Итоговая конференция и зачет по практике
План проведения учебной практики по МПБ
Студентов 3 курса отделения География. Биология.
(порядок проведения и место проведения могут меняться)
1 день
Школьный эколого – биологический комплекс
Содержание работы:
- изучение структуры школьного учебно – опытного участка: примерный план и основные отделы;
- изучение организации отделов полевых, овощных, плодово - ягодных культур, цветочно – декоративного, коллекционного, зоолого - животноводческого, начальных классов, производственного, дендрологического;
- знакомство с содержанием и примерным планом работ учащихся на учебно – опытном участке;
- изучение форм организации учебно – воспитательной работы на учебно – опытном участке;
- разработка тематики опытов в отделах учебно – опытного участка;
- изучение основ ландшафтного дизайна школьной территории
2 день
Практические работы по биологии
Тематика практических работ по биологии, предусмотренных учебной программой 6 – 7 класса на территории школьного учебно – опытного участка
- Вегетативное размножение растений.
- Подготовка почвы к посеву. Посев семян. Уход за растениями.
Содержание работы:
- изучение методики подготовки и проведения практических занятий;
- разработка планов – конспектов практических занятий;
- проведение практических занятий
3 и 4 день
Методика подготовки и проведения школьных биологических экскурсий (6 – 8 кл)
Тематика экскурсий по биологии, предусмотренных учебной программой 6 – 8 класса
6 класс:
Живая и неживая природа; наблюдение за живыми объектами.
Живые организмы зимой.
Живые организмы весной в различных экосистемах.
7 класс:
Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений.
Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние явления в жизни растений.
8класс:
Видовое разнообразие живых организмов леса (парка), водоема, окрестностей школы.
Содержание работы:
1. изучение методики подготовки школьной биологической экскурсии;
2. изучение маршрута проведения экскурсии;
3. разработка развернутых планов конспектов экскурсий по биологии (по выбранной теме);
4. изучение методики обучения учащихся способам камеральной обработки собранного природного материала;
5. проведение зачетных экскурсий;
6. методика использования результатов экскурсии в учебном процессе
5 день
Выполнение бригадных и индивидуальных заданий
Содержание работы:
- анализ школьного учебно – методического комплекса;
- анализ специальной биологической литературы;
- анализ проведенных практических работ и экскурсий;
- разработка модели ландшафтного дизайна школьной территории (на примере конкретной школы);
- разработка модели системы проведения фенологических наблюдений в живой природе;
- изготовление средств обучения для демонстраций на уроках биологии, проведения практических и лабораторных работ: гербариев, мультимедийных презентаций и т.д. (с учетом тематики лабораторных, практических работ и демонстраций, предусмотренных учебной программой).
Перечень обязательных демонстраций, лабораторных и практических работ
(по программе 6 –7 класса)
6 класс:
Демонстрации:
- слайды с изображением тел и явлений природы;
- слайды с изображением живых организмов и их свойств;
- слайды с изображением различных видов животных и растений, биоценозов;
- гербарные экземпляры культурных, комнатных и дикорастущих растений;
- фотографии различных экосистем, их структуры, круговорота веществ, связей организмов, ярусного распределения организмов в экосистемах, сезонных изменений в экосистемах;
7 класс:
Демонстрации:
- коллекции лишайников;
- видоизмененные листья;
- строение корневых систем;
- гербарии мхов, хвощей, плаунов и папоротников;
- гербарии голосеменных растений;
- соцветия;
Лабораторные работы:
Ø Строение почек и расположение их на стебле.
Ø Изучение внешнего строения простых и сложных листьев.
Ø Изучение видоизменений побегов.
Ø Строение цветка.
Ø Изучение строения соцветий.
Ø Строение семян двудольных и однодольных растений.
6 день
Итоговая конференция и зачет по практике
Содержание работы:
- заключительный семинар;
- защита бригадных и индивидуальных заданий;
- подведение итогов, зачет
Литература
Литература основная:
1. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 11-летним сроком обучения. Биология VI-CI классы / – Минск: Национальный институт образования, 2009.
- Якунчев, М.А. Методика преподавания биологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.А. Якунчев, О.Н.Волкова [и др. ]. М. Академия, 2008.
3. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: издательский центр «Академия», 2003.
- Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянова В.И. Полевая практика по природоведению М., 2000.
- Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. М.: Просвещение, 1986.
- Конюшко В.С., Чубаро С.В. - Экологические прогулки.- Мн.: Бел.наука, 2005
- Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии.: М: Цитадель-трейд, 2002.
- Пищик, М.И. В помощь заведующим учебно – опытными участками: методические рекомендации. – Мн: Ураджай, 1990.
Литература дополнительная:
1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1983.
2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии.– М., 1985.
