Региональный уровень экономической безопасности.
Классификация и ранжировка регионов. Система региональных социально-экономических показателей. К наиболее вероятным угрозам развития экономической безопасности России относятся угрозы возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов России. Важнейшими факторами угроз являются: Объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве. Нарушение производственно-технических связей между предприятиями отдельных городов России. Увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ. Усиление национального сепаратизма, которому способствует этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных образований. Разница в отношениях с федеральным бюджетом некоторых субъектов Федерации, появившаяся в середине 90-х годов, ведёт к невозможности реализации фундаментального конституционного принципа равноправия для всех субъектов Федерации. Сегодня ведётся работа по приведению в соответствие с конституцией России законов субъектов Федерации, но многие субъекты идут на это крайне неохотно. Происходит дальнейшее падение уровня социально-экономического развития в отсталых и слабоосвоенных районах с экстремальными природно-климатическими условиями в силу острой неконкурентоспособности местных производств и практически стихийного оттока населения из районов Севера. Наблюдается чрезмерная территориальная концентрация производственных сил в результате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковского капитала в немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
Так в 1997 году 11 регионов (гг. Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Свердловская, Нижегородская, Пермская области, республики Татарстан и Башкортостан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) обеспечили 66% доходов в федеральный бюджет. .Внешнеэкономическая безопасность. Проблемы ближнего и дальнего зарубежья. Основной проблемой внешнеэкономической безопасности является стремительное сокращение доли российской наукоёмкой и трудоёмкой продукции на зарубежных рынках. На данный момент против России действует 55 антидемпинговых постановлений по различным видам продукции. Некоторые из них были введены вполне обоснованно, т.к. с либерализацией внешнеэкономической деятельности российские предприятия стали выходить на рынок с товаром по демпинговым ценам, конкурируя не только с местными поставщиками, но и между собой. Чего опытные иностранные компании давно себе не позволяют, справедливо полагая, что ценовые войны могут только ухудшить положение всех без исключения игроков на рынке. Часть антидемпинговых мер была введена без реального обоснования. Рынок продукции с высокой добавленной стоимостью давно жёстко поделён между различными иностранными компаниями. Нас достаточно легко пускают только на сырьевые рынки, т.к. продажа необработанного сырья выгодна странам импортёрам. Например, мы по бросовым ценам торговали и продолжаем торговать со скандинавскими странами лесом и пиломатериалами. А затем покупаем у них дорогие мебельные гарнитуры, сделанные из этого леса. И подобных примеров множество. В частности, торговать сырой российской нефтью убыточно для страны в целом. По расчётам РАН, расходы на добычу сибирской нефти обходятся в 8 долларов за баррель, тогда как в Саудовской Аравии эта цифра составляет 1,5 доллара. При одинаковых ценах на мировом рынке нефтедобывающие компании Саудовской Аравии значительно более рентабельны, чем российские нефтедобытчики.
Поэтому предложения Андрея Илларионова, установить ставку отсечения в 12 долларов за баррель, а остальное перечислять в фонд будущих поколений означает банкротство для наших нефтяников. А ведь это советник президента по экономике. Для повышения прибыльности добычи нефти её надо подвергать глубокой переработке, развивать химическую промышленность. Кстати, свыше 80% производственных мощностей глубокой нефтепереработки России находилось на территории Чеченской республики. В этом году произошло реформирование импортных таможенных пошлин, для простоты работы таможенников оставили всего 4 ставки: 5, 10, 15, и 20%. По величине среднего таможенного тарифа, составляющем примерно 11%, Россия является одним из лидеров в мировой практике по открытости рынка. Видимо, правительство считает, что нашим внутренним производителям не хватает здоровой конкуренции со стороны зарубежных производителей. Мало того, нас вдруг стали настойчиво приглашать в ВТО, вступление в которую, по словам иностранцев существенно увеличит торговые возможности России. Однако членство некоторых государств в ВТО не отменяет некоторые антидемпинговые меры со стороны США против них. Почему именно сегодня, когда в США всё сильнее проявляются признаки глубокой рецессии, нас зовут в ВТО. Неужели американцы решили улучшить жизнь российских производителей и пустить их на свой рынок? Вряд ли. Когда у американцев падает внутренний спрос, они ищут новые рынки сбыта за рубежом. Так на саммите стран Латинской Америки они лоббировали вступление последних в общую зону свободной торговли с США уже в 2003 году. Бразилии с трудом уговорить некоторых представителей саммита отложить дату создания зоны свободной торговли до 2005 года. Правительство Бразилии справедливо опасается за своих местных производителей. Так по данным канадских исследователей членство Канады в НАФТА экономически невыгодно для Канады. Серьёзной проблемой ближнего зарубежья является одностороннее возмещение НДС Россией соседям по СНГ. В то время как российским производителям НДС практически не возвращается, и их экспортная продукция облагается двойным налогообложением сначала в России, затем в станах импортёрах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|