Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для реализации общей цели студент должен уметь

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Практического занятия №16

(для преподавателей)

МОДУЛЯ №1

“СТРОЕНИЕ ЗУБОВ И ПРЕПАРИРОВАНИЕ КАРИОЗНЫХ ПОЛОСТЕЙ”

СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ III – IV УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ

”Современные методики препарирования кариозных полостей под композитные материалы: техники микропрепарирования (МI-терапия), ART-методика (неинвазивная), тоннельное препарирование и др.”

Составила ассистент Потапова С.И.

 

 

Харьков 2011

Тема: «Современные методики препарирования кариозных полостей под композиционные материалы: техника микропрепарирования (МI-терапия), ART-методика (неинвазивная), тоннельное препарирование»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

№ п/п Этапы практического занятия Время в мин.   Учебные средства обучения Оснащение Место проведения    
1. Определение и коррекция исходного уровня знаний   Устный опрос. Банк тестовых заданий для контроля исходного уровня знаний   Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, гипсовые муляжи зубов, наборы интактных зубов, распилы зубов, пластилин, атласы, наборы стоматологического инструментария,бор.машины, наконечники, наборы боров.   Учебная аудитория  
2. Самостоятельное изучение -особенностей препарирования кариозных полостей под композиционные материалы -особенностей финирования краев эмали -техники микропрепарирования -проведения ART- методики (неинвазивная) -техники тоннельного препарирования -ошибок и осложнений при препарировании кариозных полостей под композиционные материалы   Фантомы,таблицы, рисунки, видеофильмы, атласы Оборудование и оснащение учебной аудитории, таблицы, фантомы, гипсовые муляжи зубов, наборы интактных зубов, распилы зубов, пластилин, атласы, наборы стоматологического инструментария,бор.машины, наконечники, наборы боров.     Учебная аудитория  
3. Разбор и коррекция усвоения изучаемой темы       Рабочие тетради.   Учебная аудитория    
4. Тестовый контроль   Банк тестовых заданий   Учебная аудитория

 

Актуальность темы:

Без знания особенностей препарирования кариозных полостей под композиционные материалы, современных методик препарирования кариозных полостей: техники микропрепарирования (MI-терапии), ART-методики (неинвазивная), техники тоннельного препарирования не представляется возможным правильно формировать полости, что в дальнейшем не будет способствовать надежной фиксации пломбы и предотвращать возникновение вторичного кариеса.

 

Общая цель занятия: Изучить особенности препарирования, современные методики препарирования кариозных полостей под композиционные материалы, современные методики препарирования кариозных полостей: техники микропрепарирования (МI-терапия), ART-методики (неинвазивная), техники тоннельного препарирования.

 

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

Конкретные цели Цели исходного уровня знаний
1. Изучить особенности препарирования кариозных полостей под композитные материалы, финирование краев эмали 1.Знать клинико-анатомическое и гистологическое строение тканей зуба, отличительные признаки зубов, классификацию кариозных полостей по Блэку, этапы препарирования кариозных полостей в зависимости от локализации и вида пломбировочного материала (кафедра анатомии, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии, кафедра терапевтической стоматологии)
2. Изучить современные методики препарирования кариозных полостей: технику микропрепарирования (MI-терапия, ART-методику (неинвазивная), технику тоннельного препарирования   2. Знать клинико-анатомическое и гистологическое строение тканей зуба, отличительные признаки зубов, классификацию кариозных полостей по Блэку, этапы препарирования кариозных полостей в зависимости от локализации и вида пломбировочного материала, современные методики препарирования кариозных полостей (кафедра анатомии, кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии, кафедра терапевтической стоматологии).
3. Изучить возможные ошибки и осложнения при препарировании кариозных полостей под композитные материалы 3. Знать классификацию кариозных полостей по Блэку, этаппрепарирования кариозных полостей в зависимости от локализации и вида пломбировочного материала, современные методики препарирования кариозных полостей (кафедра терапевтической стоматологии)

Теоретические вопросы на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности:

1. Особенности препарирования кариозных полостей под композитные материалы.

2. Особенности финирования краев эмали под композитные пломбы.

3. Техника микропрепарирования (MI - терапия): показания, особенности проведения, достоинства и недостатки.

4. ART – методика (неинвазивная): показания, особенности проведения, достоинства и недостатки.

5. Тоннельное препарирование: показания, особенности проведения, достоинства и недостатки.

6. Ошибки и осложнения при препарировании кариозных полостей под композитные материалы.

 

Учебная информация, необходимая для изучения данной темы:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Данилевский Н.Ф., Борисенко А.В., Политун А.М.Терапевтическая стоматология. В 4 томах. Том 1. Фантомный курс. Киев «Медицина»,2009.-399С.
  2. Максимовский Ю.М. Фантомный курс терапевтической стоматологии, ОАО «Медицина»,2005.- 324 С.
  3. Борисенко А.В.Секреты терапевтической стоматологии.В 4 томах. Фантомный курс. Том 1. МЕДпресс- информ,2009.- 320 С.
  4. Базикян Э.А., Волчкова Л.В., Робустова Т.Г. Пропедевтическая стоматология: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Базикяна Э.А./.ГЭОТАР-Медиа,2003.-768 С.
  5. Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред. Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.- М.: Медицина, 2001.-840 С.
  6. Терапевтическая стоматология.: Учебник для студентов мед. вузов/ Под ред. Боровского Е.В.- М.: «Медицинское информационное агентство», 2004.- С.1-23с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Скорикова А.А., Волков В.А., Баженова Н.П. Пропедевтика стоматологических заболеваний: Учебное пособие для мед. ВУЗов. Ростов: Феникс.2002.- 640 С.
  2. Э.А., Волчкова Л.В., Лукина Г.И. Стоматология. Тематические тесты. В 2-х частях. Часть 1. Пропедевтическая стоматология, ГЭОТАР-Медиа,2009.- 193 С.
  3. Терапевтическая стоматология. Учебник/ Е.В.Боровский, В.С.Иванов и др. Под ред. Е.В. Боровского, Ю.М. Максимовского.-М.: Медицина, 1998.-736с
  4. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 560 с.
  5. Бритова А.А. Предклинический курс по терапевтической стоматологии.Нов.ГУ.Новгород,1998
  6. Васильев В.И. Пропедевтическая стоматология терапевтическая. Учебное пособие. Великий Новгород,2008.
  7. Kutsch VK. Microdentistry: A new standard of care. Journ Massachusetts Dent Soc Winter 1999. 47(4)

 

Организационная структура практического занятия (короткие методические указания к работе на практическом занятии):

В начале занятия, которое проводится в учебной аудитории, преподаватель напоминает тему, общие и конкретные цели. Дальше проводит определение исходного уровня знаний студентов.

Затем студенты самостоятельно изучают особенности препарирования кариозных полостей под композиционные материалы, современные методики препарирования кариозных полостей: технику микропрепарирования (MI-терапия), ART-методику (неинвазивная), технику тоннельного препарирования. В конце занятия проводится коррекция результатов усвоения темы и итоговый контроль с помощью тестовых заданий.

Подводится итог, анализируются действия студентов во время занятия. Дается задание к следующему занятию.

Содержание темы:

