Конспект для проведения занятия по теме: «Назначение и устройство основных узлов и деталей СИЗОД (ПТС «ПРОФИ»)».
МЧС РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «5 ОТРЯД ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ»
УЧЕБНЫЙ ПУНКТ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Учебного пункта
ФГКУ «5 отряд ФПС
по Чувашской Республике - Чувашии»
майор внутренней службы
А.М. Михатайкин
«____» _________ 2013 год
ПЛАН - КОНСПЕКТ
Для проведения занятия со слушателями Учебного пункта
В группе профессиональной подготовки пожарных
По дисциплине «Газодымозащитная служба»
Тема №10 «Назначение и устройство основных узлов и деталей
ПТС «ПРОФИ»».
Рассмотрено на заседании Педагогического совета
Протокол №___ от «___» ________ 2013 года
Время занятия: 4 учебных часов.
I. Цель занятия:
1. Образовательная: Изучить со слушателями назначение и устройство основных узлов и деталей ПТС «ПРОФИ»
2. Воспитательная: воспитать у слушателей чувство ответственности при технического обслуживания дыхательного аппарата..
II. Метод проведения: урок.
III. Место проведения: аудитория №303.
IV. Учебные пособия: нормативная документация, мультимедийный проектор, учебная доска.
V. Литература:
1. Приказ МВД России от 30 апреля 1996 г. № 234 «Об утверждении нормативных актов по газодымозащитной службе ГПС МВД России».
2. Приказ МЧС России от 31 декабря 2002 г. № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)».
3.Руководство по эксплуатации. Аппарат дыхательный со сжатым воздухом для пожарных ПТС «ПРОФИ».
4. Учебник В.А. Грачева, Д.В. Поповский «Газодымозащитная служба», Академия ГПС МЧС России. г. Москва 2004 г.
VI. Расчет учебного времени:
1. Организационный момент: 10 мин.
2. Опрос по пройденному материалу: 20 мин.
Изложение нового материала: 240 мин.
№
п/п
Учебные вопросы
Время, мин
Введение
15 мин
Назначение и устройство основных узлов и деталей ПТС «ПРОФИ».
100 мин
Задание на самостоятельную подготовку: 15 мин.
Конспект
Руководство по эксплуатации. Аппарат дыхательный со сжатым воздухом для пожарных ПТС «ПРОФИ».
Конспект для проведения занятия по теме: «Назначение и устройство основных узлов и деталей СИЗОД (ПТС «ПРОФИ»)».
№
п/п
Изучаемый материал
Методические рекомендации
Введение
Дыхательный аппарат со сжатым воздухом ПТС "Профи"для пожарных является базовой моделью (взамен аппарата АИР–98МИ) и предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарного от вредного воздействия непригодной для дыхания, токсичной и задымленной газовой среды при тушении пожаров в зданиях и сооружениях и на производственных объектах, а также выполнения других видов аварийных работ в различных отраслях народного хозяйства при температуре окружающей среды от -50o до +60oС. Аппарат не изменяет свои технические параметры после пребывания в среде с температурой 200оС в течение 60с и выдерживает воздействие открытого пламени с температурой 800оС в течении 5с.
Имеет: Сертификат пожарной безопасности, Сертификат соответствия ГОСТ Р, Сертификат Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Санитарно-эпидемиологическое заключение.
Конструктивные преимущества:
• оригинальная подвесная система с термо-огнестойкими ремнями и пластиковой эргономично профилированной спинкой, снабженная нагрудным ремнем и мягкими плечевыми накладками, что значительно снижает нагрузку на спину пользователя и обеспечивает комфорт при работе;
• универсальная система крепления, подходящая ко всем типам баллонов, отличается простотой и надежностью фиксации;
• легочный автомат поддерживает равномерное избыточное давление в подмасочном пространстве лицевой части при различных дыхательных нагрузках;
• в состав аппарата входит адаптер с быстроразъемным соединением, обеспечивающий подключение спасательного устройства.
