Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Танцевально-ритмическая гимнастика

Дополнительная общеразвивающая программа

Детского объединения «Ритмическая мозаика»

Направленность: физкультурно-спортивная

 

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель: Доставалова Екатерина Владимировна

педагог дополнительного образования:

 

Лежнево

2015г.

I.​ Пояснительная записка

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игропластики. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности — античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились оба ее компонента — гимнастика и ритмический танец.

В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных — танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность — в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Под влиянием музыкальной ритмической деятельности развиваются музыкально-эстетические чувства, познавательный интерес, творческое воображение, память, устойчивость произвольного внимания.

Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки и под умелым руководством педагога могут быть использованы в дошкольных учреждениях. В этой связи актуальной становится проблема разработки и реализации рабочей программы кружка «Ритмическая мозаика» в МКДОУ детский сад №13 «Солнышко» с использованием разнообразных форм, средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.

Цель:

Cодействие творческому развитию личности детей 5-7 лет средствами танцевально-игровой гимнастики.

Задачи программы:

1.Развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.

2.Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений: подскоки, «ковырялочка» и другие.

3. Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.

4. Воспитывать у детей умения работать в коллективе и взаимодействовать со сверстниками.

Отличительные особенности программы:

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей;

Интеграция таких направлений, как ритмика, хореография, музыка, пластика, физическая культура;

Активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса.

Основные педагогические принципы - систематичность, постепенность и последовательность.

Программа составлена для детей от 5 до 7 лет.

Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы - 1 год.

Формы подведения итогов реализации программы - В течение года дети, посещающие детское объединение «Ритмика» демонстрируют результаты в мероприятиях детского сада - концертах, конкурсах.

2. Планируемые результаты освоения программы:

-дети эмоционально отзываются на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы);

-дети подвижны, выносливы, владеют основными танцевальными движениями;

-обладают развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности (игре, танце, инсценировании);

- владеют разными формами и видами музыкально-подвижных игр, умеют подчиняться разным правилам.

Расписание непосредственно образовательной деятельности

кружок «Веселая ритмика»

 

Возрастная группа Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Подготовительная группа   16.30-17.00   16.30-17.00  

 

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п Раздел Количество занятий
Общее Теория Практика
  Вводное      
    Образно-игровые упражнения      
  Строевые упражнения      
  Танцевально- ритмическая гимнастика      
  Игропластика      
  Музыкально-подвижные игры      
  Дыхательная гимнастика      
  Пальчиковая гимнастика      
  Игровой самомассаж      
  Игроритмика      
  Креативная гимнастика      
Итого: 72 часа

 

III. Содержание программы

 

Вводное занятие

Приглашение в зал. Расстановка по местам, научить детей ориентироваться в зале (правильно находить своё место). Познакомить детей с новым для них предметом – ритмика, с элементами ритмики: слушание музыки, определение её характера и темпа. Беседа-диалог о движении и танце. Игра-тест на выявление физической подготовки детей «Повтори». Упражнения и движения на релаксацию. Подведение итогов первого занятия.

Образно-игровые упражнения

«Образно-игровые упражнения» представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д. Для детей среднего дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:

    • знакомые детям животные и птицы;
    • интересные предметы;
    • растения и явления природы;
    • люди, профессии.

Теория: - ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, вперед и назад спиной, высокий шаг в разном темпе и ритме,

ходьба на четвереньках;

- бег – легкий, широкий (волк), острый;

- прыжковые движения с продвижением вперед, прямой галоп, поскоки

Практика:

- «Медведи и медвежата»,

- «Пингвины»,

- «Раки» (спиной назад),

- «Гуси и гусеницы»,
- «Слоны»,
- «Бежим по горячему песку» (острый бег),

- «Зайцы»,

- «Белки» (прыжки и поскоки),

- «Лягушата»,

- «Лошадки» (прямой галоп).

 

 

Строевые упражнения

 

« Строевые упражнения»являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов

 

Теория: - построение в шеренгу и в колонну;

- перестроение в круг;

- бег по кругу и по ориентирам «змейкой»;

- перестроение из одной шеренги в несколько;

- перестроение «расческа».

