Сведения, составляющие государственную тайну
ЭССЕ на тему: Работу выполнил студент1к о/о гр.«В» Cергей Середа
Научный руководитель ассистент Ю.В.Чегоненко
Донецк 2017
Государственные средства воздействия на информационные процессы – важнейшее политическое условие обеспечения прав человека и рационализации использования информационных ресурсов в обществе. Система защиты секретов – наиболее сильное звено государственного опосредования общественных отношений в информационной сфере. Сведения, составляющие государственную тайну, имеют особую важность для общества и государства.Для любого государства важной задачей является защита тех сведений, разглашение которых может нанести ущерб государству, привести к дестабилизации ситуации как внутри страны, так и на международном уровне. Стоит отметить, что в настоящее время эта тема является наиболее актуальной. Рост мировой напряженности и появление в связи с быстрым развитием информационно-коммуникационных технологий способов шпионажа обязывают государственные органы усилить контроль над сведениями, составляющими государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну обычно определяется законодательством. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Далее статья гласит: "Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом". Государственную тайну составляют: сведения в военной области, сведения в экономической и научно-технической области, а также сведения о разведывательной, контрразведывательной и иной деятельности спец. служб государства, о внешнеполитической деятельности государства. Можно назвать такие признаки государственной тайны:1) это очень важные сведения; 2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам; 3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом; 4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами; 5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.
Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию, - сведения о: чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; размерах золотого запаса и государственных валютных резервах; состоянии здоровья высших должностных лиц; фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Засекреченная информация классифицируется по степени конфиденциальности: важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами. В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в стране, принят впервые.
Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные - компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок. Следует отметить, что к работе с этими сведениями может допускаться определённый круг должностных лиц, однако распространять данную информацию строго воспрещается. Чтобы обеспечить конфиденциальность и неразглашение полученной в ходе служебной деятельности информации, данные лица даже могут быть ограничены в их конституционных правах. В Российской Федерации определён список должностных лиц, которые могут относить ту или иную информацию к государственной тайне, то есть перевести информацию из вида общедоступной к виду засекреченной. Также, при определённых обстоятельствах, допускается возможность рассекречивания информации, ранее составлявшей государственную тайну. Данная функция также исходит лишь от определённого круга лиц. Защита сведений, содержащих в себе государственную тайну возлагается на государственные органы. Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере - режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения. Защита государственной тайны прежде всего предполагает организационное обеспечение: создание ведомств, органов, структурных единиц, которые постоянно и профессионально занимаются этим делом. Иными словами, необходимо организационное обеспечение. Оно представлено Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, Федеральной службой безопасности. Федеральным агентством правительственной связи и информации, службой фельдъегерской связи, Службой внешней разведки, государственной технической комиссией и другими административными ведомствами и исполнительными органами государственной власти. А в организациях, предприятиях, учреждениях созданы специальные подразделения, обеспечивающие режим секретности (в прошлом они чаще всего назывались первыми отделами). Ответственность за организацию защиты государственной тайны органом, предприятием, учреждением возлагается на его руководителя.
Изучив данную тему можно сделать вывод, что защита сведений, включающих в себя государственную тайну является важнейшей составляющей в деятельности государства по обеспечению правопорядка, сохранения суверенитета страны в межгосударственных отношениях. Защита данной информации должна носить современный характер. Спец. службы и иные органы, уполномоченные обеспечить неразглашения сведений, должны быть уведомлены о возможностях использования против них современных методов изъятия информации, а также и сами должны быть обеспечены новейшими информационными технологиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|