Отличительные особенности:
• Комплектация баллонами различной вместительности (от 4 до 9 л).
• Комплектация входящих узлов (панорамная маска, легочный автомат, вентиль), изготавливаемых ОАО "ПТС", либо импортными производителями.
• Спасательное устройство в двух исполнениях: панорамная маска или капюшон.
Рассказ у доски
Дать под запись
Дать под запись
Назначение и устройство основных узлов и деталей СИЗОД (ПТС «ПРОФИ»)
Устройство аппарата
В состав аппарата входят: подвесная система, баллон с вентилем, редуктор, адаптер, шланг, автомат легочный, маска панорамная, капилляр с устройством сигнальным, устройство спасательное. Фиксация шланга и капилляра на спинке осуществляется шлевками.
Подвесная система
служит для крепления на ней систем и узлов аппарата и состоит из пластиковой спинки, системы ремней: плечевых, концевых, закрепленных на спинке пряжками, поясного с быстроразъемной регулируемой пряжкой.
Ложемент служит опорой для баллона. Фиксация баллона осуществляется баллонным ремнем со специальной пряжкой.
Баллон
предназначен для хранения рабочего запаса сжатого воздуха. В зависимости от модели аппарата могут применятся стальные и металллокомпозитные баллоны.
В горловине баллона нарезана коническая резьба, по которой в баллон ввинчивается запорный вентиль. На цилиндрической части баллона нанесена надпись «ВОЗДУХ 29,4 МПа».
Вентиль
состоит из корпуса, трубки, клапана со вставкой, сухаря, шпинделя, гайки сальниковой, маховичка, пружины, гайки и заглушки.
Герметичность вентиля обеспечивается шайбами. Шайбы уменьшают трение между буртиком шпинделя, торцом маховичка и торцами гайки сальниковой при вращении маховичка.
Герметичность вентиля в месте соединения с баллоном обеспечивается фторопластовым уплотнительным материалом (ФУМ-2).
При вращении маховичка по часовой стрелке клапан, перемещаясь по резьбе в корпусе вентиля, прижимается вставкой к седлу и перекрывает канал, по которому воздух поступает из баллона в редуктор. При вращении маховичка против часовой стрелки клапан отходит от седла и открывает канал.
Редуктор
поршневой, уравновешенного типа предназначен для преобразования высокого давления воздуха в баллоне до редуцированного давления в диапазоне 0,7…0,85 МПа. Он состоит из корпуса с проушиной для крепления редуктора к спинке, вставки с кольцами уплотнительными, корпуса с седлом, редукционного клапана, на котором с помощью гайки и шайбы закреплен поршень с резиновым уплотнительным кольцом, пружин, регулировочной гайки и стопорным винтом.
На корпус редуктора для предупреждения загрязнения надета облицовка 17. В корпусе редуктора имеется штуцер 18 с кольцом уплотнительным 19 и винтом 20 для подсоединения капилляра, и штуцер 21 для подсоединения адаптера или шланга.
В корпус редуктора вкручен штуцер 22 с муфтой 23 для подсоединения к вентилю баллона. В штуцере установлен фильтр 24, зафиксированный винтом 25. Герметичность соединения штуцера с корпусом обеспечивается уплотнительным кольцом 26. Герметичность соединения вентиля с редуктором обеспечивается уплотнительным кольцом 27.
В конструкции редуктора предусмотрен предохранительный клапан, который состоит из седла клапана 28, клапана 29, пружины 30, направляющей 31 и контр-гайки 32. Седло клапана вкручено в поршень редуктора. Герметичность соединения обеспечивается кольцом уплотнительным 33.
При отсутствии давления в редукторе поршень под действием пружин находится в крайнем положении, при этом редукционный клапан открыт.
При открытом вентиле баллона воздух под высоким давлением поступает в камеру редуктора и создает под поршнем давление, величина которого зависит от степени сжатия пружин. При этом поршень вместе с редукционным клапаном перемещается, сжимая пружины до тех пор, пока не установится равновесие между давлением воздуха на поршень и усилием сжатия пружин, и не перекроется зазор между седлом и редукционным клапаном.
При вдохе давление под поршнем уменьшается, поршень с редукционным клапаном под действием пружин перемещается, создавая зазор между седлом и клапаном, обеспечивая поступление воздуха под поршень и далее в легочный автомат. Вращением гайки 15 производится регулировка величины редуцированного давления.
При нормальной работе редуктора предохранительный клапан 29 усилием пружины 30 прижат к седлу клапана 28. При повышении редуцированного давления выше установленного клапан, преодолевая сопротивление пружины, отходит от седла, и воздух из полости редуктора выходит в атмосферу. Вращением направляющей 31 регулируется давление срабатывания предохранительного клапана.
Адаптер
предназначен для подсоединения к редуктору легочного автомата и спасательного устройства и состоит из тройника 1 и разъема 2, соединенных между собой шлангом 4, который зафиксирован на штуцерах колпачками 5. Герметичность соединения адаптера с редуктором обеспечивается кольцом уплотнительным 6. В корпус разъема 3 ввинчена втулка 7, на которой смонтирован узел фиксации штуцера спасательного устройства, состоящий из обоймы 8, шариков 9, втулки 10, пружины 11, корпуса 12, кольца уплотнительного 13 и клапана 14.
Герметичность соединения втулки 7 с седлом 15 и корпусом 3 обеспечиваются прокладками 16. Герметичность соединения разъема со шлангом спасательного устройства обеспечивается манжетой 17. Для защиты от загрязнения разъем закрыт защитным колпаком 18. Вместо спасательного устройства к разъему можно подключить магистраль шланговой подачи воздуха.
При соединении с разъемом торец штуцера спасательного устройства, упираясь в манжету 17 и преодолевая сопротивление пружины 11, отводит клапан 14 с уплотнительным кольцом 13 от седла 15 и обеспечивает подачу воздуха из редуктора в спасательное устройство. Кольцевой выступ штуцера при этом смещает внутрь разъема штуцер 10, шарики 9, выходя из соприкосновения с втулкой 10, входят в кольцевую проточку штуцера спасательного устройства. Освобожденная обойма 8 под воздействием пружины 19 смещается и фиксирует шарики в кольцевой проточке штуцера спасательного устройства, обеспечивая, таким образом, необходимую надежность соединения штуцера с разъемом. Для отсоединения штуцера шланга спасательного устройства необходимо одновременно нажать на штуцер и сдвинуть обойму. При этом штуцер вытолкнется из разъема усилием пружины 11 и клапан закроется.
Легочный автомат
предназначен для автоматической подачи воздуха для дыхания пользователя и поддержания избыточного давления в подмасочном пространстве лицевой части.
Легочный автомат состоит из корпуса 1 с уплотнительным кольцом 2, седла клапана 3 с уплотнительным кольцом 4 и контргайкой 5, щитка 6, закрепленного винтом 7. В крышке 8 установлен рычаг 9 с пружинами 10,11, заодно с крышкой выполнен фиксатор 12. Крышка с корпусом легочного автомата и мембраной 13 герметично соединены хомутом 14 при помощи винта 15 и гайки 16.
Седло клапана состоит из коромысла 17, закрепленного на оси 18, фланца 19, клапана 20, пружины 21 и шайбы 22, зафиксированной стопорным кольцом 23. На оси 24 коромысла 17 закреплен рычаг 25, высота поднятия которого определяется регулировочным винтом 26.
Работает легочный автомат следующим образом. В исходном положении клапан 20 прижат к седлу 3 пружиной 21, мембрана 13 зафиксирована рычагом 9 на фиксаторе 12.
При первом вдохе в подмембранной полости создается разряжение, под действием которого мембрана с рычагом срывается с фиксатора и, прогибаясь, воздействует через рычаг 25 и коромысло 17 на клапан 20, открывая его. В образовавшийся зазор между седлом и клапаном поступает воздух из редуктора. Пружина 10, воздействуя через рычаг 9 на мембрану и клапан, создает и поддерживает в подмембранной полости заданное избыточное давление.