Практика:

- «Солдаты»,

- «Матрешки на полке»,

- «Хоровод»,

- «Хитрая лиса»,

- «У каждого свой домик»,

-«Поздороваемся»,

- «Поменяемся местами».

 

Танцевально-ритмическая гимнастика

«Танцевально – ритмическая гимнастика ». Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на детей, решают конкретные задачи программы, способствуют развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, развитию творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности, тренировке психических процессов

 

Теория: - танцевальные движения

- общеразвиваю-щие упражнения

- образно-танцевальные композиции (из ранее разученных движений).

 

Практика:

- «Чебурашка»

- «Я на солнышке лежу»,

- «Петрушки»,

- «Куклы»,

 

Игропластика:

«Игропластика » основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Теория:

- группировка в положении лежа и сидя;

- перекаты вперед-назад;

- сед ноги врозь широко;
- растяжка ног;

- упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях.

 

Практика:

 

- «Камушки»,

- «Кочки»,

- «Улитка»,

- «Побежали пальчики»,

- «Яблочко»,

- «Бревнышко»,

- «Бабочка».

- «Верблюд»,

- «Корзинка»,

- «Змеи»,

- «Пантеры»,

- «Рыбка»,

- «Бегемоты».

 

Музыкально-подвижные игры

Музыкально-подвижные игры » содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике

Теория:

игры на определение динамики музыкального произведения;

- игры для развития ритма и музыкального слуха;

- подвижные игры;

- игры-превращения;

 

Практика:

 

 

- «Карлики и великаны»,

- «Круг, колонна, шеренга»,

- «Автомобили»,

- «Воробьи и журавли»,

- «Поздороваемся»,

- «Собачка в конуре»,

- «Ракета»;

- «Соседи»;

- «Шапочка».

 

 

Дыхательная гимнастика

«Дыхательная гимнастика».Правильное дыхание – важная часть любых физических упражнений, поэтому дыхательная гимнастика будет полезна в занятиях ритмикой. Дыхательные упражнения учат детей управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой. Например, медленный вдох помогает ребёнку успокоится и настроиться на смену деятельности, выполнению других упражнений. Дыхательная гимнастика развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывает правильное ритмичное дыхание. Гимнастика в стихах и с музыкальным сопровождением принесёт детям не только пользу, но и удовольствие.

 

Теория:

Упражнения, способствующие формированию различных типов дыхания:

- дыхание с задержкой;

- грудное дыхание;

- брюшное дыхан-ие;

- смешанное дыхание;

 

Практика:

- «Ветер»;

- «Воздушный шар»;

- «Насос»;

- «Подышите одной ноздрей»;

- «Паровоз»;

- «Гуси шипят»;

- «Волны шипят»;

- «Ныряние»;

- «Подуем»;

 

Пальчиковая гимнастика:

«Пальчиковая гимнастика»в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают мирвнутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Очень важным фактором, необходимым для развития речи, является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются

Теория:

Упражнения для развития:
ручной умелости;

- мелкой моторики;

- координации движений рук;
Практика:

 

 

- «Мыртышки»;

- «Бабушка кисель варила»;

- «Жук»;
- «Паучок»;

- «Чашка»;

- «Червячок»

 

Игровой самомассаж:

«Игровой самомассаж»является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления

Теория:

- поглаживание рук и ног в образно-игровой форме;

- поглаживание отдельных частей тела в определѐнном порядке в образно-игровой форме;

 

Практика:

- «Лепим лицо»; - - Упругий живот»;

- «Ушки»;

- «Ладошки»;

- «Красивые руки»; «Быстрые ноги»;

 

Игроритмика

«Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры

 

Теория:

- хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет;

- только на 1-ый счет;

- выполнение движений руками в различном темпе;

- различие динамики звука «громко-тихо».

 

Практика:

 

 

- «Хлопушки»,

- «Топотушки»,

- «Лошадки бьют копытом»,

- «Ловим комаров»,

- «Пушистые снежинки»

 

Креативная гимнастика:

«Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

Благодаря этим играм создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности

Теория:

- упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы.

Практика:

 

- «Море волнуется раз»;

- «Зеркало»;

- «Угадай кто я»;

- «Раз, два, три замри»,

- «Ледяные фигуры»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...