Личность и позиция личности в контакте
Основные элементы общения Прежде чем рассматривать отдельные виды делового общения, обратимся к анализу общих закономерностей общения и рассмотрим его составные элементы (Добрович А. Общение: наука и искусство. М.: АОЗТ «Яуза», 1996, с.53-65). Общая модель При построении общей модели коммуникации целесообразно воспользоваться схемой Р. Якобсона (1964 г.): связь общение А Б контекст код
Коммуникация – (от лат. сommunicatio – сообщение) – специфический обмен информа-цией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. (Панфилова, с.11). Коммуникация имеет место, когда один человек посылает сообщение другому человеку с целью вызвать его ответную реакцию. Человек говорит: «Доброе утро!» А другой отвечает: «Привет!» Отец качает головой, и ребенок перестает тянуться к предмету, который ему запрещают брать. При обсуждении коммуникации мы называем того, кто посылает сообщение, коммуникатором (отправителем), а того, кто его получает, - реципиентом (получателем). Процесс общения или коммуникации, как видно из приведенной схемы, слагается из следующих шести компонентов:отправитель, адресат, сообщение, код, действительность, контакт В связи с этим выделяются шесть соответствующих коммуникативных установок (Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2001. – 480 с., с. 5-6): 1) установка на отправителя, т. е. передача состояния отправителя (например, эмоций); 2) установка на адресата, т. е. стремление вызвать определенное состояние у адресата (например, эмоциональное); 3) установка на сообщение, т. е. на ту форму, в которой передано сообщение, или канал коммуникации (средства, с помощью которых сообщение достигает получателя, например, звуковая волна голоса, световые волны - когда вы видите напечатанные слова);
4) установка на систему языка, т. е. на специфические особенности того языка, на котором передается сообщение (вербально, невербально, действиями); 5) установка на действительность, т. е. на то событие, которое вызвало данное сообщение; 6) установка на контакт, т. е. на само осуществление общения. Контакт Под «контактом» понимается случай коммуникации с обратной связью:
А Б
Адресант не только сообщает информацию, но и получает ответную. Иными словами, адресант, сделав сообщение, становится адресатом; тот, получив сообщение, становится адресантом. Этот процесс может продолжаться сколь угодно долго. С нашей точки зрения, понятие «формального» (или «неформального») общения применимо именно к контакту, а не к коммуникации вообще. «Формальным общением» мы будем называть контакт, на который наложены те или иные ограничения. Единица контакта Единицей контакта естественно считать простейший случай: А передает Б один «коммуникативный стимул» (или «коммуникат») и получает один ответный; Б получает один стимул и передает один в ответ; происходит «обмен» коммуникатами. Следуя психотерапевту Э. Берне (1964 г.), назовем такой обмен «трансакцией». Примеры. А смерил Б презрительным взглядом, тот демонстративно отвернулся — произошла трансакция. То же самое, но Б попросту смотрел в другую сторону и не заметил знака презрения, — трансакция не состоялась (контакта не было). А сообщил Б некую новость, Б улыбнулся, не сказав ни слова, — трансакция, тем не менее, имела место, так как улыбка — это «жест», коммуникативный стимул. А в качестве актера произнес эффектную реплику, зрительный зал (в качестве адресата) затаил дыхание — трансакция состоялась. То же — если публика возмущенно зашикала, расхохоталась или разразилась аплодисментами. Человеческие трансакции почти всегда предполагают использование нескольких кодов одновременно, т. е. «пучка» языков. Язык слов сочетается с языком пауз, интонаций, поз и мимики.
Содержание коммуникативного стимула Как видно из только что приведенных примеров, коммуникат способен нести как элементарную, так и сверхсложную информацию. Пример элементарной — информация о принадлежности к одной общности, о благожелательном отношении к партнеру. Пример сверхсложной информации - словесно-музыкально-пантомимическая передача мистического опыта жрецом или шаманом. Особо выделим «эмоциональный радикал» коммуникативного стимула. Если элементарный «положительный» стимул мы согласимся, по Берне, называть «поглаживанием», то элементарный «отрицательный» стимул получил название «укола». Партнеры контакта. Маски Дальнейшая разработка схемы касается партнеров контакта. Поскольку речь идет о людях, каждый из них располагает: а) набором масок для «безличной» коммуникации; 6) личностью для «межличностной» коммуникации. Обратимся теперь к контакту масок. Маска — это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие такой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур громкий смех и т. п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, насмешки, агрессивность. И в то же время появиться в маске вежливости среди подвыпивших гуляк — значит вызвать их раздражение или обиду; здесь требуется другая маска: доброжелательства или лояльного" невмешательства. Маска скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т. д. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам. Если в общении партнеров допускается только контакт масок, т. е. накладывается ограничение на участие личностей в беседе, то перед нами первый случай формального общения. Указанное ограничение может быть разным по своей природе. Отметим четыре типа ограничений, накладываемых на контакт. а) Конвенциональные ограничения. В данной социальной группе существует «конвенция» — обычай, согласно которому в автобусе не принято задавать вопросы личного характера случайному спутнику («Вы, должно быть, сегодня плохо спали?») или сообщать что-либо из своей личной сферы («Знаете, я разочаровался в жизни»). Приняты лишь безличные коммуникативные стимулы типа: «Разрешите? — Пожалуйста», «Извините!— Ничего страшного» и т. п. Конвенция, следовательно, вынуждает партнеров к «безличному» контакту, к общению масок.
