Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура и компетенция органов управления

Понятие управления природопользованием. Цель, сущность, функции управления

Управление природопользованием - это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения её устойчивости. Другими словами, под управлением в сфере природопользования и охраны окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды. Роль административно-правового механизма в охране природной среды остается значительной и во многом определяющей. Специфика организации управления в сфере использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды в целом выражается в комплексном подходе в их использовании и охране, в разделении хозяйственно-организаторских и контрольно-надзорных полномочий. Понятие управления природопользованием вошло в употребление в России в конце 80-х - начале 90-х гг..

Сущность управления природопользованием заключается в конкретных формах его организации и выбранной системе воздействий.

Цель управления - обеспечить экологически безопасное и устойчивое (сбалансированное) развитие.

Основными функциями управления в области природопользования и охраны окружающей природной среды являются:

1. нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране окружающей природной среды;

2. организационная деятельность в данной сфере, в том числе планирование, финансирование, лицензирование;

3. мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением природоохранительного законодательства.

Характер систем управления определяется в первую очередь поставленной целью, но он также зависит от характеристик конкретной территории, что влияет на специфику природопользования и требует регионализации систем управления природопользованием.

Системы управления природопользованием зависят также от выбранных способов воздействия - методов управления. Выбор методов управления определяется на основе информационного и нормативно правового обеспечения процесса управления.

Таким образом, организация системы управления природопользованием включает:

-формирование экополитики;

-конкретизацию целей и задач экополитики, установление приоритетов;

-выработку стратегии природопользования:

-выбор методов управления;

-создание информационного и нормативно-правового обеспечения управления природопользованием;

-создание институциональной инфраструктуры для обеспечения управления в сфере природопользования.

Необходимо подчеркнуть, что управление природопользованием подразумевает управление не экологией или природными процессами, а действиями людей, включенных в природные системы определенных территорий.

Структура и компетенция органов управления

Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей природной среды -- задача всего государственного механизма, всех государственных органов. Вместе с тем в системе государственных органов выделяются специально уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды в целом.

Как предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 72), природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов -- республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Наиболее общей классификацией органов государственной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды является деление их на органы общей и специальной компетенции. К первым на федеральном уровне относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство РФ; ко вторым -- министерства Российской Федерации, государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

 

3. Компетенция, задачи и функции государственных органов Российской Федерации

 

Компетенция, задачи и функции государственных органов Российской Федерации по управлению природопользованием и охраной окружающей среды определены Законом РФ «Об охране окружающей среды» (статья 8). Указом Президента РФ от 17.05.00 № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднен ряд ранее существовавших и образованы новые органы исполнительной власти.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 №2-ФКЗ с изменениями и дополнениями от 31.12.97 г. №3-ФКЗ.

На схеме (рисунок 4.1) приведена структура органов государственного управления Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

 


Рис. 4.1 Система органов государственного управления Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.
Структура органов управления в области природопользования и охраны окружающей среды делится на две категории: общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Администрация Президента, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы управления. К государственным органам специальной компетенции относятся те органы, которые специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранные функции. Эти органы делятся на три вида: комплексные (вопросы природоохранительных задач); отраслевые (вопросы по охране и использованию природных объектов); функциональные (выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов).

Практически все виды деятельности на территории России – производство, строительство, освоение недр, использование природных ресурсов, импорт продукции требуют от производителя работ или инвестора тщательной проработки вопросов экологической безопасности, их согласования и экспертизы в соответствующих федеральных и региональных органах.

 

В компетенцию комплексных органов управления (Государственный экологический контроль, Государственная экологическая экспертиза, Арбитражный суд) входят:

 


  • Определение основных направлений в экологической политике;

  • Планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение экологических программ;

  • Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды;

  • Утверждение нормативов вредных воздействий, выдача разрешений на выброс, сброс, захоронение вредных веществ;

  • Взыскание ущерба, причиненного экологическим правонарушением;

  • Организация заповедного дела;

  • Экологическое образование и воспитание;

  • Международное сотрудничество.


В компетенцию специально уполномоченных органов управления в области природопользования – Минприроды, Росгидромета, Министерства РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям входят:

 


  • Организация и руководство контрольно-инспекционной деятельностью, координационной, эколого-просветительной, заповедной, международной. Например, Министерство природы РФ утверждает нормы и правила природопользования, издает нормативные акты, дает разрешения на выбросы, сбросы вредных веществ;

  • Надзор за соблюдением санитарных нормативов и санитарных правил по охране атмосферного воздуха, почв, водоемов и водных источников от загрязнения вредными для здоровья человека веществами (возложен на Госкомэпидемнадзор);

  • Сбор информации о состоянии воды, воздуха, почвы осуществляет Росгидромет – Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Росгидромет – головная организация единой государственной службы мониторинга окружающей среды. Своеобразие деятельности Росгидромета в том, что он не наделен какими-либо предупредительными или карательными средствами реагирования;

  • Принятие чрезвычайных мер по ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями или катастрофами, возложено на МЧС.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...