При этом давление на мембрану воздуха, поступающего из редуктора, увеличивается до тех пор, пока не уравновесит усилие пружины избыточного давления. В этот момент клапан прижимается к седлу и перекрывает поступление воздуха из редуктора.
Включение легочного автомата и устройства дополнительной подачи воздуха производится нажатием на рычаг управления в направлении «Вкл».
Выключение легочного автомата производится нажатием на рычаг управления в направлении «Выкл».
Спасательное устройство
предназначено для эвакуации пострадавшего из непригодной для дыхания зоны. Спасательное устройство состоит из легочного автомата со шлангом, лицевой части промышленного противогаза ШМП-1 ГОСТ 12.4.166 (рост 2) или панорамной маски ПТС «Обзор-УС».
В спасательном устройстве применяется легочный автомат без избыточного давления (рис. 8).
Он отличается от основного легочного автомата отсутствием пружины избыточного давления и пружины фиксатора, а также способом присоединения к лицевой части (гайка 2 с резьбой 40х4). Рычаг управления легочного автомата спасательного устройства красного цвета. Возврат рычага в исходное положение осуществляется пружиной 10.
При вдохе в подмембранной полости создается разряжение, под действием которого мембрана, прогибаясь, воздействует через коромысло 17 и рычаг 25 на клапан 20, открывая его. В образовавшийся зазор между седлом и клапаном поступает воздух из редуктора. При выдохе мембрана возвращается в исходное положение, клапан закрывается, подача воздуха прекращается.
Для дополнительной подачи воздуха необходимо нажать пальцем на рычаг управления по стрелке «Вкл.».
Лицевая часть
предназначена для защиты органов дыхания и зрения от воздействия токсичной и задымленной окружающей среды и соединения дыхательных путей человека с легочным автоматом.
Лицевая часть «Panorama Nova Standard» №R54450 (рис. 9) состоит из корпуса 1 с панорамным стеклом 2, клапанной коробки 3, с переговорным устройством 4, на корпусе которого крепится подмасочник 5 с клапанами вдоха 6. В клапанной коробке установлен подпружиненный клапан выдоха 7.
Пружина 8 фиксируется пружинной скобой 9. Снизу клапанная коробка закрыта крышкой 10. К клапанной коробке при помощи штекерного соединения крепится легочный автомат. Для отсоединения легочного автомата от клапанной коробки следует нажать на кнопку 11. На голове лицевая часть крепится при помощи оголовья 12, состоящего из объединенных между собой лямок, соединенных пряжками 13 с корпусом. Для ношения лицевой части на шее в ожидании применения предназначен шейный ремень 14.
Лицевая часть ПТС «Обзор» (рис. 10) состоит из корпуса 1 со стеклом 2, закрепленном с помощью полуобойм 3 винтами 4 с гайками 5, переговорного устройства 6, закрепленного хомутом 7 и клапанной коробки 8, с гнездом под штекерное соединение с легочным автоматом. Клапанная коробка крепится к корпусу с помощью хомута 9 с винтом 10. Фиксацию легочного автомата в клапанной коробке обеспечивается пружиной 11. Отсоединения легочного автомата от клапанной коробки осуществляется нажатием на кнопку 12. В клапанной коробке установлены клапан выдоха 13 с диском жесткости 14, пружиной избыточного давления 15. Клапанная коробка закрыта крышкой 16, закрепленной на клапанной коробке винтами 17. На голове лицевая часть крепится с помощью оголовья 18, состоящего из объединенных между собой лямок: лобной 19, двух височных 20 и двух затылочных 21, соединенных с корпусом пряжками 22 и 23.
Подмасочник 24 с клапанами вдоха 25, крепится к корпусу лицевой части с помощью корпуса переговорного устройства и скобы 26, а к клапанной коробке – гайкой 27 с шайбой 28.