б) Ситуативные ограничения. Они близки к конвенциональным, Здесь выделяются особые ситуации, в которых участие личностей как партнеров контакта лишь «портит» дело. Примеры: церемониал сдачи смены или развода караула, чайная церемония у японцев и т. п. в) Эмоциональные ограничения. Партнеры общения эмоционально холодны или враждебны друг к другу и, стремясь предотвратить конфликт, пользуются в контакте исключительно масками. г) Насильственные ограничения. Один из партнеров, возможно, готов к межличностному общению, но другой по тем или иным причинам пресекает эти попытки, надевая маску и вынуждая сделать то же самое своего собеседника. Ограничения этого рода, как видим, отличаются от эмоциональных лишь некоторыми нюансами. Ограничения контакта, по Д. С. Парыгину (1970), создают «психологические барьеры между людьми»; заменяя подлинное общение «стереотипами», «стандартными поведенческими реакциями». Любой случай контакта масок может быть объяснен перечисленными ограничениями или их сочетанием. Личность и позиция личности в контакте Личность — структура чрезвычайной сложности, и мы будем рассматривать ее лишь в частных аспектах, имеющих наибольшее значение в контакте. Человек как «коммуникант» располагает по крайней мере тремя личностными позициями. Они, по мнению Э. Берне, сосуществуют в рамках одной и той же личности, дополняя друг друга. а) Позиция ребенка, «дитяти» (позиция Д). Сохраняется от раннего возраста. Сосредоточиваете себе сильные и слабые стороны детской натуры. К «сильным», видимо, следует отнести раскованность, творческие порывы, импульсивную жизнерадостность, фантазию, любопытство. К «слабым» — пугливость, неуверенность, беспомощность, доверчивость, несдержанность. Позиция Ребенка может быть определена как «Хочу!»
б) Позиция родителя (позиция Р). Усваивается в детстве за счет обожания старших и подражания им. Ее сильные стороны: уверенность в правоте моральных требований, способность к авторитетному тону, к покровительству и защите слабого. Менее привлекательные черты: безапелляционность, догматизм, сознание превосходства и права «карать». Позиция Родителя может быть выражена как «Надо!» в) Позиция взрослого {позиция В). Расчет действий, контроль над ними, трезвость в оценках, понимание относительности догм. При этом излишний скептицизм, скованность (недостаток спонтанности), бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни. Позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо». Будь человек лишен какой-либо из этих позиций, его поведение стало бы «неадаптивным»: либо слишком жестким, либо слишком рыхлым и безалаберным. Однако в некоторую единицу времени (по ходу контакта) ведущей является какая-то одна из позиций; в следующий момент может возобладать другая. Из сказанного следует, что в контакте участвуют фактически не двое, а шестеро партнеров: Адресант Адресат Р Р В В Д Д
Более подробную систематику трансакций мы рассмотрим позже.
Теперь рассмотрим модель процесса общения применительно к какой-либо конкретной ситуации общения. Возьмем за основу систему "Я-другой":
Рис. 1.1. Общая схема общения. Источник: Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. – Петрозаводск: «Периодика», 1997. – 256 с., с.126
Любая социальная ситуация общения на уровне формальных и неформальных взаимоотношений включает эти и другие компоненты. В целом поле общения может, как минимум, охватить следующие образования: 1. Цели участников и целевая структура ситуации. Люди включаются в общение для удовлетворения различных потребностей. Потребности через мотивы общения формируют цели и подцели общения, который, переплетаясь между собой, образуют целевую структуру ситуации. Мотивы общения тоже иногда приобретают в сознании участников явно выраженную дифференциацию на внутреннее и внешнее. 2. Правила и нормы участия в ситуации. Совокупность правил и норм образует сложные комплексы ролевых моделей поведения с возможными вариациями сценария, которые выбирают обе стороны общения. Почти все сферы взаимодействия людей регламентируются правилами. На формальном уровне правила могут быть даже записаны в инструкциях или предполагать строгую процедуру их соблюдения (к примеру: ритуал, обряд и т. д.).
3. Роли участников. Каждая ситуация общения может содержать ряд ролевых стандартов поведения. Человек в одной и той же ситуации выполняет несколько ролей (например: мужа, отца и сына). Роли могут находиться во взаимосогласованной динамике, где доминирует то одна, то другая в зависимости от того, как развивается общение и к какой роли обращаются собеседники. 4. Репертуар действий. Это прежде всего речевое поведение человека, а также внеречевые акты, которые мы будем рассматривать отдельно в анализе функции обмена информацией. Репертуар действий включает некоторые поведенческие акты, которые приобретают определенный смысл с точки зрения их чередования и последовательности. Выделим такие стандарты, как говорение — слушание, вопрос — ответ. Эти стандарты предполагают определенные навыки и умения как элементы культуры общения. Помимо перечисленных компонентов, общение включает внешние условия и типичные трудности, а также внутренние условия или структуру той или иной личности в их полном объеме от темперамента до особенностей психологического пространства. Анализируя предложенную схему, можно выделить в ней три компонента общения: - Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. - Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между об-щающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. - Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|