Использование адгезивных технологий композиционных материалов пре­дусматривает создание прочной связи материала с тканями зуба: эмалью и дентином. Для прочного присоединения композита к эмали необходима доста­точная толщина эмалевого слоя - не менее 1 мм. Поэтому рекомендуется ска­шивать край эмали под углом 45° или даже несколько больше для достижения оптимальной толщины эмали. Этого правила рекомендуется также придер­живаться при формировании вестибулярной стенки кариозных полостей III и IV классов. Это создает плавный цветовой переход между композиционным пломбировочным материалом и эмалью, что делает пломбу менее заметной на вестибулярной поверхности фронтальных зубов. Этой же цели достигают, создавая на вестибулярной стенке скос с вогнутой поверхностью — вогнутый или желобовидный скос. Микрогибридные, микроматричные и вязкие компо­зиционные материалы обладают значительной прочностью (до 420 МПа при сжатии) поэтому при их использовании край эмали можно не скашивать. В целом следует отметить, что при использовании композиционных материалов угол скоса может быть в пределах от 10° до 45° в зависимости от класса кари­озной полости (больше на вестибулярной стенке полостей III и IV классов) и прочности композиционного материала.

По окончании формирования края полости проводят финирование со­зданного края эмали. При этом финирами удаляют возникшие во время препа­рирования небольшие трещины, неровности, участки с фрагментированными эмалевыми призмами, не имеющими связи с подлежащими тканями (денти­ном). Это улучшает краевое прилегание композиционного пломбировочного материала и повышает эффективность пломбирования.

В настоящее время с появлением стеклоиономерных цементов (СИЦ) появилась возможность уменьшить объём иссекаемых тканей зуба. Микропрепарирование или М.І.-терапия (от англ. Minimal Intervention Triatment- минимально инвазивное лечение).

При минимально-инвазивном лечении, если полость располагается на жевательной поверхности, то иссекают только деминерализованную эмаль, оставляя входное отверстие как можно меньшего размера. Затем в полость вводят шаровидный бор или экскаватор и тщательно удаляют весь размягчённый дентин. При этом сохраняют на сколько это возможно, эмаль по краям полости, даже не имеющую подлежащего дентина. В результате получается полость грушевидной формы с небольшим входным отверстием. СИЦ вносят в полость с избытком, им покрывают также прилежащие углубления и фиссуры.

ART-методика (atraumatic restorative treatment – атравматичное восстановительное лечение) предусматривает пломбирование полости без препарирования. Кариозная полость очищается экскаватором, высушивается и пломбируется СИЦ. Рекомендована ВОЗ для оказания помощи жителям бедных регионов, при лечении пациентов с тяжелой общесоматической патологией или испытывающих непреодолимый страх перед бормашиной.

Для устранения кариеса химико- механическим методом используют систему Carisolv и Кариклинз, состоящую из растворяющего геля и набора ручных инструментов запатентованной конструкции.

Рис.1

Более сложной является технология прямого доступа к ка­риозной полости через жевательную поверхность без создания дополнительной площадки. Потребность в таком подходе воз­никает при наличии плотного контакта между зубами, распо­ложении кариозной полости небольшого размера на контакт­ной поверхности ниже экватора и значительного слоя непо­врежденных тканей над ней. В таких случаях используют тоннельный метод доступа. (Рис.1.) На жевательной поверхности, от­ступив на 2,0—3,5 мм от контактной поверхности, алмазным бором снимают эмаль и создают "тоннель" в дентине по на­правлению к кариозной полости. Этот метод позволяет сохранить интактную краевую эмаль на проксимальной поверхности зуба и естественный контактный пункт.

Препарирование тканей зуба под пломбирование композитными материалами существенно отличается от тра­диционного формирования полости. Это объясняется осо­бенностями самих композитных материалов образовывать химическую связь с тканями зуба и прочную механическую связь с эмалью. В связи с этим нет необходимости в создании ретенционных пунктов, переходов стенок под прямым углом и т.д.

Основным принципом препарирования тканей зуба для проведения реставрации является щадящее препарирование с обязательным удалением размягченного и пигментированного дентина. Важно удалить измененную в цвете эмаль. Обязательно необходимо создать скос (фальц) эмали по всему краю полости под углом 45°. Делается это для увеличения адге­зии и маскировки линии перехода эмаль -композит. Особенно важен фальц при восстановлении группы передних зубов.

