Задание к зачету – предоставьте учебное мини-исследование в напечатанном виде (не более 10 страниц)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методология и логика педагогического исследования в дошкольном образовании Лекции – 8 часов Практические – 10 часов Зачет Практическое занятие № 1 (4 часа) Тема: Понятийный аппарат педагогического исследования Задачи: 1.Сформировать у студентов представление о понятийном аппарате научного исследования и его использовании в процессе написания научной работы. 2. Выработать у студентов навык определения понятийного аппарата педагогического исследования. Теоретическая часть Вопросы для обсуждения и подготовки к выполнению заданий практической части: 1. Актуальность исследования. Раскройте наиболее актуальные исследовательские области применительно к дошкольной педагогике и психологии. 2. Проблема и тема педагогического исследования, их соотнесенность. 3. Цель и задачи педагогического исследования. 4. Объект и предмет педагогического исследования. 5. Гипотеза педагогического исследования. Виды гипотез. Практическая часть Работа в группах. 1. Анализ понятийного аппарата дипломных работ. 2. В рамках предложенной (или самостоятельно выбранной) темы: определение актуальности педагогического исследования, вычленение проблемы, определение цели и задач, объекта, предмета, гипотезы исследования. Практическое занятие № 2 (2 часа) Тема: Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.
Задачи: 1. Помочь студентам более глубоко освоить современные теоретические и эмпирические методы поиска, обработки, качественного и количественного анализа данных педагогического исследования.
2. Тренировка умений студентов пользоваться наиболее распространенными методами педагогического исследования. Теоретическая часть Вопросы для обсуждения и подготовки к выполнению заданий практической части: 1. Теоретические методы исследования, примеры их использования в научном исследовании. 2. Изучение литературных источников и архивных материалов как метод психолого-педагогического исследования. Виды литературных источников (монография, статьи, диссертации и т.д.) Методики изучения литературных источников: традиционные и формализованные (контент-анализ). Способы оформления сведений из литературных источников. 3. Наблюдение как метод педагогического исследования. Виды наблюдения. Достоинства и недостатки данного метода. Количественный и качественный анализ результатов наблюдения. Способы оформления результатов наблюдения. Примеры. 4. Опросные методы в психолого-педагогическом исследовании (анкета, беседа, интервью). Формализация опросных методов. Примеры 5. Тестирование как диагностический метод. Особенности работы с тестовыми методиками. Стандартизация теста. Валидность и надежность теста. Примеры 6. Метод экспертных оценок. Социометрия. Примеры 7. Методы: изучения детских работ, изучения педагогической документации. Примеры. 8. Особенности применения исследовательских методов в ДОУ. Практическое занятие № 3 (4 часа) Тема: Методики педагогического исследования. Задачи: 1. Ознакомление студентов с методиками педагогического исследования, особенностями их выбора в соответствии с проблемой и целью исследования, этапами их использования. 2. Формирование у студентов навыков обоснования выбора методики и методов исследования, планирования и определения этапов методик исследования. Теоретическая часть Вопросы для обсуждения и подготовки к выполнению заданий практической части:
1. Методика проведения опытно-экспериментальной работы. Постановка задач опытно-экспериментальной работы. Выбор необходимого числа экспериментальных объектов и методик диагностического обследования. Экспериментальные планы. Гипотеза опытно-экспериментальной работы. Требования к проведению опытно-экспериментальной работы. Обработка данных. Особенности проведения опытно-экспериментальной работы в ДОУ. 2. Методика изучения и обобщения педагогического опыта. Разновидности педагогического опыта. Требования к выбираемому опыту. Компоненты передового опыта, подвергающиеся изучению. Обработка и обобщение педагогического опыта в научном исследовании. Схема анализа педагогического опыта (Приложение). Практическая часть Работа в группах. 1. Анализ методик, используемых в дипломных исследованиях. 2. Исходя из разрабатываемой на предыдущих занятиях темы, обосновать выбор методики и методов исследования, спланировать и определить этапы предпочтенной методики исследования.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Введение в научное исследование по педагогике / Ю.К. Бабанский и др. Под ред. Журавлева В.И. - М.: Просвещение, 1988. 2. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление. Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. – М.: Гардарики, 2005. 3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: «Академия», 2001. 4. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. Учебное пособие под ред. П.И. Пидкасистого. - Волгоград,: Перемена, 2001. 5. Лобанов А.А., Лобанова Г.А. Методические указания по подготовке и оформлению выпускной квалификационной работы. – Владимир, ВГПУ, 2006. 6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования: (В помощь начинающему исследователю). - М.: Педагогика, 1986. 7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2000. 8. Любые учебники по педагогике (раздел «Методология и методы педагогических исследований»).
Задание к зачету – предоставьте учебное мини-исследование в напечатанном виде (не более 10 страниц)
1. Выберите любую из предложенных тем исследования (см.Приложение). Возможно предложить свою тематику, предварительно согласовав ее с преподавателем!!!!!!!!!!! 2. Составьте план исследования (Оглавление), ориентированное на опытно-экспериментальную методику исследования 3. Напишите «Введение» по следующему плану: · актуальность педагогического исследования, · степень изученности литературы, · проблема, · объект, · предмет, · цель и задачи, · гипотеза, · методы, · практическая значимость исследования. 4. Кратко напишите текст работы в соответствии с составленным планом (на каждый пункт 0,5-1 стр.), не забывая делать выводы по пунктам и главам, делая ссылки на литературу (4-5 ссылок на список литературы). Вторую главу не выполняем на практике, а ставим «мысленный эксперимент», фантазируем. 5. Напишите Заключение в соответствии с поставленными задачами исследования. 6. Составьте Список литературы из 5-7 источников в соответствии с образцами. 7. Сделайте графическое изображение результатов исследования (можно нарисовать, а не выполнять на компьютере). АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА [1] (примерная схема) 1. Изучаемый объект________________________________________ (педагог, работник, коллектив, объединение) 2. Наименование опыта _______________________________ (направление, тема работы) 3. Цель изучения опыта____________________ 4. Краткая характеристика опыта (проблема, способ решения, полезность, новизна, применимость в измененных условиях, адрес для рекомендуемого внедрения). 5. Задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным. 6. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-воспитательного процесса; деятельность воспитателей (педагогов), воспитанников (учеников), ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников. 7. Результаты обучения, воспитания, социальной поддержки (сдвиги в адаптации, реабилитации, воспитанности), их надежность и стабильность.
8. Педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы); характеристики отдельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации. 9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта. Роль личности воспитателя, его индивидуального стиля деятельности в созидаемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принципов, технологий), переносимого в иные (но в чем-то сходные) условия. Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство). 10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях — корректированию опыта. 11. Рекомендации по использованию опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективного использования, ограничения, наиболее подходящие способы использования).
[1] Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учебное пособие. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. –с.153-154.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|