Экономическая сущность экологического страхования (ЭС)
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Система ЭС заставляет уделять большое внимание вопросам анализа экологического риска. Риск определяется как произведение вероятности техногенного воздействия на окружающую среду, на ущерб, причиненный этим воздействием. ЭС – это страхование ответственности объектов — потенциальных виновников аварийного, непреднамеренного загрязнения среды и страхование собственных убытков, возникающих у источников такого загрязнения. Цель ЭС — наиболее полная компенсация нанесенного экологического вреда. Экономическая сущность состоит в том, что оно выступает как совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям или организациям или для оказания денежной помощи гражданам. ЭС включает: •обязательное и добровольное; • систему ЭС стихийных бедствий; • фонды ЭС и поддержки независимых страховых компаний. Добровольное – на основе договора между страхователем и страховщиком, условия определяются в договоре, согласно Закону «О страховании». Обязательное – осуществляется в силу закона. Охватывает предприятия, внесенные в перечень экологически опасных объектов. Для этих целей создается банк данных об опасных для окружающей среды предприятиях, включающий сведения о размерах ставок, страховых премий и сумм страхового возмещения для каждого типа таких объектов или страховых событий. Выделяют следующие виды экол-ого страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное – для граждан.
К страхованию ответственности перед третьими лицами относится: • страхование общей гражданской ответственности – покрытие ущерба за нанесение вреда имуществу, вреда жизни и здоровью населения в результате аварий и катастроф; • страхование ответственности за нанесение вреда окружающей природной среде (собственно экол-ое страхование) – страхование владельцев опасных объектов для возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного аварией и катастрофой. На основе величины ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы: 1)особо опасные –группа А –предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09 –подлежат обязательному страхованию; 2)опасные — группа Б — с вероятностью аварий на уровне 0,085. Решение принимают региональные природоохранные органы; 3)малоопасные — группа В — вероятность аварий 0,059. На добровольной основе. Обеспечение выплат по экологическому страхованию реализуется через создание следующих фондов: • страховые фонды предприятий; • фонды взаимного страхования; • фонд страхования экологического риска. Проблемы и тенденции развития ЭС: отсутствие статистической базы для расчета тарифных ставок страховых премий, а также необходимость создания больших резервных фондов; отсутствуют нормативные оценки убытка, причиненного имуществу и здоровью граждан. В расчете убытков и ущерба самым трудным является вопрос определения ущерба здоровью (жизни) населения. Наметилась негативная тенденция в деятельности страховой защиты: страховые компании исключают из своих правил страхование ответственности за вред, причиненный здоровью в результате экологического бедствия. Одной из причин, сдерживающих развитие рынка экологического страхования, является отсутствие методологии и методик страхования экологического риска. В механизме экологического страхования не предусмотрены временные рамки ответственности страховщика, а также способы определения характера загрязнения (является этот процесс текущим или единичным).
Сущность налоговой политики в природопользовании. Существующая налоговая политика в нашей стране далека от совершенства. Она носит чисто фискальный характер, не играет никакой стимулирующей роли и не способствует переходу России на устойчивый путь развития. Намечаемые изменения в налоговой системе с вводом нового Налогового кодекса РФ не несут в себе ничего принципиально нового. По-прежнему в этой системе сохраняется благоприятная «почва» для сокрытия налогов, вывоза капитала за рубеж и других экономических преступлений. Поступления в доходную часть бюджета от природно-ресурсных налогов, как и прежде, остаются на весьма низком уровне, несмотря на то, что природные ресурсы вносят основной вклад в доход нашего общества. Новая налоговая политика должна быть в первую очередь направлена на стимулирование снижения загрязнения окружающей среды вредными веществами, уменьшение потребления природных ресурсов, рациональное и неистощительное их исп-ние, а также решение других природоресурсных и экологических задач. Для обеспечения перехода России на ноосферный путь развития налоговая система должна базироваться на следующих основополагающих принципах: • доход, получаемый без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов (по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства), принадлежащий каждому гражданину России в равной степени, должен взиматься в бюджет и расходоваться на социально-экономические и другие нужды общества; • все то, что человек заработал своим трудом и посредством сбережений, является принадлежащей ему собственностью. Этот доход не должен облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других; • возмещение физическими и юридическими лицами причиненного ими экономического ущерба в результате загрязнения окружающей среды; • возмещение физическими и юридическими лицами упущенной выгоды общества в результате потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов);
• обеспечение, гарантированного поступления и расходования финансовых средств на охрану и воспроизводство природных ресурсов с целью обеспечения неистощительного природопользования; • изъятие части доходов от экспорта и импорта товаров с помощью таможенных пошлин и сборов. Плата за лесные ресурсы Лесные ресурсы включают в себя сырьевые, оздоровительные, санитарно-курортные, полезащитные и водоохранные леса. Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, образуют лесной фонд. В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, пустыри, площади, занятые питомниками и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и др. неудобные для исп-ния земли). Лесной кодекс РФ (от 22.01.97) регламентирует основы рац-ого исп-ния, охраны, защиты, воспроизводства и повышения экол-ого и ресурсного потенциала лесов. Платежи за лесопользование вносят организации, индивидуальные предприниматели и физ. лица, осущ-щие пользование лесным фондом РФ. Платежи за лесопользование взимаются за: заготовку древесины, отпускаемой на корню; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных материалов; побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев или пасек и других видов лесного пользования); лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристских или спортивных целей.
Платежи за пользование лесным фондом осущ-ся в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата — при аренде участков лесного фонда. Лесные подати могут взиматься в денежной форме, части добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции или услуг. Ставки лесных податей определяются исходя из ценности единицы лесного ресурса и устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством, либо определяются на основе результатов лесных аукционов. Лесной кодекс регламентирует порядок распределения и использования средств, получаемых за счет лесопользования в виде платежей: в федеральный бюджет — 40%, в бюджеты субъектов Федерации — 60%.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|