Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность и позиция личности в контакте

Основные элементы общения

Прежде чем рассматривать отдельные виды делового общения, обратимся к анализу общих закономерностей общения и рассмотрим его составные элементы (Добрович А. Общение: наука и искусство. М.: АОЗТ «Яуза», 1996, с.53-65).

Общая модель

При построении общей модели коммуникации целесообраз­но воспользоваться схемой Р. Якобсона (1964 г.):

связь

общение

А Б

контекст

код

 

Коммуникация – (от лат. сommunicatio – сообщение) – специфический обмен информа-цией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. (Панфилова, с.11).

Коммуникация имеет место, когда один человек посылает сообщение другому человеку с целью вызвать его ответную реакцию. Че­ловек говорит: «Доброе утро!» А другой отвечает: «Привет!» Отец качает головой, и ребенок перестает тянуться к предмету, который ему запрещают брать. При обсуждении коммуникации мы называем того, кто посылает сообщение, коммуникатором (отправителем), а того, кто его полу­чает, - реципиентом (получателем).

Процесс общения или коммуникации, как видно из приведенной схемы, слагается из следующих шести компонентов:отправитель, адресат, сообщение, код, действительность, контакт

В связи с этим выделяются шесть соответствующих коммуникативных установок (Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2001. – 480 с., с. 5-6):

1) установка на отправителя, т. е. передача состояния отправителя (например, эмоций);

2) установка на адресата, т. е. стремление вызвать определенное состояние у адресата (например, эмоциональное);

3) установка на сообщение, т. е. на ту форму, в которой передано сообщение, или канал коммуникации (средства, с помощью которых сообщение достигает получателя, например, звуковая волна голоса, световые волны - когда вы видите напечатанные слова);

4) установка на систему языка, т. е. на специфические особенности того языка, на котором передается сообщение (вербально, невербально, действиями);

5) установка на действительность, т. е. на то событие, которое выз­вало данное сообщение;

6) установка на контакт, т. е. на само осуществление общения.

Контакт

Под «контактом» понимается случай коммуникации с обрат­ной связью:

 

А Б

 

Адресант не только сообщает информацию, но и получает ответную. Иными словами, адресант, сделав сообщение, стано­вится адресатом; тот, получив сообщение, становится адресан­том. Этот процесс может продолжаться сколь угодно долго.

С нашей точки зрения, понятие «формального» (или «нефор­мального») общения применимо именно к контакту, а не к ком­муникации вообще. «Формальным общением» мы будем назы­вать контакт, на который наложены те или иные ограничения.

Единица контакта

Единицей контакта естественно считать простейший случай: А передает Б один «коммуникативный стимул» (или «коммуникат») и получает один ответный; Б получает один стимул и пе­редает один в ответ; происходит «обмен» коммуникатами. Сле­дуя психотерапевту Э. Берне (1964 г.), назовем такой обмен «трансакцией».

Примеры. А смерил Б презрительным взглядом, тот демон­стративно отвернулся — произошла трансакция. То же самое, но Б попросту смотрел в другую сторону и не заметил знака пре­зрения, — трансакция не состоялась (контакта не было). А со­общил Б некую новость, Б улыбнулся, не сказав ни слова, — трансакция, тем не менее, имела место, так как улыбка — это «жест», коммуникативный стимул. А в качестве актера произ­нес эффектную реплику, зрительный зал (в качестве адресата) затаил дыхание — трансакция состоялась. То же — если публи­ка возмущенно зашикала, расхохоталась или разразилась апло­дисментами. Человеческие трансакции почти всегда предпола­гают использование нескольких кодов одновременно, т. е. «пуч­ка» языков. Язык слов сочетается с языком пауз, интонаций, поз и мимики.

Содержание коммуникативного стимула

Как видно из только что приведенных примеров, коммуникат способен нести как элементарную, так и сверхсложную информацию. Пример элементарной — информация о принадлежности к одной общности, о благожелательном отношении к партнеру. Пример сверхслож­ной информации - словесно-музыкально-пантомимическая пе­редача мистического опыта жрецом или шаманом.

Особо выделим «эмоциональный радикал» коммуникативно­го стимула. Если элементарный «положительный» стимул мы согласимся, по Берне, называть «поглаживанием», то элемен­тарный «отрицательный» стимул получил название «укола».

Партнеры контакта. Маски

Дальнейшая разработка схемы касается партнеров контак­та. Поскольку речь идет о людях, каждый из них располагает:

а) набором масок для «безличной» коммуникации;

6) личностью для «межличностной» коммуникации.

Обратимся теперь к контакту масок.

Маска это совокупность знаков (речевых, жестовых), по­дача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодей­ствие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие такой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур громкий смех и т. п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, на­смешки, агрессивность. И в то же время появиться в маске веж­ливости среди подвыпивших гуляк — значит вызвать их раздра­жение или обиду; здесь требуется другая маска: доброжелатель­ства или лояльного" невмешательства. Маска скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т. д. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам.

Если в общении партнеров допускается только контакт масок, т. е. накладывается ограничение на участие личностей в беседе, то перед нами первый случай формального общения.

Указанное ограничение может быть разным по своей природе. Отметим четыре типа ограничений, накладываемых на контакт.

а) Конвенциональные ограничения. В данной социальной груп­пе существует «конвенция» — обычай, согласно которому в автобусе не принято задавать вопросы личного характера случайному спутнику («Вы, должно быть, сегодня плохо спали?») или сообщать что-либо из своей личной сферы («Знае­те, я разочаровался в жизни»). Приняты лишь безличные коммуникативные стимулы типа: «Разрешите? — Пожалуй­ста», «Извините!— Ничего страшного» и т. п. Конвенция, следовательно, вынуждает партнеров к «безличному» кон­такту, к общению масок.

