Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая сущность экологического страхования (ЭС)




Система ЭС заставляет уделять большое внимание вопросам анализа экологического риска. Риск определяется как произведение вероятности техногенного воздействия на окружающую среду, на ущерб, причиненный этим воздействием.

ЭС – это страхование ответственности объектов — потенциальных виновников аварийного, непреднамеренного загрязнения среды и страхование собственных убытков, возникающих у источников такого загрязнения. Цель ЭС — наиболее полная компенсация нанесенного экологического вреда.

Экономическая сущность состоит в том, что оно выступает как совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям или организациям или для оказания денежной помощи гражданам.

ЭС включает:

•обязательное и добровольное;

• систему ЭС стихийных бедствий;

• фонды ЭС и поддержки независимых страховых компаний.

Добровольное – на основе договора между страхователем и страховщиком, условия определяются в договоре, согласно Закону «О страховании».

Обязательное – осуществляется в силу закона. Охватывает предприятия, внесенные в перечень экологически опасных объектов. Для этих целей создается банк данных об опасных для окружающей среды предприятиях, включающий сведения о размерах ставок, страховых премий и сумм страхового возмещения для каждого типа таких объектов или страховых событий.

Выделяют следующие виды экол-ого страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное – для граждан.

К страхованию ответственности перед третьими лицами относится:

• страхование общей гражданской ответственности – покрытие ущерба за нанесение вреда имуществу, вреда жизни и здоровью населения в результате аварий и катастроф;

• страхование ответственности за нанесение вреда окружающей природной среде (собственно экол-ое страхование) – страхование владельцев опасных объектов для возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного аварией и катастрофой.

На основе величины ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы:

1)особо опасные –группа А –предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09 –подлежат обязательному страхованию;

2)опасные — группа Б — с вероятностью аварий на уровне 0,085. Решение принимают региональные природоохранные органы;

3)малоопасные — группа В — вероятность аварий 0,059. На добровольной основе.

Обеспечение выплат по экологическому страхованию реализуется через создание следующих фондов:

• страховые фонды предприятий;

• фонды взаимного страхования;

• фонд страхования экологического риска.

Проблемы и тенденции развития ЭС: отсутствие статистической базы для расчета тарифных ставок страховых премий, а также необходимость создания больших резервных фондов; отсутствуют нормативные оценки убытка, причиненного имуществу и здоровью граждан.

В расчете убытков и ущерба самым трудным является вопрос определения ущерба здоровью (жизни) населения. Наметилась негативная тенденция в деятельности страховой защиты: страховые компании исключают из своих правил страхование ответственности за вред, причиненный здоровью в результате экологического бедствия.

Одной из причин, сдерживающих развитие рынка экологического страхования, является отсутствие методологии и методик страхования экологического риска. В механизме экологического страхования не предусмотрены временные рамки ответственности страховщика, а также способы определения характера загрязнения (является этот процесс текущим или единичным).

Сущность налоговой политики в природопользовании.

Существующая налоговая политика в нашей стране далека от совершенства. Она носит чисто фискальный характер, не играет никакой стимулирующей роли и не способствует переходу России на устойчивый путь развития.

Намечаемые изменения в налоговой системе с вводом нового Налогового кодекса РФ не несут в себе ничего принципиально нового. По-прежнему в этой системе сохраняется благоприятная «почва» для сокрытия налогов, вывоза капитала за рубеж и других экономических преступлений.

Поступления в доходную часть бюджета от природно-ресурсных налогов, как и прежде, остаются на весьма низком уровне, несмотря на то, что природные ресурсы вносят основной вклад в доход нашего общества.

Новая налоговая политика должна быть в первую очередь направлена на стимулирование снижения загрязнения окружающей среды вредными веществами, уменьшение потребления природных ресурсов, рациональное и неистощительное их исп-ние, а также решение других природоресурсных и экологических задач.

Для обеспечения перехода России на ноосферный путь развития налоговая система должна базироваться на следующих основополагающих принципах:

• доход, получаемый без затрат труда и предпринимательской деятельности в результате эксплуатации лучших природных ресурсов (по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства), принадлежащий каждому гражданину России в равной степени, должен взиматься в бюджет и расходоваться на социально-экономические и другие нужды общества;

• все то, что человек заработал своим трудом и посредством сбережений, является принадлежащей ему собственностью. Этот доход не должен облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других;

• возмещение физическими и юридическими лицами причиненного ими экономического ущерба в результате загрязнения окружающей среды;

• возмещение физическими и юридическими лицами упущенной выгоды общества в результате потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов);

• обеспечение, гарантированного поступления и расходования финансовых средств на охрану и воспроизводство природных ресурсов с целью обеспечения неистощительного природопользования;

• изъятие части доходов от экспорта и импорта товаров с помощью таможенных пошлин и сборов.

Плата за лесные ресурсы

Лесные ресурсы включают в себя сырьевые, оздоровительные, санитарно-курортные, полезащитные и водоохранные леса. Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, образуют лесной фонд.

В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, пустыри, площади, занятые питомниками и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и др. неудобные для исп-ния земли).

Лесной кодекс РФ (от 22.01.97) регламентирует основы рац-ого исп-ния, охраны, защиты, воспроизводства и повышения экол-ого и ресурсного потенциала лесов. Платежи за лесопользование вносят организации, индивидуальные предприниматели и физ. лица, осущ-щие пользование лесным фондом РФ.

Платежи за лесопользование взимаются за: заготовку древесины, отпускаемой на корню; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных материалов; побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев или пасек и других видов лесного пользования); лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, туристских или спортивных целей.

Платежи за пользование лесным фондом осущ-ся в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата — при аренде участков лесного фонда. Лесные подати могут взиматься в денежной форме, части добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции или услуг. Ставки лесных податей определяются исходя из ценности единицы лесного ресурса и устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством, либо определяются на основе результатов лесных аукционов.

Лесной кодекс регламентирует порядок распределения и использования средств, получаемых за счет лесопользования в виде платежей: в федеральный бюджет — 40%, в бюджеты субъектов Федерации — 60%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...