Оголовье служит для фиксации лицевой части на голове пользователя. Пряжки 22, 23 позволяют осуществлять быструю подгонку лицевой части непосредственно на голове.
Для ношения лицевой части на шее пользователя в ожидании применения к нижним пряжкам лицевой части прикреплен шейный ремень 28.
При вдохе воздух из подмембранной полости легочного автомата поступает в подмасочную полость и через клапаны вдоха в подмасочник. При этом происходит обдув панорамного стекла лицевой части, что исключает его запотевание.
При выдохе клапана вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло лицевой части. Выдыхаемый воздух из подмасочного пространства выходит в атмосферу через клапан выдоха.
Пружина поджимает клапан выдоха к седлу с усилием, позволяющим поддерживать в подмасочном пространстве лицевой части заданное избыточное давление. Переговорное устройство обеспечивает передачу речи пользователя при надетой на лицо лицевой части и состоит из корпуса 29, прижимного кольца 30, мембраны 31 и гайки 32.
Капилляр
служит для присоединения к редуктору сигнального устройства с манометром и состоит из двух штуцеров 1, соединенных впаянной в них спиральной трубкой высокого давления 2, и двух штуцеров 3, соединенных шлангом 4, закрепленном на штуцерах колпачками 5. Штуцеры 1 соединены также гибким тросом 6 и зафиксированы внутри штуцеров 3 штифтами 7.
Кольца уплотнительные 8 обеспечивают герметичность соединения капилляра с редуктором и сигнальным устройством.
Капилляр имеет симметричную конструкцию, одним из концов подсоединяется к редуктору, вторым – к сигнальному устройству. Штуцеры 3 фиксируются в этих соединениях винтами, входящими в кольцевые проточки штуцеров.
По трубке 2 подается воздух под высоким давлением из баллона, по шлангу 4 подается воздух под редуцированным давлением.
Сигнальное устройство
предназначено для контроля давления воздуха в баллоне по манометру и подачи звукового сигнала об исчерпании рабочего запаса воздуха.
Сигнальное устройство состоит из корпуса 1, манометра 2 с облицовкой 3 и прокладкой 4, втулки 5, втулки 6 с уплотнительным кольцом 7, свистка 8 с контргайкой 9, кожуха 10, кольца уплотнительного 11, шточка 12, втулки 13 с кольцом уплотнительным 14, гайки 15 с контргайкой 16, пружины 17, заглушки 18 с кольцом уплотнительным 19, кольца уплотнительного 20 и гайки 21.
Работает сигнальное устройство следующим образом. При открытом вентиле баллона воздух под высоким давлением поступает через капилляр в полость А и к манометру. Манометр показывает величину давления воздуха в баллоне. Из полости А воздух под высоким давлением через радиальное отверстие во втулке 13 поступает в полость Б. Шточок под действием высокого давления воздуха перемещается до упора во втулке 5, сжимая пружину. Оба выхода косого отверстия штока находятся при этом за уплотнительным кольцом 7. По мере уменьшения давления в баллоне и, соответственно, давления на хвостовик шточка пружина перемещает шточок к гайке 15. Когда ближний к уплотнительному кольцу 7 выход косого отверстия в штоке переместится за уплотнительное кольцо, воздух под редуцированным давлением через канал в корпусе 1, косое отверстие в шточке и отверстия во втулке 5 поступает в свисток, вызывая устойчивый звуковой сигнал. При дальнейшем падении давления воздуха оба выхода косого отверстия в шточке переместятся за уплотнительное кольцо, и подача воздуха в свисток прекратится.
Регулировка давления срабатывания сигнального устройства производится за счет перемещения свистка по резьбе в корпусе. При этом перемещается втулка 5 со втулкой 6 и уплотнительным кольцом 7.
Дать под запись
Дать под запись
Дать под запись
Дать под запись
Дать под запись
Дать под запись
Дать под запись
Дать под запись
Дать под запись