Особое внимание следует уделять обработке десневой стен­ки в области эмалево-цементного соединения. По­лости II, III, IV и V классов могут переходить это соединение, и тогда один край полости расположен в эмали, а другой — в дентине-цементе. В таких случаях при отсутствии эмали на десневой стенке можно использовать несколько приемов для лучшей адгезии пломбы: 1) эмалевый скос удлиняют, а в дентине делают подрез; 2) эмалевый скос удлиняют, а в облас­ти десневой стенки устанавливают пин (штифт); 3) эмалевый скос удлиняют, а полость в пределах дентина запол­няют стеклоиономерным цементом (СИЦ). Эмаль и СИЦ после протравливания прочно соединяются с компо­зитом.

Для препарирования тканей зуба и обработки поверхности реставраций используют карбидные боры и боры с напылением алмазной крошки разных размеров. Независимо от вида боры некоторых фирм имеют маркировку: черные, синие и зеле­ные полоски на ножке бора -это боры только для препари­рования; боры с красной, желтой или белой полоской на ножке — финишные, применяются для обработки поверхно­сти реставрации.

Препарирование тканей зуба производят турбинным нако­нечником с обязательной подачей воды. Работа турбинными наконечниками без подачи воды недопустима, так как это при­водит к перегреву тканей зуба, быстрому сгоранию алмазного покрытия бора и выходу из строя наконечника.

При удалении измененного дентина из кариозной полости возникают два момента, которые могут осложнить дальнейшие этапы наложения композитного материала и последующую фиксацию пломбы: 1) по мере препарирования и удаления измененного дентина обнажаются дентинные канальцы, по кото­рым подтекает дентинная жидкость, ухудшающая условия фиксации композитного материала к дентину; 2) после препа­рирования дентина на дне полости остаются обломки дентина, дентинные опилки, клетки микроорганизмов - так называе­мый смазанный слой ("Smaer layer"), который также ухудшает условия фиксации композита. Толщина этого слоя 0,5- 1,5 мкм, и его нельзя удалить водяной струей. В некоторых местах у "смазанного слоя" есть плотный контакт с дентином, в некоторых нет.

"Смазанный слой" закупоривает вход в дентинные канальцы, предотвращая тем самым проникновение микроорганизмов в канальцы на определенное время, но не препятствует проник­новению токсинов. Больше "смазанного слоя" скапливается в углах полости, меньше всего на боковых стенках полости.

Положительная функция "смазанного слоя" - естественная прокладка, обеспечивающая герметизацию канальцев. Отрица­тельных функций значительно больше. "Смазанный слой" мо­жет быть источником бактериальной инфекции, приводить к вторичному кариесу, мешать связи пломбы с полостью.

На образование "смазанного слоя" влияет следующее:

материал, из которого сделан бор (при обработке абра­зивным бором из-за большего трения образуется больше "смазанного слоя", чем при обработке полости твердо­сплавным бором); новый или старый бор (старый — больше "смазанного слоя"); давление на бор (чем больше давление, тем больше "сма­занного слоя"); степень охлаждения (чем выше, тем меньше "смазанного слоя"); скорость вращения бора (чем выше скорость, тем больше "смазанного слоя"); вид обрабатываемого дентина (склеротический дентин - меньше "смазанного слоя", обычный дентин - больше).

Существует два пути устранения "смазанного слоя": механи­ческий и химический. В настоящее время предпочтение отда­ется химическому методу удаления "смазанного слоя" - путем кислотного травления.

Общепризнанным считается, что при воздействии кислоты происходит растворение "смазанного слоя" и его пробок, а в результате растворения кристаллов гидроксилапатита освобож­даются коллагеновые волокна, что сопровождается раскрытием дентинных канальцев. Проникновение в эту зону праймера по­зволяет образовать гибридную зону, которая создает хорошие условия для адгезии композитного материала.

 

Ошибки при малоинвазивных методиках препарировании кариозных полостей под композитные материалы:

1. Препарирование кариозной полости без учета гигиенического состояния полости рта, характера и режима питания.