б) Ситуативные ограничения. Они близки к конвенциональ­ным, Здесь выделяются особые ситуации, в которых участие личностей как партнеров контакта лишь «портит» дело. Примеры: церемониал сдачи смены или развода караула, чай­ная церемония у японцев и т. п.

в) Эмоциональные ограничения. Партнеры общения эмоцио­нально холодны или враждебны друг к другу и, стремясь пре­дотвратить конфликт, пользуются в контакте исключитель­но масками.

г) Насильственные ограничения. Один из партнеров, возмож­но, готов к межличностному общению, но другой по тем или иным причинам пресекает эти попытки, надевая маску и вы­нуждая сделать то же самое своего собеседника. Ограниче­ния этого рода, как видим, отличаются от эмоциональных лишь некоторыми нюансами.

Ограничения контакта, по Д. С. Парыгину (1970), создают «психологические барьеры между людьми»; заменяя подлинное общение «стереотипами», «стандартными поведенческими ре­акциями».

Любой случай контакта масок может быть объяснен пере­численными ограничениями или их сочетанием.

Личность и позиция личности в контакте

Личность — структура чрезвычайной сложности, и мы бу­дем рассматривать ее лишь в частных аспектах, имеющих наи­большее значение в контакте. Человек как «коммуникант» рас­полагает по крайней мере тремя личностными позициями. Они, по мнению Э. Берне, сосуществуют в рамках одной и той же лич­ности, дополняя друг друга.

а) Позиция ребенка, «дитяти» (позиция Д). Сохраняется от ран­него возраста. Сосредоточиваете себе сильные и слабые сто­роны детской натуры. К «сильным», видимо, следует отнести раскованность, творческие порывы, импульсивную жизнера­достность, фантазию, любопытство. К «слабым» — пугли­вость, неуверенность, беспомощность, доверчивость, не­сдержанность. Позиция Ребенка может быть определена как «Хочу!»

б) Позиция родителя (позиция Р). Усваивается в детстве за счет обожания старших и подражания им. Ее сильные сторо­ны: уверенность в правоте моральных требований, способ­ность к авторитетному тону, к покровительству и защите слабого. Менее привлекательные черты: безапелляцион­ность, догматизм, сознание превосходства и права «карать». Позиция Родителя может быть выражена как «Надо!»

в) Позиция взрослого {позиция В). Расчет действий, контроль над ними, трезвость в оценках, понимание относительности догм. При этом излишний скептицизм, скованность (недоста­ток спонтанности), бедность фантазии, недооценка эмоцио­нальной стороны жизни. Позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо».

Будь человек лишен какой-либо из этих позиций, его поведе­ние стало бы «неадаптивным»: либо слишком жестким, либо слишком рыхлым и безалаберным. Однако в некоторую едини­цу времени (по ходу контакта) ведущей является какая-то одна из позиций; в следующий момент может возобладать другая.

Из сказанного следует, что в контакте участвуют фактиче­ски не двое, а шестеро партнеров:

Адресант Адресат

Р Р

В В

Д Д

 

Более подробную систематику трансакций мы рассмотрим позже.

 

Теперь рассмотрим модель процесса общения применительно к какой-либо конкретной ситуации общения. Возьмем за основу систему "Я-другой":

 

Рис. 1.1. Общая схема общения.

Источник: Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. – Петрозаводск: «Периодика», 1997. – 256 с., с.126

 

Любая социальная ситуация общения на уровне формальных и неформальных взаимоотношений включает эти и другие компоненты. В целом поле общения может, как мини­мум, охватить следующие образования:

1. Цели участников и целевая структура ситуации. Люди включаются в общение для удовлетворения различных потреб­ностей. Потребности через мотивы общения формируют цели и подцели общения, который, переплетаясь между собой, обра­зуют целевую структуру ситуации.

Мотивы общения тоже иногда приобретают в сознании участни­ков явно выраженную дифференциацию на внутреннее и внешнее.

2. Правила и нормы участия в ситуации. Совокупность правил и норм образует сложные комплексы ролевых моделей поведения с возможными вариациями сценария, которые выбирают обе сто­роны общения. Почти все сферы взаимодействия людей регламен­тируются правилами. На формальном уровне правила могут быть даже записаны в инструкциях или предполагать строгую процеду­ру их соблюдения (к примеру: ритуал, обряд и т. д.).

3. Роли участников. Каждая ситуация общения может содержать ряд ролевых стандартов поведения. Человек в одной и той же ситу­ации выполняет несколько ролей (например: мужа, отца и сына). Роли могут находиться во взаимосогласованной динамике, где доминирует то одна, то другая в зависимости от того, как развивается общение и к какой роли обращаются собеседники.

4. Репертуар действий. Это прежде всего речевое поведение человека, а также внеречевые акты, которые мы будем рассмат­ривать отдельно в анализе функции обмена информацией. Ре­пертуар действий включает некоторые поведенческие акты, ко­торые приобретают определенный смысл с точки зрения их че­редования и последовательности. Выделим такие стандарты, как говорение — слушание, вопрос — ответ. Эти стандарты предполагают определенные навыки и умения как элементы культуры общения.

Помимо перечисленных компонентов, общение включает внешние условия и типичные трудности, а также внутренние усло­вия или структуру той или иной личности в их полном объеме от темперамента до особенностей психологического пространства.

Анализируя предложенную схему, можно выделить в ней три компонента общения:

- Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между об­щающимися индивидами.

- Интерактивная сторона заключа­ется в организации взаимодействия между об-щающимися инди­видами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и дейст­виями.

- Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и ус­тановления на этой основе взаимопонимания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...