- Биологический энц. словарь.-Под. ред. Гилярова М.С.-М.: Сов. энц.-1989.
3. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. М., 1990.
- Брэм.А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т 3. Пресмыкающиеся. Земноводные. Рыбы. Беспозвоночные. М.: ТЕРРА, 1992.
- Брэм.А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 1.: Млекопитающие.- М.: ТЕРРА, 1992.
- Брэм.А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2.:Птицы.- М.: ТЕРРА, 1992.
7. Веселов Е.А., Кузнецов О.П.Практикум по зоологии. М.,1979.
- Ветвичко В.- Растения полей и лесов.-Прага: Артия.-1987.-225 с.
9. Грин М., Стаут У., Тейлор Биология: в 3-х т. М.: «Мир», 1990.
- Жизнь животных в 7 томах. - Т. 4. Ланцетники. Круглоротые. Хрящевые рыбы. Костные рыбы.- Под. ред.Расса Т.С.-М: Просвещение.-1983
- Жизнь животных в 7 том. - Т. 5 Земноводные. Пресмыкающиеся.- Под. ред.Банникова А.Г.- М: Просвещение.-1985.-399 с.
- Жизнь животных в 7 томах.- Т. 6.Птицы.- Под. ред. Ильичева В. Д.-М: Просвещение.-1986.
- Жизнь животных в 7 томах.- Т. 7. Млекопитающие.- Под. ред. Соколова В.Е..-М: Просвещение.-1989.
- Жизнь растений: Т.4. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные растения.-Под. ред. Голлербаха М.: Просвещение.-1978.
- Жизнь растений: Т.5. Ч.1. Цветковые растения.-Под.ред. Тахтаджяна А.Л.-М.: Просвещение.-1980.
- Жизнь растений: Т.5. Ч.2.- Цветковые растения.-Под.ред. Тахтаджяна А.Л.-М.: Просвещение.
- Жизнь растений: Т.6. Цветковые растения.-Под.ред. Тахтаджяна А.Л.-М.: Просвещение.-1982.-543 с.
- Каравосов В.Т., Петришин В.И., Бавтуто Г.А.- Тропинки царства флоры.-Мн.: Бел. энц.-2003.-416 с.
- Короткова О.А.- Ядовитые растения.- М.: Слово.-2001.
- Крюгер У. -1000 прекрасных растений в вашем доме.-М.- 2000.
21. Лисов Н.Д. Ботаника с основами экологии. Мн.,1998.
22. Лисов Н.Д. Ботаника с основами экологии: Практикум. Мн.,1991.
- .Ловкова М.Я. и др. Почему растения лечат.-М.: Наука.- 1990.
- Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Т.2. Мир природы.-М.: Весь мир.-1999
- Определитель растений Белоруссии. Под ред. Шишкина Б.К. – Мн.: Вышэйшая школа. 1967
- Оуди П. Полный медицинский травник – Лондон.: Дорлинг Киндерсли Лимитед.-2001
- Красная книга РБ. Растения: Популярный энциклопедический справочник.-Мн.:2008.
- Природа Беларуси Популярная энциклопедия.- Мн.-1986
- Рандушка Д.и др. Цветовой атлас растений.-Братислава.: Обзор.-1990
- Смирнов А.В. Мир растений.-М.: Молодая Гвардия.-1988.-303 с.
- Федоров Ф. В. Дикорастущие пищевые растения.- Чебоксары.: Чуваш. Кн. изд.-1989.
- Федорук А. Т. Памятники садово-паркового искусства.-Мн.: Ураджай, 1986.
- Федорук А.Т. Садово-парковое искусство Белоруссии.-Мн.: Ураджай, 1989.
- Энциклопедия. Естествознание. Т.1. –Барселона.-пер. на рус. яз. –2002.
- Юрченко Л.А., Василькевич С.И. Пряности и специи. Справочное издание.-Мн.: Полымя.-1989.
- Баутута, Г. A. Маладому настаунiку бiялогii / Г.А. Баутута Мн., 1988.
37. Внеклассная работа по биологии: Пособие для учителя / Сост. А.И. Никишов и др. – М., 1980.
38. Использование средств обучения на уроках биологии / А.М.Розенштерн и др. – М., 1989.
39. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубарко С.В. Методика обучения биологии / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. Мн.: Книжный дом, 2004.
- Опыты и наблюдения на уроках биологии: Метод. пособие / Под ред. Л. М. Лукьяновича. Мн., 1991.
41. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения: Пособие для учителя. – М., 1988.
42. Самостоятельные работы учащихся по биологии: пособие для учителя / Сост. Е.П. Бруновт и др. – М.: Просвещение, 1984.
- Журнал «Биология в школе», 1986-2009.
- Журнал «Бiялогiя: праблемы выкладання», 1995-2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: