мероприятий
В отечественной литературек природоохранным мероприятиям (ПОМ) относят все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала страны. К ним относятся: - строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств; - применение малоотходных и безотходных технологических процессов и производств; - размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований; - рекультивация земель; - борьба с эрозией почв; - охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов и т.д. Природоохранные мероприятия должны обеспечить: - соблюдение нормативных требований к качеству окружающей среды, отвечающих интересам охраны здоровья людей и окружающей среды с учетом перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическим сдвигам; - получение максимального народнохозяйственного эффекта от улучшения состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования минеральных ресурсов. В зарубежной литературе можно встретить более широкое определение ПОМ, под которым понимаются все мероприятия экологического характера, направленные на защиту окружающей среды, экологическую безопасность производства и учитывающих состояние защищенности социальных, экономических прав и интересов граждан. Все множество ПОМ можно классифицировать в зависимости от: 1. вида природоохранных работ; 2. количества целей; 3. эколого-экономического результата. 1. В зависимости от вида проводимых природоохранных работ выделяют следующие мероприятия, связанные с рациональным использованием и охраной: - воды; - воздуха; - почвы; - недр. 2. По количеству поставленных целей различают: одноцелевые и многоцелевые средозащитные мероприятия. Одноцелевые средозащитныемероприятия – направлены исключительно, или главным образом, на снижение загрязнение окружающей среды (очистные и улавливающие сооружения предприятий и т.п.). Этот путь малоэффективен, так как, следуя ему далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в биосферу. Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо процесс очистки совместить с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможном объединение первого со вторым (многоцелевым).
Многоцелевые – направлены не только на снижение загрязнения окружающей среды, но и на улучшение производственных результатов – снижение расхода материальных и трудовых ресурсов, увеличение выпуска продукции и т.п. Внедрение замкнутого водоснабжения, утилизации отходов, применение малоотходных технологических процессов, а в перспективе и безотходных технологий производства. Этот путь наиболее эффективен и экономичен. 3. В зависимости от эколого-экономического результата, достигаемого при выполнении, природоохранные мероприятия делятся на: - повышающие экологическую безопасность; - улучшающие экологическую обстановку; - ресурсосберегающие; - мало- и безотходные. Мероприятия, повышающие экологическую безопасность – это мероприятия, связанные с увеличением надежности оборудования (повышение межремонтного периода работы скважин, снижение аварийности трубопроводов, увеличение срока службы резервуаров, и др.). Мероприятия, обеспечивающие улучшение экологической обстановки – это мероприятия, направленные на соблюдение предельно-допустимых нормативов (ПДВ, ПДС, ПДК) (устранение негерметичности оборудования, ремонтно-изоляционные работы, ликвидация скважин и др.). Ресурсосберегающие мероприятия – это мероприятия, направленные на рациональное использование природных ресурсов (применение повторно-последовательной системы водоснабжения, рекультивация земель, снижение потерь нефти на всех стадиях технологического процесса и др.). Мало- и безотходные мероприятия – это мероприятия, направленные на увеличение полноты и комплексности переработки сырья и отходов (утилизация и переработка серы, нефтешламов, извлечение полезных компонентов из нефти, сточных вод и твердых отходов и др.). Подобная классификация позволяет в полном объеме охарактеризовать все многообразие проводимых ПОМ по уровню их воздействия на окружающую среду, что позволяет в дальнейшем выбрать методологию экономической оценки последствий загрязнений и оценить экономическую эффективность ПОМ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|