Несоблюдение этого правила приводит к низкой эффективности лечения.

У всех пациентов должен быть определен ИГ и проведен контроль качества чистки зубов, даны рекомендации по режиму питания.

2. Неполное иссечение измененных тканей при фиссурном кариесе.

Несоблюдение этого правила сопровождается поражением фиссуры или появлением вторичного кариеса.

Лечение сводится к иссечению тканей фиссур и ранее наложенной пломбы с последующим пломбированием.

3. Неполное удаление измененного дентина во время препарирования кариозной полости. Размягченный дентин иногда остается на дне кариозной полости из-за боязни врача вскрыть полость зуба, но часто это происходит и при недостаточном раскрытии кариозной полости.

Несоблюдение этого правила клинически проявляется появлением рядом с пломбой при нормальном краевом ее прилегании измененного в цвете участка, который увеличивается в размере.

Лечение сводится к удалению пломбы, нависающего края эмали, измененного дентина с последующим пломбированием.

4. Отсутствие этапа профилактического расширения по показаниям Несоблюдение этого правила приводит к возникновению вторичного кариеса.

5. Ошибки при формировании полости.

Несоблюдение этого правила приводит к плохой фиксации пломбы.

Этап формирования полости необходимо проводить одновременно с проверкой окклюзионных контактов (край полости не должен попадать на границу окклюзионного контакта).

6. Недостаточное расширение кариозной полости и плохое знание толщины стенок зуба, также использование турбины для препарирования дна глубокой кариозной полости.

В результате может произойти случайное вскрытие полости зуба во время препарирования.

Удаление поврежденного дентина рекомендуется проводить экскаватором или шаровидным бором большого размера с использованием машинного наконечника. Лечение сводится к удалению пульпы (при наличии обильной кровоточивости) или ее сохранению.

7. Повреждение эмали соседнего зуба (медиальной, дистальной поверхности).

Указанная ошибка — следствие того, что препарирование начато с межзубного промежутка, а не с небной или язычной поверхности.

Скол эмали может происходить, если эмаль не имеет достаточно дентинной основы. При сколе в пределах эмали дефект может быть восстановлен текучим композитом. Если же скол достигает дентина, то проводят препарирование с удалением ранее наложенной пломбы с последующим полным ее восстановлением.

8. Возникновение вторичного кариеса рядом с ранее наложенной пломбой.

Это может быть следствием недостаточного препарирования или некачественного пломбирования.

В большинстве случаев необходимо полностью убирать ранее наложенную пломбу и делать реставрацию (ставить новую пломбу).

9. Неграмотное скашивание и сглаживание эмали.

Несоблюдение этого правила приводит к ухудшению адгезии, а в дальнейшем к нарушению краевого прилегания. При маленьком скосе на фронтальной группе зубов будет ухудшаться эстетика реставрации (заметен переход с пломбировочного материала на ткани зуба). Не рекомендуется делать скашивание эмали:

-у пациентов с повышенной стираемостью тканей зуба, патологией прикуса, с бруксизмом;

-если скос существенно ослабит стенки и бугры зуба

При препарировании фронтальной группы зубов:

скос должен быть не более 2 мм; с нечеткими контурами (лучше волнистыми);глубокий у основания полости (на всю толщину эмали).

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Особенности препарирования кариозных полостей под композитные материалы.

2. Особенности финирования краев эмали под композитные пломбы.

3. Техника микропрепарирования (MI - терапия): показания, особенности проведения, достоинства и недостатки.

4. ART – методика (неинвазивная): показания, особенности проведения, достоинства и недостатки.

5. Тоннельное препарирование: показания, особенности проведения, достоинства и недостатки.

6. Ошибки и осложнения при препарировании кариозных полостей под композитные материалы.

 

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

 

1. Нарисовать сформированные полости:

а) Техника микропрепарирования (MI - терапия).

б) ART – методика (неинвазивная).

в)Тоннельное препарирование.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...