Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация дисграфических ошибок

Оглавление

Введение

Коротко о нарушениях письма и чтения

Что же такое дисграфия?

Классификация дисграфических ошибок

Виды нарушений письма.

Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма

Совместная работа логопеда и учителя

Единые требования к занятиям с учениками-логопатами

Рекомендации логопеда учителю

Разговор с родителями

Дифференциация согласных

Рекомендации учителю, родителям

Дифференциация В — Ф

Занятие 1

Занятия 2—3

Занятие 4—5

Дифференциация 3 — С

Занятие 1

Занятия 2—3

Занятия 4—5

Дифференциация Ж — Ш

Занятие 1

Занятия 2—3

Занятия 4—5

Дифференциация Б — П

Занятие 1

Занятия 2—3

Занятия 4—5

Дифференциация Д — Т

Занятие 1

Занятия 2—3

Занятие 4—5

Дифференциация Г — К

Занятие 1

Занятия 2—3

Занятия 4—5

Дифференциация С — Ш

Занятие 1

Занятия 2—4

Дифференциация 3 — Ж

Занятие 1

Занятия 2—4

Дифференциация С — Ч

Занятие 1

Занятия 2—4

Дифференциация Ц — Ч

Занятие 1

Занятия 2—4

Дифференциация Ч — Щ

Занятие 1

Занятия 2—4

Дифференциация Р — Л

Занятие 1.

Занятия 2—4

Литература

Введение

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью — необходимое условие формирования успешной личности. Такая задача стоит сейчас и перед родителями, и перед учителем, и перед логопедом. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве.

Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи.

В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т. д.

Задача данного пособия — помочь учителю, родителям в организации индивидуальных занятий с детьми, имеющими нарушения процессов письма и чтения (дисграфию и дислексию), основываясь на развитие мышления, памяти, внимания, самоконтроля.

Содержащийся практический материал логопеды могут использовать в качестве фрагмента групповых, подгрупповых занятий, в индивидуальной работе.

Материал, подобранный в пособии, содержит разнообразные упражнения, как для индивидуальной работы ребенка, так и для работы под руководством логопеда, учителя или родителей.

В пособии дана большая подборка материала из детской классической поэзии, и различных литературно-художественных произведений.

Материал пособия можно использовать на уроках и внеклассных занятиях в связи с изучением различных тем по русскому языку и чтению в течение всего периода начального обучения.

Авторы надеются, что данное пособие будет полезно учителям-логопедам, учителям начальных классов и родителям.

Коротко о нарушениях письма и чтения

Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: окино — окно и т. п.

К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.

Что же такое дисграфия?

Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

§ определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

§ соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

§ воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо).

Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку?

Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.

Классификация дисграфических ошибок

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

§ пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;

§ пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;

§ пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки,

§ замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;

§ замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;

§ перестановки букв и слогов: онко — окно,

§ недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;

§ наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сенег — снег, диктанат — диктант;

§ искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;

§ слитное написание слов и их произвольное деление: два— два, бойчасов — бой часов, в ся—вся; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

§ нарушение смягчения согласных: болшой—большой,толко —только, умчалис — умчались, мач — мяч.

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

§ нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;

§ нарушения управления: с ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;

§ замена слов по звуковому сходству;

§ слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;

§ пропуски слов в предложении.

3. Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

§ замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

§

§ замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

§ замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

§ зеркальное написание букв: с,э,ю;

§ пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

4. Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

§ безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы;

§ правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;

§ обозначение смягчения согласных;

§ прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.

Виды нарушений письма.

В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.

Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

1. В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут»

2. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает свое дефектное произношение на письме.

3. Акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания, дифференциации фонем)

Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).

4. Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Характерные ошибки:

§ пропуски согласных;

§ пропуски гласных;

§ перестановки букв;

§ добавления букв;

§ пропуски, добавления, перестановки слогов;

§ слитное написание слов;

§ раздельное написание слов;

§ слитное написание предлогов с другими словами;

§ раздельное написание приставки и корня.

5. Аграмматическая дисграфия

Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи.

На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.

6. Оптическая дисграфия

Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (ы-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).

Определив вид нарушений процесса письма, Вы можете наметить основные направления работы с ребенком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...